МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Управление образования администрации муниципального образования город Армавир МБОУ - СОШ № 14 РАССМОТРЕНО руководитель ШМО учителей начальных классов ___________ Чернышова Т.В. Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УМР ___________ Калмыкова В.П. Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО директор __________ Силин А.С. Приказ № 495/2.4.3 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Разговоры о профессиях» (для обучающихся 1-4-х классов) город Армавир 2024 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Разговоры о профессиях» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного воспитания и развития, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования, на основе программы авторского курса внеурочной деятельности «Мир профессий» для 1-4 классов (авторы-составители Е.В.Прилипская, Е.Ю.Сухаревская). Данный курс является первой ступенькой в профориентационной работе. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ПРОФЕССИЯХ» Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем. Задачи: Образовательные: - расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); - расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; - активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии. Воспитательные: - воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых; - расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств; - воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности. Условия эффективной реализации данной программы: 2 изменятся методологические основания построения педагогического процесса в начальной школе; педагогическое сопровождение процессов формирования основ целостного образа человеческой деятельности в начальной школе; создание пропедевтическая профориентационной педагогической системы начальной школы; использование в работе исследовательских проектных видов деятельности; использование потенциалов микросоциума (семьи) в построении единого интегрального образовательного пространства ребёнка; сопровождение технологиями оценивания качества проектной деятельности в начальной школе. Особенностью данной программы является: - формирование на ранних стадиях социальной сферы интересов личности ребёнка; - ознакомление младших школьников с профессиями взрослых, в том числе родителей, - обеспечение пропедевтики профориентационной подготовки. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек - природа». Межпредметная интеграция способствует: формированию целостного представления о различных сферах человеческой деятельности; развитию знаний, умений и навыков, необходимых для создания этой целостности в смысловых новообразованиях у младших школьников; освоению элементарных знаний о профессиях людей; в-четвёртых, включению обучающихся в исследовательскую деятельность. Профориентационное воспитание в начальной школе – это создание среды, которая будет способствовать воспитанию у ребёнка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения. Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии. Обучающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представление о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, экскурсии, конференции, элементы тренинга, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Важна смена различных видов деятельности на протяжении всего занятия. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Это рисунок, аппликация, сообщение, а также сочинение рассказов, стихов, сценариев, проигрывание сценок, спектаклей, миниатюр, выпуск тематических газет, плакатов, выставка работ ИЗО и трудовой деятельности. МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ПРОФЕССИЯХ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с 3 учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации. На реализацию рабочей программы курса «Разговоры о профессиях» в 1-м классе отводится 17 часов 1 классе (1 раз в неделю), во 2-4 классах – по 17 часов в год (1 раз в неделю). Общий объём составляет 68 часов. 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О ПРОФЕССИЯХ» 1 класс Раздел 1. Профессии, связанные с природой (4 ч.) Введение в тему. Путешествие в мир профессий сельского хозяйства. У бабушки в деревне. Ловись рыбка. Труженики леса. Хлеб – всему голова. Профессия овощевод. Знакомьтесь с агронома. Профессия цветовод. Все работы хороши, выбирай на вкус. Раздел 2. Профессии наших мам (5 ч.) Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка. Расти здоровым. Я в учителя пойду. Кухонный переполох. Причёски такие разные. Профессии наших мам. Кем быть? Раздел 3. Профессии наших пап (5 ч.) Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок. Профессия водитель. Осторожно огонь. Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. Профессия шахтёр. Все профессии нужны, все профессии важны. Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (3 ч.) Куда уходят поезда. Высоко в облаках. Космическое путешествие. Морское путешествие. На арене цирка. Профессии наших родителей. Кем быть? Каким быть? 2 класс Раздел 1. Мир профессий (1ч.) Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий». Раздел 2. Профессии, связанные с природой (2 ч.) Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия флорист. Профессия овощевод. Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют (2 ч.) Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь». Следствие ведут второклассники! Разведчик. Летчик. Водолаз. Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (6 ч.) Врач скорой помощи. Детский врач – педиатр. Зубной врач. Кто лечит наши глаза. ЛОР- 3 волшебные буквы. Врач хирург. Раздел 5. Профессии в школе (6 ч.) Профессия – учитель. Профессия – воспитатель. Как помогает логопед. Профессия – библиотекарь. Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто? Школьный доктор. Создание странички портфолио – «Труд в почете любой». 3 класс Раздел 1. Представление о труде взрослых (4 ч.) Представление о труде взрослых. Вот у Коли, например, мама – милиционер. «Мама – лётчик? Что ж такого?» Имеет ли значение пол человека для выбора и 5 обретения профессии. Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». Раздел 2. Кем работают мои родные? (5 ч.) Кем работают мои родные? Кем работают(ли) бабушки и дедушки? Сочинение «Трудовая гордость моей семьи». Исследование трудовой истории моей семьи. Оформление страницы портфолио. Семейные династии. Оформление фото-картиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». Раздел 3. Эволюция профессий (4 ч.) Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. Как рождаются новые профессии. Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» Раздел 4. Сложности выбора профессии (4 ч.) Сложности выбора профессии. Книгу переворошив, намотай себе на ус все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?». Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все профессии важны – все профессии нужны! 4 класс Раздел 1. В гостях у своего «Я» (6 ч.) В гостях у своего «Я». Мое «Я» в гостях у других «Я». Великая радость – работа. «Быть нужным людям…». Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия». Характер и выбор профессии. Раздел 2. Правила выбора профессии (6 ч.) Правила выбора профессии. Творческий проект «Моя будущая профессия». Представление о себе и проблема выбора профессии. «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо»). Как готовить себя к будущей профессии. Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?». Сочинение «… - это призвание!». Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (3 ч.) Профессии, без которых не обойтись. Исследование «Необычная творческая профессия». Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий». Раздел 4. Мир профессий (2 ч.) Проект «Я и мир профессий». Защита «Профессионального портфолио». Итоговая конференция «Мир профессий». 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ходе освоения курса внеурочной деятельности достигаются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: К важнейшим личностным результатам изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021), ФГОС СОО (2022) относятся следующие убеждения и качества: в сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникампредстоит взаимодействовать в рамках реализации программы; готовность к разнообразной совместной деятельности; выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи; в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона; в сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии; в сфере эстетического воспитания: осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем; в сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение принимать себя и других, не осуждая; 7 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такогоже права другого человека; в сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы проекта; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; в сфере экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или инуюпрофессиональную деятельность; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; в сфере понимания ценности научного познания: ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере; овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия; в сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферахдеятельности; навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, 8 планировать своё развитие, в том числе профессиональное; умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивогоразвития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. Метапредметные результаты: В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы; использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии; аргументировать свою позицию, мнение; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе работы с интернет-источниками; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии; выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информациюразличных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных участников программы. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиямиобщения в рамках занятий, включённых в программу; выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты; понимать намерения других участников занятий по программе проекта «Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу 9 обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессепрофессионального самоопределения; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса, уметь находить позитивное в любой ситуации; уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать, называть и управлять собственными эмоциями; уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним. 10 Предметные результаты: 1 класс - отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; - основные сферы профессиональной деятельности человека; основные понятия, признаки профессий, их значение в окружающем обществе; - предприятия и учреждения населенного пункта, района; - оперироватьосновными понятиями и категориями, основными приемами выполнения учебных проектов; -рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества; -переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на конкретные жизненные ситуации; - выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами. 2 класс - осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия; - преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; - стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми; - оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; - ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий; - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; - адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. 3 класс - стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия; - преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; - стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми; 11 - оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; - ставить учебно-познавательные задачи перед выполнением разных заданий; - проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; - адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях; - владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач: - выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка; - проведение полного перебора объектов; - определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений. 4 класс рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе; - выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи; - отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы); - преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты; - решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий. 12 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1 . Профессии, связанные с природой 1.1 Введение 1 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 1.2 Путешествие в мир профессий 3 Всероссийские открытые уроки – Проектория (proektoria.online) Итого по разделу Раздел 2. Профессии наших мам 4 2.1 Экскурсии по профессиям 3 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 2.2 Профессии наших мам 2 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Итого по разделу Раздел 3. Профессии наших пап 5 3.1 Я б в спасатели пошел, пусть меня научат 2 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 3.2 Все профессии нужны, все профессии важны 3 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Итого по разделу Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями Куда уходят поезда? 4.1 5 1 Всероссийские открытые уроки - Проектория (proektoria.online) Профессии наших родителей. Кем быть? 4.2 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 2 3 17 0 0 2 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные Всего работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1 . Мир профессий Многообразие мира профессий 1 Итого по разделу Раздел 2. Профессии, связанные с природой 1 1.1 2.1 Знакомьтесь с агрономом 1 2.2 Профессия овощевод, флорист 1 Итого по разделу Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 2 3.1 Врач скорой помощи 1 3.2 Детский врач - педиатр 1 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки 14 3.3 Зубной врач 1 3.4 Кто лечит наши глаза 1 3.5 ЛОР – 3 волшебные буквы 1 3.6 Врач хирург 1 Итого по разделу Раздел 4. Профессии в школе 6 4.1 Профессия - учитель 1 4.2 Профессия - воспитатель 1 4.3 Как помогает логопед 1 4.4 Профессия - библиотекарь 1 4.5 Школьная столовая 1 4.6 Школьный доктор 1 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 6 17 0 Количество часов Контрольные Всего работы 0 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1 . Представление о труде взрослых 1.1 Представление о труде взрослых Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 3 15 1.2 Оформление странички портфолио Итого по разделу Раздел 2. Кем работают мои родные 4 2.1 Кем работают мои родные? 2 2.2 Исследование трудовой истории моей семьи. 2 2.3 Оформление портфолио 1 Итого по разделу Раздел 3. Эволюция профессий Эволюция профессий 2 3.2 Как приобрести профессию? 2 4.1 Сложности выбора профессии Сочинение – эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть» Подготовка презентации «Все профессии 4.3 важны – все профессии нужны» Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 4.2 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 5 3.1 Итого по разделу Раздел 4. Сложности выбора профессии Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 1 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 4 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 1 1 2 4 17 0 0 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Контрольные работы 16 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1 . В гостях у своего «Я» 1.1 В гостях у своего «Я» 3 1.2 Сочинение – рассуждение «Самая нужная профессия» 2 1.3 Характер и выбор профессии 1 Итого по разделу Раздел 2. Правила выбора профессии Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 6 2.1 Правила выбора профессии. 2 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 2.2 Исследование трудовой истории моей семьи. Представление о себе и проблема выбора профессии. 2 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 2.3 Оформление портфолио. 2 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Итого по разделу Раздел 3. Профессии без которых не обойтись 3.1 Профессии без которых не обойтись 3.2 Исследование «Мои земляки творческих профессиий» 6 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 2 в мире Итого по разделу Раздел 4. Мир профессий 1 3 4.1 Проект «Я и мир профессий» 1 4.2 Защита «Профессионального портфолио» 1 Итого по разделу ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 2 17 0 17 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № Раздел и тема занятия Количество часов Форма проведения занятия Цифровые образовательные ресурсы Раздел 1. Профессии, связанные с природой (4 ч.) Введение в тему. Путешествие в мир профессий сельского Хозяйства. 3 У бабушки в деревне. Ловись рыбка. Труженики леса. Хлеб – всему голова 4 Профессия овощевод. Знакомьтесь с агрономом. Профессия цветовод. Все работы хороши, выбирай на вкус. Раздел 2. Профессии наших мам (5 ч.) 5 Экскурсия по магазину. Кто работает в библиотеке? Весёлая портняжка. 6 Расти здоровым. Я в учителя пойду. 7 Кухонный переполох. Причёски такие разные. 8 Профессии наших мам. Кем быть? 9 Профессии наших мам. Кем быть? Раздел 3. Профессии наших пап (5 ч.) 10 Строим вместе дом. У кого мастерок, у кого молоток. Весёлый мастерок. 11 Профессия водитель 12 Осторожно огонь 13 Я б в спасатели пошёл, пусть меня научат 14 Профессия шахтёр. Все профессии нужны, все профессии важны 1 2 1 Беседа, наблюдение Практикум. Ролевая игра Беседа. Викторина 1 Наблюдение. Практикум 1 Беседа. Экскурсия 1 1 Викторина Коллективное обсуждение Ролевая игра Соревнование Ролевая игра 1 1 1 Практическая работа 1 1 1 1 Практикум. Игра Игра-соревнование Ролевая игра Беседа. Работа в парах 18 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации Раздел 4. Профессии, связанные с путешествиями (3 ч.) 15 Куда уходят поезда. Высоко в облаках. 1 Космическое путешествие. Морское путешествие 16 1 На арене цирка 17 Профессии наших родителей. Кем быть? 1 Каким быть? Беседа Конкурс рисунков Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Интерактивное занятие Виртуальная экскурсия Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) 2 класс № Раздел и тема занятия Количество часов Форма проведения занятия Цифровые образовательные ресурсы Раздел 1. Мир профессий (1 ч.) 1 Многообразие мира профессий. Исследование «Многообразие рабочих профессий» 1 Виртуальная экскурсия Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Раздел 2. Профессии, связанные с природой (2 ч.) 2 Садовник, дворник. Мастер-цветовод. Профессия флорист. 3 Знакомьтесь с агрономом. Профессия овощевод. 1 Ролевая игра, практикум 1 Викторина Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) 19 Раздел 3. Профессии, которые нас охраняют (2 ч.) 4 Охранник. Полицейский. Пожарный. Военный. Профессия «Следователь». Следствие ведут второклассники! 5 Разведчик. Летчик. Водолаз 1 Беседа. обсуждение Коллективное Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 1 Групповые исследования Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Раздел 4. Профессии, которые нас лечат (6 ч.) 6 Врач скорой помощи 7 Детский врач – педиатр 8 Зубной врач 9 Кто лечит наши глаза 10 ЛОР- 3 волшебные буквы Врач-хирург. Врач-кардиолог. Санитарный врач Раздел 5. Профессии в школе (6 ч.) 12 Профессия – учитель 13 Профессия – воспитатель 11 14 15 Как помогает логопед Профессия – библиотекарь 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Мини-исследование Групповая работа Познавательная игра Эвристическая беседа Творческая работа. Конкурс рисунков Викторины с элементами творчества Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Ролевая игра Всероссийские открытые уроки Практикум Проектория (proektoria.online) Виртуальная экскурсия Атлас новых профессий (atlas100.ru) Практикум. Викторина Экскурсия в библиотеку. 20 Практикум 16 17 Школьная столовая. Почему в кабинете так чисто? ? Школьный доктор Создание странички портфолио – «Труд в почете любой» 1 Творческая работа в группах 1 Защита исследовательских работ Раздел и тема занятия Количество часов Форма проведения занятия 1 1 Коллективная беседа. Виртуальная экскурсия Обсуждение Коллективное обсуждение. Викторина Беседа. Практикум Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) 3 класс № Раздел 1. Представление о труде взрослых (4 ч.) 1 Представление о труде взрослых 2 Вот у Коли, например, мама – милиционер. «Мама – лётчик? Что ж такого?» 3 Имеет ли значение пол человека для выбора и обретения профессии 4 Оформление странички портфолио «Профессия мамы и папы». Странички портфолио «Профессия мамы и папы» Раздел 2. Кем работают мои родные? (5 ч.) 5 Кем работают мои родные? Кем работают ли бабушки и дедушки? 6 Сочинение «Трудовая гордость моей семьи» 1 1 Цифровые образовательные ресурсы Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ 1 Беседа. Викторина 1 Практикум 21 Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Исследование трудовой истории моей семьи 8 Оформление страницы портфолио. 9 Семейные династии. Оформление фотокартиночной странички портфолио по теме: «Семейные династии». Странички портфолио по теме: «Семейные династии» Раздел 3. Эволюция профессий (4 ч.) 10 Эволюция профессий – как меняются условия труда и трудовые обязанности в век прогресса. 11 Как рождаются новые профессии. 12 Исчезают ли профессии? Как приобрести профессию? 13 «Я бы в летчики пошел – пусть меня научат…» 7 Раздел 4. Сложности выбора профессии (4 ч.) 14 Сложности выбора профессии 15 16 Книгу переворошив, намотай себе на ус все работы хороши, выбирай на вкус! В.Маяковский «Кем быть?» 1 Исследовательская работа 1 1 Практикум, творческая работа Виртуальная экскурсия Обсуждение 1 Виртуальная экскурсия Обсуждение Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 1 1 Мини-исследование Эвристическая беседа. Практикум Интерактивное занятие Атлас новых профессий (atlas100.ru) 1 Исследовательская деятельность Тренинг Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) 1 Инсценирование Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) 1 1 22 Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ Атлас новых профессий (atlas100.ru) 17 Сочинение-эссе «Какой профессией я смог(ла) бы овладеть?». Подготовка презентации «Все профессииважны – все профессии нужны! 1 Творческая мастерская Раздел и тема занятия Количество часов Форма проведения занятия 1 1 1 1 Беседа. Практикум Деловая игра Викторина. Конкурс рисунков Виртуальная экскурсия Обсуждение Беседа. Практикум 4 класс № Раздел 1. В гостях у своего «Я» (6 ч.) 1 В гостях у своего «Я» 2 Мое «Я» в гостях у других «Я» 3 Великая радость – работа. 4 «Быть нужным людям…» 5 6 Сочинение-рассуждение «Самая нужная профессия» Характер и выбор профессии 1 1 Тестирование. Мини-исследование Цифровые образовательные ресурсы Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ Тест. Карта интересов http://psiholocator.com/ Раздел 2. Правила выбора профессии (6 ч.) 7 Правила выбора профессии 1 Исследовательская деятельность 23 Всероссийские открытые уроки - Творческий проект «Моя будущая профессия» 9 Представление о себе и проблема выбора профессии 10 «Секреты» выбора профессии («хочу», «могу», «надо») 11 Как готовить себя к будущей профессии. 12 Оформление странички портфолио «Кем быть?», «Каким быть?» Сочинение « … это призвание!» Раздел 3. Профессии без которых не обойтись (3 ч.) 13 Профессии, без которых не обойтись 8 14 15 Исследование «Необычная творческая профессия» Исследование «Мои земляки в мире творческих профессий» 1 Проектная деятельность 1 Деловая игра, практикум 1 Игра-соревнование в группах 1 1 Творческая работа в парах Творческая работа Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ Тест. Карта интересов http://psiholocator.com/ 1 1 1 Тестирование. Групповые Всероссийские открытые уроки исследования Проектория (proektoria.online) Конкурс тематических плакатов Атлас новых профессий (atlas100.ru) Групповые исследования Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ Тест. Карта интересов http://psiholocator.com/ 24 Раздел 4. Мир профессий (2 ч.) 16 Проект «Я и мир профессий» 17 Защита «Профессионального портфолио. Итоговая конференция «Мир профессий» 1 1 Проектная деятельность Конференция 25 Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 1. Прилипская Е.В., Сухаревская Е.Ю. Мир профессий. Программа развивающего курса внеурочной деятельности. Изд. «ВИТА-ПРЕСС», Ростов-на-Дону, 2015 2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на-Дону, издательство «С-ИНФО», 2008 3. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Методические рекомендации для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011 4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Изд. «Просвещение», 2011 5. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: Изд.«Знание», 2009. 6. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах [Текс ]: учеб, пособие / Кемерово, 2016 7. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [Текст] / Г.В. Загребина. - Ярославль, 2018 8. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой? Учебное пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 2014 9. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей / Т.Н. Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2015 10. Большая детская энциклопедия «Выбор профессии». – М.: Изд. «Просвещение», 2017 11. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2009 12. Ульева Е.А. «Профессии. Кем я стану, когда вырасту?» Энциклопедия для малышей. – М.: Изд.Феникс-Премьер, 2017 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Всероссийские открытые уроки Проектория (proektoria.online) Атлас новых профессий (atlas100.ru) Готовые уроки по профориентации (moeobrazovanie.ru) Электронный музей профессий ПрофВыбор.ру http://profvibor.ru/ Тест. Карта интересов http://psiholocator.com/ 18