Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 14 Аннотации к рабочим программам по курсам плана внеурочной деятельности основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы) Курс Аннотация к рабочей программе Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на уровне основного общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Федеральной рабочей программы «Разговоры о важном» (для 1–11 классов образовательных организаций), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей: формирование российской гражданской идентичности обучающихся; формирование интереса к познанию; формирование осознанного отношения к своим правам и свободам иуважительного отношения к правам и свободам других; выстраивание собственного поведения с позиции нравственных иправовых норм; создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности; развитие у школьников общекультурной компетентности; Разговоры о важном развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;осознание своего места в обществе; познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; формирование готовности к личностному самоопределению. Внеурочные занятия «Разговор о важном» направлены: на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре; на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Россия – мои горизонты На изучение курса внеурочной деятельности “Разговоры о важном” на уровне начального общего образования отводится 135 часов: ● 5 класс – 34 часа (1 час в неделю) ● 6 класс – 34 часа (1 час в неделю); ● 7 класс – 34 часа (1 час в неделю); ● 8 класс – 34 часа (1 час в неделю); ● 9 класс – 34 часа (1 час в неделю). Программа учебного курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-9 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее». Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–10 классов общеобразовательных организаций. Задачи: построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса; выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-10 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс). Программа учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю. ● 6 класс – 34 часа (1 час в неделю) ● 7 класс – 34 часа (1 час в неделю); ● 8 класс – 34 часа (1 час в неделю); ● 9 класс – 34 часа (1 час в неделю); Семьеведение Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); Федеральной рабочей программы воспитания. При разработке программы использовались следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г.№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранениюи укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Семейный кодекс Российской Федерации. Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальныхпрограмм обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению. Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни. Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации. Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5–9 классов продиктовано важностью целенаправленной просветительскойи воспитательной деятельности, которая предполагает: осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценностив жизни современного человека; приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей; формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям; приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российскомобществе традиционным духовно-нравственным ценностям. Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся. Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,что его содержание предполагает: • освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию; • рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта; • развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений. Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности,целомудрия. Изучение курса направлено на формирование: четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни; понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений; ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей. В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено: ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов; формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем; содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями; обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи; содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию; ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем; обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений. Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов В 5-9-х классах в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору. Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированыс учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с возможностью выбора педагогом различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а также с существующими условиями школьной информационно-образовательной среды. Освоение программы курса может быть организовано образовательной организацией во внеурочное время в следующих вариантах: для младших подростков (5–7 классы); для старших подростков (8–9 классы). Программа учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю. ● 5 класс – 34 часа (1 час в неделю); ● 6 класс – 34 часа (1 час в неделю); ● 7 класс – 34 часа (1 час в неделю); ● 8 класс – 34 часа (1 час в неделю); ● 9 класс – 34 часа (1 час в неделю); Место предмета «Кубановедение» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. Кубановедение – самостоятельная дисциплина. Специфика предмета заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяя знания о природе, истории, культуре, и через проектно-исследовательскую деятельность дает учащимся возможность получить целостное представление о кубанском регионе. Рабочая программа разработана с учетом УМК: Кубановедение: программа для 5–9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодар. края/ Под ред. А. А. Зайцева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Краснодар: Перспективы образования, 2018. – 80 с. Кубановедение Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Целью данного курса является систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии регионального социума в общероссийском контексте, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. Задачи изучения кубановедения на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Обобразовании»). В основной школе ключевыми задачами являются: − комплексное изучение своей малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний; − воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; − формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры; Финансовая математика − содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного интереса; − осознание необходимости бережного отношения к родной природе; − привитие чувства гордости за достижения жителей Кубани; − социализация школьников в современной социокультурной среде в регионе; − приобщение школьников в современной социокультурной среде и регионе; − приобщение молодого поколения к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства. ● 6 класс – 34 часа (1 час в неделю) ● 9 класс – 34 часа (1 час в неделю); Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования), с учетом примерной программы воспитания, в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13- 14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Цель курса: • формирование у обучающихся компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами. Задачи курса: • формирование начальных навыков экономического мышления, воспитание ответственности при выстраивании финансовых отношений в семье и обществе, • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых вопросов в области экономики семьи. Рабочая программа предназначена для обучающихся 5-6 классов и рассчитана на 17 часов в год. Курс реализуется в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности. 5 класс – 0,5 часа (17 часов); 6 класс – 0,5 часа (17 часов). Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее — ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Федеральной основной образовательной Первая помощь, программы среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной основы преподавания деятельности. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Федеральной программы воспитания. первой помощи, Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только основы ухода за на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. больными Целью курса является получение обучающимися знаний и навыков по оказанию первой помощи, основам преподавания первой помощи и основам ухода за больным, ориентирование старшеклассников в вопросах медицинских знаний и в нюансах профессии медицинского работника. В рамках реализации этой цели курс содействует решению следующих образовательных задач: способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь; Начальная военная подготовка способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи; формирование умения эффективно действовать в критических для жизни человека ситуациях; формирование навыков оказания первой помощи; формирование умения передачи знаний и навыков по оказанию первой помощи; формирование навыков проведения теоретических и практических занятий по оказанию первой помощи; формирование основных навыков ухода за больным; знакомство с медицинской профессией с самых азов; знакомство с некоторыми практическими навыками, необходимыми каждому медицинскому работнику; изучение основ работы медицинской организации; адаптация к условиям труда медицинского работника; воспитание высокой ответственности, чувства долга, морали, гуманизма, чуткого и внимательного отношения к больным людям; помощь в профессиональном самоопределении в медицине, поддержание интереса к профессии. Программа курса рассчитана на 34 часа на уровне среднего общего образования, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как лекции, беседы, мастер-классы, практические занятия, решения ситуационных задач, консультации педагога и психолога. Программа может быть реализована в течение одной недели с обучающимися 10 или 11 классов, если занятия проводятся ежедневно. Программа учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа (ежегодно): 10 класс – 34 часа. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее — ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Федеральной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося Целью программы является расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного дела, полученных при освоении раздела «Основы военной службы» федеральной рабочей программы среднего общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности». На достижение этой цели направлены следующие задачи: Образовательные: 1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности. 2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение практических стрельб. 3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание роли дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил Российской Федерации. 4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе. 5. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой, инженерной подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и основ связи. Воспитательные: 1. Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы. 2. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному прошлому России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины. 3. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины. Развивающие: 1. Способствовать формированию у обучающихся социальной активности. 2. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов. 3. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и выбору профессии офицера. 4. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине. 5. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные виды деятельности. 6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности. Программа ориентирована на обучающихся 10 классов общеобразовательных организаций, Программа рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как теоретические, практические и комплексные занятия, беседы и встречи с военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в воинские части (на корабли), военно-тактические и военно-спортивные игры.. Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часов — по 1 ч в неделю. Срок реализации программы — один год. 10 класс – 1 час в неделю (34 часа); Театр с его широчайшим спектром художественно-выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство общения. У подростков в среднем школьном возрасте (возрастная группа 11-13 лет) происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и нравственную стороны. В этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период становления отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего из-за неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им книг и учителей. Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу междисциплинарной связи. Отбор и Театр в моем классераспределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей системы обучения. Предпочтительна игровая форма занятий в соответствии с возрастными интересами. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на формирование коммуникативных умений и воспитательно - образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения и речи – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Цель: формирование поликультурной среды, способствующей всестороннему развитию личности, приобщению учащихся к общечеловеческим ценностям посредством стимулирования развития школьных театров в образовательных организациях всех регионов нашей страны. Задачи программы: Обучающие: обучить основам сценического действия; познакомить с основным языком театрального искусства; познакомить с основными принципами коллективной творческой деятельности; дать знания об основах самоорганизации и самодисциплины; Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, эмоционально-волевую сферу, образное мышление; научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; способствовать развитию культуры речи. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение между членами коллектива, чувство ответственности за общее дело; воспитывать культуру поведения в театре; формировать потребность в творческом самовыражении и создать мотивацию для поиска собственных решений в создании художественного образа; содействовать формированию эстетического восприятия и художественного вкуса, содействовать формированию личностных качеств: самостоятельности, уверенности, эмпатии, толерантности. Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часов — по 1 ч в неделю. 5 класс – 1 час в неделю (34 часа); 6 класс – 1 час в неделю (34 часа); 7 класс – 1 час в неделю (34 часа); 8 класс – 1 час в неделю (34 часа); 9 класс – 1 час в неделю (34 часа). Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8-9 классов и рассчитана на 34 часа в год в 8 классе и 34 часов в 9 классе. Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в области изобразительного искусства, черчения, начертательной геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Огромную роль в обучении учащихся играет развитие образно-пространственного мышления, которое формируется главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных предметов представлена в вербальной форме. Изучение графической грамоты необходимо в школах, т.к. требуется подготовка кадров на предприятия именно по техническим специальностям, и существует ряд факультетов в ВУЗах и ССУЗах для освоения графических дисциплин которых должна предшествовать первоначальная подготовка в школах. Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин, а также лучше адаптироваться в системе высшего образования и современного производства, быстрее и качественнее освоить Черчение и графика более сложную вузовскую программу, повысить творческий потенциал конструкторских решений. Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся, научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием; научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. Цель обучения предмету конкретизируется в основных зачах: формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков; научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы; аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения. Программа учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа (ежегодно): 8 класс – 1 час в неделю (34 часа); 9 класс - 1 час в неделю (34 часа). Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Самбо» для 5-9 классов разработана в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012); ⎯ с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности по самбо, разработанной под общей редакцией Каганова В. Ш. Самбо – заместителя министра образования и науки Российской Федерации.-2016. Программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Практикум по геометрии Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по борьбе самбо, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности. Цель Программы «Самбо» – формирование физической и духовной культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на основе национально – культурных ценностей и традиций Самбо. Задачи: ⎯ сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма; оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей; повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, формирование умений саморегуляции средствами вида спорта «Самбо»; ⎯ формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных навыков и умений; формирование культуры движений средствами вида спорта «Самбо»; ⎯ приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре и виду спорта «Самбо»; ⎯ содействие развитию психомоторных функций и формирование морально – волевых качеств; ⎯ обеспечение интеллектуального, морального, духовного и физического развития и гражданско – патриотического воспитания обучающихся. Количество часов, отведенных на изучение курса «Самбо», может варьироваться в зависимости от того, как изучается данный курс: 9 класс- 1 час в неделю (34 часа). Рабочая программа курса «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 8-9 классов и рассчитана на 34 часа в год. Данный курс реализуется независимо от УМК по геометрии, по которому ведется преподавание в образовательной организации. Рабочая программа разработана с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому, в том числе к геометрическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации Цель курса: создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии на базовом уровне. Задачи: расширение кругозора, повышение мотивации обучающихся к изучению геометрии; создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении геометрических задач; развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать факты; обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся; совершенствование практических навыков, математической культуры обучающихся; применение геометрического аппарата для решения разнообразных математических задач. Программа учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа (ежегодно): 8 класс- 1 час в неделю (34 часа); 9 класс- 1 час в неделю (34 часа). Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Вероятность и статистика" для обучающихся 8-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» Вероятность и статистика В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательно- методические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик среднихи рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 34 часа: 8 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю); 9 класс – 17 часов (0,5 часа в неделю).