АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО - 2009 и ФАОП НОО
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная
программа начального общего образования (ФГОС НОО – 2009 и ФОП НОО)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее – Программа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной
школы № 14 составлена с учетом
основных направлений государственной политики
в области образования – обеспечение обязательности, доступности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа предназначена для поэтапной работы по решению проблем образования и решения
задач, направленных на достижение целей, поставленных педагогическим коллективом.
Данная Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья
обучающихся.
Программа для обучающихся с ОВЗ представляет собой нормативно-управленческий документ Школы.
Актуальность разработки этого документа заключается в
том, что он призван отразить специфику,
основные направления и результаты, а также стратегию развития школы по обеспечению социально-образовательного заказа, удовлетворению особых образовательных потребностей с ограниченными возможностями здоровья.
Школа призвана создавать условия для выполнения Закона
«Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации для обеспечения равных со всеми прав на получение образования обучающимся с ОВЗ.
Законодательная база, лежащая
в основе представленного документа, позволяет констатировать, что настоящая Программа
определяет цели воспитания и образования с учетом приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике, помогает построить
концепцию развития, определить задачи перехода к следующей ступени
обучения, а также
план действий и поэтапную
их реализацию.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР —обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение
следующих основных задач:
·
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
·
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР, целевых
установок, приобретение знаний,
умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося с
ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
·
становление и развитие личности
обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
·
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
·
обеспечение
доступности получения качественного начального общего образования;
·
обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
·
выявление и
развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через организацию их общественно полезной
деятельности, проведения спортивно- оздоровительной работы, организацию художественного творчества с
использованием системы клубов,
секций, студий и кружков (включая
организационные формы на основе сетевого
взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;
·
использование в образовательном процессе
современных образовательных технологий деятельностного типа;
·
предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной работы;
·
участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
·
включение обучающихся в процессы познания
и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района,
города).
Адаптированная основная
общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ (вариант
7.1.) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ) к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, условиям ее реализации и результатам освоения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает
образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки
обучения (1
- 4 классы).
АООП НОО представляет собой адаптированный вариант
основной образовательной программы
начального общего образования (далее — ООП НОО). Требования к структуре АООП НОО (в том
числе соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений и их объему) и результатам ее освоения соответствуют федеральному
государственному стандарту начального общего
образования (далее — ФГОС НОО). Адаптация программы
предполагает введение программы
коррекционной работы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и поддержку в освоении АООП НОО, требований к результатам освоения
программы коррекционной работы и условиям
реализации АООП НОО. Обязательными условиями
реализации АООП НОО обучающихся
с ЗПР является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных
классов с педагогами, реализующими программу
коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося
определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе
рекомендаций ПМПК, ИПР.
Определение варианта АООП НОО обучающегося с ЗПР осуществляется
на основе рекомендаций
психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
АООП НОО определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования группируется в три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и результаты реализации основной образовательной
программы, конкретизированные в соответствии с
требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности народов
Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
•
пояснительную записку;
•
планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы начального общего образования;
•
систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает следующие
программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том
числе:
•
рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей;
•
программа
формирования универсальных учебных действий;
•
рабочая программа воспитания;
•
программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности,
а также механизмы реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
•
учебный план начального общего
образования;
•
план внеурочной деятельности;
•
календарный учебный
график;
•
календарный
план воспитательной работы;
•
характеристику условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования.
Нормативно-правовую базу разработки АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ-СОШ № 14 (далее – Программа)
составляют:
1.
Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» с
изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18
декабря 2012г. № 1060.
3.
Федеральной образовательной программы начального общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. №
372.
4.
Приказа Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. №115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам –образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования».
5.
Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26.08.2010 №761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»
6.
Письмо Минобрнауки РФ от 24 ноября 2011 №МД-1552/03 "Об оснащении общеобразовательных учреждений
учебным и учебно-лабораторным оборудованием".
7.
Письма Минобрнауки России от 9 октября 2017 года № ТС-945/08 «О реализации права граждан на получение образования на
родном языке».
8. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
9. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 №1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72 654);
10.
Приказ
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72 653);
11.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373, с изменениями и дополнениями);
12.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 (далее – ФГОС
НОО для детей с ОВЗ));
13.
Постановление Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286 – 15
«Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
14.
Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021г. № 2
(зарегистрировано в Минюсте
России 29 января 2021 г. №62296)
15.
Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи, утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. №
28 (зарегистрировано в Минюсте 18 декабря 2020 г.№61573)
16.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего
общего образования». 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах
часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических
работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
17.
Другие действующие нормативные акты в области образования федерального, регионального и школьного уровня в части
планирования, организации образовательного процесса.
18.
Устав МБОУ-СОШ № 14