Муниципальное образование город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 (МБОУ-СОШ №14) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ №14 протокол от 31.08.2023 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ-СОШ №14 от 31.08.2023 г. № 611/2.4.3 ________________ О.П. Ситникова Положение об элективных курсах (курсах по выбору) в условиях реализации ФГОС в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе №14 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: - Федеральным Законом от 29.12.2012. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г.); - Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; - Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370; - Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371; - Уставом МБОУ-СОШ № 14. 1.2 Положение об элективных курсах (курсах по выбору) регулирует образовательную деятельность в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения в части изучения элективных курсов (курсов по выбору). 1.3. Положение определяет место элективных курсов в учебном плане и порядок организации и проведения элективных курсов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 14. 2. Цель, задачи и функции элективных курсов 2.1. Цели элективных курсов направлены на создание условий для: - самоопределения обучающихся относительно будущего профиля обучения и (или) направления деятельности в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; - дифференциации содержания обучения на уровне основного общего и среднего общего образования с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий; - расширения возможностей социализации обучающихся, обеспечения преемственности при переходе на следующий уровень образования. 2.2. Задачи элективных курсов: удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; - подготовке к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности; - формированию у обучающихся умений и способов деятельности, направленных на решение практических задач; - повышению уровня положительной мотивации учебной деятельности обучающихся; - подготовке к успешному прохождению государственной итоговой аттестации на уровне основного общего и среднего общего образования; - успешности социализации личности; - созданию условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля. 2.3. Элективные курсы выполняют следующие образовательные функции: - поддерживают изучение базовых предметов; - способствуют формированию и развитию коммуникативных, регулятивных компетенций обучающихся; - ориентируют в выборе профиля обучения и профессиональной карьеры; - развивают навыки самоопределения, самоорганизации, самоконтроля, выбора и принятия решения; - создают условия для общекультурного развития. 3.Особенности элективных курсов (курсов по выбору) 3.1. Обучающимся школы предоставляется перечень элективных курсов (курсов по выбору), который может включать следующие виды: предметные, межпредметные, надпредметные, ориентационные. Предметные элективные курсы позволяют реализовать интерес обучающегося к учебному предмету, определить готовность и развить способности к изучению данного предмета на углубленном уровне, подготовится к выбору профиля обучения. Межпредметные элективные курсы предполагают выход за рамки традиционных предметов, знакомят обучающихся с комплексными задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, формируют общеучебные и общекультурные знания, умения и навыки; коммуникативные и социальные компетентности. Ориентационные курсы создают базу для ориентации обучающихся в мире профессий и в специфике видов деятельности, присущей каждой из них; поддерживают мотивацию к тому или иному профилю, позволяют совершить профессиональные пробы и проектировать профессиональную карьеру. Надпредметные курсы обеспечивают реализацию познавательных интересов школьников, выходящих за рамки традиционных предметов и распространяющихся на области деятельности человека вне выбранного ими профиля обучения; знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов и способами их разработки в различных профессиональных сферах, способствуют профессиональной ориентации. 4. Организация и проведение элективных курсов (курсов по выбору) 4.1.Организация и проведение элективных курсов осуществляется на уровне основного общего образования. Элективные курсы включаются в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Темы элективных курсов, количество выделяемых на них часов определяются кадровыми, материально-техническими возможностями Образовательной организации в соответствии с потребностями и интересами обучающихся по заявлениям, предоставляемым их родителями (законными представителями). Обучающимся 8–9-х классов предлагаются курсы предметной и профориентационной направленности. 4.2.Организация и проведение элективных курсов осуществляется на уровне среднего общего образования в 10–11-х классах. Элективные курсы включаются в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Темы элективных курсов, количество выделяемых на них часов определяются кадровыми, материальнотехническими возможностями образовательной организации в соответствии с потребностями и интересами обучающихся по заявлениям, предоставляемым их родителями (законными представителями). Обучающимся 10–11-х классов предлагаются курсы предметной и профориентационной направленности. 4.3.Учебные занятия элективных курсов вносятся в расписание в соответствии с санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28), утверждаемое приказом директором образовательной организации. 4.4. Посещение занятий элективных курсов, являющихся частью учебного плана, является обязательным для всех обучающихся класса. 4.5. Элективные курсы вносятся в классный электронный журнал. 5. Программно-методическое обеспечение элективных курсов (курсов по выбору) 5.1. Реализация содержания элективных курсов в рамках профильного обучения обеспечивается: • программами курсов, утвержденными, рекомендованными или допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации; • учебными пособиями для обучающихся, утвержденными, рекомендованными или допущенными Министерством образования и науки Российской Федерации; • методическими пособиями для учителя. 5.2. Программы элективных курсов должны удовлетворять следующим требованиям: • учитывать особенности школьников, интересующихся отдельными предметами; • знакомить с методами научных исследований, применяемых в науках, которые интересуют обучающихся; • опираться на школьную программу, но не дублировать ее, а дополнять и способствовать формированию исследовательских умений; • нацеливать на подготовку к государственной итоговой аттестации; • уделять внимание формированию таких умений, как целеполагание, проектирование, смысловое чтение, наблюдение, анализ, обобщение, рефлексия, систематизация. 5.3. Рабочие программы и учебные материалы элективных курсов профильного обучения на уровне среднего общего образования оформляются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре рабочей программы педагогов. 5.4. Содержание знаний, которые включаются в программу, должно отвечать требованиям к подготовке выпускников, определяемым ФГОС ООО, ФГОС СОО с учетом ФОП ООО и ФОП СОО, и иметь практикоориентированную направленность. 5.5. Учебные программы должны включать следующие виды знаний: • теоретические (обобщенные), •методические (способы деятельности); • технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий); • различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и др.). 5.6. Приёмы и методы обучения обучающихся в ходе проведения элективных курсов зависят от цели и содержания элективного курса, условий, в которых протекает процесс обучения, особенностей индивидуального стиля преподавания, степени активности, увлечённости и заинтересованностишкольников. 5.7. В качестве дополнительной учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия, научно- популярная литература, справочные издания, авторские разработки и пособия, имеющие рекомендации к использованию, образовательные ресурсы Интернета. 5.8. Эффективность преподавания конкретного курса может быть подтверждена: • анализом уровня качества обучения по предметам, связанным с элективными курсами; • количественным анализом проектной деятельности обучающихся, количеством проведенных исследовательских работ в рамках элективного курса, иными достижениями школьников; • проведением анкетирования обучающихся, целью которого является исследование уровня удовлетворенности школьников элективными занятиями; • результатами ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ. 6. Оценивание достижений обучающихся 6.1. Критерии оценивания достижений доводятся до сведения учеников на первом занятии. Достижения могут быть отмечены и на предметах соответствующего цикла, занесены в портфолио ученика в разделы: проекты,творческие работы и социальная практика. 6.2. Итоги обучения обучающихся по программам элективных курсов проводятся по результатам учебной деятельности (за четверть, полугодие, год) с выставлением отметки по пятибалльной системе в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ-СОШ № 14 по основным общеобразовательным программам. 6.3. Информация об изучении элективных курсов, заносится в аттестат об окончании основного общего и среднего общего образования в соответствии с действующим Порядком выдачи документов государственного образца об основном общем и среднем общем образовании, если за два года обучения суммарно на них было отведено не менее 64 часов. 7. Ответственность 7.1. Учитель несёт ответственность: - за выполнение программы элективного курса; - за ведение документации, своевременность и правильность заполнения электронного журнала, отчетов о выполнении программы и степени освоения обучающимися элективногокурса. 7.2. Учитель обеспечивает посещение занятий элективного курса обучающимися.