Рабочая программа ДОП физкультурно-спортивной направленности «Танцевальный серпантин»

2
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 »
Муниципальное образование город Армавир
Принята на заседании
педагогического совета
от «30» августа 2024 г.
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ-СОШ № 14
___________А.С. Силин
«30» августа 2024 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Танцевальный серпантин»
название программы

Срок реализации программы: 1 год (162ч)
Возрастная категория: 12-18 лет
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID- номер в Навигаторе:___________

Автор-составитель:
Довтоленко Денис Владимирович,
учитель математики

3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы – физкультурно-спортивная.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Изменения, которые происходят в жизни современного общества:
стремительное расширение информационного поля, развитие новых форм
коммуникации и др. оказывают существенное влияние и на развитии
традиционных видов искусства.
Сегодня хореография становится одной из составляющих театра, массовых
зрелищ, телевизионных программ, физической культуры и спорта, медицины, что
предполагает появление новых видов профессий, связанных с хореографическим
искусством.
Для построения реалистичных прогнозов перспективы своей будущей
профессиональной деятельности школьнику необходим собственный опыт
переживаний, связанных с профессиональной деятельностью. Приобрести
данный опыт учащийся имеет возможность посредством участия в предлагаемых
профессиональных пробах, предполагающих включение элементов различных
видов профессиональной деятельности в области хореографического искусства.
Бальные танцы и, в частности, спортивные бальные танцы, предполагают
точное и эффективное исполнение технических элементов. Танцы активно
развивают физическую силу и выносливость, координацию и гибкость,
дисциплину и командный дух. Наряду с двигательными навыками, большое
значение имеет эстетическое впечатление. Дети, занимающиеся бальными
танцами, получают разностороннее интеллектуальное и музыкальное развитие, у
детей формируется художественный вкус и культура общения, умение воплотить
художественное содержание танца, передать его зрителю. Кроме того, у детей
формируется умение достойно держать и преподносить себя людям, и как
следствие, дети начинают увереннее чувствовать себя в окружающем мире, у них
вырабатывается активная жизненная позиция, позволяющая быть успешным в
обществе.
Для многих обучающихся данная программа может становиться первым
звеном в их профессиональном самоопределении в области культуры и искусства.
В ориентации на профессиональную хореографическую деятельность
особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает
фундаментальные основы профессионального развития – в области танцевального
спорта.
Танцевальная подготовка на данном этапе предоставляет возможность
целенаправленной
профессиональной
ориентации
обучающихся
на
специальности хореографической направленности (танцевальный спорт), что
создает условия для их раннего самоопределения и творческой самореализации в
различных видах хореографического искусства.

4
Кроме того, данная программа нацелена на
укрепление
общего
здоровья школьника и приобщение к здоровому образу жизни.
При посещении школ и занятиях дома дети испытывают большие
статические нагрузки, дефицит двигательной активности приводит к нарушению
хода естественного развития ребенка.
Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное
влияние на повышение умственной активности, развитие необходимых
физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной
системы.
Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной
работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведѐт к
общему оздоровлению организма.
Обучение в рамках данной образовательной программы состоит в
обеспечении досуга детей и подростков, развитии их физических качеств (сила,
гибкость, быстрота, выносливость, ловкость) и укреплении общего здоровья.
Программа увлекает молодых исполнителей, а возможность самовыразиться и
самореализоваться помогают представить себе, могут ли они в дальнейшем
связать свою судьбу со спортом, творчеством, педагогикой.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. N 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;

5
Цель программы.
Создание условий для первичного самоопределения в сфере потребностей и
интересов к танцевальному спорту и танцевальному искусству через
ознакомление детей с основами танцевальной практики, приобщение их к
здоровому образу жизни и привлечения для занятий танцами.
Задачи программы.
Обучающие:
1. Обучить базовым основам техники исполнения танца Вальс (Медленный
вальс, Венский вальс, Фигурный вальс и другие), классического танца и
народного.
2. Ознакомить с историей возникновения классического танца и народного,
танца Вальс, различными видамиВальса.
3.
Сформировать
общие представления
об
основной
танцевальной терминологии, особенностях исполнения различных видов Вальса
(ритмические и музыкальные).
Развивающие:
1. Развитие основ исполнительских способностей обучающихся (внимание,
выносливости, синхронности, координации, пластики движений, ориентации в
танцевальном зале).
2. Развитие у обучающихся основных навыков концентрации внимания,
идеомоторной подготовки и использования мысленных команд.
3.
Развитие
способностей
к
самореализации
через создание
разнохарактерных художественных образов в различных видах Вальса.
4. Формирование допрофессиональной компетентности учащегося, оказание
учащимся профессиональной поддержки в самоопределении и выборе будущей
профессии в области культуры и искусства.
Воспитательные:
1. Воспитание у обучающихся положительной мотивации на обучение,
правильной самооценки.
2. Воспитание
эстетического
вкуса
обучающихся,
культуры
исполнительской деятельности в процессе освоения ими танцевальной
программы; формирование культуры и норм поведения, нравственнокоммуникативных качеств личности.
3. Формирование у обучающихся устойчивой тенденции к ведению
здорового образа жизни.
Категория обучающихся.
Программа разработана для обучающихся от 8 до 16 лет.
Зачисление в учебные группы осуществляется при желании ребѐнка,
наличии медицинской справки об отсутствии противопоказаний заниматься
спортивными бальными танцами (танцевальный спорт) и заявления родителей
(законных представителей).
Срок реализации программы.
1 год (162 часа).
Формы организации образовательной деятельности.
По способу получения образования – очные.
По способу организации обучающихся – групповые.
Занятия проводятся в одновозрастной или разновозрастной группе в

6
зависимости от особенностей набора, численный состав группы – 10-15 человек.
Планируемые
результаты
освоения
программы.
Предметные результаты.
По окончании курса обучения дети будут:
знать:
историю возникновения классического танца и народного, танца Вальс и его
основных видов;
специальную танцевальную терминологию в соответствии с содержанием
программы;
ритмические и музыкальные особенности различных видов классического
танца и народного, Вальса;
основы
техники
исполнения основных фигур Вальса;
общие принципы ориентации в танцевальном зале;
правила поведения в танцевальном зале
уметь:
применять специальную танцевальную терминологию;
исполнять под счѐт и под музыку танцевальные фигуры и схемы по
изученному виду Вальса (соло, в линиях, по кругу, а некоторые танцевальные
движения и парные танцы – в паре);
ориентироваться в пространстве и в танцевальном зале по линии танца и
другим направлениям движения в танце;
координировать свое тело в пространстве под заданный музыкальный ритм
и темп;
корректировать с помощью педагога дополнительного образования свои
танцевальные движения при выполнении заданий;
анализировать с помощью педагога дополнительного образования
собственное исполнение и исполнение других.
Личностные результаты освоения программы.
Результаты развития обучающихся.
Обучающиеся:
овладеют уверенностью в своих силах, понимать необходимость
стремления к постоянному саморазвитию;
научатся правильно понимать сущность «ситуации успеха»;
получат навыки ведения здорового образа жизни;
смогут использовать приобретѐнные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни с целью формирования своих
профессиональных интересов.
Результаты воспитания обучающихся.
Обучающиеся:
приобретут опыт организации своей деятельности;
приобретут опыт взаимодействия с другими членами коллектива;
будут уметь уважительно относиться к деятельности других;
будут уметь адекватно воспринимать от педагога оценки своей
деятельности и еѐ результатов;
получат навыки в выполнении нравственно-этических норм;
приобретут опыт заинтересованного и уважительного отношения к
творческим инициативам и опытам своих сверстников;
познакомятся с лучшими образцами танцевального исполнения различных

7

видов Вальса;
будут осознавать
адекватными способами.

своѐ

стремление

к

самореализации

социально-

Содержание программы.
Учебный (тематический) план
№
п/п

Тема занятий

Количество часов
практик
теория
всего
а
1
1

1

Вводное занятие. Инструктаж.

2

История танца

20

-

20

3

2

-

2

4

Виды вальсов
.
Фигурный вальс

4

10

14

5

Медленный вальс

4

20

24

6

Венский вальс

4

10

14

7

Классический танец

10

30

40

8

Народный танец

10

30

40

9

Танцевальная практика.
Применение танцевальной практики в
профессиональной деятельности
Открытый урок

6

6

1

1

10

Итого

-

162

8
Содержание учебного (тематического) плана
Вводное занятие. Инструктаж.
Общее содержание программы занятий. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения в танцевальном зале. Гигиенические требования к танцевальным занятиям, требования к
танцевальной обуви и тренировочной одежде.

Виды вальсов
Виды вальсов. Ритмические особенности основных движений (Танго-вальс
(Аргентинский вальс), Вальс-бостон, Вальс-гавот и др.). Танго-вальс:
комбинированный жанр, сочетающий в себе элементы танго и вальса.
Разучивание основных движений в исторических видах Вальса (сольно и в паре),
ритмическое исполнение их под музыку.
История танца
Теория: Мелодия и движение. Темп. Контрастная музыка. Музыкальный размер.
Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика поворота вправо,
влево.Музыкально-пространственные упражнения. Маршировка на месте, вокруг себя,
вправо, влево. Фигурная маршировка с перестроениями из колонны в шеренгу и
обратно, из одного круга в два. Ходьба пружинящим шагом, на носочках, на пяточках.
Танцевальные шаги в образах животных. Хлопки притопы под ритм музыки.
Фигурный вальс
Вальс, вошедший в спортивную программу бальных танцев еще в СССР в 60х года
20 века. Характерен выполнением строгих фигур (элементов). Исполнение соло как
отдельных фигур, так и в связке (композиции). Исполнение соло и/или в паре.
«Медленный вальс»
Из истории создания танца. Рассказ и показ лучших исполнителей танца в России и
мире среди детей и взрослых. Работа мышц по время движения («анатомия
движения»). Работа стопы (каблук, носок). Геометрия движения в пространстве.
Положение корпуса и рук во время движения. Положение головы во время
движения. Закрытые перемены с правой ноги. Закрытые перемены с левой
ноги. Натуральный поворот. Обратный поворот. Натуральный спин поворот.
Исполнение соло как отдельных фигур, так и в связке (композиции).
Исполнение соло и/или в паре.
«Венский вальс»
Из истории создания танца. Рассказ и показ лучших исполнителей танца в России и
мире среди детей и взрослых. Секрет красоты венского вальса таится в изменчивом
темпе и в постоянно чередующихся левых и правых поворотах. Стремительное
кружение венского вальса основано на глубоком взаимопонимании пары, а
движения выполняются плавно и с изяществом, несмотря на скорость кружения.
Движение Подъѐм и снижение: без подъѐма в стопе на внутренней части поворота.
Работа мышц по время движения («анатомия движения»).Работа стопы (каблук,
носок). Геометрия движения в пространстве. Положение
корпуса во время движения. Положение рук
во время движения. Положение

9
головы во время движения.
Классический танец
Теория: Специфика танцевального шага и бега. Тренировка суставно-мышечного
аппарата ребёнка: осанка, опора, выворотность, эластичность и крепость
голеностопного суставов. Позиции руки ног. Экзерсис. Поклон. Особенности
народных движении, положение рук. Танцевальные шаги, прыжки.
Практика: Позиции ног (1,2,3,5). Позиции рук (подготовительная,1,2,3). Релеве
(подъём на носочки). Деми плие (маленькое приседание). Крутки на месте (держим
точку). Пор де бра. Прыжки (соте,эшапе(6,1 поз.)). Позиции рук, танцевальные шаги:
хороводный, приставной, притопы. Ковырялочка, ёлочка, гармошка, припадание
,подготовка к присядке. Шаг польки, подскоки. Хлопки в ладоши.
Народный танец
Теория: Специфика танцевального шага и бега. Тренировка суставно-мышечного
аппарата ребёнка: осанка, опора, выворотность, эластичность и крепость
голеностопного суставов. Позиции руки ног. Экзерсис. Поклон. Особенности
народных движении, положение рук. Танцевальные шаги, прыжки.
Практика: Позиции ног (1,2,3,5). Позиции рук (подготовительная,1,2,3). Релеве
(подъём на носочки). Деми плие (маленькое приседание). Крутки на месте (держим
точку). Пор де бра. Прыжки (соте,эшапе(6,1 поз.)). Позиции рук, танцевальные шаги:
хороводный, приставной, притопы. Ковырялочка, ёлочка, гармошка, припадание
,подготовка к присядке. Шаг польки, подскоки. Хлопки в ладоши.
Танцевальная практика
Знакомство с профессиями в области культуры и искусства.
Повторение и отработка изученных движений (фигур) и (или) композиций.
Исполнение соло как отдельных фигур, так и в связке (композиции). Исполнение
соло и/или в паре.
Открытый урок (1 час).
Проводится в форме открытого (зачетного) урока, на котором Обучающиеся
показывают изученные движения (фигуры) и (или) композиции. Исполнение соло
и/или в паре.

10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова Н.А. Классический танец для начинающих / Н.А.
Александрова, Е.А. Малашевская – СПб.: Планета музыки, 2014. – 116 с.
2. Барышникова Т.Г. Азбука хореографии. – М.: Айрис-пресс, 2001. – 256 с.
3. Богданов Г. Основы хореографической драматургии. – СПб.: Лань, 2017.
– 168 с.
4. Вертохина А.В., Самакаева М.Ю. Педагогические условия активизации
профессионального самоопределения обучающихся детской хореографической
школы. Издательство ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет», – Екатеринбург, 2013.- 140 с.
5. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 112 с.
6. Ерохина О.В. Школа танцев для детей / серия «Мир вашего ребѐнка». –
Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 86 с.
7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2012. – 264
с.
8. Материалы XVII Всероссийской
научно-практической конференции
«Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте». М.,
РГУФКСМиТ, 2017.
9. Мельдаль К. Поэтика и практика хореографии. – Издательство:
Кабинетный ученый, 2015. – 106 с.
10. Мошкова Е.И. Образовательная программа «Ритмика и бальные танцы».
/ ГОУ СОШ № 1243. – 1997. – 60 с.
11. Мур А. Европейские танцы. Пересмотренная техника европейских
танцев. Часть 1, 2, 4 / Пер. в англ. – СПб., 1993. – 320 с.
12. Рамо П. Учитель танцев. – Издательство: Планета музыки, 2016. – 224 с.
13.
Спортивные
танцы. Справочник. / Учебно-методическое
пособие Московской федерации спортивного танца / Под ред. Мошкова А.В. – М.,
2016. – 106 с.
14. Ховард Г. Техника исполнения европейских танцев / Пер. в англ. –
СПб., 1999. – 326 с.
15. Чекушина Т.К. и др. Образовательная программа по спортивным
бальным танцам. / Центр детского творчества «Рязанский». – 2007. – 46 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.wdcdance.com/
http://www.worlddancesport.org/
http://www.rdu.ru/
http://www.vftsarr.ru/
http://www.russianmaster.ru/
http://www.moscowdance.ru/
http://www.dancesport.ru/


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».