МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Управление образования администрации муниципального образования город Армавир МБОУ - СОШ № 14 РАССМОТРЕНО руководитель ШМО учителей начальных классов ____________ Чернышова Т.В. Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УМР __________ Калмыкова В.П. Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО директор __________ Силин А.С. Приказ № 495/2.4.3 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества (ОПК, Я шагаю по родному краю)» Армавир, 2024 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества (ОПК, Я шагаю по родному краю)» 1 уровень (1-2 класс) Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; знать и любить свою Малую Родину - родной дом, школу, улицу, город, село; осознавать причастность к прошлому, настоящему и будущему родного края; проявлять интерес к истории и многонациональной культуре его жителей, уважения к своему и другим народам; соблюдать правила личной гигиены, здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнять правила безопасного поведения и бережного отношения к природной среде; осознанно выполнять правила безопасного поведения на дорогах и улицах; правила поведения в природной среде (в лесу, на водоеме и пр.), выполнять самооценку; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; проявлять миролюбие - не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи проектной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; Познавательные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументация своей точки зрения и оценка событий; формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; Предметные: Знать (понимать): основные этапы истории казачества с момента переселения до наших дней; важнейшие достижения культуры; традиции и обряды кубанского казачества; представление о семье как о высшей ценности гражданского общества; устное народное творчество кубанских казаков. Уметь: определять последовательность важнейших событий истории края; проявлять уважительное отношение к старшим, заботы к младшим; соблюдать народные традиций, проявлять интерс к казачьему фольклору и песням; рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни. 2 уровень (3 класс) Личностные: осознания себя гражданином России и жителем казачьего края, чувства гордости за свою Родину, кубанское казачество; уважительного отношения к Отечеству, Кубани, истории, культуре, своей семье; социальной роли учащегося, мотивов учебной деятельности, изучения истории и культуры кубанского казачества; самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения; чувства доброжелательности и отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях; мотивации к труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: способность осознавать цель и задачи изучения предмета; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе проектной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата. Познавательные: освоение доступных способов изучения истории и культуры кубанского казачества (наблюдение, запись, сравнение и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); использование различных способов поиска (интервьюирование, справочники, Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами; умение составлять тексты в устной и письменной формах, выступать; соблюдать нормы информационной этики; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; аргументировать свою точку зрения. Предметные: определять основные жанры фольклорного искусства кубанского казачества; знать историю своей казачьей семьи или семьи своего одноклассника; понимать особенности традиций и обрядов кубанских казаков; знать основные памятные сооружения выполнять элементы народных поделок; объяснять структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска. уметь исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества; реконструировать основные праздничные обряды; выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; уметь рассказать о своём казачьем роде; инсценировать народные обряды с песнями и фольклором кубанских казаков; исполнять основы духовной жизни кубанских казаков. 3 уровень (4 класс) Личностные У обучающегося будут сформированы: внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач; адекватного понимания причин успешности / неуспешности деятельности; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные По окончании изучения программы обучающийся научится: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условия её реализации; обнаруживать и формулировать нравственную проблему; высказывать свою версию разрешения проблемы; различать способ и результат действия; работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. контролировать свою деятельность, оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в ходе проектной деятельности; находить и использовать учебную литературу, энциклопедии, справочники (включая и электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе Интернете; делать предварительный отбор источников информации для решения задачи; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы; записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. Коммуникативные: доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (в форме монолога или диалога); слушать и понимать речь других людей; средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему мнению; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); средством формирования этих действий служит работа в группах. Предметные: различные фольклорные формы кубанского казачества; особенности проведения обрядовых праздников кубанских казаков; историю своей казачьей семьи; уклад жизни, особенности числового состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи; основные ремёсла, технологические особенности изготовления отдельных изделий; основные памятные сооружения, связанные с историческими событиями кубанского казачества; памятные события и даты, связанные с историческими событиями кубанского казачества; основы духовной жизни кубанских казаков; - структуру и направления деятельности Кубанского казачьего войска; использовать, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества; реконструировать основные праздничные обряды; рассказывать о своём казачьем роде; выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими кубанскому казачеству. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 1 класс (33 часа) Вводное занятие. Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества». Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Раздел 2. История моей казачьей семьи. Труд и быт казаков на Кубани. Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Раздел 3. «Изучаем родной край. Мы идем в поход!» Культурные объекты, труд людей, ценность и красота рукотворного мира. Наблюдение погодных явлений, способы их фиксации. Измерение температуры термометром. Наблюдение и описание погоды «за окном». Сезонные изменения в природе Примерные темы циклов туристско-краеведческой деятельности (по сезонному принципу): 1 четверть (осень). "Наша школа", "В гости к осени", и другие темы. 2 четверть (осень-зима): "Территория нашей школы", "Что окружает нашу школу", "Поздняя осень", "Здравствуй, гостья зима!" 3 четверть (зима-весна):"Зимняя сказка", "Встречаем весну", "Наша улица" 4 четверть (весна): "Красавица весна", "Награды в моем доме", "День Победы" Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.) Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае. Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества. Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта. Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Раздел 7. Православие и казачество. Православная вера – основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Раздел 8. Казак – патриот. Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. 2 класс (34часа) Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. Детские игры. Игровые припевки. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор. Раздел 2. История моей казачьей семьи. Труд и быт казаков на Кубани. Численность и состав традиционной казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье. Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь – верный друг казака. Раздел 3. «Изучаем родной край» «Мы идем в поход!» Дневник наблюдений за погодой. Наблюдение и измерение: сезонные изменения в природе (осенние-зимние-весенние изменения в живой и неживой природе). Сезонная жизнь животных. Создание фото-видеоматериалов. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного города/станицы/поселка. Создание фото-видео-материалов. Примерные темы циклов туристско-краеведческой деятельности (по сезонному принципу): 1 четверть (осень) "Удивительный мир природы", Культурные и памятные места в нашем микрорайоне" и др. 2 четверть (осень-зима) "Поздняя осень", "Здравствуй, волшебница зима", "Промышленность нашего микрорайона" и др. 3 четверть (зима-весна): "В лес за сказкой", "Что интересного находится в нашем микрорайоне или селе", и др. 4 четверть (весна): "Встретим пробуждение природы", "Замечательные люди нашего микрорайона, населенного пункта" Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками: - сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности; - основные техники работы с материалом; - последовательность этапов изготовления изделия; - презентация творческих работ. Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества. Памятники казакам – защитникам Родины. Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Раздел 7. Православие и казачество. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святая Екатерина и Святой Георгий Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. Раздел 8. Казак – патриот. Нравственные качества – основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Казачья честь. 3 класс (34часа) Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Раздел 2. История моей казачьей семьи. Труд и быт казаков на Кубани. Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани. Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др. Раздел 3. «Изучаем родной край» Проведение туристскокраеведческих циклов «Мы идем в поход!». Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного города/станицы/поселка, названия и краткая характеристика декоративного озеленения населенного пункта, охраняемых растений ближайшего природного окружения. Дневник наблюдений за погодой. Наблюдения жизни природного сообщества (лес, луг, пруд; сад, огород, поле). Фиксация фактов взаимосвязи в природном сообществе (фото-видео-материалы). Организация циклов туристско-краеведческой деятельности: подготовка - проведение - подведение итогов основных прогулок и экскурсий каждой учебной четверти. Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками: - сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности; - основные техники работы с материалом; - последовательность этапов изготовления изделия; - презентация творческих работ. * С учётом усложнения задания по сравнению со 2 классом. Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества. Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в ЕкатеринодареКраснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников. Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Раздел 7. Православие и казачество. Православный войсковой собор – храм Святого благоверного князя Александра Невского в Екатеринодаре-Краснодаре. Дом Божий – православная церковь в родной станице (городе). Казак в храме. Молитва. Раздел 8. Казак – патриот. Переселение казаков-черноморцев на Кубань. Основание первых станиц. Екатеринодар – казачья станица. 4 класс (34часа) Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки, масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала. Раздел 2. История моей казачьей семьи. Труд и быт казаков на Кубани. Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий. Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи. Раздел 3. «Изучаем родной край» Проведение туристскокраеведческих циклов «Мы идем в поход!». Изучение форм земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги. Подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе; показывающих достопримечательности родного края: «Памятник (и) природы родного края», «Памятник (и) архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Водоем(ы) родного края», «Заповедник (и) родного края», «Полезные ископаемые родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т.д. Выбор темы исследования каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.). Организация циклов туристско-краеведческой деятельности: подготовка - проведение - подведение итогов основных прогулок и экскурсий каждой учебной четверти. Три части туристского похода. Понятие туристского цикла однодневного похода. Основные разделы подготовки туристского похода. Основные разделы проведения однодневного похода. Основные разделы подведения итогов туристского цикла. Цели и задачи однодневного похода по родному краю. Порядок комплектования туристских групп и распределения туристских и краеведческих должностей в группе на походы по родному краю. "Защита" туристской и краеведческой должности каждым перед коллективом группы. Обязанности по туристским должностям: командира, комиссара, краеведа, штурмана, ремонтного мастера, санитара, оператора, заведующего питанием, заведующего снаряжением, физорга, культорга и редактора газеты (боевого листка), редактора дневника, казначея, руководителя агитбригады, Обязанности по краеведческим должностям: историка, географа, этнографа, ботаника, зоолога, геолога, гидролога, метеоролога, эколога, литературоведа, искусствоведа и т. п. При освоении родного края по одному или двум-трем направлениям краеведческого поиска: историк древнего периода, историк современного периода, историк Великой Отечественной войны и т. д., ботаник (специалист по деревьям, специалист по кустарникам, специалист по травам, специалист и мхам) и т.д. Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками: - сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности; - основные техники работы с материалом; - последовательность этапов изготовления изделия; - презентация творческих работ. * С учётом усложнения задания по сравнению со 3 классом. Раздел 5. Памятники истории Кубанского казачества. Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи. Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Раздел 7. Православие и казачество. Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники. Раздел 8. «Основы православной культуры» Россия — наша Родина. Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его крест. Пасха. Православное учение о человеке. Совесть и раскаяние. Заповеди. Милосердие и сострадание. Золотое правило этики. Храм. Икона. Творческие работы учащихся. Подведение итогов. Как христианство пришло на Русь. Подвиг. Заповеди блаженств. Зачем творить добро? Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Таинство Причастия. Монастырь. Отношение христианина к природе. Христианская семья. Защита Отечества. Христианин в труде. Любовь и уважение к Отечеству Раздел 9. Казак – патриот. Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды. № Разделы программы Виды внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности 1. Традиционная культура кубанских казаков. Познавательная, проектная, игровая, творческая, туристскокраеведческая, спортивнооздоровительная. Фольклорные праздники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья». 2. История моей казачьей семьи. Труд и быт казаков на Кубани. Семейные праздники, выставка «Семейные реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи» Выставка творческих работ (либо изделий) «Традиционные ремёсла и промыслы», «кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков» 3. Изучаем родной край. Мы идем в поход! 4. Декоративноприкладное искусство. наблюдения, измерения; фото-видео- отчёт о наблюдениях, о встречах с интересными людьми и т. п.; минипроекты, миниисследования;пешие целевые прогулки и экскурсии с туристскокраеведческими задачами в музей, на природу, на предприятие Викторина, тестирование «Ремёсла и виды декоративно-прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся 5. Памятники истории Кубанского казачества. Видео-, слайд- викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», творческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) 6. 7. 8 9. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. Православие и казачество. Основы православной культуры Казак- патриот. Викторина, тестирование, праздники, связанны с памятными датами, исследовательский проект. Исследовательский проект, православные праздники. Исследовательский проект «Казаки-войны моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. 3. 1 год Раздел Тематическое планирование Кол-во Темы часов 3 Вводное занятие Традицион ная культура кубанских казаков Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества». Пословицы и поговорки кубанских казаков. Потешки. Считалки. Колыбельные песни кубанских казаков. Заклички. Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся аудиторные внеаудито (на уровне универсальных учебных действий) рные 1 Раскрывать значение терминов казак, казачество. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю своего народа. Знакомиться с музыкальным фольклором кубанских казаков. Выделять главное в изложенном материале. Оценивать красоту и звучание казачьих песен. 1 1 Знакомиться с легендами, сказками и пословицами кубанских казаков. Знакомиться с играми кубанских казаков. Осуществлять поиск информации в Интернет-ресурсах о любимых играх казаков. Проводить аналогии с современными детскими играми. 3 История моей казачьей семьи. Труд и быт казаков на Кубани Изучаем родной край. Мы идем в поход! 1 Понятие «казачья семья». Члены моей семьи обязанности и увлечения. 1 Устанавливать связь поколений на примере воспитания в традиционной казачьей и современной семье. Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях. Изучать генеалогическое древо своей семьи. Характеризовать правила, обычаи и нормы жизни казаков. Предки-казаки Семейный фотоальбом. 1 Изучать генеалогическое древо своей семьи. Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Знать историю своей казачьей семьи, рассказывать о своём казачьем роде, отбирать из семейного архива фотографии членов семьи, интервьюировать членов семьи, оценивать значение семьи для человека Понятие «семейный быт». Быт моей казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. 1 Характеризовать уровень развития народных знаний в разные периоды. Оценивать достижения народных умельцев. Исследовать на исторической карте географию расселения казаков на Кубани. Формулировать причины переселения. Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по истории возникновения родного города из дополнительных источников. Изучаем родной край. Мы идем в поход! 1 наблюдения, измерения; фото-видео- отчёт о наблюдениях, о встречах с интересными людьми и т. п.; минипроекты, миниисследования; практические работы с термометром. пешие целевые прогулки и экскурсии с туристскокраеведческими задачами в музей, на природу, на предприятие; совместная туристско- краеведческая деятельность; обсуждение процесса и результата совместной работы; ответственного выполнения своей части работы. Декоративн 2 оприкладное искусство Материалы, из которых мастера ДПИ 1 нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т.д.). Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае. Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительной литературы, электронных изданий. Оценивать достижения народных умельцев. 1 Анализировать достижения декоративноприкладного искусства, представленные на выставке. Памятники 2 истории кубанского казачества Основные достопримечательности, казачьей истории и культуры родного населенного пункта. Знакомиться с памятниками героям-кубанцам. Основные 2 памятные даты и знаменател ьные события из истории кубанского казачества Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. 1 Изучать памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. Знакомиться с персоналиями известных защитников Кубани. Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества. Значение данного события для современного Кубанского казачества. 1 Самостоятельно составлять рассказ на основании различных источников информации 1 Основные памятники казачьей истории и культуры родного населенного пункта. 1 Самостоятельно составлять рассказ на основании различных источников информации Православи 2 еи казачество Православная вера – основа казачьей 1 семьи. Почитание родителей и стариков. Перечислять основные праздники казаков. Показывать в чем их сходство и различие с современными. Исследовать становление религиозных традиций казаков. Определять роль православия в жизни казаков. Самостоятельно составлять рассказ о появлении первых храмов Празднование Рождества Христова в казачьей семье. Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях. Характеризовать правила, обычаи и нормы религиозной жизни казаков. Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от праздников. 1 Празднование Пасхи в казачьей семье. Казак патриот 2 Казак. Кубанское казачье войско Атаман. Казачья честь Регалии. Итого: 17 1 Осуществлять самостоятельную деятельность по выбору темы, подготовке и демонстрации своей работы. Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от встречи. 1 12 Объяснять понятие «патриот». Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества. Анализировать достижения казачьей системы воспитания и подготовки в военном деле. Сравнивать образ жизни казачьего войска с современной армией. 5 2 год 3 Вводное занятие Традицион ная культура кубанских казаков Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. 1 Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю своего народа. Осознавать национальную принадлежность. Детские игры. Игровые припевки. 1 Осуществлять поиск информации в Интернетресурсах о любимых играх казаков. Проводить аналогии с современными детскими играми. Охарактеризовать образ казака в произведениях искусства и литературы. Оценивать и отличать принадлежность казака по форме. Казачьи сказки, легенды, былины. Кубанский говор 4 История моей казачьей семьи Труд и быт казаков на Кубани 1 Знакомиться с казачьем фольклором. Активно участвовать в организации и проведении кубанских диалектов. Составлять простой рассказ о своих впечатлениях. Численность и состав традиционной 1 казачьей семьи. Нравственные ценности семьи. Устанавливать связь поколений на примере воспитания в современной семье. Изучать генеалогическое древо своей семьи. Характеризовать правила, обычаи и нормы жизни казаков. Семейные традиции. Распределение 1 обязанностей в семье Изучать генеалогическое древо своей семьи. Составлять простой рассказ о своих предках. Изучать обязанности членов казачьей семьи. Традиционный и современный быт казачьей семьи. Обустройство 1 Объяснять значение понятий: кош, курень, майдан. Описывать традиционные жилища жилища, домашняя утварь. казаков. Прокомментировать разницу между хутором и станицей. Выделять основные занятия казаков. Характеризовать особенности казачьих промыслов. Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию о казачьей кухне. Кубанская кухня. Конь - верный друг казака. Изучаем родной край. Мы идем в поход! 1 Декоративн 1 оприкладное искусство 1 Самостоятельно создавать рассказ о роли коня в жизни казака. Изучаем родной край. Мы идем в поход! экскурсии, экспедиции с туристскокраеведческими задачами в музей, на природу, на предприятие; совместная туристскокраеведческая деятельность; обсуждение процесса и результата совместной работы; ответственного выполнения своей части работы. На подготовительном этапе - интерактивные занятия с распределением среди обучающихся ролей и соответствующих им заданий (например: фотограф, разведчик, гид, корреспондент, оформитель); Изготовление изделий декоративно- 1 прикладного искусства своими руками: Перечислять основные праздники казаков. Показывать в чем их сходство и различие с современными. Характеризовать достижения народных умельцев. сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности. Памятники 1 истории кубанского казачества Памятники казакам - защитникам 1 Родины Исследовать географию расселения казаков на Кубани. Формулировать причины переселения. Характеризовать значение личности А.Суворова в процессе образования казачьих поселений. Самостоятельно составлять рассказ о памятниках казачества в Краснодаре. Показывать связь истории родного города или улицы с историей казачества. Основные 2 памятные даты и знаменател ьные события из истории кубанского казачества Православи 3 еи казачество Основные памятные даты и1 знаменательные события краевого и местного значения Персоналии, исторические или культурные события, послужившие основанием для памятной даты.. Значение данного события для современного кубанского казачества. Познакомиться с основными датами г. Армавира. Называть историческое событие и его дату. 1 Называть значение событий современного казачества. прошлого для Подготовка и ход празднования (по выбору педагога). Подготовка и празднование мероприятия. Святой покровитель Кубанского 1 казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Исследовать особенности архитектуры храмов. Самостоятельно составлять рассказ о храмах Кубани. Святая Екатерина и святой Георгий 1 Победоносец – особо почитаемые святые среди кубанских казаков. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате Характеризовать значение красного угла в жизни и жилище казака. 1 Рассказывать о православном празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Составлять простой рассказ о красном угле в казачьей хате . Казак патриот Итого: 2 17 Нравственные качества – основа 1 патриотизма кубанского казачества. Юные казаки – будущие защитники родной земли. Объяснять понятие «патриот» и значение войскового знамени. Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества. Казачья честь. Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии Осуществлять самостоятельную деятельность по выбору темы, подготовке и демонстрации своей работы. 1 13 4 3 год Вводное занятие Традицион ная культура кубанских казаков 3 Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. 1 Повторение пройденного материала. Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки 1 Знакомиться с казачьими обрядами и обрядовым фольклором. Собрать папкунакопитель с казачьими колядками и щедровками. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала. Казачья семья в современном мире История моей казачьей семьи. Труд и быт казаков на Кубани 2 Изучаем родной край. Мы идем в 1 1 Участвовать в организации и проведении мероприятий. Осуществлять сбор информации о передаваемых из поколения в поколение семейных традициях в праздничные дни. Знакомиться с значением казачьей семьи в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций в казачьих семьях. 1 Характеризовать значение семьи как «ячейки» общества на Кубани. Знакомиться с особенностями воспитания детей в казачьих семьях. Характеристика семейных традиций казачьих семей. Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков. 1 Выделять основные занятия казаков. Характеризовать особенности казачьих промыслов. Оценивать достижения народных умельцев. Изучаем родной край. Мы идем в поход! 1 Наблюдение роста растений, фиксация сезонных изменений погоды, анализ и сравнение информации о погоде сайта Gismeteo.ru. Наблюдения жизни природного сообщества (лес, луг, пруд; сад, огород, поле), измерение, моделирование. Фиксация фактов взаимосвязи в природном сообществе (фотовидео-материалы). исторические, биологические, тематические экспедиции с туристско-краеведческими задачами в природу, музей, к местам боевой и трудовой славы кубанцев, на подготовительном этапе интерактивные занятия с целью "защиты" туристской и краеведческой должности ученика перед коллективом группы. поход! Декоративн оприкладное искусство Памятники истории кубанского казачества Основные 3 2 2 Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Знакомиться с традиционной одеждой казака и казачки. Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию об организации казачьих станицы, двора и дома. 1 Уклад жизни казачьей семьи. 1 Знакомство с укладом жизни казачьей семьи. Изготовление изделий декоративноприкладного искусства своими руками: сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности 1 Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности. Увековеченные памяти выдающихся деятелей истории и культуры кубанского казачества. 1 Узнавать символы Кубанского казачьего войска. Выделять подразделения структуры войскового казачьего общества. Знакомиться с памятниками героям-кубанцам. Памятники и музеи 1 Составлять простой рассказ о необходимости беречь и охранять памятники героям отечества. Основные памятные даты и 1 Называть основные даты и события города за конкретный исторический период. памятные даты и знаменател ьные события из истории кубанского казачества знаменательные события краевого и местного назначения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. 1 Знакомится с событием, послужившим основанием для памятной даты. Православ ие и казачество Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. 1 Исследовать становление религиозных традиций казаков. Определять роль православия в жизни казаков Православные праздники. Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казак патриот 1 Объяснять понятие «регалии». Знакомиться с войсковыми праздниками казаков. 1 Казаки на страже рубежей отечества.Казачий военный костюм. Итого: 17 Составлять рассказ о праздновании православного праздника в одной из православных церквей города.Посетить празднование православного праздника. Составлять простой рассказ о своих впечатлениях от экскурсии 1 11 4 год 6 Познакомиться с казачьим оружием и наградами.Объяснять отношение казаков к гражданскому населению. Характеризовать казачий военный костюм. Вводное занятие Традицион ная культура кубанских казаков 2 Особенности празднования зимних святок, колядок, щедровок, Масленицы, Пасхи, весенних хороводов, Ивана Купалы на Кубани. Кубанский диалект и говор. Происхождение и особенности языка.Пение песен 2 История моей казачьей семьи. Труд и быт казаков на Кубани Казачья семья в современном мире. 1 1 Изучаем родной край. Мы идем в поход! Объяснять особенности празднования основных религиозных и народных торжеств. Приводить примеры колядок, щедровок. Составлять простой рассказ об особенностях кубанского диалекта. Приводить в пример кубанские песни. 1 Устанавливать связь поколений на примере воспитания в традиционной казачьей и современной семье. Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях. Принимать активное участие в подготовке материалов и выпуске стенгазеты «Кубанская семья» 1 Характеризовать уровень развития народных знаний в разные периоды. Находить аналогии с современностью. Рассказывать о знаменитых казаках – мастерах своего дела. Оценивать достижения народных умельцев. Отношение к семье на Кубани. Иерархия в семье. Воспитание мальчиков и девочек в казачьей семье. Выпуск стенгазеты «Кубанская семья». Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Казаки–ремесленники, знаменитые мастера своего дела. Вещи, рассказывающие о быте и истории. Изучаем родной край. Мы Исследовать географию расселения казаков на Кубани.Формулировать причины переселения. Характеризовать обязанности и основные занятия казаков, значение выполнения долга перед отечеством. Характеризовать обычаи и обряды жизни казаков. Использовать знание пословиц и поговорок для подтверждения своей точки зрения. 1 Предки-казаки. Обязанности и увлечения казаков. Долг перед Родиной. Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. 1 исторические, биологические, тематические экспедиции с туристско-краеведческими задачами в музей, на природу, на предприятие; совместная туристско-краеведческая деятельность; обсуждение процесса и результата совместной работы; ответственного выполнения своей части работы.интерактивные занятия с целью проявить готовность руководить, выполнять поручения; справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого. идем в поход! Декоративн 2 оприкладное искусство Памятники истории кубанского казачества 2 1 Материалы, из которых мастера нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза). Поделки и изделия из глины, пластилина, дерева, соломы и лозы Рассказывать о материалах, которые используют ремесленники для своей работы Самостоятельно изготовить изделие декоративно- приклад искусства.. Устное народное и современное творчество, связанное с историей и бытом казаков 1 Знакомиться с легендами, сказками и пословицами кубанских казаков. Осуществлять поиск информации в представленных материалах о быте казаков. Памятник Екатерине II 1 Описывать памятник Екатерине II в Краснодаре. Характеризовать значение царицы в истории земли кубанской. Самостоятельно составлять рассказ и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников. Знакомиться с персоналиями знаменитых казаков. Характеризовать их вклад в образование и развитие Екатеринодара. Знаменитые казаки, внесшие вклад в образование и развитие Екатеринодара – Краснодара Проектная работа «Памятники истории кубанского казачества» Символика районов, связанная с историей казачества на Кубани 1 Узнавать символы Кубанского казачьего войска и районов. Выделять подразделения структуры войскового казачьего общества. Основные памятные даты и знаменател ьные события из истории кубанского казачества 1 Образовательные учреждения для обучения казаков – история и современность Православ ие и казачество 2 Религиозные праздники и обряды кубанского казачества. Почитание родителей и стариков – закон для казака. 1 Рассказывать о традиционных религиозных праздниках и обрядах казачества. Показывать их сходство и различие с современными. Рассказывать об особенностях нравственного воспитания в казачьих семьях, уважении стариков и родителей. Толерантное отношение казаков к другим мировым религиям. 1 Исследовать становление религиозных традиций казаков. Характеризовать отношение казаков к другим вероисповеданиям. Человек и Бог в православии. Православная молитва. Библия и Евангелие. Проповедь Христа. Христос и Его Крест. 1 Как понять какие дары Бог дал человеку. Как осмыслить, что вера в Бога может влиять на поступки людей. Как правильно читать молитвы. Как правильно осмыслить кто такие христиане, что такое Библия, что такое Евангелие. Как правильно понимать чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое Основы православн ой культуры 2 Знакомиться с образовательными учреждениями для обучения казаков. Проводить аналогии с современными учебными заведениями. сокровище нельзя украсть. Милосердие и сострадание.. Как определить, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям». Как понять, что люди делают в храмах. 1 Храм. Икона Казак патриот 2 Как выяснить как устроен православный храм. Как узнать, почему икона так необычна. Как понять, зачем изображают невидимое. 1 Героические страницы истории Кубани. Биография кубанцев, явивших примеры гражданского служения и исполнения патриотического долга. 1 Объяснять понятие «патриот». Характеризовать казаков, как лучших воинов на страже отечества. Знакомиться с персоналиями кубанских казаковгероев. Роль казачества в решении основных задач гражданской обороны. 1 Анализировать достижения казачьей системы воспитания и подготовки в военном деле. Сравнивать образ жизни казачьего войска с современной армией. Изучать и демонстрировать навыки поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества. Встреча с казаками местного войска. Овладение навыками поведения в опасных ситуациях в соответствие с традициями казачества Итого: 17 14 3