Муниципальное образование город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 (МБОУ-СОШ №14) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ №14 протокол от 31.08.2021 г. № 1) УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ-СОШ №14 от 31.08.2021 г. № 409/ 2.4.3 ________________ О.П. Ситникова Положение о проведении классных часов 1 1. Общие положения. Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с обучащимися. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать, обсудить. Это не урок, но и не пустые разговоры. Это классный праздник, на успех которого работает каждый. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они проводятся с различными воспитательными целями. Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день. 2. Задачи классного часа. 2.1.Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, технике, деятельности. 2.2.Формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности. 2.3.Содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности обучающихся, его творческих способностей. 2.4.Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников. 3. Организация и проведение классного часа. 3.1. Классный час является одной из составных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом. 3.2. Классный руководитель вносит в общее расписание занятий время проведения классных часов в своем классе. 3.3. Классный час проходит в каждом классе еженедельно. Два классных часа в месяц являются тематическими и составляют систему классных часов, проведенных в учебном году. 3.4. Тематика одного классного часа определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с обучающимися и их родителями) в конце каждого учебного года на будущий учебный год. Тематика классного часа может корректироваться в конце каждой учебной четверти. 3.5. Творческое объединение классных руководителей 1-4; 5-8; 9-11 классов определяют традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года с целями и задачами на предстоящий учебный год и с учетом традиционных общешкольных мероприятий проводится как единый классный час первым уроком во всех классах одновременно. 3.6. Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя. лекция 2 беседа интеллектуальная/деловая/ролевая игра конкурс викторина тренинг дискуссия «мозговой штурм» и др. При выборе формы проведения конкретного классного часа классный руководитель должен учитывать: возрастные и интеллектуальные особенности школьников их интересы и запросы соответствие формы тематике и цели классного часа собственный опыт воспитательной работы школьные условия 3.7. Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа. 3.8. В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа. 4. Воспитательные функции классного часа. 4.1. Классный час выполняет три основные воспитательные функции: просветительскую, ориентирующую и направляющую. Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, по различным учебным дисциплинам. предметом классного часа могут быть знания области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в родной станице, районе, крае, стране, мире, т.е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни. Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных, общественных ценностей. Если просветительская функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая – его оценку. Названные функции тесно взаимосвязаны между собой, так как невозможно знакомить с миром, не давая оценку ему. Невозможно привить любовь к тому, с чем ребенок не знаком. Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует направленность, то 3 эффективность его воздействия существенно снижается или сводится на нет, так как знания не переходят в убеждения, в реальные поступки. Чаще всего классный час выполняет все три функции одновременно. 5. Тематика классных часов. 5.1. Тематика классных часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. Классные часы могут посвящаться: морально-этическим проблемам (на них формируется определенное отношение школьников к Родине, труду, коллективу, природе, родителям, самому себе и т.п.); проблемам науки и познания (цель таких классных часов в выработке у школьников правильного отношения к учебе, науке, литературе как источнику духовного развития личности); эстетическим проблемам (здесь ученики знакомятся с основными положениями эстетики; говорят о прекрасном в природе, одежде человека, в быту, труде, поведении; развивают свой творческий потенциал); вопросам государства и права (эти классные часы развивают интерес школьников к политическим событиям, происходящим в мире; формируют чувство ответственности и гордости за Родину, ее успехи на международной арене; учат видеть суть государственной политики. Классные часы на политические темы должны проводиться в прямой зависимости от насыщенности года различными политическими событиями); вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни, которые должны восприниматься учащимися как элементы культуры и красоты человека; психологическим проблемам (цель – стимулировать процесс самопознания, самовоспитания и организация элементарного психологического просвещения); проблемам экологии (цель – привитие ответственного отношения к природе); общешкольным проблемам (значимым событиям, юбилейным датам, праздникам, традициям и т.п.). 6. Организация классных часов. 6.1. Организация классного часа начинается с психологической подготовки учеников к серьезному разговору. Немаловажную часть общей организационной работы составляет подготовка помещения к данному мероприятию. 6.2. Классная комната должна быть чисто убрана, проветрена, по необходимости декорирована цветами, афоризмами и т.п. Тема классного часа может быть написана на доске/плакате, кроме того, должны быть сообщены вопросы, подлежащие обсуждению. 6.3. На классном часе ученики рассаживаются, как им хочется. Периодичность проведения классных часов – 1 раз в неделю. 4 Продолжительность классного часа – 45 мин, но у младших школьников может быть сокращена до 20-30мин, у старших школьников она может быть более одного астрономического часа (если проблема заинтересовала всех учеников, и обсуждение не было завершено). 6.4. Однако в любом случае надо учитывать требования к режиму дня школьника. Перед проведением классного часа классный руководитель должен решить ряд задач: определить тему классного часа подобрать форму/методы/технологии его проведения место проведения составить план проведения классного часа вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников распределить задания между творческими группами и отдельными учащимися 6.5. Приобщая учеников к проведению классных часов, вовлекая в разговор о жизни, классный руководитель учит их анализу жизненных явлений. Любой коллектив держится традициями, и классный час должен быть традиционен. Значит создавать его надо вместе, всем коллективом: педагогу и детям. тогда на классном часе станут возможны совместное творчество, обоюдный обмен мнениями, созидательная работа по строительству коллектива своего класса. 7. Структура классного часа. 7.1. В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной. Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, обеспечить достаточно серьезное и уважительное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека, производстве, развитии науки и общества. Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Во время заключительной части важно: стимулировать потребность школьников в самовоспитании, поддержать желание изменить к лучшему жизнь окружающих, направить энергию воспитанников на совершение практических дел на благо других людей. 8. Схема анализа классного часа. 8.1. При анализе/самоанализе классного часа необходимо ответить на следующие вопросы: 1. Какие воспитательные задачи был призван решить данный классный час, и насколько они были решены? Какие пути решения означенных задач намечены на будущее? 2. Какие положительные качества формируются у коллектива и отдельных обучающихся во взглядах (понятиях), умениях и привычках поведения? 5 3. Как подготовлены учащиеся к мероприятию? Роль самих обучающихся в его подготовке, как распределены поручения? 4. Какова идейная направленность и степень новизны информационного материала (примеров из жизни, задач, заданий, опытов и т.п.)? 5. Насколько эстетически привлекательно все было исполнено и оформлено? 6. Разнообразны и целесообразны ли были виды деятельности всех участников классного часа? 7. Каково отношение обучающихся к мероприятию (интерес, внимание, активное участие)? 9. Организация и проведение классного часа 9.1. Классный час является одной из составных форм организации воспитательной деятельности классного руководителя с классным коллективом. Классный руководитель вносит в общее расписание занятий время проведения классных часов в своем классе. 9.2. Классный час проходит в каждом классе еженедельно и записывается в журнале классных часов на специально отведенной странице. Два классных часа в месяц являются тематическими и составляют систему классных часов, проведенных в учебном году. 9.3. Тематика классных часов определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися и их родителями) в конце каждого учебного года на будущий учебный год и может корректироваться в конце каждого учебного триместра. Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя. 9.4. Классный руководитель при подготовке и проведении классного часа, является его основным координатором и несет ответственность за реализацию воспитательного потенциала классного часа. 9.5. Методическое объединение классных руководителей определяет традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года с целями и задачами на предстоящий учебный год, с учетом традиционных общешкольных мероприятий. 9.6. Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя. 9.7. В конце учебного года каждый классный руководитель представляет в методическую копилку школы одну сценарную разработку тематического классного часа. 6