Рабочая программа ДОП социально-гуманитарной направленности «Проба пера»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 »
Муниципальное образование город Армавир

Принята на заседании
педагогического совета
от «30» августа 2024 г.
Протокол №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ-СОШ № 14
___________А.С. Силин
«30» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Проба пера»
название программы

Срок реализации программы: 1 год (162ч)
Возрастная категория: 12-18 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID- номер в Навигаторе:___________

Автор-составитель:
Калюгина Диана Михайловна,
учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проба
пера» соответствует государственной политике в области дополнительного
образования и социальному заказу общества и направлена на развитие
интереса обучающихся к средствам массовой информации, возможность
самовыражения, адаптации ребёнка к жизни в современном обществе,
профессиональное самоопределение обучающихся – подготовку юных
корреспондентов к работе в детском медиацентре, газете.
В рамках реализации данной программы создаются условия для развития
творческих и интеллектуальных способностей, формирования активной
жизненной позиции, происходит социализация ребёнка посредством
включения его в журналистскую деятельность.
Полученные знания подготовят обучающихся к объективному восприятию
информации и практическому применению их в окружающей реальности;
создадут основу для формирования творческой личности.
Программа «Основы журналистики», ориентирована на развитие умений
выделять главное, излагать грамотно свои мысли на бумаге, помогает
научиться правильно задавать вопросы и внимательно слушать собеседника.
Направленность программы социально-гуманитарная
Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский.
Возрастная категория: 12-18 лет
Срок реализации программы 1 учебный год.
Формы обучения: очная
Режим занятий: Объём программы – 162 часа. Продолжительность занятий
– 2 часа по 40 минут с перерывом 10 минут в соответствии с СанПин и 2,5
часа по 40 минут с перерывом 10 минут в соответствии.
Программа ориентирована на применение комплекса знаний по изученным
базовым учебным дисциплинам основной образовательной программы,
таким как: литература, русский язык, история, география и другим. В свою
очередь, обучение по данной программе не только значительно расширит
объём знаний по основным учебным предметам, но и даст запас сведений,
необходимых для успешной профессиональной деятельности, расширит
кругозор обучающихся.
Программа адресована детям в возрасте от 12 до 18 лет, заинтересованным в
получении знаний и навыков в области журналистике, не имеющих
специальной подготовки. Состав групп может быть разновозрастной.
Количество обучающихся в группах до 20 человек.
Методы обучения используемые для реализации программы: словесный,
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
наглядный практический с использованием информационных технологий, в
качестве воспитательных методов: убеждение, поощрение, упражнения,
метод стимулирования и мотивации.

Программа разработана на основе следующих нормативных
документов: -Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. N 629 «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Цель программы: развитие творческих и интеллектуальных способностей
детей 12-18 лет, посредством включения их в журналистскую деятельность.
Задачи:
1.
2.
3.

1.
2.
3.
1.
2.
3.

Воспитательные:
Воспитывать социально-активного гражданина своей Родины.
Формировать этику журналистской деятельности, литературный вкус.
Формировать у обучающихся собственную позицию по вопросам
гражданской и общественной жизни, воспитывать самостоятельность,
инициативность, целеустремленность.
Развивающие:
Развивать у обучающихся образное, логическое, креативное и критическое
мышление, а также воображение, наблюдательность, умение анализировать.
Совершенствовать уровень владения письменной и устной речью, навыками
использования информационно-компьютерных технологий.
Формировать коммуникативные умения и навыки самоорганизации.
Обучающие:
Формировать первоначальные знания по основам журналистики,
фотожурналистике.
Формировать навыки работы с журналами, газетами, словарями, научнопопулярной литературой и Интернет-ресурсами.
Формировать умения работать в различных жанрах журналистики.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Количество часов
№ Наименование тем

Формы
контроля/
Всего Теория Практика аттестации

1.

Введение в журналистику

20

15

5

Опрос

2.

Особенности
коммуникационных
взаимодействий
журналиста

30

20

10

наблюдение

3.

Информационные жанры

28

8

20

Устный опрос

4.

Журналистский текст

30

6

24

Тест

18

Защита
готового
макета газеты
Карта
самооценки

5
6

Оформление
журналистского материала

48

30

Подведение итогов

6

–

6

Итого:

162

79

83

1. Раздел: Введение в журналистику
Теория. Ведение в журналистику. История журналистики. Журналистика как
профессия. Структура СМИ. Редакция газеты. Редколлегия. Пресс-центр.
Практика. Игры и тренинги на знакомство, на выявление склонности к
деятельности в сфере журналистики. Анализ современной подростковой и
детской прессы. Ролевая игра «Редакция», деловая игра «Школьная газета»
2. Раздел: Особенности коммуникационных взаимодействий журналиста
Теория: Качества, необходимые журналисту. Основы журналистского
этикета. Речевой этикет
Практика. Тренинг на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и
критического мышления. Игры на командообразование. Упражнения на
отработку правил этикета. Разговор по телефону. Упражнения: «Прохожий»,
«Неудобный вопрос», «Справочная служба» и др. Практикум «Речь СМИ.
Реализация в публицистике стилистических норм русского языка»: работа с
периодикой, коррекция ошибок, индивидуальная работа.
3. Раздел: Информационные жанры
Теория: Что такое – Новости? Информация, информационный поток. Роль
информации в обществе. «Скелет» новости. Схемы написания:
«треугольник», «обратный треугольник», «песочные часы». Терминология:
«ядро», «деталь», «бэкграунд». Заметка и её виды: хроникальная,
информационная, мини-портрет, мини-рецензия, мини-совет, мини-история и
др. Обзор и обозрение. Что такое интервью, его признаки. Типы и виды

интервью. Репортаж. Виды репортажа и их особенности. Фоторепортаж.
Социология как основная часть журналистики.
Практика. Составление «десятки» последних школьных новостей.
Написание новостей различными способами (применение схем на практике).
Упражнения на определение подвида заметки. Практикум по теме «Заметка»:
работа с газетным материалом. Самостоятельное написание информационной
заметки. Практикум по теме «Интервью». Деловая игра «Как брать
интервью». Применение диктофона при интервьюировании. Создание
репортажа. Работа в группах. Практикум фоторепортаж, фото-история.
«Репортер на выезде».
4. Раздел: Журналистский текст
Теория. Журналистский текст. Тема, замысел и идея журналистского
произведения. Этапы работы над журналистским текстом, редакторская
правка. Стили речи. Публицистический стиль. Специфика использования
средств эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.
Терминология: «Газетный язык».
Практика. Практикум «Подготовка материала к публикациям». Работа по
группам: каждой группе даётся определённый текст, задача −определить
стиль, жанр, особенности текста. Практикум «Лексические особенности
публицистического стиля» (упражнения). Практикум «Синтаксические
особенности публицистического стиля» (упражнения).
5. Раздел: Оформление журналистского материала
Теория. Особенности оформления различных материалов. Художественное
оформление материала. Вёрстка и дизайн газеты. Терминология: Нейросеть.
Практика. Практикум с текстовый процессор Microsoft Word. Работа в
приложении Шедеврум. Практическая подготовка печатного макета к печати.
Печать. Практикум «Компьютерное макетирование газеты»: вёрстка и
оформление газеты в программе. Выпуск газеты.
6. Раздел: Подведение итогов
Практическая часть. Промежуточные результаты по темам «Личность
журналиста» и «Журналистский текст». Подведение итогов работы детского
объединения журналистов. Анкетирование «Мои успехи в журналистике».
Выставка творческих достижений.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты




У обучающегося будет сформирована:
социально-активная позиция гражданина своей Родины;
этика журналисткой деятельности, воспитан журналистский вкус.
собственная позиция по вопросам гражданской и общественной жизни, буту
проявлять самостоятельность, инициативность, целеустремленность;
Метапредметные результаты









Обучающийся приобретёт:
навыки сотрудничества со сверстниками, способность принимать
самостоятельные аргументированные решения;
повысит уровень владения письменной и устной речью, навыками
использования информационно-компьютерных технологий;
будут развиты навыки логическое, креативное и критическое мышление, а
также воображение, наблюдательность, умение анализировать.
Проявлять навыки коммуникативного общения и самоорганизации;
Обучающиеся будут уметь:
применять различные методы и инструменты при поиске и отборе
информации для подготовки материала в газету;
проявлять
уважительное
отношение
к
собеседнику
при
его
интервьюировании;
собирать и систематизировать информацию из разных источников.
Предметные







Обучающиеся будут знать:
основы
первоначальных
знаний
по
основам
журналистики,
фотожурналистике.
Будут уметь:
работать с журналами, газетами, словарями и научно-популярной
литературой.
Будут владеть:
основами работы в различных жанрах, основами анализа журналистских
текстов, речевыми средствами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1. Кадцина Т.А. Юный журналист: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа. [Электронный ресурс] //
URL: https://clck.ru/33LZKY.
2. Козлова И.А. Юные журналисты: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа. [Электронный ресурс] //
URL: https://clck.ru/33LYvt.
3. Градюшко А. А. Основы журналистики. Организация работы редакции
СМИ.-Минск: БГУ, 2005.-104 с. – 2012.
4. Корконосенко С. Г. и др. Основы журналистики. – 2020.
5. Рихтер А. Правовые основы журналистики. Учебник. – Litres, 2022.


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».