Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение-средняя общеобразовательная школа № 14 Аннотации к рабочим программам по курсам плана внеурочной деятельности основной образовательной программы среднего общего образования(10-11 классы) Курс Аннотация к рабочей программе Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» на уровне основного общего образования составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Федеральной рабочей программы «Разговоры о важном» (для 1–11 классов образовательных организаций), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей: формирование российской гражданской идентичности обучающихся; формирование интереса к познанию; формирование осознанного отношения к своим правам и свободам иуважительного отношения к правам и свободам других; выстраивание собственного поведения с позиции нравственных иправовых норм; создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности; развитие у школьников общекультурной компетентности; Разговоры о важном развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;осознание своего места в обществе; познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей; формирование готовности к личностному самоопределению. Внеурочные занятия «Разговор о важном» направлены: на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре; на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Россия – мои горизонты На изучение курса внеурочной деятельности “Разговоры о важном” на уровне начального общего образования отводится 135 часов: ● 10 класс – 34 часа (1 час в неделю) ● 11 класс – 34 часа (1 час в неделю); Программа учебного курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6-9 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее». Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–10 классов общеобразовательных организаций. Задачи: построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех участников образовательного процесса; выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб; формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся 6-10 классов с одной ступени обучения на другую (при переходе из класса в класс). Программа учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю. ● 10 класс – 34 часа (1 час в неделю) ● 11 класс – 34 часа (1 час в неделю); Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее — ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Федеральной основной образовательной программы среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Федеральной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося. Целью курса является получение обучающимися знаний и навыков по оказанию первой помощи, основам преподавания первой помощи и основам ухода за больным, ориентирование старшеклассников в вопросах медицинских знаний и в нюансах профессии медицинского работника. В рамках реализации этой цели курс содействует решению следующих образовательных задач: способность выявлять состояния, при которых оказывается первая помощь; Первая помощь, способность выполнять мероприятия по оказанию первой помощи; основы преподавания формирование умения эффективно действовать в критических для жизни человека ситуациях; первой помощи, формирование навыков оказания первой помощи; основы ухода за формирование умения передачи знаний и навыков по оказанию первой помощи; больными формирование навыков проведения теоретических и практических занятий по оказанию первой помощи; формирование основных навыков ухода за больным; знакомство с медицинской профессией с самых азов; знакомство с некоторыми практическими навыками, необходимыми каждому медицинскому работнику; изучение основ работы медицинской организации; адаптация к условиям труда медицинского работника; воспитание высокой ответственности, чувства долга, морали, гуманизма, чуткого и внимательного отношения к больным людям; помощь в профессиональном самоопределении в медицине, поддержание интереса к профессии. Программа курса рассчитана на 34 часа на уровне среднего общего образования, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как лекции, беседы, мастер-классы, практические занятия, решения ситуационных задач, консультации педагога и психолога. Программа может быть реализована в течение одной недели с обучающимися 10 или 11 классов, если занятия проводятся ежедневно. Программа учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа (ежегодно): 10 класс – 34 часа. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта Начальная военная среднего общего образования (далее — ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Федеральной основной образовательной подготовка программы среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Федеральной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. Целью программы является расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного дела, полученных при освоении раздела «Основы военной службы» федеральной рабочей программы среднего общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности». На достижение этой цели направлены следующие задачи: Образовательные: Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях, выполнение практических стрельб. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание роли дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил Российской Федерации. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой, инженерной подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и основ связи. Воспитательные: Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному прошлому России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины. Развивающие: Способствовать формированию у обучающихся социальной активности. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих, воинской вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учётными специальностями и выбору профессии офицера. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине. Самбо 5. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные виды деятельности. 6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в совместной коллективной деятельности. Программа ориентирована на обучающихся 10 классов общеобразовательных организаций, Программа рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы работы, как теоретические, практические и комплексные занятия, беседы и встречи с военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в воинские части (на корабли), военно-тактические и военно-спортивные игры.. Программа курса составлена из расчёта 34 учебных часов — по 1 ч в неделю. Срок реализации программы — один год. 10 класс – 1 час в неделю (34 часа); Программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Самбо» для 5-9 классов разработана в соответствии: - с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2012); ⎯ с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности по самбо, разработанной под общей редакцией Каганова В. Ш. – заместителя министра образования и науки Российской Федерации.-2016. Программа может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Актуальность программы в том, что она направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по борьбе самбо, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности. Цель Программы «Самбо» – формирование физической и духовной культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни на основе национально – культурных ценностей и традиций Самбо. Задачи: ⎯ сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма; оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей; повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, формирование умений саморегуляции средствами вида спорта «Самбо»; ⎯ формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных навыков и умений; формирование культуры движений средствами вида спорта «Самбо»; ⎯ приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре и виду спорта «Самбо»; ⎯ содействие развитию психомоторных функций и формирование морально – волевых качеств; ⎯ обеспечение интеллектуального, морального, духовного и физического развития и гражданско – патриотического воспитания обучающихся. Количество часов, отведенных на изучение курса «Самбо», может варьироваться в зависимости от того, как изучается данный курс: 10 класс- 1 час в неделю (34 часа). Семьеведение Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); Федеральной рабочей программы воспитания. При разработке программы использовались следующие нормативные документы: Конституция Российской Федерации; Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г.№ 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранениюи укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Семейный кодекс Российской Федерации. Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальныхпрограмм обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению. Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни. Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач системы общего образования в Российской Федерации. Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 10-11 классов продиктовано важностью целенаправленной просветительскойи воспитательной деятельности, которая предполагает: осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценностив жизни современного человека; приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей; формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям; приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российскомобществе традиционным духовно-нравственным ценностям. Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся. Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,что его содержание предполагает: • освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию; • рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта; • развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений. Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности,целомудрия. Изучение курса направлено на формирование: четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни; понимания обучающимися 10-11 классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений; ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей. В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено: ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов; формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики; осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем; содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями; обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи; содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию; ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем; обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений. Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в 10-11-х классах в рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в качестве одного из существующих по выбору. Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности обучающихся должны быть конкретизированыс учетом возрастных особенностей и запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с возможностью выбора педагогом различных вариантов учебно-методического обеспечения курса, а также с существующими условиями школьной информационно-образовательной среды. Программа учебного курса внеурочной деятельности рассчитана на 1 час в неделю. 10 класс – 34 часа (1 час в неделю); 11 класс – 34 часа (1 час в неделю);