АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО - 2021 И ФАОП НОО
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная
программа начального общего образования (ФГОС НОО – 2021 и ФОП НОО)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее – Программа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14 составлена с учетом основных направлений государственной политики в области образования – обеспечение обязательности, доступности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа предназначена для поэтапной работы по решению проблем образования и решения задач, направленных на достижение целей, поставленных педагогическим коллективом.
Данная Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа для обучающихся с ОВЗ представляет собой нормативно-управленческий документ Школы.
Актуальность разработки этого документа заключается в том, что он призван отразить специфику, основные направления и результаты, а также стратегию развития школы по обеспечению социально-образовательного заказа, удовлетворению особых образовательных потребностей с ограниченными возможностями здоровья.
Школа призвана создавать условия для выполнения Закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации для обеспечения равных со всеми прав на получение образования обучающимся с ОВЗ.
Законодательная база, лежащая в основе представленного документа, позволяет констатировать, что настоящая Программа определяет цели воспитания и образования с учетом приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике, помогает построить концепцию развития, определить задачи перехода к следующей ступени обучения, а также план действий и поэтапную их реализацию.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР —обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих основных задач:
·
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
·
достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР, целевых
установок, приобретение знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося с
ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
·
становление и развитие личности
обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
·
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
·
обеспечение
доступности получения качественного начального общего образования;
·
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
·
выявление и
развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их общественно полезной
деятельности, проведения спортивно- оздоровительной работы, организацию художественного творчества с
использованием системы клубов,
секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;
·
использование в образовательном процессе
современных образовательных технологий деятельностного типа;
·
предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной работы;
·
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
·
включение обучающихся в процессы познания
и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района,
города).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ) к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному государственному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы предполагает введение программы коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения программы коррекционной работы и условиям реализации АООП НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
АООП НОО определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и результаты реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
•
пояснительную записку;
• планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:
•
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей;
•
программа
формирования универсальных учебных действий;
•
рабочая программа воспитания;
•
программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
•
учебный план начального общего
образования;
•
план внеурочной деятельности;
•
календарный учебный
график;
•
календарный
план воспитательной работы;
•
характеристику условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования.