Положение об элективных курсах (курсах по выбору) в условиях реализации ФГОС

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ №14
протокол от 31.08.2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ №14
от 31.08.2023 г. № 611/2.4.3
________________ О.П. Ситникова

Положение
об элективных курсах (курсах по выбору) в
условиях реализации ФГОС в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении –
средней общеобразовательной школе №14

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012. №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №
1897 (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.,
11 декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г.);
- Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»;
- Приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413»;
- Федеральной образовательной программой основного общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 370;
- Федеральной образовательной программой среднего общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 371;
- Уставом МБОУ-СОШ № 14.
1.2 Положение об элективных курсах (курсах по выбору) регулирует
образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и
профильного обучения в части изучения элективных курсов (курсов по
выбору).
1.3. Положение определяет место элективных курсов в учебном плане и
порядок организации и проведения элективных курсов в муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
средней
общеобразовательной школе № 14.
2. Цель, задачи и функции элективных курсов
2.1. Цели элективных курсов направлены на создание условий для:
- самоопределения обучающихся относительно будущего профиля обучения
и (или) направления деятельности в соответствии с их способностями,
индивидуальными склонностями и потребностями;
- дифференциации содержания обучения на уровне основного общего и
среднего общего образования с широкими возможностями построения
школьниками индивидуальных образовательных траекторий;
- расширения возможностей социализации обучающихся, обеспечения
преемственности при переходе на следующий уровень образования.
2.2. Задачи элективных курсов:
удовлетворению
индивидуальных
образовательных
потребностей
обучающихся;
- подготовке к осознанному и ответственному выбору сферы будущей

профессиональной деятельности;
- формированию у обучающихся умений и способов деятельности,
направленных на решение практических задач;
- повышению уровня положительной мотивации учебной деятельности
обучающихся;
- подготовке к успешному прохождению государственной итоговой
аттестации на уровне основного общего и среднего общего образования;
- успешности социализации личности;
- созданию условий для самообразования, формирования у обучающихся
умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля.
2.3. Элективные курсы выполняют следующие образовательные функции:
- поддерживают изучение базовых предметов;
- способствуют формированию и развитию коммуникативных,
регулятивных компетенций обучающихся;
- ориентируют в выборе профиля обучения и профессиональной карьеры;
- развивают навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля,
выбора и принятия решения;
- создают условия для общекультурного развития.
3.Особенности элективных курсов (курсов по выбору)
3.1. Обучающимся школы предоставляется перечень элективных курсов
(курсов по выбору), который может включать следующие виды: предметные,
межпредметные, надпредметные, ориентационные.
Предметные элективные курсы позволяют реализовать интерес
обучающегося к учебному предмету, определить готовность и развить
способности к изучению данного предмета на углубленном уровне,
подготовится к выбору профиля обучения.
Межпредметные элективные курсы предполагают выход за рамки
традиционных предметов, знакомят обучающихся с комплексными задачами,
требующими синтеза знаний по ряду предметов, формируют общеучебные и
общекультурные знания, умения и навыки; коммуникативные и социальные
компетентности.
Ориентационные курсы создают базу для ориентации обучающихся в
мире профессий и в специфике видов деятельности, присущей каждой из
них; поддерживают мотивацию к тому или иному профилю, позволяют
совершить профессиональные пробы и проектировать профессиональную
карьеру.
Надпредметные курсы обеспечивают реализацию познавательных
интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и
распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими
профиля обучения; знакомят школьников с комплексными проблемами и
задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их
разработки в различных профессиональных сферах, способствуют
профессиональной ориентации.
4. Организация и проведение элективных курсов (курсов по выбору)
4.1.Организация и проведение элективных курсов осуществляется на

уровне основного общего образования. Элективные курсы включаются в
часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений. Темы элективных курсов, количество выделяемых на них часов
определяются кадровыми, материально-техническими возможностями
Образовательной организации в соответствии с потребностями и интересами
обучающихся по заявлениям, предоставляемым их родителями (законными
представителями). Обучающимся 8–9-х классов предлагаются курсы
предметной и профориентационной направленности.
4.2.Организация и проведение элективных курсов осуществляется на
уровне среднего общего образования в 10–11-х классах. Элективные курсы
включаются в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений. Темы элективных курсов, количество
выделяемых на них часов определяются кадровыми, материальнотехническими возможностями образовательной организации в соответствии с
потребностями и интересами обучающихся по заявлениям, предоставляемым
их родителями (законными представителями). Обучающимся 10–11-х
классов предлагаются курсы предметной и профориентационной
направленности.
4.3.Учебные занятия элективных курсов вносятся в расписание в
соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28), утверждаемое приказом
директором образовательной организации.
4.4. Посещение занятий элективных курсов, являющихся частью
учебного плана, является обязательным для всех обучающихся класса.
4.5. Элективные курсы вносятся в классный электронный журнал.
5. Программно-методическое обеспечение элективных курсов
(курсов по выбору)
5.1. Реализация содержания элективных курсов в рамках профильного
обучения обеспечивается:
• программами курсов, утвержденными, рекомендованными или
допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации;
•
учебными
пособиями
для
обучающихся,
утвержденными,
рекомендованными или допущенными Министерством образования и науки
Российской Федерации;
• методическими пособиями для учителя.
5.2. Программы элективных курсов должны удовлетворять
следующим
требованиям:
• учитывать особенности школьников, интересующихся отдельными
предметами;
• знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках,
которые интересуют обучающихся;
• опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и
способствовать формированию исследовательских умений;
• нацеливать на подготовку к государственной итоговой аттестации;

• уделять внимание формированию таких умений, как целеполагание,
проектирование, смысловое чтение, наблюдение, анализ, обобщение,
рефлексия, систематизация.
5.3. Рабочие программы и учебные материалы элективных курсов
профильного обучения на уровне среднего общего образования оформляются
в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре рабочей
программы педагогов.
5.4. Содержание знаний, которые включаются в программу, должно
отвечать требованиям к подготовке выпускников, определяемым ФГОС
ООО, ФГОС СОО с учетом ФОП ООО и ФОП СОО, и иметь
практикоориентированную направленность.
5.5. Учебные программы должны включать следующие виды знаний:
• теоретические (обобщенные),
•методические (способы деятельности);
• технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий);
• различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и
др.).
5.6. Приёмы и методы обучения обучающихся в ходе проведения
элективных курсов зависят от цели и содержания элективного курса,
условий, в которых протекает процесс обучения, особенностей
индивидуального стиля преподавания, степени активности, увлечённости и
заинтересованностишкольников.
5.7. В качестве дополнительной учебной литературы по элективным
курсам используются учебные пособия, научно- популярная литература,
справочные издания, авторские разработки и пособия, имеющие
рекомендации к использованию, образовательные ресурсы Интернета.
5.8. Эффективность преподавания конкретного курса может быть
подтверждена:
• анализом уровня качества обучения по предметам, связанным с
элективными курсами;
• количественным анализом проектной деятельности обучающихся,
количеством проведенных исследовательских работ в рамках элективного
курса, иными достижениями школьников;
• проведением анкетирования обучающихся, целью которого является
исследование уровня удовлетворенности школьников элективными
занятиями;
• результатами ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ.
6. Оценивание достижений обучающихся
6.1. Критерии оценивания достижений доводятся до сведения учеников на
первом занятии. Достижения могут быть отмечены и на предметах
соответствующего цикла, занесены в портфолио ученика в разделы:
проекты,творческие работы и социальная практика.
6.2. Итоги обучения обучающихся по программам элективных курсов
проводятся по результатам учебной деятельности (за четверть, полугодие,
год) с выставлением отметки по пятибалльной системе в соответствии с
Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ-СОШ

№ 14 по основным общеобразовательным программам.
6.3. Информация об изучении элективных курсов, заносится в аттестат об
окончании основного общего и среднего общего образования в
соответствии
с
действующим
Порядком
выдачи
документов
государственного образца об основном общем и среднем общем
образовании, если за два года обучения суммарно на них было отведено не
менее 64 часов.
7. Ответственность
7.1. Учитель несёт ответственность:
- за выполнение программы элективного курса;
- за ведение документации, своевременность и правильность заполнения
электронного журнала, отчетов о выполнении программы и степени
освоения обучающимися элективногокурса.
7.2. Учитель обеспечивает посещение занятий элективного курса
обучающимися.


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».