МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Управление образования администрации муниципального образования город Армавир МБОУ - СОШ № 14 РАССМОТРЕНО руководитель ШМО учителей начальных классов __________Чернышова Т.В. Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УМР __________Калмыкова В.П. Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО директор __________ Силин А.С. Приказ № 495/2.4.3 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности Безопасные дороги Кубани для обучающихся 1-4 классов город Армавир, 2024 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я - пешеход и пассажир» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса. В результате освоения программы «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения: — выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; — объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе); — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; — разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Метапредметные результаты освоения программы: Личностные УУД - формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - формирование морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - формирование установки на здоровый образ жизни, реализации в реальном поведении и поступках; - формирование симпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Регулятивные УУД - формирование умения самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; формирование умения осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; формирование умения самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. 2 Познавательные УУД научиться осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - научиться создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - научиться осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - научиться строить логическое рассуждение, устанавливая причинноследственные связи. Коммуникативные УУД - научиться учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей; - научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - научиться аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 1 класс Ориентировка в окружающем мире (6 ч.) Для чего мы учим правила дорожного движения. Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов. Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков: «движение на велосипеде запрещено». Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Практическое занятие. Дорога домой. Наземный транспорт. Творческая работа «Наземный транспорт будущего» Подземный, воздушный, водный транспорт. 3 Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Мы идем по улице (экскурсия). Ты — пешеход (5 ч.) Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Ты — пассажир (6 ч.) Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. Правила поездки в автобусе, троллейбусе, в электричке. Правила поездки в транспортном средстве: не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. Опасные ситуации. Ролевая игра «Едем в гости». Презентация проектов «Правила движения — достойны уважения!» Урок-игра «Азбука безопасности». 2 класс Ориентировка в окружающем мире (12 ч.) Повторение правил ДД по материалам 1 класса. Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близкоближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. 4 Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Сочинение «Автомобиль – друг или враг?». Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения. Творческая работа «Улицы моего города». Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям). Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. Ты — пешеход (3 ч.) Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование». Учимся различать и объяснять знаки дорожного движения «Движение запрещено», «пешеходная дорожка», действовать в соответствии с ними. Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. Целевая прогулка «Остановки транспортного средства». Ты – пассажир (2 ч.) Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. Тест «Какой ты пассажир?» 3 класс Ориентировка в окружающем мире (5 ч.) Предметы и их положение в пространстве. Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Скорость движения объекта. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, 5 стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски). Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход). Правила поведения пешехода в соответствии с ними. Виды транспортных средств. Транспорт личный и общественный. Спецтранспорт и его назначение. Профессии на транспорте. Ты — пешеход (9 ч.) Дорога используется для движения транспортных средств. Виды и назначение дорог. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Составные части улицы, дороги. Правостороннее движение. Конструирование дороги из строительного материала. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрёстков. Светофоры. Команды светофора. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Группы дорожных знаков и их назначение. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом» Запрещающие знаки «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки «велосипедная дорожка». Дорожные знаки, регулирующие движение на железнодорожном переезде. Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны». Ты — пассажир (3 ч.) Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности, и не создаются помехи для других участников движения. Мы – пассажиры общественного транспорта. Правила поведения в автобусе, автомобиле. Правила поведения в автомобиле. Опасные ситуации. Проект «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». 6 4 класс Ориентировка в окружающем мире (3 ч.) Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Возрастные ограничения ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами. Ты — пешеход (11ч.) Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками. Железнодорожный переезд-источник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы. КВН «Азбука безопасности». Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Целевая прогулка. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь». 7 Ты — пассажир (3 ч.) При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. Аварийные ситуации. Действия в случае транспортной аварии на дороге. Защитная поза при столкновении. «Это может случиться с каждым», «Простейшие правила помощи пострадавшим при ДТП». Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Экскурсии Творческие проекты, презентации Виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, спортивно – оздоровительная деятельность, проблемно – ценностное общение. 3. Тематическое планирование Класс 1 Раздел Ориентировк ав окружающем мире Кол- Темы во часов Кол- Основные виды деятельности во обучающихся часов (на уровне универсальных учебных действий) 1 - правила дородного движения 6 ч. Для чего мы учим правила дорожного движения. Форма - сигналы светофора и жесты предметов окружающего мира регулировщика (треугольник, круг, квадрат). -правила пользования Цвет (цветовые оттенки) 1 общественным транспортом - знать наиболее значимые предметов. дорожные знаки, разметки Пространственные положения: проезжей части близко-далеко; рядом, около и т.д. Форма и цвет знаков дорожного 1 - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода движения (синий квадрат; синий проезжей части круг с белой полосой по краю и - правила передвижения пешехода др.). Цвет и форма запрещающих при отсутствии пешеходных знаков: «движение на велосипеде дорожек и тротуаров запрещено». Адрес местожительства, название 1 - места предназначенные для игр и катания на велосипеде и ближайших улиц и их особенности. роликовых коньках Практическое занятие «Дорога - о последствиях домой». Наземный транспорт, подземный 1 неконтролируемого поведения на транспорт, воздушный транспорт, проезжей части и нарушениях водный транспорт. правил дорожного движения Участники дорожного движения: 1 8 водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения). Мы идем по улице (экскурсия). Ты – пешеход 5 ч. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту, движение по обочине при отсутствии тротуара, движение в темное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход» Знаки «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая». Экскурсия. Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Игра «Живые знаки» Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними. Игра: «Сигналы светофора» Ты – 6ч. Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя пассажир разговорами Правила поездки в автобусе, троллейбусе. Правила поездки в электричке. Правила поездки в транспортном средстве: не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна. Опасные ситуации. Ролевая игра «Едем в гости». Презентация проектов «Правила движения — достойны уважения!» Урок-игра «Азбука безопасности». 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - пользоваться правилами дорожного движения - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); — сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; — определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях; — объяснять свой путь от дома до школы; — определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…). умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять из многообразия объектов транспортное средство; — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); — различать цвет и форму запрещающих знаков; — различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; — находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); — различать сигналы светофора и объяснять их значение; — группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. Итого 17ч Класс 2 Ориентировк 12 ч. ав окружающем мире Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.). Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт. Сочинение «Автомобиль – друг или враг?» Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие 10 1 1 1 1 1 1 1 - правила дородного движения - сигналы светофора и жесты регулировщика -правила пользования общественным транспортом - знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части - правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - места предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения - пользоваться правилами дорожного движения - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения - правильно пользоваться безопасного передвижения. Творческая работа «Улицы моего города» Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги. Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. В каких случаях транспортные средства представляют опасность для пешехода? Когда пешеходы представляют опасность для транспортных средств и водителей? Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям) Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. Ты – пешеход 3 ч. Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование». Учимся различать и объяснять знаки дорожного движения «Движение запрещено», «пешеходная дорожка», действовать в соответствии с ними. Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства. Целевая прогулка «Остановки транспортного средства» Ты – 2 ч. Пассажиром быть не просто. В легковом автомобиле пассажир пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна. Тест «Какой ты пассажир?» 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице — сравнивать предметы по их положению в пространстве; — определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему; — соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; — самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.); — различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки); — ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно); — в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; — объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); — различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; Итого: 17ч Класс 3 Ориентировк 5 ч. ав окружающем мире Предметы и их положение в пространстве. Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.). Скорость движения объекта. Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с небольшой скоростью ,небыстро, дает сигналы поворота или остановки). Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая, просматривается в обе 12 1 - правила дородного движения - сигналы светофора и жесты регулировщика -правила пользования общественным транспортом 1 1 - знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части - наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части - правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - места предназначенные для игр и стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы, спуски). Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход) Правила поведения пешехода в соответствии с ними. Виды транспортных средств. Транспорт личный и общественный. Спецтранспорт и его назначение. Профессии на транспорте. Ты – пешеход 9 ч. Дорога используется для движения транспортных средств. Виды и назначение дорог. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Составные части улицы, дороги. Правостороннее движение. Конструирование дороги из строительного материала. Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрёстков Светофоры. Команды светофора. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Группы дорожных знаков и их назначение. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом» Запрещающие знаки «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки «велосипедная дорожка». Дорожные знаки, регулирующие движение на железнодорожном переезде 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 катания на велосипеде и роликовых коньках о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения - пользоваться правилами дорожного движения - переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения - правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта - переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой - выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части - передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров - уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице — определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов); — определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость) умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, Ты – пассажир 3ч Знаки для водителей, которые 1 должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны». Выходить из транспортного 1 средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения. Мы – пассажиры общественного 1 транспорта. Правила поведения в автобусе. Правила поведения в автомобиле. 1 Опасные ситуации. Проект «Расскажем малышам о правилах поведения на дорогах». Итого 17 ч Класс 4 Ориентировк 3 ч. ав окружающем мире Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях. Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории создания разных транспортных средств. Легковой, грузовой, общественный и специальный транспорт. Вид, отличительные и опознавательные знаки. Правила эксплуатации велосипеда. Технический осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка. Возрастные ограничения. ДТП с велосипедистами, меры их предупреждения. Движение велосипедистов группами. Ты – пешеход 11 ч. Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный 14 1 1 1 1 1 1 кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения; — определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); — находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; — объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); — самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). — характеризовать слова «опасность», «опасный»; — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный», — предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них; — представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»; — осуществлять правильный поворот», «скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки: «опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее представление): «указатель направления», «предварительный указатель направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда», «указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи», «больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет». Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала). Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками Железнодорожный переездисточник повышенной опасности. Шалости на железной дороге недопустимы. КВН «Азбука безопасности» Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках). Целевая прогулка Населенный пункт, знаки, обозначающие разные населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед, маневры автотранспорта). Разработка памяток для водителей «Тише едешь, дальше будешь» Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Поведение пешехода при приближении к главной дороге. 15 1 1 1 1 1 1 1 подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.). умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — объяснять значение правил дорожного движения; — группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД; — соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения; — анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; — анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. — объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в 3 ч. Ты – пассажир Тупик. Дорожное движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний). Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий. При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на бортах или на грузе, который выше бортов. 1 1 1 1 Итого 17 ч 16 игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); — самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). — характеризовать слова «опасность», «опасный»; — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный», — предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;