Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 » Муниципальное образование город Армавир Принята на заседании педагогического совета от «30» августа 2024 г. Протокол №1 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ-СОШ № 14 ___________А.С. Силин «30» августа 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТИ «Военно-спортивные дисциплины» название программы Срок реализации программы : 1 год (306ч) Возрастная категория: 15-18 лет Форма обучения: очная Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе ID- номер в Навигаторе:___________ Автор-составитель: Бегус Геннадий Владимирович Преподаватель – организатор ОБЗР ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» «ВОЕННО- Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее — ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Федеральной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Целью программы является расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного дела, полученных при освоении раздела «Основы военной службы» федеральной рабочей программы среднего общего образования «Основы безопасности и защиты Родины». На достижение этой цели направлены следующие задачи: Образовательные: 1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности. 2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по предмету «Основы безопасности и защиты Родины» в образовательных организациях, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение практических стрельб. 3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание роли дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил Российской Федерации. 4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе. 5. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой, инженерной подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и основ связи. Воспитательные: Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному прошлому России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины. Развивающие: Способствовать формированию у обучающихся социальной активности. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и выбору профессии офицера. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные виды деятельности. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности. 3. МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа ориентирована на обучающихся 15-18 лет общеобразовательных организаций, Программа рассчитана на 306 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как теоретические, практические и комплексные занятия, беседы и встречи с военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в воинские части (на корабли), военно-тактические и военно-спортивные игры. 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» Предмет «Военно-спортивные дисциплины» предназначен для: - формирования у обучающихся основных понятий о военной службе, о структуре приемов и способов действий солдат в бою; - обучения приемам и способам действий солдата в бою; - приобретения обучающимися практических навыков в постановке задач, отдаче распоряжений, команд и докладу старшему командиру результатов выполнения боевой задачи; - формирования у обучающихся основных понятий о передвижении на поле боя, действия солдата в обороне, в наступлении; - изучения боевых свойств и общего устройства ручного пулемета, снайперской винтовки, правил стрельбы из стрелкового оружия; - получения знаний об основных положениях Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации; формы организации и методы проведения занятий по строевой подготовке с отделением. Изучение предмета «Военно-спортивные дисциплины» построено по модульному принципу, который позволяет: - эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики основ военной подготовки; - структурировать содержание рабочей программы при изучении предмета в 5-9 классе. При модульном построении содержания основного общего образования включает в себя десять учебных модулей. Модуль 1. Основы тактики. Модуль 2. Основы РХБЗ. Модуль 3. Общая физическая подготовка. Модуль 4. Лёгкая атлетика. Модуль 5. Основы огневой подготовки. Модуль 6. Элементы единоборства. Модуль 7. Основы военно-медицинской подготовки. Модуль 8. Общевоинские уставы. Модуль 9. Строевая подготовка. Модуль 10. Профессиональное самоопределение. Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам. Изучение курса «Военно-спортивные дисциплины», в каждом классе целесообразно заканчивать проведением практических занятий с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков по темам программы. Логическим продолжением курса является работа, которая включает в себя мероприятия, направленные на формирование навыков военной подготовки, безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным. Контроль за знаниями, умениями и навыками проводится по окончанию изучения темы в виде контрольных работ, тестов, практических работ, рефератов и других творческих работ, а также проводится текущий контроль. Используются разноуровневые тестовые задания. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА «ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» Модуль 1. Основы тактики – 30 часов. Действие при подъеме по тревоге. Сигналы оповещения «Воздушная тревога», «Радиационная опасность», «Химическая тревога», «Сбор». Организация, вооружение и боевая техника мотострелкового взвода. Состав мотострелкового отделения, его вооружение. Тактико-технические характеристики вооружения и боевой техники (АК-74; РПК-74; БМП-1,2,3; БТР-80; БТР-90; Т-80; Т90, Т-14). Отделение в обороне. Оборона. Требования к обороне. построение обороны МСО в обороне. Боевой порядок МСО в обороне. Боевая позиция МСО. Система огня МСО в обороне. Карточка огня отделения. Отделение в наступлении. Наступление. Боевой порядок МСО в наступлении (в линию, уступом вправо(лево). Объект атаки. Подготовка наступления из положения непосредственного соприкосновения с противником и при наступлении с выдвижением из глубины. Модуль 2. Основы РХБЗ – 16 часов. Средства индивидуальной защиты. Средства защиты органов дыхания. Средства защиты кожи. Назначение, устройство и подбор по размеру средств индивидуальной защиты органов дыхания, средств защиты кожи. Подаваемые команды для надевания противогазов, общевойскового защитного комплекта: «ГАЗЫ»; «Защитный костюм –НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»; «РАДИОЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ»; «Плащ в рукава, чулки, перчатки –НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»; «ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА». Медицинские средства индивидуальной защиты (пакет ИПП-10,11, аптечка индивидуальная АИ-2). Оказание самопомощи при радиоактивном заражении, поражении отравляющими веществами нервно-паралитического, общеядовитого, кожно-нарывного, удушающего действия и при поражении. Модуль 3 Общая физическая подготовка- 70 часов. Строевые упражнения: команды для управления группой, понятие о строе и командах, шеренга, колонна, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении. Походный строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом. Гимнастические упражнения: для рук и плечевого пояса. Упражнения без предметов индивидуальные и парные. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения для мышц туловища и шеи. Наклоны, повороты, вращения. Упражнения с амортизаторами, на гимнастических снарядах. Упражнения для мышц ног, таза. Упражнения с набивными мячами, гантелями, тренажерами. Акробатические упражнения: группировки в приседе, сидя, лежа. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед, назад, кувырок вперед из упора присев). Гимнастический мост. Кувырок назад. Стойки на лопатках, голове, руках. Легкоатлетические упражнения: бег, бег с ускорением, низкий старт, стартовый разбег до 60 м. Эстафетный бег. Прыжки через планку с поворотом на 90 с прямого разбега, прыжки в высоту, в длину с места и с разбега. Метание малого мяча и с разбега на дальность. Упражнения для рук и плечевого пояса: Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега. Упражнения для ног: поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях, выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки. Упражнения для шеи и туловища: наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений. Упражнения для всех групп мышц: могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей). Спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, гандбол. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки», «Невод», «Метко - в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Мяч - среднему», «Встречная эстафета» и т.д. Модуль 4. Лёгкая атлетика 65 часов. Бег в равномерном и переменном темпе 20-25 мин, бег на 3000 м. Прыжки в длину с 13-15 шагов разбега. Бег на результат 100м. с низкого старта. Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей. Прыжок в длину с 13-15 беговых шагов. Метание мяча весом 150 г 4-5 бросковых шагов, с полного разбега, на дальность в коридор 10 м и заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель (1*1 м ) с расстояния до 20 м. Метание гранаты весом 500-700 г с места на дальность, с колена, лежа; 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор 10 м и задоное расстояние; в горизонтальную цель (2*2м)с расстояния 1215 м, по движущейся цели (2*2м)с расстояния 10-12 м. Метание гранаты на дальность - на результат. Бег на результат 2000м(д), 3000м(ю). Развитие выносливости. Физическая культура и основы здорового образа жизни. Основы законодательства российской федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья Физическая культура и основы здорового образа жизни. Основы законодательства российской федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья . Прыжок в высоту с 9 – 11 шагов разбега. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. ОФП. Челночный бег. Развитие координации движений Совершенствование прыжков в высоту с 9 – 11 шагов разбега. ОФП. СФП. Прыжки в высоту с 9 – 11 шагов разбега - КУ. Развитие ловкости. Бег на результат 100м. с низкого старта. Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей. . Модуль 5. Основы огневой подготовки – 50 часов. Стрелковое оружие и гранатометы. Назначение снайперской винтовки Драгунова (СВД), ручного пулемёта Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки. Нормативов №7,8,10 «Неполная разборка оружия», «Сборка после неполной разборки». «Снаряжение магазина патронами». Приборы наблюдения. «Тысячная» - единица измерения углов. Формула «тысячной» и ее применение. Порядок определения расстояния до цели с помощью приборов наблюдения. Общие сведения по основам стрельбы. Внутренняя баллистика. Выстрел. Периоды выстрела. Начальная скорость пули. Дальность прямого выстрела. Убойное и пробивное действие пули. Проверка боя стрелкового оружия и приведение его к нормальному бою. порядок определения средней точки попадания (СТП). Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности во время стрельб. Стрельба из пневматической винтовки. Модуль 6. Элементы единоборства- 10 часов. Инструктаж по ТБ. Приёмы самостраховки. Приёмы борьбы лёжа и стоя. Учебная схватка. Силовые упражнения и единоборства в парах. Подвижная игра «Сила и ловкость». Самостоятельная разминка перед поединком . Правила соревнований по одному из видов. Влияния занятий единоборствами на развитие нравственных и волевых качеств. Упражнения в парах, овладение приёмами страховки, подвижные игры. Самоконтроль при занятиях единоборствами. Умение судить учебную схватку одного из видов единоборств. . Модуль 7. Основы военно-медицинской подготовки – 10 часов. Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих. Табельные и подручные средства для остановки кровотечения. Назначение аптечки индивидуальной, пакета перевязочного. Норматив №1,2,3 по военно-медицинской подготовке. Наложение повязок. Первая помощь при переломах. Понятие о шоке и меры его предупреждения. Модуль 8. Строевая подготовка – 40 часов. Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него. Строевые приёмы «Суворовец Иванов. ВЫЙТИ ИЗ СТРОЯ НА СТОЛЬКО-ТО ШАГОВ», «Суворовец Иванов. КО МНЕ», «Суворовец Иванов. СТАТЬ В СТРОЙ», «СТАТЬ В СТРОЙ». «Взвод, в колонну по одному, шагом-МАРШ(МАРШ), «Взвод, в колонну по три, шагом –МАРШ» (МАРШ), «ПРЯМО». Выполнять команды- «Взвод, СМИРНО, равнение на- ПРАВО (на-ЛЕВО). Выполнение строевых приёмов в движении «Напра-ВО», «Нале-ВО», «Кругом МАРШ». Приёмы «К БОЮ», «ВСТАТЬ»; перебежки и переползание. Модуль 9. Общевоинские уставы ВС РФ – 10 часов. Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации. Внутренняя служба при расположении войск в полевых условиях (в лагерях).Порядок вызова дежурного по роте по линию. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных сил Российской Федерации. Организация и несение гарнизонной службы. Гарнизонный наряд. Гарнизонный патруль. Организация караульной службы. Караул. Пост. Часовой. Подготовка караулов. Модуль 10. Профессиональное самоопределение – 5 часов. Профессия офицера Сухопутных войск (мотострелковых, танковых, артиллерийских, ракетных, войск противовоздушной обороны, инженерных, радиационных, химической и биологической защиты, войск связи), воздушно – космических сил: военной авиации (штурмовая, истребительная, военнотранспортная, бомбардировочная), специальной (медицинская, беспилотная, испытательная), гражданской авиации, офицера космических войск. Организационная структура Сухопутных войск и ВКС Вооруженных сил Российской Федерации. Функции и основные задачи современных Вооруженных сил Российской Федерации. Военно-профессиональные и психологических качества офицера Сухопутных войск и ВКС. 6.Тематическое планирование курса «Военно-спортивные дисциплины» № модуля Раздел программы Количество часов 1 Основы тактики 30 2 Основы РХБЗ 15 3 Общая физическая подготовка 70 4 Лёгкая атлетика 65 5 Основы огневой подготовки 50 6 Элементы единоборства. 10 7 Основы военно-медицинской подготовки 8 Строевая подготовка. 10 40 9 Общевоинские уставы. 10 10 Профессиональное самоопределение 5 Итого: 306 7. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ 1. Нормативные документы, указанные в разделе 1. 2. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и на основе примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 05 сентября 2019 г. № 2/16-з), программы среднего общего образования_по основам безопасности жизнедеятельности 10–11 классы: базовый уровень: /С.В. Ким, В.А. Горский.-М.:Вентана –Граф, 2019 . 2. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В.И.Лях. 10-11 классы: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / В.И.Лях. -6-е изд. – М.: Просвещение, 2019 Учебники: 1. С.В. Ким, В.А. Горский М.:Вентана –Граф, 2019 . учеб «Основы безопасности жизнедеятельности»10-11 классы. 2. В.И.Лях. 10-11 классы: учеб. « Физическая культура » / В.И.Лях. -6-е изд. – М.: Просвещение, 2019 Методические пособия 1. Общевоинские Уставы ВС РФ. М.: Военное издательство, 2017. – 591 с.; 2. Сборник нормативов по боевой подготовке РВСН. Книга 7. ЦИПК, 2006. – 108 с.; 3. Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя. Часть 3. М.: Воениздат, 2005. – 505 с.; 4. Наставление по военно-инженерному делу. М.: Военное издательство, 1984. – 575 с.; 5. Военная топография. М.: Военное издательство, 1997. – 276 с.; 6. Строевая подготовка. В.В.Апакидзе, Р.Г.Дуков. – М.: Военное издательство, 1988. – 335 с.; 7. Защита от оружия массового поражения. – 2-е изд. – М.: Военное издательство, 1988. – 398 с.- ISBN 5-203-00187-1; 8. Руководство по 5,45-мм автомату Калашникова. М.: Военное издательство, 1988. – 231 с. 9. Растим патриотов России: методические материалы участников Всероссийского конкурса методических пособий /сборник/ Федеральное агентство по образованию, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2008-2013 годы» под общ. редакцией.: И.И. Мельниченко.- Архангельск: ИП Ивлева И.И.,2010 г. 10.Буров Д. «Автоматические пистолеты», М., Этерна, 2012 г. 11 .Орехов А.Л."Маленькие хитрости ближнего боя"; хрестоматия "Малая война (Организация и тактика боевых действий малых подразделений) / сост. А.Е.Тарас. Минск "Харвест" 2011 год ЭКРАННО - ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ: 1. Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по Основам военной подготовки 2. Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме); 3. Флешкарты, аудиодиски; 4. Презентации к урокам по темам (в цифровой форме). ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц; 2. Экспозиционный экран; 3. Мультимедийная доска; 4. Персональный компьютер (ноутбук); 5. Диапроектор (эпидиаскоп); 6. Мультимедийный проектор; 7. Аудио колонки; 8. Аудио-проигрыватель; 9. Микрофоны; 10.Микшерный пульт; ЦИФРОВЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ 1. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453552f31d9b164. 2. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/. 3. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ Модели современного стрелкового оружия. Таблицы по ОВП Таблицы по ОБЖ Таблицы по оказанию первой медицинской помощи. Карточки с разноуровневыми тестовыми заданиями. 6.Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: учебник / С.В. Ким, В.А.Горский —2-е изд., М.: Вентана-ГраФ 2023. 1. 2. 3. 4. 5. 7. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса «Военноспортивные дисциплины». В результате изучения предмета выпускник научится: -основным положениям ОВУ Вооруженных Сил РФ; -действовать по сигналам оповещения; -выполнять приемы и способы действий солдата в бою в пешем порядке; -подавать команды на открытие огня из стрелкового оружия; -практически пользоваться средствами индивидуальной защиты; -использовать подручные материалы для маскировки; -проводить самоокапывание в бою; оборудовать окоп для стрельбы с колена, стоя, проводить его маскировку; -работать на радиостанциях ротной сети; -готовить оружие и боеприпасы к стрельбе и содержать их в боевой готовности; вести разведку целей наблюдением, определять дальность до них и правильно давать целеуказания; -читать топографические карты и выполнять простейшие измерения по ним; определять свое местонахождение, ориентироваться на местности по карте и без карты; -совершать движение по азимуту днем; -составлять схемы местности и карточку огня отделения; -уверенно и четко выполнять строевые приемы на месте и в движении без оружия и с оружием, выполнять воинское приветствие, выходить и становиться в строй, подходить к начальнику и отходить от него; -совершенствовать личную строевую выучку в повседневной деятельности; -правильно действовать в строю отделения, взвода, роты в пешем порядке, управлять ими; -применять положения общевоинских уставов ВС РФ при выполнении общих обязанностей военнослужащих и требований к обучающимся; -точно выполнять и правильно применять положения общевоинских уставов при несении внутренней службы; в повседневной деятельности воинского коллектива, при организации безопасности военной службы и охраны здоровья обучающихся. Выпускник получит возможность: - ознакомиться с табельными средствами маскировки и их использованием для маскировки личного состава, боевой техники и сооружений; - ознакомиться с историей развития стрелкового автоматического оружия и с основными направлениями совершенствования вооружения подразделения; - ознакомиться с устройством, принципом действий и боевым применением изучаемого стрелкового оружия; - ознакомиться с основными положениями Курса стрельб из стрелкового оружия, боевых машин и танков Вооруженных сил Российской Федерации (далее Курса стрельб); - ознакомиться с разновидностями и тактическими свойствами местности и их влиянием на боевые действия войск; - ознакомиться вопросами организации работы командира отделения по воспитанию подчиненных, укреплению воинской дисциплины, поддержанию внутреннего порядка в подразделении, методики подготовки суточного наряда роты к несению службы и выполнении требований общевоинских уставов в повседневной деятельности. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей естественно-научного цикла, физической культуры, ОБЗР, труда (технологии), музыки и ИЗО ____________ Зуева С.В. «29» августа 2024 года СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ А.А. Конюшенко «30» августа 2024 года