Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14 » Муниципальное образование город Армавир Принята на заседании педагогического совета от «30» августа 2024 г. Протокол №1 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ-СОШ № 14 ___________А.С. Силин «30» августа 2024 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТИ «Проба пера» название программы Срок реализации программы: 1 год (162ч) Возрастная категория: 12-18 лет Форма обучения: очная Вид программы: модифицированная Программа реализуется на бюджетной основе ID- номер в Навигаторе:___________ Автор-составитель: Калюгина Диана Михайловна, учитель русского языка и литературы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проба пера» соответствует государственной политике в области дополнительного образования и социальному заказу общества и направлена на развитие интереса обучающихся к средствам массовой информации, возможность самовыражения, адаптации ребёнка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение обучающихся – подготовку юных корреспондентов к работе в детском медиацентре, газете. В рамках реализации данной программы создаются условия для развития творческих и интеллектуальных способностей, формирования активной жизненной позиции, происходит социализация ребёнка посредством включения его в журналистскую деятельность. Полученные знания подготовят обучающихся к объективному восприятию информации и практическому применению их в окружающей реальности; создадут основу для формирования творческой личности. Программа «Основы журналистики», ориентирована на развитие умений выделять главное, излагать грамотно свои мысли на бумаге, помогает научиться правильно задавать вопросы и внимательно слушать собеседника. Направленность программы социально-гуманитарная Язык реализации программы: государственный язык РФ – русский. Возрастная категория: 12-18 лет Срок реализации программы 1 учебный год. Формы обучения: очная Режим занятий: Объём программы – 162 часа. Продолжительность занятий – 2 часа по 40 минут с перерывом 10 минут в соответствии с СанПин и 2,5 часа по 40 минут с перерывом 10 минут в соответствии. Программа ориентирована на применение комплекса знаний по изученным базовым учебным дисциплинам основной образовательной программы, таким как: литература, русский язык, история, география и другим. В свою очередь, обучение по данной программе не только значительно расширит объём знаний по основным учебным предметам, но и даст запас сведений, необходимых для успешной профессиональной деятельности, расширит кругозор обучающихся. Программа адресована детям в возрасте от 12 до 18 лет, заинтересованным в получении знаний и навыков в области журналистике, не имеющих специальной подготовки. Состав групп может быть разновозрастной. Количество обучающихся в группах до 20 человек. Методы обучения используемые для реализации программы: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, наглядный практический с использованием информационных технологий, в качестве воспитательных методов: убеждение, поощрение, упражнения, метод стимулирования и мотивации. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: -Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года; - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021); - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; Цель программы: развитие творческих и интеллектуальных способностей детей 12-18 лет, посредством включения их в журналистскую деятельность. Задачи: 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Воспитательные: Воспитывать социально-активного гражданина своей Родины. Формировать этику журналистской деятельности, литературный вкус. Формировать у обучающихся собственную позицию по вопросам гражданской и общественной жизни, воспитывать самостоятельность, инициативность, целеустремленность. Развивающие: Развивать у обучающихся образное, логическое, креативное и критическое мышление, а также воображение, наблюдательность, умение анализировать. Совершенствовать уровень владения письменной и устной речью, навыками использования информационно-компьютерных технологий. Формировать коммуникативные умения и навыки самоорганизации. Обучающие: Формировать первоначальные знания по основам журналистики, фотожурналистике. Формировать навыки работы с журналами, газетами, словарями, научнопопулярной литературой и Интернет-ресурсами. Формировать умения работать в различных жанрах журналистики. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Количество часов № Наименование тем Формы контроля/ Всего Теория Практика аттестации 1. Введение в журналистику 20 15 5 Опрос 2. Особенности коммуникационных взаимодействий журналиста 30 20 10 наблюдение 3. Информационные жанры 28 8 20 Устный опрос 4. Журналистский текст 30 6 24 Тест 18 Защита готового макета газеты Карта самооценки 5 6 Оформление журналистского материала 48 30 Подведение итогов 6 – 6 Итого: 162 79 83 1. Раздел: Введение в журналистику Теория. Ведение в журналистику. История журналистики. Журналистика как профессия. Структура СМИ. Редакция газеты. Редколлегия. Пресс-центр. Практика. Игры и тренинги на знакомство, на выявление склонности к деятельности в сфере журналистики. Анализ современной подростковой и детской прессы. Ролевая игра «Редакция», деловая игра «Школьная газета» 2. Раздел: Особенности коммуникационных взаимодействий журналиста Теория: Качества, необходимые журналисту. Основы журналистского этикета. Речевой этикет Практика. Тренинг на развитие внимания, фантазии, памяти, креативного и критического мышления. Игры на командообразование. Упражнения на отработку правил этикета. Разговор по телефону. Упражнения: «Прохожий», «Неудобный вопрос», «Справочная служба» и др. Практикум «Речь СМИ. Реализация в публицистике стилистических норм русского языка»: работа с периодикой, коррекция ошибок, индивидуальная работа. 3. Раздел: Информационные жанры Теория: Что такое – Новости? Информация, информационный поток. Роль информации в обществе. «Скелет» новости. Схемы написания: «треугольник», «обратный треугольник», «песочные часы». Терминология: «ядро», «деталь», «бэкграунд». Заметка и её виды: хроникальная, информационная, мини-портрет, мини-рецензия, мини-совет, мини-история и др. Обзор и обозрение. Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Репортаж. Виды репортажа и их особенности. Фоторепортаж. Социология как основная часть журналистики. Практика. Составление «десятки» последних школьных новостей. Написание новостей различными способами (применение схем на практике). Упражнения на определение подвида заметки. Практикум по теме «Заметка»: работа с газетным материалом. Самостоятельное написание информационной заметки. Практикум по теме «Интервью». Деловая игра «Как брать интервью». Применение диктофона при интервьюировании. Создание репортажа. Работа в группах. Практикум фоторепортаж, фото-история. «Репортер на выезде». 4. Раздел: Журналистский текст Теория. Журналистский текст. Тема, замысел и идея журналистского произведения. Этапы работы над журналистским текстом, редакторская правка. Стили речи. Публицистический стиль. Специфика использования средств эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Терминология: «Газетный язык». Практика. Практикум «Подготовка материала к публикациям». Работа по группам: каждой группе даётся определённый текст, задача −определить стиль, жанр, особенности текста. Практикум «Лексические особенности публицистического стиля» (упражнения). Практикум «Синтаксические особенности публицистического стиля» (упражнения). 5. Раздел: Оформление журналистского материала Теория. Особенности оформления различных материалов. Художественное оформление материала. Вёрстка и дизайн газеты. Терминология: Нейросеть. Практика. Практикум с текстовый процессор Microsoft Word. Работа в приложении Шедеврум. Практическая подготовка печатного макета к печати. Печать. Практикум «Компьютерное макетирование газеты»: вёрстка и оформление газеты в программе. Выпуск газеты. 6. Раздел: Подведение итогов Практическая часть. Промежуточные результаты по темам «Личность журналиста» и «Журналистский текст». Подведение итогов работы детского объединения журналистов. Анкетирование «Мои успехи в журналистике». Выставка творческих достижений. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты У обучающегося будет сформирована: социально-активная позиция гражданина своей Родины; этика журналисткой деятельности, воспитан журналистский вкус. собственная позиция по вопросам гражданской и общественной жизни, буту проявлять самостоятельность, инициативность, целеустремленность; Метапредметные результаты Обучающийся приобретёт: навыки сотрудничества со сверстниками, способность принимать самостоятельные аргументированные решения; повысит уровень владения письменной и устной речью, навыками использования информационно-компьютерных технологий; будут развиты навыки логическое, креативное и критическое мышление, а также воображение, наблюдательность, умение анализировать. Проявлять навыки коммуникативного общения и самоорганизации; Обучающиеся будут уметь: применять различные методы и инструменты при поиске и отборе информации для подготовки материала в газету; проявлять уважительное отношение к собеседнику при его интервьюировании; собирать и систематизировать информацию из разных источников. Предметные Обучающиеся будут знать: основы первоначальных знаний по основам журналистики, фотожурналистике. Будут уметь: работать с журналами, газетами, словарями и научно-популярной литературой. Будут владеть: основами работы в различных жанрах, основами анализа журналистских текстов, речевыми средствами. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. 1. Кадцина Т.А. Юный журналист: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/33LZKY. 2. Козлова И.А. Юные журналисты: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа. [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/33LYvt. 3. Градюшко А. А. Основы журналистики. Организация работы редакции СМИ.-Минск: БГУ, 2005.-104 с. – 2012. 4. Корконосенко С. Г. и др. Основы журналистики. – 2020. 5. Рихтер А. Правовые основы журналистики. Учебник. – Litres, 2022.