Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 14 Предмет Русский язык (ФРП) Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной программы среднего общего образования(10-11 классы) Аннотация к рабочей программе Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по русскому языку (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., а также федеральной рабочей программы воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Учебный предмет «Русский язык» на уровне среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого человека, способного к продолжению обучения в системе среднего профессионального и высшего образования. Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержании программы выделяется три сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст», «Функциональная стилистика. Культура речи». На изучение русского языка на уровне среднего общего образования отводится 136 часов: ● 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю); ● 11 класс – 68 часов (2 часа в неделю). Литература (углубленный уровень) Рабочая программа по литературе для обучения на углублённом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по литературе (углубленный уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., а также федеральной рабочей программы воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. Основу содержания литературного образования в средней школе на углублённом уровне составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала ХХI века, расширение литературного контента, углубление восприятия и анализ художественных произведений в историко-литературном и историкокультурном контекстах, интерпретация произведений в соответствии с возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным и читательским опытом. Литературное образование на углублённом уровне в средней школе преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе и сопрягается с курсом литературы, изучаемым на базовом уровне. В процессе изучения литературы в старших классах происходит углубление и расширение межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, с разными разделами филологической науки и видами искусств на основе использования как аппарата литературоведения, так и литературной критики, что способствует формированию художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру, развитию умений квалифицированного читателя, способного к глубокому восприятию, пониманию и интерпретации произведений художественной литературы. В рабочей программе учтены этапы российского историко-литературного процесса второй половины ХIХ — начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литературы народов России и зарубежной литературы. Углублённое изучение литературы осуществляется в соответствии с учебным планом гуманитарного профиля с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности обучающихся. Предмет «Литература» в средней школе на углублённом уровне преемственен по отношению к предмету «Литература» в основной школе и основан на базовом курсе литературы. На изучение литературы в 10—11 классах основного среднего образования (углубленный уровень) отводится 340 часов: 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю); 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю). Рабочая программа по литературе на базовом уровне среднего общего образования составлена Литература (базовый уровень) на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012 г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р). Учебный предмет «Литература» способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственноэстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим. В рабочей программе учебного предмета «Литература» учтены этапы российского историколитературного процесса второй половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения литературе. Цели изучения предмета «Литература» в средней школе состоят: в сформированности чувства причастности к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам; в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических идеалов; в осознании ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности. На изучение литературы в 10–11 классах среднего общего образования на базовом уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа по учебному предмету «Математика» базового уровня для обучающихся 10— 11 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Федеральной рабочей программы по математике (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию и традиций российского образования. Реализация программы обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» В соответствии с названием концепции, математическое Математика (базовый уровень) образование должно, в частности, предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе. Основные линии содержания курса математики в 10-11 классах: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Сформулированное в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования требование «владение методами доказательств, алгоритмами решения задач; умение формулировать определения, аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач» относится ко всем курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на уровне среднего образования. Настоящей рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов. В учебном плане на изучение математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350 учебных часов: 10 класс – 170 часов (5 часов в неделю); 11 класс – 170 часов (5 часов в неделю). Рабочая программа учебного предмета «Информатика» на базовом уровне составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего, Федеральной рабочей программы по информатике (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., а также Федеральной программы воспитания. Результаты базового уровня изучения учебного предмета «Информатика» ориентированы в первую очередь на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для Информатика повседневной жизни и общего развития, которые включают в себя: ● понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области; ● умение решать типовые практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области; ● осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с другими областями знания. Курсу информатики 10–11 классов предшествует курс информатики основной школы. Согласно основной образовательной программе среднего общего образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11 классах отводится 68 часов учебного времени (1 час в неделю) в гуманитарном профиле. Рабочая программа по иностранному языку (английскому) для обучения на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по иностранному языку (английскому) (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития Иностранный язык образования», Москва, 2023 г., а также федеральной рабочей программы воспитания. Рабочая программа учитывает особенности изучения английского языка, исходя из его (английский) лингвистических особенностей и структуры русского языка обучающихся, межпредметных связей иностранного (английского) языка с содержанием других общеобразовательных предметов, изучаемых в 10—11 классах, а также с учётом возрастных особенностей обучающихся. В рабочей программе на уровне среднего общего образования предусмотрено дальнейшее совершенствование сформированных иноязычных речевых умений обучающихся и использование ими языковых средств, представленных в примерных рабочих программах начального общего и основного общего образования, что обеспечивает преемственность между этапами общего образования английскому История (углубленный уровень) языку. Рабочая программа нацелена на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению английскому языку в 10-11 классах, который учитывает интересы и потребности обучающихся, развивает индивидуальные способности, формирует образованную личность, уважающую традиции родной и иноязычной культуры, формирует навыки самообразования, способствует самореализации личности. К завершению обучения в средней школе планируется достижение обучающимися 11 класса уровня подготовки по иностранному языку (английскому языку) по четырем коммуникативным компетенциям – аудировании, чтении, письме и говорении. На уровне среднего общего образования на изучение предмета «Иностранный язык (английский)» в гуманитарном профиле отводится 204 часа (3 часа в неделю). 10 класс – 102 часа (3 часа в неделю); 11 класс – 102 часа (3 часа в неделю). Рабочая программа по истории для обучения на углубленном уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по истории (углубленный уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. На уровне среднего общего образования предполагается расширение задач по следующим параметрам: ● углубление социализации обучающихся, формирование гражданской ответственности и социальной культуры, адекватной условиям современного мира; ● освоение систематических знаний об истории России и всеобщей истории XX—XXI вв.; ● воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; ● формирование исторического мышления, то есть способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности и взаимосвязи, в развитии, в системе координат «прошлое — настоящее — будущее»; ● работа с комплексами источников исторической и социальной информации, развитие учебнопроектной деятельности; в углубленных курсах — приобретение первичного опыта исследовательской деятельности; ● расширение аксиологических знаний и опыта оценочной деятельности (сопоставление различных версий и оценок исторических событий и личностей, определение и выражение собственного отношения, обоснование позиции при изучении дискуссионных проблем прошлого и современности); ● развитие практики применения знаний и умений в социальной среде, общественной деятельности, межкультурном общении; ● в углубленных курсах — элементы ориентации на продолжение образования в образовательных организациях высшего образования гуманитарного профиля. Программа составлена с учетом количества часов, отводимого на изучение предмета «История» учебным планом гуманитарного профиля на углубленном уровне в 10—11 классах. На изучение истории на уровне среднего общего образования (углубленный уровень) отводится 272 часа: 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю); 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю). Обществозна ние (углубленный уровень) Рабочая программа по обществознанию для обучения на углубленном уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по обществознанию (углубленный уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня реализует принцип преемственности рабочих образовательных программ основного общего и среднего общего образования и ориентирована на расширение и углубление содержания, представленного в рабочей программе по обществознанию базового уровня. Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и методологией познания социума различными социальными науками. Усилено внимание к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и построения учебного содержания положен принцип много дисциплинарности обществоведческого знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых коммуникаций. Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской деятельности, характерной для высшего образования. В соответствии с учебным планом социально-экономического профиля обществознание на углублённом уровне изучается в 10 и 11 классах. Общее количество времени на два года обучения составляет 272 часа (136 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет: ● 10 класс – 136 часов (4 часа в неделю); ● 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю). География (ФРП) Рабочая программа по географии для обучения на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по географии (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., федеральной рабочей программы воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части образовательной программы среднего общего образования. Изучение географии направлено на достижение следующих целей: - воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами, уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России как составной части мирового сообщества; - воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека и общества; - формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира, завершение формирования основ географической культуры; - развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и умений, направленных на использование их в реальной действительности; приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение целей устойчивого развития. В программе по географии на уровне среднего общего образования соблюдается преемственность с программой по географии на уровне основного общего образования, в том числе в формировании основных видов учебной деятельности обучающихся. Содержание курса географии на уровне среднего общего образования является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации. На изучение учебного предмета «География» отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах. Биология Физика Рабочая программа по биологии для обучения на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по биологии (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., федеральной рабочей программы воспитания. Структурирование содержания учебного материала в программе осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира», «Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности». На её изучение отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах гуманитарного профиля. Рабочая программа по физике для обучения на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по физике (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной картины мира обучающихся 10—11 классов при обучении их физике на базовом уровне на основе системнодеятельностного подхода. Программа соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с естественно-научными учебными предметами. Стержневыми элементами курса физики средней школы являются физические теории (формирование представлений о структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в современных представлениях о природе, границах применимости теорий, для Химия описания естественно-научных явлений и процессов). В соответствии с ФГОС СОО физика является обязательным предметом на уровне среднего общего образования. Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объёме 136 часов за два года обучения по 2 часа в неделю в гуманитарном профиле в 10 и 11 классов. Рабочая программа по химии для обучения на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по химии (базовый уровень) (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., федеральной рабочей программы воспитания, с учётом «Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» и основных положений федеральной рабочей программы воспитания. Химическое образование в школе является базовым по отношению к системе химического образования, реализует присущие общему химическому образованию ключевые ценности, которые отражают государственные, общественные и индивидуальные потребности. Этим определяется сущность общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Химия». В ходе изучения предмета учащиеся познакомятся с основами органической химии. Получат базовые представления о номенклатуре, изомерии, способах получения и химических свойствах органических соединений различных классов. Также учащиеся познакомятся на базовом уровне с различными областями применения органических веществ, в том числе полимеров. Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы — «Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии. На уровне среднего общего образования на изучение химии отведено 68 учебных часов, по 1 часу в неделю в гуманитарном профиле 10 и 11 классов. Основы безопасности и защиты Родины (ФРП) Рабочая программа по учебному предмету "Основы безопасности и защиты Родины" (далее - ОБЗР) разработана на основе требований к результатам освоения образовательной программы среднего общего образования, представленных в ФГОС СОО, федеральной рабочей программы воспитания и предусматривает непосредственное применение при реализации ОП СОО. Программа ОБЗР позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной ситуации до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности. Программа ОБЗР в методическом плане обеспечивает реализацию практико-ориентированного подхода в преподавании ОБЗР, системность и непрерывность приобретения обучающимися знаний и формирования у них навыков в области безопасности жизнедеятельности при переходе с уровня основного общего образования; помогает педагогу продолжить освоение содержания материала в логике последовательного нарастания факторов опасности: опасная ситуация, чрезвычайная ситуация и разумного построения модели индивидуального и группового безопасного поведения в повседневной жизни с учётом актуальных вызовов и угроз в природной, техногенной, социальной и информационной сферах. Программа ОБЗР обеспечивает: 1. формирование личности выпускника с высоким уровнем культуры и мотивации ведения безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; 2. достижение выпускниками базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, соответствующего интересам обучающихся и потребностям общества в формировании полноценной личности безопасного типа; 3. взаимосвязь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета ОБЗР на уровнях основного общего и среднего общего образования; 4. подготовку выпускников к решению актуальных практических задач безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни. В программе ОБЗР содержание учебного предмета ОБЗР структурно представлено одиннадцатью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими системность и непрерывность изучения предмета на уровнях основного общего и среднего общего образования: Модуль № 1. «Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства». Модуль № 2. «Основы военной подготовки». Модуль № 3. «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе». Модуль № 4. «Безопасность в быту». Модуль № 5. «Безопасность на транспорте». Модуль № 6. «Безопасность в общественных местах». Модуль № 7. «Безопасность в природной среде». Модуль № 8. «Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи». Модуль № 9. «Безопасность в социуме». Модуль № 10. «Безопасность в информационном пространстве». Модуль № 11. «Основы противодействия экстремизму и терроризму». Изучение ОБЗР направлено на формирование ценностей, освоение знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению конституционного долга по защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у выпускников умений распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их, самостоятельно принимать обоснованные решение в экстремальных условиях, грамотно вести себя при возникновении чрезвычайных ситуаций. Такой подход содействует воспитанию личности безопасного типа, закреплению навыков, позволяющих обеспечивать благополучие человека, созданию условий устойчивого развития общества и государства. Целью изучения ОБЗР на уровне среднего общего образования является овладение основами военной подготовки и формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает: способность применять принципы и правила безопасного поведения в повседневной жизни на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин и механизмов возникновения и развития различных опасных и чрезвычайных ситуаций, готовности к применению необходимых средств и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций; сформированность ценностей, овладение знаниями и умениями, которые обеспечивают готовность к военной службе, исполнению долга по защите Отечества; сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного и группового безопасного поведения в интересах благополучия и устойчивого развития личности, общества и государства; знание и понимание роли личности, общества и государства в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Всего на изучение учебного предмета ОБЗР на уровне среднего общего образования отводится 68 часов (по 34 часа в каждом классе). Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучения на базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения ФОП СОО, ФГОС СОО (Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»), Федеральной рабочей программы по физической культуре (для 10-11 классов образовательных организаций), ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, 2023 г., Физическая федеральной рабочей программы воспитания. культура Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 10—11 классов общеобразовательных организаций представляет собой методически оформленную концепцию требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и раскрывает их реализацию через конкретное содержание. Общий объём часов, отведённых на изучение учебного предмета «Физическая культура» на уровне среднего общего образования, составляет 136 часов (2 часа в неделю). Модуль «Самбо» реализуется в рамках курса внеурочной деятельности в объеме 1 часа в неделю в 10-11 класса. Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный проект» составлена для обучающихся 10 Индивидуальный класса на основании Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ проект «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта ФГОС СОО, ООП ФГОС СОО-2022, Учебного плана МБОУ-СОШ № 14. Согласно ФГОС среднего общего образования, индивидуальный проект представляет собой особую форму деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимися самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта отражают: - сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Целью учебного курса «Индивидуальный проект» является создание условий для развития личности обучающегося, способной: - адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира; - проявлять социальную ответственность; - самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта; - конструктивно сотрудничать с окружающими людьми; - генерировать новые идеи, творчески мыслить. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи: - обучение навыкам проблематизации (формулирования ведущей проблемы и под проблемы, постановки задач, вытекающих из этих проблем); - развитие исследовательских навыков, то есть способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению; - развитие навыков целеполагания и планирования деятельности; -обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования; - обучение поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля; - развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта); - обучение умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты; - развитие навыков конструктивного сотрудничества; - развитие навыков публичного выступления. В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно-поисковые технологии, творческие проекты). Общий объём часов, отведённых на изучение учебного курса «Индивидуальный проект» на уровне среднего общего образования составляет 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа по элективному курсу «Актуальные вопросы обществознания» для 10-11 класса Элективный курс разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего «Актуальные общего образования (ФГОС СОО), Учебным планом МБОУ-СОШ № 14. вопросы обществознания» Элективный курс «Актуальные вопросы обществознания» разработан для обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей обучающихся, а так же способствует подготовке к ЕГЭ. Основная цель изучения элективного курса «Актуальные вопросы обществознания»: формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма; формирование правовой культуры и правосознания; формирование уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям; развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции и в законодательстве Российской Федерации; создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе. Основные задачи: закрепление изученного в основной школе материала курса «Обществознание», развитие возможностей интерпретации общественных явлений, углубление теоретических представлений об общественных и социальных процессах и усиление способности практического применения полученных знаний; развитие способностей самостоятельного получения знаний и их использования в реальных общественных взаимоотношениях; - понимание познания как фундаментального процесса, являющегося универсальным источником знаний, освоение различных видов познания, разделение чувственного и рационального познания, понимание критериев истины, истинного и ложного знания. Содержание Программы направлено на решение задач по формированию у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами, а также по формированию базовых социальных компетенций функциональной грамотности. Общий объём часов, отведённых на изучение элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» на уровне среднего общего образования составляет 68 часов (1 час в неделю). Рабочая программа элективного курса «К тайнам русской словесности » на уровне среднего общего Элективный курс «К тайнам русской образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в словесности» ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО. Рабочая программа элективного курса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Элективный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе. Элективный курс используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для обучающихся 10-11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь. ЦЕЛИ КУРСА: - освоение обучающимися 11 класса норм русского литературного языка, - подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, - формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся. На изучение элективного курса в 10–11 классах среднего общего образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). Элективный курс «Практикум по геометрии» Рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО, на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» базовый уровень, с учетом федеральной программы воспитания. Рабочая программа предназначена для обучающихся 11 классов и рассчитана на 34 часа в год. Цель элективного курса: • создать условия для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии (планиметрии и стереометрии) на базовом уровне. Задачи элективного курса: • повысить мотивацию обучающихся к изучению геометрии; • создать «ситуацию успеха» у обучающихся при решении геометрических задач; • обобщить и систематизировать геометрические знания обучающихся; • совершенствовать практические навыки, математическую культуру обучающихся; • уметь применять геометрический аппарат для решения разнообразных математических задач базового и повышенного уровня сложности.