МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Управление образования администрации муниципального образования город Армавир МБОУ - СОШ № 14 РАССМОТРЕНО руководитель ШМО учителей физико-математического цикла __________ Капаева Г.Н. Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УМР _____________ Калмыкова В.П. Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО директор __________ Силин А.С. Приказ № 495/2.4.3 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Финансовая математика» Армавир, 2024 I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» Личностные результаты отражают сформированности, в том числе в части: Патриотического воспитания и формирования российской идентичности Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Трудового воспитания и профессионального самоопределения развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета; уважение к труду; приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения реальных экономических ситуаций. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Гражданского воспитания формирование активной жизненной позиции; развитие начальных навыков экономического стиля мышления в области экономических отношений в семье и обществе. Физического воспитания и формирования культуры здоровья 2 сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Метапредметные результаты: • развитие умений поиска информации, необходимой для решения математических задач; • формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.); • развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей; • развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями; • формирование навыков планирования действий с помощью учителя и самостоятельно; • развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей; • развитие навыков коммуникации: составление устных и письменных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, распределение функций и ролей при совместной деятельности; • умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку ситуации; • умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни. Предметные результаты: • освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения бытовых задач в области семейной экономики: доходы и расходы семьи, составление семейного бюджета, инвестирование, прогнозирование и анализ полученных результатов; • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. 5 класс Обучающийся научится: 3 • оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала; • оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.; • пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами); • применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара; • оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу; • решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений; • рассчитывать зарплату, премию; • принимать участие в расчетах семейного бюджета • решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения; • применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость. Обучающийся получит возможность научиться: • приѐмам грамотного распределения семейного бюджета; • оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов; • применять аппарат математические методы для решения разнообразных задач из смежных предметов и практической деятельности; • выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач; • применять полученные знания при решении задач повышенной сложности. 6 класс Обучающийся научится: • оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала; • оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.; • пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами); • применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара; 4 • оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу; • решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений; • решать задачи на простые проценты и банковские проценты, изменение процентной базы (повышение и понижение цен на товары); • рассчитывать зарплату, налоги, премию; • принимать участие в расчетах семейного бюджета • решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения; • решать задачи с помощью деления числа в данном отношении на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу, • применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость; • решать задачи на двукратное изменение величины, в частности задачи на сложные банковские проценты; • решать задачи на распределение бюджета семьи, пользуясь диаграммами. • • • • • Обучающийся получит возможность научиться: приѐмам грамотного распределения семейного бюджета; оптимизировать доходы и расходы посредством математических механизмов; применять аппарат математические методы для решения разнообразных задач из смежных предметов и практической деятельности; выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач; применять полученные знания при решении задач повышенной сложности. 5 II. Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая математика» 5 класс РАЗДЕЛ. Доходы и расходы семьи Тема 1. Деньги (3 ч) История и причины возникновения денег. Денежные отношения на Руси. Валюта РФ, Госхран РФ. Золотой запас страны. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки. Денежные расчѐты. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Тема 2. Доходы и расходы (2 ч) Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. Тема 3. Семейный бюджет (12 ч) Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата. Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Детские расходы. Формирование личных и семейных сбережений. Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. 6 класс РАЗДЕЛ 1. Доходы и расходы семьи Тема 1. Семейный бюджет (2 ч.) Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов. РАЗДЕЛ 2. Риски потери денег и имущества Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (2 ч.) Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. РАЗДЕЛ 3. Взаимодействие семьи и государства Тема 1. Социальные пособия (2 ч.) Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал. Тема 2. Налоги (5 ч.) Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен. Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Пеня. Налого- вые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз. 6 РАЗДЕЛ 4. Банковские услуги Тема 1. Вклады и кредиты (6 ч.) Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. 7 III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел Колавторск во ой часо програм в мы Деньги 3 Доходы и расходы 2 Темы Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) 5 класс История и причины 1 Объяснение проблем возникновения денег. бартерного (товарного) Денежные отношения на обмена. Описание Руси. Валюта РФ, свойств предмета, Госхран РФ. Золотой выполняющего роль запас страны. денег. Ознакомление с Современные деньги понятием золотой запас России и других стран. страны, валюта. Что такое банк. Для чего Объяснение, почему нужны банки. изготовление фальшивых денег – преступление. Решение задач на соотнесение, составление схем, таблиц. Денежные расчѐты. 2 Перечисление видов Обмен. Товарные деньги. денег. Примеры Символические деньги. товарных денег. Драгоценные металлы. Сравнение преимуществ Монеты. Купюры. и недостатков разных Наличные деньги. видов денег. Безналичные деньги. Составление и решение задачи с денежными расчѐтами. Статьи расходов. Статьи доходов. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. Рассмотреть, какие существуют статьи доходов и расходов семьи и государства. Решение простейших расчѐтных задач. 2 8 Основные направления воспитательной деятельности Патриотическо е воспитание и формирование российской идентичности Гражданское воспитания Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) Патриотическо е воспитание и формирование российской идентичности Гражданское воспитания 12 Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Заработная плата. Объяснение причин, по которым люди делают покупки. Описание направлений расходов семьи. Решение простейших задач на расчѐт стоимости товаров, необходимых в повседневной жизни. Описание и сравнение источников доходов семьи. Расчѐт расходов семьи на условных примерах. 2 Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие Обсуждение воздействия Гражданское рекламы и промоакций воспитания на принятие решений о покупке. Расчѐт доли расходов на разные товары и услуги. Какие существуют коммунальные платежи. Расчѐт расходов семьи на коммунальные услуги. Статьи расходов Гражданское семейного бюджета на воспитания детей. Расчѐт расходов семьи на нужды детей. Управление доходами и Трудовое расходами. Семейный воспитание и бюджет, формирование профессиональ личных и семейных ное сбережений. Кредит. самоопределен Вклады. Составление ие семейного бюджета на Гражданское условных примерах. воспитания Сравнение доходов и Трудовое расходов и принимать воспитание и решения. Последствия профессиональ превышения расходов ное над доходами. Решение самоопределен задач на оптимизацию ие затрат. Гражданское воспитания 2 Услуги. Коммунальные услуги и платежи. Семейный бюджет 2 Детские расходы. Формирование личных и семейных сбережений. Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы. Гражданское воспитания Физическое воспитание и формированея культуры здоровья 2 2 2 9 6 класс Семейный бюджет 2 Особые жизненные ситуации и как с ними справиться 2 Непредвиденные ситуации, требующие дополнительных расходов, их последствия. Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. компания. полис. Социальные пособия 2 5 Налоги Статьи семейных доходов. Статьи семейных расходов. Страховая Страховой Виды пособий и их выплаты. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице. Материнский капитал. Виды налогов. Налоговый Кодекс. Как и на что расходуются налоговые сборы. Другие доходы государства. Что такое бюджет и для чего он нужен. Налог. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Рассмотреть возможные статьи доходов и расходов семейного бюджета. Расчѐт доходов и расходов семьи на условных примерах. 2 Рассмотреть, какие могут возникнуть жизненные обстоятельства, в которых человеку необходима финансовая помощь государства. Рассмотреть задачи на экономию семейного бюджета. Рассмотреть понятия страховки, виды страхования. Рассмотреть задачи на оптимизацию семейного бюджета. 1 1 Проведение исследования того, какие виды социальных пособий есть в России. Рассмотреть задачи, связанные с влиянием социальных выплат на доход семьи. 2 Разобрать, какие виды налогов должны платить граждане РФ. Исследовать, для чего нужны налоги. Работа над проектом. Решение задач на расчѐт различных налогов. 2 Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчѐт различных налогов. 1 10 Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие Гражданское воспитания Гражданское воспитания Физическое воспитание и формирования культуры здоровья Гражданское воспитания Физическое воспитание и формирования культуры здоровья Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей Гражданское воспитания Патриотическо е воспитание и формирование российской идентичности Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие Работа над проектом. Вклады и кредиты 6 Пеня. Налоговые льготы. 1 Налог на добавленную стоимость. 1 Кредит. Проценты к редиту. Долги. 2 по Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам. Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчѐт различных налогов. Работа над проектом Разобрать, как влияет выплата налогов на бюджет семьи. Решение задач на расчѐт различных налогов. Работа над проектом Для чего нужны банки. Разобрать, какие услуги они предоставляют. Решение задач на расчѐт по выплате кредитов. Исследовать, почему люди хранят деньги в банке. Решение задач на расчѐт банковских услуг на условных примерах. 4 11 Гражданское воспитания Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие Гражданское воспитания Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие Гражданское воспитания Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие Популяризация научных знаний среди детей (Ценности научного познания) Трудовое воспитание и профессиональ ное самоопределен ие Гражданское воспитания