2 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 » Муниципальное образование город Армавир Принята на заседании педагогического совета от «30» августа 2024 г. Протокол № 1 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ-СОШ № 14 ___________А.С. Силин «30» августа 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТИ «Танцевальный серпантин» название программы Срок реализации программы: 1 год (162ч) Возрастная категория: 12-18 лет Форма обучения: очная Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе ID- номер в Навигаторе:___________ Автор-составитель: Довтоленко Денис Владимирович, учитель математики 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная. Уровень освоения программы: ознакомительный. Актуальность и педагогическая целесообразность программы. Изменения, которые происходят в жизни современного общества: стремительное расширение информационного поля, развитие новых форм коммуникации и др. оказывают существенное влияние и на развитии традиционных видов искусства. Сегодня хореография становится одной из составляющих театра, массовых зрелищ, телевизионных программ, физической культуры и спорта, медицины, что предполагает появление новых видов профессий, связанных с хореографическим искусством. Для построения реалистичных прогнозов перспективы своей будущей профессиональной деятельности школьнику необходим собственный опыт переживаний, связанных с профессиональной деятельностью. Приобрести данный опыт учащийся имеет возможность посредством участия в предлагаемых профессиональных пробах, предполагающих включение элементов различных видов профессиональной деятельности в области хореографического искусства. Бальные танцы и, в частности, спортивные бальные танцы, предполагают точное и эффективное исполнение технических элементов. Танцы активно развивают физическую силу и выносливость, координацию и гибкость, дисциплину и командный дух. Наряду с двигательными навыками, большое значение имеет эстетическое впечатление. Дети, занимающиеся бальными танцами, получают разностороннее интеллектуальное и музыкальное развитие, у детей формируется художественный вкус и культура общения, умение воплотить художественное содержание танца, передать его зрителю. Кроме того, у детей формируется умение достойно держать и преподносить себя людям, и как следствие, дети начинают увереннее чувствовать себя в окружающем мире, у них вырабатывается активная жизненная позиция, позволяющая быть успешным в обществе. Для многих обучающихся данная программа может становиться первым звеном в их профессиональном самоопределении в области культуры и искусства. В ориентации на профессиональную хореографическую деятельность особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития – в области танцевального спорта. Танцевальная подготовка на данном этапе предоставляет возможность целенаправленной профессиональной ориентации обучающихся на специальности хореографической направленности (танцевальный спорт), что создает условия для их раннего самоопределения и творческой самореализации в различных видах хореографического искусства. 4 Кроме того, данная программа нацелена на укрепление общего здоровья школьника и приобщение к здоровому образу жизни. При посещении школ и занятиях дома дети испытывают большие статические нагрузки, дефицит двигательной активности приводит к нарушению хода естественного развития ребенка. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие необходимых физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведѐт к общему оздоровлению организма. Обучение в рамках данной образовательной программы состоит в обеспечении досуга детей и подростков, развитии их физических качеств (сила, гибкость, быстрота, выносливость, ловкость) и укреплении общего здоровья. Программа увлекает молодых исполнителей, а возможность самовыразиться и самореализоваться помогают представить себе, могут ли они в дальнейшем связать свою судьбу со спортом, творчеством, педагогикой. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: -Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года; - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 5 Цель программы. Создание условий для первичного самоопределения в сфере потребностей и интересов к танцевальному спорту и танцевальному искусству через ознакомление детей с основами танцевальной практики, приобщение их к здоровому образу жизни и привлечения для занятий танцами. Задачи программы. Обучающие: 1. Обучить базовым основам техники исполнения танца Вальс (Медленный вальс, Венский вальс, Фигурный вальс и другие), классического танца и народного. 2. Ознакомить с историей возникновения классического танца и народного, танца Вальс, различными видамиВальса. 3. Сформировать общие представления об основной танцевальной терминологии, особенностях исполнения различных видов Вальса (ритмические и музыкальные). Развивающие: 1. Развитие основ исполнительских способностей обучающихся (внимание, выносливости, синхронности, координации, пластики движений, ориентации в танцевальном зале). 2. Развитие у обучающихся основных навыков концентрации внимания, идеомоторной подготовки и использования мысленных команд. 3. Развитие способностей к самореализации через создание разнохарактерных художественных образов в различных видах Вальса. 4. Формирование допрофессиональной компетентности учащегося, оказание учащимся профессиональной поддержки в самоопределении и выборе будущей профессии в области культуры и искусства. Воспитательные: 1. Воспитание у обучающихся положительной мотивации на обучение, правильной самооценки. 2. Воспитание эстетического вкуса обучающихся, культуры исполнительской деятельности в процессе освоения ими танцевальной программы; формирование культуры и норм поведения, нравственнокоммуникативных качеств личности. 3. Формирование у обучающихся устойчивой тенденции к ведению здорового образа жизни. Категория обучающихся. Программа разработана для обучающихся от 8 до 16 лет. Зачисление в учебные группы осуществляется при желании ребѐнка, наличии медицинской справки об отсутствии противопоказаний заниматься спортивными бальными танцами (танцевальный спорт) и заявления родителей (законных представителей). Срок реализации программы. 1 год (162 часа). Формы организации образовательной деятельности. По способу получения образования – очные. По способу организации обучающихся – групповые. Занятия проводятся в одновозрастной или разновозрастной группе в 6 зависимости от особенностей набора, численный состав группы – 10-15 человек. Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты. По окончании курса обучения дети будут: знать: историю возникновения классического танца и народного, танца Вальс и его основных видов; специальную танцевальную терминологию в соответствии с содержанием программы; ритмические и музыкальные особенности различных видов классического танца и народного, Вальса; основы техники исполнения основных фигур Вальса; общие принципы ориентации в танцевальном зале; правила поведения в танцевальном зале уметь: применять специальную танцевальную терминологию; исполнять под счѐт и под музыку танцевальные фигуры и схемы по изученному виду Вальса (соло, в линиях, по кругу, а некоторые танцевальные движения и парные танцы – в паре); ориентироваться в пространстве и в танцевальном зале по линии танца и другим направлениям движения в танце; координировать свое тело в пространстве под заданный музыкальный ритм и темп; корректировать с помощью педагога дополнительного образования свои танцевальные движения при выполнении заданий; анализировать с помощью педагога дополнительного образования собственное исполнение и исполнение других. Личностные результаты освоения программы. Результаты развития обучающихся. Обучающиеся: овладеют уверенностью в своих силах, понимать необходимость стремления к постоянному саморазвитию; научатся правильно понимать сущность «ситуации успеха»; получат навыки ведения здорового образа жизни; смогут использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью формирования своих профессиональных интересов. Результаты воспитания обучающихся. Обучающиеся: приобретут опыт организации своей деятельности; приобретут опыт взаимодействия с другими членами коллектива; будут уметь уважительно относиться к деятельности других; будут уметь адекватно воспринимать от педагога оценки своей деятельности и еѐ результатов; получат навыки в выполнении нравственно-этических норм; приобретут опыт заинтересованного и уважительного отношения к творческим инициативам и опытам своих сверстников; познакомятся с лучшими образцами танцевального исполнения различных 7 видов Вальса; будут осознавать адекватными способами. своѐ стремление к самореализации социально- Содержание программы. Учебный (тематический) план № п/п Тема занятий Количество часов практик теория всего а 1 1 1 Вводное занятие. Инструктаж. 2 История танца 20 - 20 3 2 - 2 4 Виды вальсов . Фигурный вальс 4 10 14 5 Медленный вальс 4 20 24 6 Венский вальс 4 10 14 7 Классический танец 10 30 40 8 Народный танец 10 30 40 9 Танцевальная практика. Применение танцевальной практики в профессиональной деятельности Открытый урок 6 6 1 1 10 Итого - 162 8 Содержание учебного (тематического) плана Вводное занятие. Инструктаж. Общее содержание программы занятий. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в танцевальном зале. Гигиенические требования к танцевальным занятиям, требования к танцевальной обуви и тренировочной одежде. Виды вальсов Виды вальсов. Ритмические особенности основных движений (Танго-вальс (Аргентинский вальс), Вальс-бостон, Вальс-гавот и др.). Танго-вальс: комбинированный жанр, сочетающий в себе элементы танго и вальса. Разучивание основных движений в исторических видах Вальса (сольно и в паре), ритмическое исполнение их под музыку. История танца Теория: Мелодия и движение. Темп. Контрастная музыка. Музыкальный размер. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо, влево.Музыкально-пространственные упражнения. Маршировка на месте, вокруг себя, вправо, влево. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два. Ходьба пружинящим шагом, на носочках, на пяточках. Танцевальные шаги в образах животных. Хлопки притопы под ритм музыки. Фигурный вальс Вальс, вошедший в спортивную программу бальных танцев еще в СССР в 60х года 20 века. Характерен выполнением строгих фигур (элементов). Исполнение соло как отдельных фигур, так и в связке (композиции). Исполнение соло и/или в паре. «Медленный вальс» Из истории создания танца. Рассказ и показ лучших исполнителей танца в России и мире среди детей и взрослых. Работа мышц по время движения («анатомия движения»). Работа стопы (каблук, носок). Геометрия движения в пространстве. Положение корпуса и рук во время движения. Положение головы во время движения. Закрытые перемены с правой ноги. Закрытые перемены с левой ноги. Натуральный поворот. Обратный поворот. Натуральный спин поворот. Исполнение соло как отдельных фигур, так и в связке (композиции). Исполнение соло и/или в паре. «Венский вальс» Из истории создания танца. Рассказ и показ лучших исполнителей танца в России и мире среди детей и взрослых. Секрет красоты венского вальса таится в изменчивом темпе и в постоянно чередующихся левых и правых поворотах. Стремительное кружение венского вальса основано на глубоком взаимопонимании пары, а движения выполняются плавно и с изяществом, несмотря на скорость кружения. Движение Подъѐм и снижение: без подъѐма в стопе на внутренней части поворота. Работа мышц по время движения («анатомия движения»).Работа стопы (каблук, носок). Геометрия движения в пространстве. Положение корпуса во время движения. Положение рук во время движения. Положение 9 головы во время движения. Классический танец Теория: Специфика танцевального шага и бега. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребёнка: осанка, опора, выворотность, эластичность и крепость голеностопного суставов. Позиции руки ног. Экзерсис. Поклон. Особенности народных движении, положение рук. Танцевальные шаги, прыжки. Практика: Позиции ног (1,2,3,5). Позиции рук (подготовительная,1,2,3). Релеве (подъём на носочки). Деми плие (маленькое приседание). Крутки на месте (держим точку). Пор де бра. Прыжки (соте,эшапе(6,1 поз.)). Позиции рук, танцевальные шаги: хороводный, приставной, притопы. Ковырялочка, ёлочка, гармошка, припадание ,подготовка к присядке. Шаг польки, подскоки. Хлопки в ладоши. Народный танец Теория: Специфика танцевального шага и бега. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребёнка: осанка, опора, выворотность, эластичность и крепость голеностопного суставов. Позиции руки ног. Экзерсис. Поклон. Особенности народных движении, положение рук. Танцевальные шаги, прыжки. Практика: Позиции ног (1,2,3,5). Позиции рук (подготовительная,1,2,3). Релеве (подъём на носочки). Деми плие (маленькое приседание). Крутки на месте (держим точку). Пор де бра. Прыжки (соте,эшапе(6,1 поз.)). Позиции рук, танцевальные шаги: хороводный, приставной, притопы. Ковырялочка, ёлочка, гармошка, припадание ,подготовка к присядке. Шаг польки, подскоки. Хлопки в ладоши. Танцевальная практика Знакомство с профессиями в области культуры и искусства. Повторение и отработка изученных движений (фигур) и (или) композиций. Исполнение соло как отдельных фигур, так и в связке (композиции). Исполнение соло и/или в паре. Открытый урок (1 час). Проводится в форме открытого (зачетного) урока, на котором Обучающиеся показывают изученные движения (фигуры) и (или) композиции. Исполнение соло и/или в паре. 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Александрова Н.А. Классический танец для начинающих / Н.А. Александрова, Е.А. Малашевская – СПб.: Планета музыки, 2014. – 116 с. 2. Барышникова Т.Г. Азбука хореографии. – М.: Айрис-пресс, 2001. – 256 с. 3. Богданов Г. Основы хореографической драматургии. – СПб.: Лань, 2017. – 168 с. 4. Вертохина А.В., Самакаева М.Ю. Педагогические условия активизации профессионального самоопределения обучающихся детской хореографической школы. Издательство ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», – Екатеринбург, 2013.- 140 с. 5. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 112 с. 6. Ерохина О.В. Школа танцев для детей / серия «Мир вашего ребѐнка». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 86 с. 7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2012. – 264 с. 8. Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте». М., РГУФКСМиТ, 2017. 9. Мельдаль К. Поэтика и практика хореографии. – Издательство: Кабинетный ученый, 2015. – 106 с. 10. Мошкова Е.И. Образовательная программа «Ритмика и бальные танцы». / ГОУ СОШ № 1243. – 1997. – 60 с. 11. Мур А. Европейские танцы. Пересмотренная техника европейских танцев. Часть 1, 2, 4 / Пер. в англ. – СПб., 1993. – 320 с. 12. Рамо П. Учитель танцев. – Издательство: Планета музыки, 2016. – 224 с. 13. Спортивные танцы. Справочник. / Учебно-методическое пособие Московской федерации спортивного танца / Под ред. Мошкова А.В. – М., 2016. – 106 с. 14. Ховард Г. Техника исполнения европейских танцев / Пер. в англ. – СПб., 1999. – 326 с. 15. Чекушина Т.К. и др. Образовательная программа по спортивным бальным танцам. / Центр детского творчества «Рязанский». – 2007. – 46 с. Интернет-ресурсы: http://www.wdcdance.com/ http://www.worlddancesport.org/ http://www.rdu.ru/ http://www.vftsarr.ru/ http://www.russianmaster.ru/ http://www.moscowdance.ru/ http://www.dancesport.ru/