Положение об элективных курсах (курсах по выбору) в условиях реализации ФГОС

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ №14
протокол от 31.08.2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ №14
от 31.08.2023 г. № 611/2.4.3
________________ О.П. Ситникова

Положение
об элективных курсах (курсах по выбору) в
условиях реализации ФГОС в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении –
средней общеобразовательной школе №14

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012. №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №
1897 (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.,
11 декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г.);
- Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
- Приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413»;
- Федеральной образовательной программой основного общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 370;
- Федеральной образовательной программой среднего общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 371;
- Уставом МБОУ-СОШ № 14.
1.2 Положение об элективных курсах (курсах по выбору) регулирует
образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и
профильного обучения в части изучения элективных курсов (курсов по
выбору).
1.3. Положение определяет место элективных курсов в учебном плане и
порядок организации и проведения элективных курсов в муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
средней
общеобразовательной школе № 14.
2. Цель, задачи и функции элективных курсов
2.1. Цели элективных курсов направлены на создание условий для:
- самоопределения обучающихся относительно будущего профиля обучения
и (или) направления деятельности в соответствии с их способностями,
индивидуальными склонностями и потребностями;
- дифференциации содержания обучения на уровне основного общего и
среднего общего образования с широкими возможностями построения
школьниками индивидуальных образовательных траекторий;
- расширения возможностей социализации обучающихся, обеспечения
преемственности при переходе на следующий уровень образования.
2.2. Задачи элективных курсов:
удовлетворению
индивидуальных
образовательных
потребностей
обучающихся;
- подготовке к осознанному и ответственному выбору сферы будущей

профессиональной деятельности;
- формированию у обучающихся умений и способов деятельности,
направленных на решение практических задач;
- повышению уровня положительной мотивации учебной деятельности
обучающихся;
- подготовке к успешному прохождению государственной итоговой
аттестации на уровне основного общего и среднего общего образования;
- успешности социализации личности;
- созданию условий для самообразования, формирования у обучающихся
умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля.
2.3. Элективные курсы выполняют следующие образовательные функции:
- поддерживают изучение базовых предметов;
- способствуют формированию и развитию коммуникативных,
регулятивных компетенций обучающихся;
- ориентируют в выборе профиля обучения и профессиональной карьеры;
- развивают навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля,
выбора и принятия решения;
- создают условия для общекультурного развития.
3.Особенности элективных курсов (курсов по выбору)
3.1. Обучающимся школы предоставляется перечень элективных курсов
(курсов по выбору), который может включать следующие виды: предметные,
межпредметные, надпредметные, ориентационные.
Предметные элективные курсы позволяют реализовать интерес
обучающегося к учебному предмету, определить готовность и развить
способности к изучению данного предмета на углубленном уровне,
подготовится к выбору профиля обучения.
Межпредметные элективные курсы предполагают выход за рамки
традиционных предметов, знакомят обучающихся с комплексными задачами,
требующими синтеза знаний по ряду предметов, формируют общеучебные и
общекультурные знания, умения и навыки; коммуникативные и социальные
компетентности.
Ориентационные курсы создают базу для ориентации обучающихся в
мире профессий и в специфике видов деятельности, присущей каждой из
них; поддерживают мотивацию к тому или иному профилю, позволяют
совершить профессиональные пробы и проектировать профессиональную
карьеру.
Надпредметные курсы обеспечивают реализацию познавательных
интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и
распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими
профиля обучения; знакомят школьников с комплексными проблемами и
задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их
разработки в различных профессиональных сферах, способствуют
профессиональной ориентации.
4. Организация и проведение элективных курсов (курсов по выбору)
4.1.Организация и проведение элективных курсов осуществляется на

уровне основного общего образования. Элективные курсы включаются в
часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений. Темы элективных курсов, количество выделяемых на них часов
определяются кадровыми, материально-техническими возможностями
Образовательной организации в соответствии с потребностями и интересами
обучающихся по заявлениям, предоставляемым их родителями (законными
представителями). Обучающимся 8–9-х классов предлагаются курсы
предметной и профориентационной направленности.
4.2.Организация и проведение элективных курсов осуществляется на
уровне среднего общего образования в 10–11-х классах. Элективные курсы
включаются в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений. Темы элективных курсов, количество
выделяемых на них часов определяются кадровыми, материальнотехническими возможностями образовательной организации в соответствии с
потребностями и интересами обучающихся по заявлениям, предоставляемым
их родителями (законными представителями). Обучающимся 10–11-х
классов предлагаются курсы предметной и профориентационной
направленности.
4.3.Учебные занятия элективных курсов вносятся в расписание в
соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28), утверждаемое приказом
директором образовательной организации.
4.4. Посещение занятий элективных курсов, являющихся частью
учебного плана, является обязательным для всех обучающихся класса.
4.5. Элективные курсы вносятся в классный электронный журнал.
5. Программно-методическое обеспечение элективных курсов
(курсов по выбору)
5.1. Реализация содержания элективных курсов в рамках профильного
обучения обеспечивается:
• программами курсов, утвержденными, рекомендованными или
допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации;
•
учебными
пособиями
для
обучающихся,
утвержденными,
рекомендованными или допущенными Министерством образования и науки
Российской Федерации;
• методическими пособиями для учителя.
5.2. Программы элективных курсов должны удовлетворять
следующим
требованиям:
• учитывать особенности школьников, интересующихся отдельными
предметами;
• знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках,
которые интересуют обучающихся;
• опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и
способствовать формированию исследовательских умений;
• нацеливать на подготовку к государственной итоговой аттестации;

• уделять внимание формированию таких умений, как целеполагание,
проектирование, смысловое чтение, наблюдение, анализ, обобщение,
рефлексия, систематизация.
5.3. Рабочие программы и учебные материалы элективных курсов
профильного обучения на уровне среднего общего образования оформляются
в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре рабочей
программы педагогов.
5.4. Содержание знаний, которые включаются в программу, должно
отвечать требованиям к подготовке выпускников, определяемым ФГОС
ООО, ФГОС СОО с учетом ФОП ООО и ФОП СОО, и иметь
практикоориентированную направленность.
5.5. Учебные программы должны включать следующие виды знаний:
• теоретические (обобщенные),
•методические (способы деятельности);
• технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий);
• различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и
др.).
5.6. Приёмы и методы обучения обучающихся в ходе проведения
элективных курсов зависят от цели и содержания элективного курса,
условий, в которых протекает процесс обучения, особенностей
индивидуального стиля преподавания, степени активности, увлечённости и
заинтересованностишкольников.
5.7. В качестве дополнительной учебной литературы по элективным
курсам используются учебные пособия, научно- популярная литература,
справочные издания, авторские разработки и пособия, имеющие
рекомендации к использованию, образовательные ресурсы Интернета.
5.8. Эффективность преподавания конкретного курса может быть
подтверждена:
• анализом уровня качества обучения по предметам, связанным с
элективными курсами;
• количественным анализом проектной деятельности обучающихся,
количеством проведенных исследовательских работ в рамках элективного
курса, иными достижениями школьников;
• проведением анкетирования обучающихся, целью которого является
исследование уровня удовлетворенности школьников элективными
занятиями;
• результатами ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ.
6. Оценивание достижений обучающихся
6.1. Критерии оценивания достижений доводятся до сведения учеников на
первом занятии. Достижения могут быть отмечены и на предметах
соответствующего цикла, занесены в портфолио ученика в разделы:
проекты,творческие работы и социальная практика.
6.2. Итоги обучения обучающихся по программам элективных курсов
проводятся по результатам учебной деятельности (за четверть, полугодие,
год) с выставлением отметки по пятибалльной системе в соответствии с
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ-СОШ

№ 14 по основным общеобразовательным программам.
6.3. Информация об изучении элективных курсов, заносится в аттестат об
окончании основного общего и среднего общего образования в
соответствии
с
действующим
Порядком
выдачи
документов
государственного образца об основном общем и среднем общем
образовании, если за два года обучения суммарно на них было отведено не
менее 64 часов.
7. Ответственность
7.1. Учитель несёт ответственность:
- за выполнение программы элективного курса;
- за ведение документации, своевременность и правильность заполнения
электронного журнала, отчетов о выполнении программы и степени
освоения обучающимися элективногокурса.
7.2. Учитель обеспечивает посещение занятий элективного курса
обучающимися.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

https://армавир14.школакубани.рф

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».