Рабочая программа внеурочной деятельности Начальная военная подготовка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Управление образования администрации муниципального образования город
Армавир
МБОУ - СОШ № 14

РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО
учителей естественнонаучного цикла,
физической культуры,
ОБЗР, труда (технологии),
музыки и ИЗО
____________ Зуева С.В.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УМР
_________Калмыкова В.П.
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
__________ Силин А.С.
Приказ № 495/2.4.3
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Начальная военная подготовка
для обучающихся 10 классов

город Армавир 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(далее — ФГОС СОО), ориентирована на обеспечение индивидуальных
потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов освоения Федеральной основной образовательной программы
среднего общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
рекомендаций Федеральной программы воспитания.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие обучающегося.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Целью программы является расширение и практическое
закрепление знаний, умений и навыков военного дела, полученных
при освоении раздела «Основы военной службы» федеральной
рабочей программы среднего общего образования «Основы
безопасности жизнедеятельности».
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний,
умений, навыков и компетенций в области обороны и основ
безопасности жизнедеятельности.
2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических
знаний, полученных на занятиях по предмету «Основы
безопасности
жизнедеятельности»
в
образовательных
организациях,
приобретение
практических
навыков,
необходимых юношам для быстрой адаптации к военной службе,
знакомство с вооружением и военной техникой, основными
видами боевых действий и действиями военнослужащих в
различных условиях, выполнение практических стрельб.
3. Расширить знания об истории, назначении и структуре
Вооружённых Сил Российской Федерации, дать участникам сборов
необходимые
знания
о
повседневной
жизни
и
быте
военнослужащих и практические навыки в этом направлении,
сформировать понимание роли дисциплины и воинских уставов в

4.

5.

1.

2.

3.

1.
2.

3.

4.
5.
6.

жизни Вооружённых Сил Российской Федерации.
Обеспечить изучение основных положений законодательства
Российской Федерации в области обороны государства: о
воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и
добровольной подготовке к военной службе, прохождении
военной службы по призыву и в добровольном порядке (по
контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и
ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в
запасе.
Создать условия для изучения основ безопасности военной службы,
конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым
оружием, основ тактической, строевой, инженерной подготовки,
основ оказания первой помощи, вопросов радиационной,
химической и биологической защиты войск и основ связи.
Воспитательные:
Содействовать
формированию
морально-политических и
психологических качеств гражданина, необходимых для
прохождения военной службы.
Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого
уважения к государственным символам Российской Федерации,
историческому и культурному прошлому России, гордости за свою
страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции, готовности к
службе в их рядах и защите своей Родины.
Способствовать профессиональной ориентации, укреплению
нравственных ориентиров и формированию положительной
мотивации к профессии защитника Родины.
Развивающие:
Способствовать формированию у
обучающихся
социальной
активности.
Содействовать формированию знаний о правилах поведения
военнослужащих, воинской вежливости, основах воинского
этикета и выполнения воинских ритуалов.
Способствовать
военно-профессиональной
ориентации
на
овладение военно-учётными специальностями и выбору профессии
офицера.
Создать условия для формирования у обучающихся потребности в
здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине.
Создать условия для самореализации личности путём включения в
разнообразные виды деятельности.
Способствовать формированию и развитию навыков общения и
взаимодействия в совместной коллективной деятельности.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ
ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа ориентирована на обучающихся 10 классов
общеобразовательных организаций, Программа рассчитана на 34 часа, в
рамках которых предусмотрены такие формы работы, как теоретические,
практические и комплексные занятия, беседы и встречи с
военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в воинские
части (на корабли), военно-тактические и военно-спортивные игры.

СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
БАЗОВЫЙ БЛОК

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль № 1 «Тактическая подготовка»
Основы общевойскового боя. Основные виды боя: оборона,
наступление. Понятие тактических действий.
Организационно-штатная структура и боевые возможности
мотострелкового
отделения
Сухопутных
войск
Российской
Федерации. Задачи отделения в различных видах боя .
Ознакомление
с
организационно-штатной
структурой
подразделений иностранных армий (НАТО, КНР).
Состав, назначение, характеристики, порядок размещения
современных средств индивидуальной бронезащиты и экипировки.
Действия отделения в обороне. Способы перехода к обороне.
Позиция отделения в обороне. Назначение ориентиров. Система огня
отделения и сектора обстрела стрелков. Сигналы оповещения,
управления и взаимодействия. Действия наблюдателя.
Действия отделения в наступлении. Боевой порядок отделения в
наступлении. Преодоления заграждений. Перебежки и переползания.
Действия в составе боевых групп.
Задачи отделения в разведке и способы их выполнения.
Ориентирование на местности с использованием карты, компаса,
местных
предметов,
а
также
современного
навигационного
оборудования.
Выбор, оборудование и маскировка места наблюдения. Приборы
наблюдения. Выживание в особых условиях.
Сигналы оповещения. Действия личного состава по тревоге.
Получение оружия, средств индивидуальной защиты и экипировки.
Походный порядок взвода . Задачи и способы действий дозорного
отделения и пеших дозорных .
Действия при внезапном нападении противника и преодоление
заражённого участка местности.
Модуль № 2 «Огневая подготовка»
Вооружение мотострелкового отделения. Назначение и тактикотехнические характеристики основных видов стрелкового оружия и
ручных гранат. Перспективы развития современного стрелкового
оружия.
Назначение и устройство частей и механизмов автомата,
патронов и принадлежностей. Принцип устройства и действие
автоматики. Возможные задержки при стрельбе и их устранение.
Порядок неполной
разборки
автомата
Калашникова и сборки
после неполной разборки . Устройство гранат РГД-5, Ф-1, РГН, РГО .
Требования Курса стрельб по организации, порядку и мерам
безопасности во время стрельб и тренировок, изучение условий
упражнения. Классификация целей на поле боя и их краткая
характеристика. Простейшая огневая задача, её сущность и алгоритм
решения.
Способы ведения огня из автомата. Наводка оружия, сущность,

виды и приёмы производства выстрела. Выбор момента выстрела.
Изготовка для стрельбы из различных положений. Условия выполнения
начальных стрельб. Занятие на учебнотренировочных средствах.
Отработка нормативов, усовершенствование знаний по устройству
оружия. Действия со стрелковым оружием .
Выполнение упражнений начальных стрельб 1 УНС и
гранатометаний.
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»
Ознакомление с основными образцами вооружения и военной
техники Сухопутных войск. Виды, назначение, общее устройство и
тактико-технические характеристики основных образцов боевых
машин Сухопутных войск (БМП-3; БТР-82А, танк Т-80, Т-90) .
Боевая робототехника — оружие будущего в настоящем. Виды,
предназначение, тактико-технические
характеристики и общее
устройство БПЛА. Ведение разведки местности с использованием
БПЛА. Способы противодействия БПЛА противника.
Предназначение, общее устройство и тактико-технические
характеристики переносных радиостанций. Подготовка радиостанции к
работе, настройка частот (диапазонов).
Порядок ведения радиообмена. Особенности назначения позывных.
Переход на запасные и резервные частоты. Меры по обману противника
при ведении радиопереговоров по открытым каналам связи.
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»
Шанцевый инструмент, его назначение, применение и сбережение.
Заточка и правка инструмента. Порядок оборудования позиции
отделения. Назначение, размеры и последовательность отрывки окопа
для стрелка.
Минно-взрывные противотанковые, противопехотные и смешанные
инженерные заграждения.
Основные виды противотанковых и противопехотных мин
отечественного и зарубежного производства. Средства разведки и
разминирования. Особенности разведки дорог, мостов, зданий. Способы
обнаружения и обезвреживания взрывоопасных предметов.
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»
Понятие оружия массового поражения. История его развития,
примеры применения. Его роль в современном бою. Поражающие
факторы ядерных взрывов, средства и способы защиты от них.
Отравляющие вещества, их назначение и классификация. Внешние
признаки применения бактериологического (биологического) оружия.
Поражающие свойства зажигательного оружия и средства его
применения. Назначение, устройство и подбор по размеру средств
индивидуальной защиты. Использование их в положениях «походное»,
«наготове» и «боевое», подаваемые при этом команды.
Сигналы оповещения о применении противником оружия

массового поражения и порядок действий по ним.
Назначение и устройство индивидуального противохимического
пакета и правила пользования им. Правила поведения на заражённой
местности. Назначение, устройство и порядок работы с войсковым
измерителем дозы ИД-1 и войсковым прибором химической разведки
(ВПХР).
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»
Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи.
Основные типы ранений на поле боя. Приёмы первой помощи.
Остановка
кровотечения.
Наложение
повязок.
Иммобилизация
конечностей .
Способы поиска, сближения и эвакуации раненых с поля боя.
Штатные и подручные средства эвакуации раненых. Реанимационные
мероприятия.
Модуль № 7 «Общевоинские уставы»
Общие обязанности, права и ответственность военнослужащих.
Содержание воинской дисциплины. Правила взаимоотношений между
военнослужащими и ответственность за их нарушение Сущность
единоначалия и приказа командира (начальника).
Воинские звания. Обязанности солдата (матроса).
Организация размещения и быта военнослужащих. Распределение
времени и внутренний порядок. Состав и назначение суточного наряда.
Обязанности дежурного и дневального по роте. Ответственность за
нарушение порядка несения внутренней службы.
Виды караулов. Назначение и состав караула. Подготовка караула.
Неприкосновенность
часового.
Обязанности
часового,
порядок
применения оружия .
Модуль № 8 «Строевая подготовка»
Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед
построением и в строю. Развёрнутый и походный строи отделения
(взвода). Строевые приёмы на месте .
Строевые приёмы в движении без оружия. Выход из строя, подход
к начальнику и возвращение в строй.
Строевая стойка с оружием. Выполнение воинского приветствия с
оружием. Строевые приёмы с оружием на месте (автоматом).
Движение в походном строю. Перестроение взвода. Перемена
направления
движения.
Выполнение
воинского
приветствия в
движении. Ответ на приветствие в составе подразделения.
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»
Опасные факторы военной службы в процессе повседневной
деятельности и боевой подготовки. Мероприятия по обеспечению
безопасности военной службы.

Модуль № 10 «Структура органов государственной власти Российской
Федерации. Права и обязанности гражданина, воинская обязанность.
Взаимодействие гражданина с государством и обществом, гражданские
инициативы и волонтёрство»
Права, свободы и обязанности граждан в соответствии с
Конституцией Российской Федерации.
Система органов государственной власти федерального и
регионального уровней.
Правовая сфера жизни общества. Правообразующие принципы
Проявления гражданственности в повседневной жизни.
Патриотизм и псевдопатриотизм, взаимосвязь патриотизма и
гражданственности.
Гражданское общество и его институты, система политических и
общественных объединений.
Модуль № 11 «Профессии будущего — современная наука и высокие технологии
в военной сфере, военные и гражданские специальности»
Специфика рынка труда. Военно-учётные специальности. Высшие
учебные заведения Минобороны России и других федеральных органов
исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. Высокие
технологии, их использование в военной сфере.
Модуль № 12 «Гибридные войны и невоенные конфликты в современном мире,
противодействие негативным тенденциям в международных отношениях»
Конструктивные
и
деструктивные
ценности.
Система
общественных и личностных ценностей, расстановка приоритетов.
Влияние средств массовой информации на общество. Способы
и инструменты формирования общественного мнения.
Информационно-психологическая война.
От холодной войны к гибридной войне. Стратегия гибридных
войн.
Концепция «мягкой силы».
Ложная и недостоверная информация: основные признаки.
Невоенные «факторы силы» в международных конфликтах.
Модуль № 13 «Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народа в Великой
Отечественной войне 1941—1945 годов»
События, ставшие основой
государственных
праздников и
памятных дат России.
Причины начала Великой Отечественной войны и усилия СССР
по её предотвращению.
Основные битвы и операции Великой Отечественной войны
(Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за
Кавказ, освобождение Украины, операция «Багратион», освобождение
Европы, Берлинская операция).
Вклад народа в победу на трудовом фронте. Герои Великой
Отечественной войны.

Значение Великой Отечественной войны в жизни каждой семьи
участников сборов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСАВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы
(личностным,
метапредметным и
предметным), которые должны демонстрировать выпускники по
завершении обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми
в
российском
обществе
правилами и нормами
поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса
«Начальная военная подготовка», должны способствовать процессам

самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности, патриотизма, гражданственности и проявляться
прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, гордости за российские достижения, бережном отношении к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, готовности к осознанному исполнению воинского
долга и вооружённой защите Отечества.
Гражданское воспитание
сформированность осознанного отношения к необходимости
защиты Отечества, соблюдению
законодательства
Российской
Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и
военной службы;
осознание своих конституционных прав, обязанностей и
ответственности по защите Отечества;
готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма,
национализма и ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам;
готовность к взаимодействию с обществом и государством в
интересах обеспечения военной безопасности государства;
готовность к участию в деятельности государственных, социальных
организаций и институтов гражданского общества в области
обеспечения безопасности государства.
Патриотическое воспитание
сформированность
российской
гражданской
идентичности,
уважения к своему народу, памяти защитников Родины и боевым
подвигам Героев Отечества, гордости за свою Родину и Вооружённые
Силы
Российской
Федерации,
прошлое и настоящее российской
армии и флота;
ценностное отношение к государственным и военным символам,
историческому наследию, дням воинской славы, боевым традициям
Вооружённых Сил Российской Федерации, достижениям России в
области обороны;
сформированность чувства ответственности перед Родиной,
идейная убеждённость и готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание
осознание духовных ценностей российского народа и
российского воинства;
сформированность представления о принципах гуманизма, правилах
и методах ведения войны, соблюдения прав участников
вооружённых
конфликтов,
осознанное
отношение к соблюдению норм
международного гуманитарного права;

сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и
ответственного отношения к безопасности общества и государства;
ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению,
семье, культуре и традициям народов России, принятие идей
волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание
эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой;
понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов
и боевых традиций.
Физическое воспитание
осознание ценности жизни, сформированность ответственного
отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
знание приёмов оказания первой помощи и тактической
медицины, готовность применять их в случае необходимости;
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
интерес к военно-прикладным видам спорта;
осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и
иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание
готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности
для развития личности, общества и государства, обеспечения
национальной безопасности;
готовность к осознанному и ответственному соблюдению
требований безопасности в процессе военной службы;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
включая военно-профессиональную деятельность;
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной среды,
осознание глобального характера экологических проблем, их роли в
обеспечении безопасности общества и государства;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе соблюдения
экологической грамотности
и разумного
природопользования в процессе военной службы;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
расширение представлений о деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания

сформированность мировоззрения, соответствующего текущему
уровню развития военной науки, современных представлений о воинской
деятельности;
понимание научно-практических основ военной службы, осознание
значения военно-профессиональной деятельности в жизни общества и
государства;
способность применять научные знания в процессе выполнения
обязанностей военной службы, в том числе способность обоснованно и
безопасно действовать в условиях ведения боевых действий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации
курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка»,
должны отражать овладение универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия
самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы
обеспечения военной безопасности государства,
обосновывать их
приоритет и всесторонне анализировать;
устанавливать существенный признак или основания для
обобщения, сравнения и классификации событий и явлений в военной
сфере, выявлять их закономерности и противоречия;
определять
цели
действий
применительно
к
заданной
(смоделированной) ситуации, выбирать способы их достижения с
учётом самостоятельно выделенных критериев в парадигме военной
службы, оценивать риски возможных последствий собственных
действий;
моделировать объекты (события, явления), связанные с военной
службой, анализировать их различные состояния для решения
практических задач, переносить приобретённые знания в повседневную
жизнь;
планировать и осуществлять учебные действия в условиях
дефицита информации, необходимой для решения стоящей задачи;
развивать творческое мышление при решении ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия
владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами в военно-профессиональной сфере;
владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его
преобразованию и применению для решения различных учебных задач;
анализировать содержание учебных вопросов и заданий и
выдвигать новые идеи, самостоятельно выбирать оптимальный способ
решения задач с учётом установленных (обоснованных) критериев;

раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие
между реальным (заданным) и наиболее благоприятным состоянием
объекта (явления) в повседневной жизни;
критически оценивать полученные в ходе решения учебных
задач результаты, обосновывать предложения по их корректировке в
новых условиях;
характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать
возможность их реализации в реальных ситуациях;
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и
способов действия в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения
учебных задач, связанных с военной службой, переносить приобретённые
знания и навыки в повседневную жизнь.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение
соблюдать правила воинской вежливости и субординации,
понимать
значение
социальных
ролей
«начальник»
—
«подчинённый»;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств.
Совместная деятельность
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы; выбирать тематику и методы совместных
действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена
коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по её достижению:
составлять план действий, распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.

Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений,
давать оценку новым ситуациям;
оценивать приобретённый опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
Самоконтроль
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению.
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания,
включающего
способность
понимать
своё
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность
за
своё
поведение,
способность
адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость,
быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению
цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать,
исходя из своих возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и
разрешать конфликты.
Принятие себя и других людей:
6 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать
мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
6 признавать своё право и право других людей на ошибки; раз- вивать
способность понимать мир с позиции другого человека .

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы представлены с
учётом специфики содержания вопросов, затрагиваемых в ходе
проведения учебных сборов.
В период проведения учебных сборов обучающиеся получают ряд
новых знаний, навыков и умений, дополняющих содержание школьной
программы, которые должны мотивировать их к получению военноучётной специальности, способствовать быстрой адаптации к службе в
Вооружённых Силах и помогать в выборе будущей профессиональной
деятельности.
Обучающиеся должны знать:
героическую
историю
Российского
государства,
Государственные символы Российской Федерации;
историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации,
их основные традиции;
структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами
Российской Федерации;
назначение и устройство основных видов стрелкового оружия,
состоящего на вооружении Сухопутных войск;
порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия;
основы оказания первой помощи на поле боя;
боевые и технические характеристики основных образцов
военной техники;
основы
тактической,
инженерной,
разведывательной,
технической подготовки и связи;
приёмы и правила выполнения действий солдата в бою;
основные положения общевоинских уставов, права и
обязанности военнослужащих;
нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих.
Обучающиеся должны иметь представление:
о возможностях человеческого организма;
о боевых и технических характеристиках боевой техники;
об основах общевойскового боя;
об организации и тактике действий подразделений мотострелковых
войск;
о порядке инженерного оборудования позиции отделения;
об особенностях применения БПЛА на поле боя.
Обучающиеся должны уметь:
вести огонь из стрелкового оружия;
выполнять строевые приёмы;
правильно ориентироваться на местности;
действовать на поле боя;

оборудовать окоп для стрельбы лёжа;
оказать первую помощь;
пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен;
демонстрировать физическую подготовку и военную выправку.
Достижение указанных предметных результатов обеспечивается их
детальным раскрытием для каждого модуля курса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Раздел № 1 «Тактическая подготовка»

1.3

Основные виды тактических действий. Организационноштатная структура мотострелкового отделения (взвода)
Основы действий мотострелкового отделения в обороне и
наступлении.
Действия мотострелкового отделения в разведке.

1.4

Действия мотострелкового отделения в дозоре.

1.1
1.2

Итого по разделу
Раздел № 2 «Огневая подготовка»
Виды, назначение и тактико-технические характеристики
2.1
стрелкового оружия и ручных гранат Сухопутных войск.
Виды, назначение и тактико-технические характеристики
2.3
стрелкового оружия и ручных гранат Сухопутных войск.
Требования безопасности при обращении с оружием и
2.4
боеприпасами. Правила стрельбы из стрелкового оружия и
метания ручных гранат.
Выполнение упражнения
начальных
стрельб
из
2.5
стрелкового оружия и упражнения в метании учебноимитационных ручных гранат.
Итого по разделу

1
2
2
1
6

5

1
1
1

4
7

5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел № 3 «Основы технической подготовки и связи»
3.1

Основные образцы вооружения и военной техники
Сухопутных войск.

3.2

Боевое применение беспилотных летательных аппаратов
(БПЛА).

1

Средства радиосвязи отделения (взвода).
Правила ведения переговоров на средствах связи.

1

3.3
3.4

Итого по разделу

1

1
4

Раздел № 4 «Инженерная подготовка»
Оборудование позиции отделения. Последовательность
4.1
отрывки окопа для стрелка.
4.2
Минно-взрывные инженерные заграждения.
4.3
Инженерная разведка местности.
Итого по разделу
Раздел № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»
Оружие массового поражения. Ядерное, химическое и
5.1
биологическое оружие. Зажигательные смеси.
Средства индивидуальной и коллективной защиты от
оружия массового поражения. Оказание первой помощи
5.2
при
поражении
ядерным,
химическим
и
бактериологическим (биологическим) оружием
Основы
ведения
радиационного
и
химического
5.3
наблюдения, разведки и дозиметрического контроля в
подразделении.
Итого по разделу
Раздел № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»

3

1
1
1
3

3

1

1

1
3

2

6.1
6.2
6.3

Оснащение для оказания первой помощи раненым.

1

Типы ранений и способы оказания первой само- и взаимопомощи при них.
Эвакуация раненых с поля боя.

1

Итого по разделу

1
3

3

Раздел № 7 «Общевоинские уставы»
7.1

Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Общие
обязанности и юридическая ответственность военнослужащих.

7.2

Внутренний порядок в подразделении. Обязанности
должностных лиц суточного наряда по роте.

7.3

Организация и несение караульной службы. Обязанности
должностных лиц караула.

Итого по разделу

1
1
1
3

Раздел № 8 «Строевая подготовка»
8.1
Общие положения строевого устава . Строи отделения .
Строевая стойка и повороты на месте. Выполнение
воинского приветствия на месте
8.2
Строевые приёмы в движении. Выход из строя и
возвращение в строй . Подход к начальнику и отход от
него.
8.3
Строевые приёмы с оружием.
8.4

1
1
1

Строевые приёмы без оружия на месте и в движении в
составе взвода

Итого по разделу

1

1
4

4

Раздел № 9 «Основы безопасности военной службы»
Основные мероприятия по обеспечению безопасности
9.1
военной службы

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

23

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

8

9

10

Количество часов
Тема урока

Основные
виды
тактических
действий.
Организационно-штатная
структура
мотострелкового отделения (взвода)
Основы действий мотострелкового отделения в
обороне и наступлении.
Основы действий мотострелкового отделения в
обороне и наступлении.
Действия мотострелкового отделения в
разведке.
Действия мотострелкового отделения в
разведке.
Действия мотострелкового отделения в дозоре.
Виды, назначение и тактико-технические
характеристики стрелкового оружия и ручных
гранат Сухопутных войск.
Виды, назначение и тактико-технические
характеристики стрелкового оружия и ручных
гранат Сухопутных войск.
Требования безопасности при обращении с
оружием и боеприпасами. Правила стрельбы из
стрелкового оружия и метания ручных гранат.
Выполнение упражнения начальных стрельб
из стрелкового оружия и упражнения в
метании учебно-имитационных ручных гранат.

Всего

1

1

1

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

11

12

13
14
15
16
17
18
19
20
21

22

23

Выполнение упражнения начальных стрельб
из стрелкового оружия и упражнения в
метании учебно-имитационных ручных гранат.
Выполнение упражнения начальных стрельб
из стрелкового оружия и упражнения в
метании учебно-имитационных ручных гранат.
Выполнение упражнения начальных стрельб
из стрелкового оружия и упражнения в
метании учебно-имитационных ручных гранат.
Основные образцы вооружения и военной
техники Сухопутных войск.

1

Боевое применение беспилотных летательных
аппаратов (БПЛА).
Средства радиосвязи отделения (взвода).
Правила ведения переговоров на средствах
связи.
Оборудование позиции отделения.
Последовательность отрывки окопа для стрелка.
Минно-взрывные инженерные заграждения.
Инженерная разведка местности.
Оружие массового поражения.
Ядерное,
химическое
и
биологическое
оружие.
Зажигательные смеси.
Средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового поражения.
Оказание первой помощи при поражении
ядерным, химическим и бактериологическим
(биологическим) оружием
Основы ведения радиационного и химического
наблюдения, разведки и дозиметрического

1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

24
25
26
27

28
29

30

31
32
33
34

контроля в подразделении.
Оснащение для оказания первой помощи
раненым.
Типы ранений и способы оказания первой
само- и взаи- мопомощи при них.
Эвакуация раненых с поля боя.
Военнослужащие и взаимоотношения между
ними. Общие обязанности и юридическая
ответственность военно- служащих.
Внутренний
порядок
в
подразделении.
Обязанности должностных лиц суточного
наряда по роте.
Организация и несение караульной службы.
Обязанности должностных лиц караула.
Общие положения строевого устава . Строи
отделения .
Строевая стойка и повороты на месте.
Выполнение воинского приветствия на месте
Строевые приёмы в движении. Выход из строя
и возвращение в строй . Подход к начальнику
и отход от него.
Строевые приёмы с оружием.
Строевые приёмы без оружия на месте и в
движении в составе взвода
Основные мероприятия по обеспечению
безопасности военной службы

1
1

1

1
1

1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Основы безопасности жизнедеятельности. 8—9 классы: учебник: в 2
частях / Т. В. Кулиниченко, Г. П. Костюк, Л. И. Дежурный [и др.]; под науч.
ред. Ю. С. Шойгу. — Москва: Просвещение, 2023.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начальная
военная подготовка» (учебных сборов по основам военной службы). Институт
развития стратегии образования ФГБНУ.


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».