АННОТАЦИИ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ 8-9 КЛАССЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО-2010 С УЧЕТОМ ФОП ООО

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 14
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной
программы основного общего образования (8-9 классы) ФГОС ООО -2021 с учетом ФОП ООО
Предмет

Русский язык
(ФРП)

Аннотации к рабочим программам
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО
(приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»), Федеральной рабочей
программы по русскому языку (для 5-9 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования», Москва, 2022 г., а также Федеральной программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его
проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его
существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и
выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных
сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её
самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной
культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и
воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования
На изучение русского языка на уровне основного общего образования отводится 714 часов:
● 5 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
● 6 класс – 204 часа (6 часов в неделю);

● 7 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
● 8 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
● 9 класс – 102 часа (3 часа в неделю).

Литература
(ФРП)

Рабочая программа по литературе на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС
ООО), Федеральной рабочей программы по литературе (для 5-9 классов образовательных организаций),
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2024 г., а также Федеральной программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как учебного предмета связаны с тем, что литературные произведения
являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и
многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе
потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как
национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся
художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких
нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация
возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит
от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и
читательского опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без
учёта преемственности с учебным предметом "литературное чтение" на уровне начального общего
образования, межпредметных связей с русским языком, учебным предметом "История" и учебными
предметами предметной области "Искусство", что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его

Иностранный язык
(английский)

воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся отечественной и
зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой
монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в
неделю. Суммарно изучение литературы на уровне основного общего образования по программам
основного общего образования рассчитано на 442 часа.
Рабочая программа по английскому языку для 5-9 классов составлена на основе Федерального
компонента ФГОС второго поколения, Примерной программы по иностранному языку основного
общего образования, авторской программы по английскому языку «Английский язык. Рабочие
программы. Предметная линия учебников В.П. Кузовлева. 5-9 классы» авторы Кузовлев В.П., Лапа
Н.М., издательство «Просвещение», 2019.
Данная программа является продолжением программы начальной школы, что обеспечивает
преемственность образовательного процесса. Рабочая программа реализует инвариантный компонент
учебного плана школы, является составляющим элементом ООП. Данная программа рассчитана на 102
часа (5-8 классы), 102 часа (9 класс), что составляет развитие речи, проведение контрольных работ,
разработку проектов и исследовательской деятельности.
Целью обучения английскому языку является развитие иноязычной коммуникативной
компетенциии развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала
иностранного языка. Формы организации образовательного процесса: коллективная, индивидуальная,
групповая.
Виды контроля: входящий, промежуточный, итоговый.
Формы контроля: диктанты, тесты, контрольные работы.
Планируемые результаты:
– личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, свободное выражение мыслей и
чувств в процессе общения на иностранном языке;
– предметные: развитие всех видов речевой деятельности на иностранном языке, овладение
языковыми средствами формирование относительной орфографической и синтаксической
грамотности;
– метапредметные: развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли, адекватное понимание информации устного и
письменного сообщения, способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умение

воспроизводить прослушанный или прочитанный текст.
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплект под редакцией
Кузовлева В.П. Комплект состоит из учебника , методических рекомендаций для учителя, рабочей
тетради для учащихся, электронное приложение к учебнику с аудиокурсом. В настоящее время
обучение ИЯ рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного
школьного образования, что обусловлено целым рядом причин.
Иноязычная грамотность способствует:
• повышению конкурентоспособности государства, перестройке экономики внутри страны (самый
большой барьер при осуществлении совместных международных проектов, создании совместных
предприятий – языковой и культурный);
• вхождению, интеграции государства в мировое экономическое и культурное сообщество;
• доступу к информационной «вселенной» и новейшим информационным технологиям.
Иноязычную грамотность в сложившихся условиях следует рассматривать как экономическую
категорию. Интегрируясь с техническими науками, материальным производством, она превращается в
непосредственную производительную силу.
Роль ИЯ как учебного предмета возрастает также в связи с введением ФГОС, где «развитие
личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира
составляют цель и основной результат образования». «Иностранный язык» поистине уникален по
своим образовательным возможностям и способен внести свой особый вклад в главный результат
образования – воспитание гражданина России. ИЯ в данном курсе рассматривается как важнейшее
средство воспитательного воздействия на личность. Будучи частью, инструментом культуры, ИЯ
формирует личность человека через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к
людям и т. д., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.
ИЯ открывает непосредственный доступ к огромному духовному богатству другого народа, повышает
уровень гуманитарного образования ученика, способствует будущему вхождению в мировое
сообщество благодаря воспитанию уважения к иным культурам.
Знакомство с культурой народа (народов) изучаемого языка способствует более глубокому
осознанию своей родной культуры, воспитанию патриотизма и интернационализма. Знание ИЯ и
культуры устраняет барьеры недоверия, даёт возможность нести и распространять свою культуру,
создавать положительный образ своей страны за рубежом. В линии УМК «English 5-9» особое
внимание отводится дальнейшему развитию умения учиться.
Школьники овладевают рациональными приемами изучения ИЯ и универсальными учебными
действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой справочной литературой, находить

Математика
(ФРП)

информацию в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в
информационно-образовательной среде и т. д.
Обучение межкультурному общению в данном курсе способствует: o формированию активной
жизненной позиции учащихся; o развитию коммуникативной культуры; o общему речевому развитию
обучающихся; o воспитанию внимательного отношения к тексту, формируя вдумчивого чтеца, –
качество, присущее каждому культурному человеку; o расширению филологического кругозора через
осознание особенностей своего мышления. Изучение ИЯ вносит заметный вклад в культуру
умственного труда. Данный курс готовит учеников к успешной социализации после окончания
образовательного учреждения, учит успешно выстраивать отношения с другими людьми, работать в
группе и коллективе. Владение общением на ИЯ стало сегодня одним из условий профессиональной
компетенции специалиста, поскольку знание ИЯ может существенно повлиять на его образовательные
и самообразовательные возможности, выбор профессии и перспективу карьерного роста.
Рабочая программа по математике для обучающихся 5-9 классов разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»), Федеральной рабочей программы по
математике (для 5-9 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования», Москва, 2023 г., с учётом современных мировых требований, предъявляемых к
математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического
образования в Российской Федерации.
Основные линии содержания курса математики в 5-9 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра»
(«Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Функции», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования математика является обязательным предметом на данном уровне образования. В 5-9
классах учебный предмет «Математика» традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов:
в 5-6 классах — курса «Математика», в 7—9 классах — курсов «Алгебра» (включая элементы
статистики и теории вероятностей) и «Геометрия». Настоящей программой вводится самостоятельный
учебный курс «Вероятность и статистика».

Информатика
(ФРП)

На изучение математики в 5—6 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого
года обучения, в 7-9 классах 6 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 952
учебных часа.
Рабочая программа по информатике на уровне основного образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
Федеральной рабочей программы по информатике (для 7-9 классов образовательных организаций),
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., а также федеральной рабочей
программе воспитания.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
- формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт
развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества, понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и
информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного
общества;
- обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого
условия
профессиональной
деятельности
в
современном
информационном
обществе,
предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи,
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения результата и
так далее;
- формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией,
программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и
этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Информатика в основном общем образовании отражает:
- сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и

Физика
(ФРП)

возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
- основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
- междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют
структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических
разделов:
● цифровая грамотность;
● теоретические основы информатики;
● алгоритмы и программирование;
● информационные технологии.
Общее число часов, рекомендованных для изучения информатики на базовом уровне, – 102 часа: в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Рабочая программа по физике на уровне основного образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»), Федеральной рабочей
программы по информатике (для 7-9 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования», Москва, 2023 г., а также федеральной рабочей программе
воспитания.
Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и
требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы,
представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной грамотности
обучающихся и организацию изучения физики на деятельностной основе. В программе по физике
учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи
естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам обучения (по
классам), предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике развития

предметного содержания и учёте возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании
рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, поскольку
физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и
физической географией, вносит вклад в естественнонаучную картину мира, предоставляет наиболее
ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о
мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в
формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими компетентностями,
характеризующими естественнонаучную грамотность:
 научно объяснять явления;
 оценивать и понимать особенности научного исследования;
 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн).
Цели изучения физики:
 приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей;
 развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского
отношения к окружающим явлениям;
 формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
 формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и
технологий;
 развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности,
связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего образования
обеспечивается решением следующих задач:

приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых,
электрических, магнитных и квантовых явлениях;
 приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных
знаний;
 освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей,
творческих и практико-ориентированных задач;
 развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и
экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
 освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о
современных достижениях физики, анализ и критическое оценивание информации;
 знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и
современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего образования отводится 238
часов: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 102
часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО (приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»), Федеральной рабочей программы по
истории (для 5-9 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования», Москва, 2022 г., а также федеральной программы воспитания, и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального,
созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности
в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История даёт возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и
будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и
мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого её


История
(ФРП)

Обществознание
(ФРП)

народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение учебного предмета «История» на уровне основного общего образования отводится 340
часов: в 5-9 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях.
В 9 классе предусмотрено изучение учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» в
объёме 17 часов.
Программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» составлена на основе
положений и требований к освоению предметных результатов программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования с учётом федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного
курса
«История России» в
образовательных организациях,
реализующих основные
общеобразовательные программы.
Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для
формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории,
осмысления роли современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю
Отечества, позволит создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях
новейшей истории России на уровне среднего общего образования
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историкопросвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к защите
исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации
исторических фактов.
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»), Федеральной рабочей программы по обществознанию (для 5-9
классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва,
2022 г., в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учётом федеральной программы воспитания и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы
основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей

География (ФРП)

страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует воспитанию российской
гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству, приверженности национальным
ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации
помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать
необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я»,
формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в
обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов. Учебным планом
на изучение обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
Рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО
(приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»), Федеральной рабочей
программы по географии (для 5-9 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования», Москва, 2022 г., а также на основе характеристики планируемых
результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленной в федеральной программе воспитания и подлежит непосредственному применению
при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет,
формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как
планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и
хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социальноэкономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических
подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для
реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий,
законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического
образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6

Биология
(ФРП)

классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
Федеральной рабочей программы по биологии (для 5-9 классов образовательных организаций),
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., а также федеральной
программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности
предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным
результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне основного общего образования.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
- формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем
разного уровня организации;
- формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека,
условиях сохранения его здоровья;
- формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических
систем, в том числе организма человека;
- формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области
биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного
организма;
- формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в
природе;
- формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны
окружающей среды.
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного
общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объёме 238 часов за
пять лет обучения: из расчёта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю, в 8-9 классах – 2 часа в неделю.

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» разработана на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
Федеральной рабочей программы по ОБЗР (для 8-9 классов образовательных организаций), ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования», Москва, 2024 г., федеральной программы воспитания и
предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО.
В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено одиннадцатью
Основы безопасности и
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне
защиты Родины
основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего
(ФРП)
образования:
модуль № 1 «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства»;
модуль № 2 «Военная подготовка. Основы военных знаний»;
модуль № 3 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 4 «Безопасность в быту»;
модуль № 5 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 6 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 7 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 8 «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи»;
модуль № 9 «Безопасность в социуме»;
модуль № 10 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 11 «Основы противодействия экстремизму и терроризму».
В целях обеспечения системного подхода в изучении учебного предмета ОБЗР на уровне основного
общего образования программа ОБЗР предполагает внедрение универсальной структурно-логической
схемы изучения учебных модулей (тематических линий) в парадигме безопасной жизнедеятельности:
«предвидеть опасность → по возможности её избегать → при необходимости действовать».
Учебный материал систематизирован по сферам возможных проявлений рисков и опасностей:
помещения и бытовые условия; улица и общественные места; природные условия; коммуникационные
связи и каналы; физическое и психическое здоровье; социальное взаимодействие и другие.
Программой ОБЗР предусматривается использование практико-ориентированных интерактивных
форм организации учебных занятий с возможностью применения тренажёрных систем и виртуальных
моделей.

Музыка

При этом использование цифровой образовательной среды на учебных занятиях должно быть
разумным, компьютер и дистанционные образовательные технологии не способны полностью заменить
педагога и практические действия обучающихся.
В условиях современного исторического процесса с появлением новых глобальных и региональных
природных, техногенных, социальных вызовов и угроз безопасности России (критичные изменения
климата, негативные медико-биологические, экологические, информационные факторы и другие
условия жизнедеятельности) возрастает приоритет вопросов безопасности, их значение не только для
самого человека, но также для общества и государства.
Целью изучения ОБЗР на уровне основного общего образования является формирование у
обучающихся готовности к выполнению обязанности по защите Отечества и базового уровня культуры
безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и
государства, что предполагает:
способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания
необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных
последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые
средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного
безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера.
Общее число часов, отведенных для изучения ОБЗР в 8–9 классах, составляет 68 часов, по 1 часу в
неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов образовательных учреждений
составлена в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31
декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г.); для 8 классов с учетом Федеральной рабочей
программы по музыке (для 5-8 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования», Москва 2023 г.; с учетом УМК: «Музыка» 5-8 классы, автора Г.П. Сергеевой.
Москва. Просвещение и программы Музыка. 5—8 классы. Искусство. 8—9 классы. Сборник рабочих
программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова. — 5-е изд., дораб.- М.:

Просвещение, 2017.
Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития
человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д. С.
Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и
музыкального искусства) — показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в
отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти — важнейшая задача музыкального
образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде
обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся. Курс «Музыка» в
основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие
видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального
самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и
современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени
деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы
школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических
представлений об окружающем мире. Программа создана на основе преемственности с курсом
начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение
опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и
мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного,
социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией
музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в
художественно-педагогическом процессе.
Цель общего музыкального образования и воспитания – развитие музыкальной культуры
школьников как неотъемлемой части их духовной культуры – наиболее полно отражает
заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование
целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном
пространстве.
Общее число часов, отведенных для изучения музыки в 8 классах, составляет 34 часов, по 1 часу в
неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего образования.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями и дополнениями 29
декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г.); для 8-х классов с учетом

Изобразительное
искусство

Федеральной рабочей программы по изобразительному искусству (для 5-9 классов образовательных
организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г.; с учетом УМК:
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.
Неменского. 5-8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Б.М. Неменский и
др./ - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 304 с.
ЦЕЛЬ школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуальнопространственного
мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
ЗАДАЧИ:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа
реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных
формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуальнопространственной
формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в
ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной
среды и в понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть
реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его
эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами
и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и
производственной среды.
Общее число часов, отведенных для изучения изобразительного искусства в 8-х классах,
составляет 34 часов, по 1 часу в неделю за счет обязательной части учебного плана основного общего
образования.

Труд (технология)
(ФРП)

Рабочая программа по технологии на уровне основного образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),
Федеральной рабочей программы по технологии (для 5-9 классов образовательных организаций),
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2024 г., а также федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» интегрирует знания по разным учебным
предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной
грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе
практико-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания,
воспитания осознанного отношения к труду, как созидательной деятельности человека по созданию
материальных и духовных ценностей.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» знакомит обучающихся с различными
технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными,
социальными. В рамках освоения программы по предмету «Труд (технология)» происходит
приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение
современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация
обучающихся в сферах трудовой деятельности.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» раскрывает содержание, адекватно
отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и
самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн, 3Dмоделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки
материалов, аддитивные технологии, нанотехнологии, робототехника и системы автоматического
управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики, строительство, транспорт,
агро- и биотехнологии, обработка пищевых продуктов.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» конкретизирует содержание, предметные,
метапредметные и личностные результаты.
Стратегическим документом, определяющими направление модернизации содержания и методов
обучения, является ФГОС ООО.
Основной целью освоения содержания программы по учебному предмету «Труд (технология)»
является формирование технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого

Физическая
культура

мышления.
Задачами учебного предмета «Труд (технология)» являются:
подготовка личности к трудовой, преобразовательной деятельности, в том числе на мотивационном
уровне – формирование потребности и уважительного отношения к труду, социально ориентированной
деятельности;
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области «Технология»;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по преобразованию
материи, энергии и информации в соответствии с поставленными целями, исходя из экономических,
социальных, экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и общественной
безопасности;
формирование у обучающихся культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности
к предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности цифровых
инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и склонности в плане подготовки к
будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих профессиональных
предпочтений.
На освоение предмета Труд (технология) на уровне основного общего образования отводится 272
часа:
● 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 8 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 5 класса составлена в
соответствии со следующими нормативно-правовыми документами: Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями и
дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015г., 11 декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г.); для 8-9
классов с учетом Федеральной рабочей программы основного общего образования по физической
культуре (для 5-9 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования», Москва, 2023 г.; с учетом УМК: Физическая культура. Примерные рабочие программы.
Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы: учеб. пособие для

общеобразоват. организаций / В.И. Лях. -6-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
При создании рабочей программы учитывались потребности современного российского общества в
физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в
разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать ценности физической культуры
для самоопределения, саморазвития и самоактуализации. В рабочей программе нашли свои отражения
объективно сложившиеся реалии современного социокультурного развития российского общества,
условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования родителей, учителей и
методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых методик и
технологий в учебно - воспитательный процесс.
В своей социально-ценностной ориентации рабочая программа сохраняет исторически
сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве средства подготовки
обучающихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения функциональных
и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств.
Программа предусматривает возможность активной подготовки обучающихся к выполнению
нормативов «Президентских состязаний» и «Всероссийского физкультурноспортивного комплекса
ГТО».
Общей целью школьного образования по физической культуре является формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В рабочей программе данная цель конкретизируется и
связывается с формированием устойчивых мотивов ипотребностей школьников в бережном отношении
к своему здоровью, целостном развитии физических, психических и нравственных качеств, творческом
использовании ценностей физической культуры в организации здорового образа жизни, регулярных
занятиях двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность рабочей программы определяется вектором развития физических
качеств и функциональных возможностей организма занимающихся, являющихся основой укрепления
их здоровья, повышения надёжности и активности адаптивных процессов. Существенным достижением
данной ориентации является приобретение школьниками знаний и умений в организации
самостоятельных форм занятий оздоровительной, спортивной и прикладно - ориентированной
физической культурой, возможностью познания своих физических способностей и их
целенаправленного развития.
Воспитывающее значение рабочей программы заключается в содействии активной социализации
школьников на основе осмысления и понимания роли и значения мирового и российского олимпийского

движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и современному развитию. В число
практических результатов данного направления входит формирование положительных навыков и
умений в общении и взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры, организации
совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и планируемых результатов
образования в основной школе является воспитание целостной личности обучающихся, обеспечение
единства в развитии их физической, психической и социальной природы. Реализация этой идеи
становится возможной на основе содержания учебной дисциплины «Физическая культура», которое
представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами: информационным (знания о
физической культуре), операциональным (способы самостоятельной деятельности) и мотивационнопроцессуальным (физическое совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей личностно
значимого смысла, содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят
структурными компонентами в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули
включают в себя содержание базовых видов спорта: гимнастика, лёгкая атлетика, спортивные игры.
Данные модули в своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и физических упражнений,
содействующих обогащению двигательного опыта. Вариативные модули объединены в рабочей
программе модулем «Самбо», содержание которого разрабатывается образовательной организацией на
основе федеральной рабочей программы по физической культуре. Основной содержательной
направленностью вариативных модулей является подготовка обучающихся к выполнению нормативных
требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, активное вовлечение их в
соревновательную деятельность.
Учебный предмет «Физическая культура» в 8-х классы реализуется как отдельный предмет в
объёме 3 часов в неделю, в 9-х классах в объёме 2 часов в неделю. Реализация Всероссийского проекта
«Самбо в школу» в 8-х классах осуществляется за счет 1 часа учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, как 3 час физической культуры, в 9-х классах через курс
внеурочной деятельности.
В целях формирования у обучающихся компетенций по осознанному ведению здорового образа
жизни, привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических качеств,
профилактике и укреплению здоровья в рамках внеурочной деятельности организована деятельность
школьного спортивного клуба, обучающиеся 8 – 9 классов участвуют в выполнении тестов
Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания», нормативов

физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), спартакиаде по игровым видам
«Спортивные надежды Кубани». Что, в том числе, обеспечивает удовлетворение биологической
потребности в движении обучающихся 8-9 классов.
Кубановедение

Место предмета «Кубановедение» в системе школьного образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление
личности молодого человека. Кубановедение – самостоятельная дисциплина. Специфика предмета
заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории,
культуре, и через проектно-исследовательскую деятельность дает учащимся возможность получить
целостное представление о кубанском регионе.
Рабочая программа разработана с учетом УМК: Кубановедение: программа для 5–9 классов
общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодар. края/ Под ред. А. А. Зайцева. – 3-е изд.,
перераб. и доп. – Краснодар: Перспективы образования, 2018. – 80 с.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе
осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Целью
данного курса является систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных
областях, выявление общего и особенного в развитии регионального социума в общероссийском
контексте, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского
государства.
Задачи изучения кубановедения на всех уровнях общего образования определяются Федеральными
государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
− комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте,
соответствующее современному уровню знаний;
− воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству,
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических
ценностей современного общества;
− формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной,
политической и экологической культуры;

Проектная и
исследовательская
деятельность

− содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных
этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного интереса;
− осознание необходимости бережного отношения к родной природе;
− привитие чувства гордости за достижения жителей Кубани;
− социализация школьников в современной социокультурной среде в регионе;
− приобщение школьников в современной социокультурной среде и регионе;
− приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в
условиях многонационального государства.
На освоение учебного предмета «Кубановедение» на уровне основного общего образования в 8-х
классах отводится 34 часа (1 час в неделю).
В 9-х классах изучение курса «Кубановедение» организуется в рамках курса внеурочной
деятельности.
Рабочая программа по курсу «Проектно-исследовательская деятельность» для обучающихся в 9-х
классов, является средством реализации требований ФГОС ООО к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования. Программа направлена на развитие
творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и
проектной деятельности. Программа реализует системно-деятельностный подход в обучении,
ориентирована на развитие самостоятельной работы обучающихся, критического и инновационного
мышления в процессе достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся
познавательный и прикладной интерес.
Курс «Проектно-исследовательская деятельность» призван обеспечить освоение наиболее актуальных
для работы над проектами способов деятельности обучающихся основной школы и подготовку их
таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Важнейшей педагогической
проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям
«открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько
результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям
собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка
через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, осваивает навыки планирования,
анализа, синтеза, активной деятельности. В данном курсе предусмотрена не только индивидуальная
самостоятельная работа обучающихся, но и групповая.
Цели программы отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной
программы:

• формирование универсальных учебных действий (далее УУД) обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской и проектной
деятельности;
- развитие личностных УУД: учебной мотивации и познавательной активности, готовности к
самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленности и настойчивости в преодолении
трудностей;
- освоение научной картины мира, через понимание роли и значения науки в жизни общества,
значимости учебно-исследовательской и проектной работы, овладение методами и методологией
познания, развития продуктивного воображения;
• овладение обучающимися продуктивно-ориентировочной деятельностью при помощи
последовательного освоения:
- основных этапов, характерных исследования и проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или
исследования;
• развитие творческих способностей и инновационного мышления на базе:
- предметного и метапредметного научного и полинаучного содержания;
- владения приемами и методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
• общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, местного
сообщества за счет организации работы в группе в разнообразных качествах, рассмотрения различных
точек зрения на одну проблему, организации взаимодействия между участниками проекта, а также за
счет многообразия видов проектной деятельности.
Данная программа преобразует предметно-ориентированную модель обучения, дополняя ее
универсальными учебными навыками, мотивацией личностно значимой деятельности. Логика
программы базируется на идее формирования и развития целостной мировоззренческой картины
обучающегося через использование традиционных методов учебно-исследовательской и проектной
деятельности: моделирования, интегрирования, конструирования, проектирования, исследования и
сотрудничества. Программа отражает особенности проектной и учебно - исследовательской
деятельности обучающихся.
На освоение учебного предмета «Проектная и исследовательская деятельность» на уровне основного
общего образования в 9-х классах отводится 34 часа (1 час в неделю).


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».