Рабочая программа внеурочной деятельности Кубановедение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Управление образования администрации муниципального образования город
Армавир
МБОУ - СОШ № 14

РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО
учителей начальных
классов
__________Чернышова Т.В.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по
УМР
_________ Калмыкова В.П.
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор
__________ Силин А.С.
Приказ № 495/2.4.3
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Кубановедение
для обучающихся 1-4 классов

город Армавир 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Кубановедение» включает: пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета,
тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета,
характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками;
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым
результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывается через разделы. Приведён перечень экскурсий и
направления проектной деятельности по учебному предмету «Кубановедение» с учётом
возрастных особенностей обучающихся начальных классов.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения
в начальной школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ»
Рабочая программа
составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе
примерной программы по кубановедению (составитель ЕременкоЕ.Н. Краснодар:
Перспективы образования,2018) Программа соответствует линии учебников по
кубановедению для 1–4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.
Авторы: Ерёменко Е.Н., Мирук М.В., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: ОИПЦ
«Перспективы образования»,2018 год.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных
вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае
региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется
посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который
является обязательным.
Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее
содержательную доминанту и определяется целеполаганием:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине;
-освоение знаний об истории и культуре Кубани;
-формирование ценностных ориентаций;
-овладение нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе
ознакомления с исторически сложившимися культурными, национальными традициями,
географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края;
богатством и разнообразием ее флоры и фауны;
-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции;
-применение приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и
повседневной жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ»
Цель изучения предмета « Кубановедение» в начальных классах:
- формирование у младших школьников целостной научной картины мира и понимания
роли своей малой Родины, в воспитании гуманной, социально активной личности,
относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, ее истории, культуре,
уважительно - к жителям края.
Задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к пониманию объективно
существующих краеведческих природных связей и зависимости между природой,

обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира,
взаимозависимости;
- развивать экологическое мышление, формировать экологическую грамотность на
основе регионального компонента;
- воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка,
патриотизм, развивать творческие способности, формировать эстетические чувства,
способствовать социализации младшего школьника в ходе принятия им гуманистических
норм существования в среде обитания;
- на ознакомительном уровне представить все науки, помогающие познать
удивительный мир Кубани.
Изучение предмета «Кубановедение» направлено на: активизацию знаний учащихся о
природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. В
основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает
подбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, использование его
жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения
и более глубокого изучения предмета.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с образовательной программой учреждения, на изучение предмета
«Кубановедение» в 1 классе отведено 33 часа, так уплотняется изучаемый материал из-за
сокращения часов в адаптационный период I четверти. Во 2-4 классах отведено 34 ч, всего
за 4 года - 135 часов из расчета 1 час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и
молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1«О
преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год
обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел
«Духовные истоки Кубани» (4 часа).
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край (1 час).
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения
в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий
проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей
школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники.
Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на
которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд
жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «
Какой я житель».
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часа).
Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных
растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели,
художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша
школа. Воскресная
школа. Светские
и
православные
традиции
школы.
Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.
2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).
Раздел 1. Природа моей местности (12 часов).
Времена года на Кубани.Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1:
«Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности.Водоёмы моей
местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей
местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных
растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников
природы. Контрольная работа №1.
Раздел 2. Населённые пункты (6часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима
снежная была». История образования города. Глава города. Улицы моего населённого
пункта. Населенные пункты Краснодарского края. Исследовательский проект «Где я могу
проводить свободное время».
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11часов).
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта.
Уклад кубанской семьи. Ремесла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой
исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам
летит». Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой

Отечественной войны. Контрольная работа №2. Семья и семейные традиции. Творческий
проект «Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные
традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать
за други своя".
3 класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край (1 час).
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила
безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир
Кубани. Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.
Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Творческий проект «Нет в
мире краше Родины нашей». Контрольная работа №1.
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение
казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края. История и
современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Проектная работа
«Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории
кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки- труженики. Кубанские
умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Контрольная работа №2.
Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг
материнства.
4 класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России (1 час).
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов).
Природные зоны Краснодарского края. Школьные лесничества. Роль водоемов в природе
и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и охрана почв.
Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств
Краснодарского края для жителей России.Контрольная работа №1. Проектная работа
«Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).
Как изучают историю Кубани: исторические источники. История Кубани в архитектуре.
Жилища людей разных эпох. Екатеринодар - Краснодар. Современный облик
административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных
эпох. Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Письменные исторические источники.
История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Символика
Краснодарского края: гербы городов и районов.Устная история родного края. Обычаи и
традиции народов, живущих на Кубани. Проектная работа «Земля отцов - моя земля».
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей.Контрольная
работа №2.Радетели земли кубанской.Наши земляки - гордость страны. Ты - наследник
земли отцов.Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).

Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и
духовной культуры. Проектная работа «Я как хранитель духовного наследия Кубани» 10
заповедей.
Перечень экскурсий
1 класс
Экскурсия № 1. Знакомство со школой.
Экскурсия № 2.Правила поведения на улице.
Экскурсия № 3.Растения и животные вокруг меня.
2 класс
Экскурсия № 1. Символика города, в котором я живу.
Экскурсия № 2. Формы земной поверхности моей местности.
Экскурсия № 3. Предприятия моего города.
Экскурсия № 4. Здравствуй, лето!
Направления проектной деятельности обучающихся.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся позволит универсализировать
умения учащихся изучать кубановедение на метапредметном уровне.
1 класс
-Творческий проект «Будем жить одной семьёй», индивидуальный, направленный на
умение анализировать, сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того
же праздника в разных семьях.
-Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи», индивидуальный, направленный
на умение объединяться в группы, выполнять свою часть работы, анализировать качество
ее выполнения.
-Исследовательский проект «Какой я житель», индивидуальный, направленный на умение
анализировать работу каждого участника в соответствии с поставленной целью.
-Творческая мастерская «Милый сердцу уголок», индивидуальный, направленный на
умение анализировать достоинства объекта природы, на развитие выразительной речи.
2 класс
-Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало», индивидуальный, направлен на формирования
знаний условных обозначений на карте, на умение составлять план экскурсии.
-Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была», индивидуальный, направленный на умение
наблюдать за погодными условиями.
-Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит», индивидуальный, направленный на
умение фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.
-Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй лето!», индивидуальный, направленный на направленный на умение
фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.
-Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время», групповой,
направлен на умение работать в группе.
-Творческий проект «Труд в моей семье», индивидуальный, направлен на умение
планировать, анализировать свои действия и оценивать свои достижения.
3 класс

-Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей», индивидуальный, направлен на
умение анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать
его.
-Проектная работа «Без прошлого нет настоящего», индивидуальный, направлен на
умение анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать
его.
-Проектная работа «Казачьему роду нет переводу», индивидуальный, направлен на
умение анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать
его.
4 класс
-Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую», индивидуальный,
направлен на умение анализировать картину художника, высказывать свое мнение и
аргументировать его
-Проектная работа «Земля отцов - моя земля», индивидуальный, направлен на умение
высказывать свое мнение и аргументировать его.
-Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела», индивидуальный, направлен на
умение анализировать картину художника, высказывать свое мнение и аргументировать
его.
- Проектная работа «Я хранитель духовного наследия Кубани»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего
образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые
обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций, значимых исторических
событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе
исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как гражданина,
бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в
самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных
знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о
литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе
бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей
семье, т. е. в защищенной, дружественной
просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего
края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в
обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами
образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают
воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания
как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе,
которая непосредственно окружает ребёнка;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности
школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно
ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно
ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта
нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных
результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания
изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та
же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры
трудности изучаемого материала.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
Гражданского воспитания
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах поведения в обществе; умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Патриотического воспитания и формирования российской идентичности
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, за свою семью; осознание своей этнической
и национальной принадлежности.
Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных
ценностей
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с
исследовательской деятельностью.
Приобщения детей к культурному наследию (Эстетического воспитания)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов,
населяющих Краснодарский край.

Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного познания)
принятие освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины.
Физического воспитания и формирования культуры здоровья
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его
историческом и культурном ракурсе.
Трудового воспитания и профессионального самоопределения
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям; интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения знаний об обществе и
общественных отношениях; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания
экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле,
основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской
деятельности;
- овладение различными видами поисковой деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями
еѐ реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения
результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания
родового дерева, герба семьи, плана своего населѐнного пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи
и
интерпретации
информации
в соответствии
с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и
выступать с аудио-, видео-, фото и графическим сопровождением; соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре;

- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись,
сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение»
1 класс
Предметными результатами изучения предмета«Кубановедение» в 1-м классе является
сформированность следующих умений.
Обучающийся научится:
-называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес
-определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их
месторасположении
-соблюдать традиции своей школы
-ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома
-определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села,
станицы и др.)
-приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и
др.)
-приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)
-различать основных представителей растительного и животного мира своей местности
(ближайшее окружение)
Обучающийся получит возможность научиться:
-соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для
жизни
-составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки,
выразительно читать литературные произведения
-различать герб родного города (села, станицы и др.)
2 класс
Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» во 2-м классе
является формирование следующих умений
Обучающийся научится:
-различать особенности времен года своей местности
-определять характерные особенности рельефа своей местности *
-приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности
и Краснодарского края
-приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5
животных, обитающих на территории своей местности
-знать кубанские песни, пословицы и поговорки
-соблюдать основные правила поведения в окружающей среде,
-в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе
-называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района
Обучающийся получит возможность научиться:
-показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой
населённый пункт
-рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;
-различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники,
лекарственные и ядовитые растения)
-бережно относиться к растительному и животному мир Кубани
использовать приобретённые знания и умении в практическо1 деятельности и
повседневной жизни для

-соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага
-соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах
-искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире
Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.
3 класс
Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» в 3-ем классе
является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
-определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на
Кубани
-различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население,
особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры, а Краснодарском крае
-различать формы земной поверхности Краснодарского края
-приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в
Краснодарском крае растений и животных
-называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края
(физической, административной и исторической)
-различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города
(станицы), района
-называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
-узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для
человека
-различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
-ориентироваться по карте Краснодарского края
-давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его
достопримечательностей
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с
помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности
-выполнять правила сбора грибов в своей местности
-выполнять правила поведения у водоёма в разное время года
-бережно относиться к растениям и животным
4 класс
Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» в 4-м классе является
формирование следующих умений.
Выпускник научится:
-различать природные зоны Краснодарского края
-рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании
человеком
-отличать символику Краснодарского края
-называть органы местного самоуправления
-называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы,
хутора и т.д.
-различать особенности культуры и быта народов, населяющих
территорию Краснодарского края
-знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
-называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
-рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края

-называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей
Кубани
-определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
-узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности
-определять хронологическую последовательность основных событий (исторических,
культурных, спортивных)
-правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
-исполнять гимн Краснодарского края
Выпускник получит возможность научиться:
-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
-правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
-выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
-исполнения знакомых народных песен
-самоорганизации и выполнения исследовательских проектов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
всего контрольные
работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Проекты,
экскурсии

Раздел 1. Введение (1 ч)
1.1.

Мой родной край

1

0

0

http://www.patriotkuban.ru

Раздел 2. Я и моя семья (7 ч)
2.1.

Будем знакомы! Кто я? Какой я?

1

0

0

http://kkx.ru/about

2.2.
2.3.

Любимые занятия

2

0

0

http://kkx.ru/about

2.4

Моя семья.

1

0

0

https://felicina.ru

2.5.

Обязанности и увлечения в
нашей семье

1

0

0

www.mitropoliakubani.ru

2.6.

Семейные традиции. Праздники,
которые мы отмечаем вместе.

1

0

0

http://kkx.ru/about

2.7.

Творческий проект «Будем жить
одной семьей».

1

0

1

https://felicina.ru

Раздел 3. Я и моя школа (6 ч)
3.1.

Наша школа. Правила
поведения в школе.

1

0

0

http://kovalenkomuseum.ru

3.2

Знакомство со школой.
Традиции нашей школы.
Экскурсия №1 «Знакомство со
школой»

1

0

1

http://kkx.ru/about

3.3.

Школьные поручения и
обязанности. Мой режим дня.

1

0

0

http://www.slavakubani.ru

3.4.
3.5.

Мои одноклассники. Правила
школьной дружбы.

2

0

0

https://felicina.ru

3.6.

Творческий проект «Мы такие
разные, но так похожи».

1

0

1

www.mprkk.ru

Раздел 4. Я и мои родные места (8 ч)
4.1.

Главный город Краснодарского
края

1

0

0

www.mitropoliakubani.ru

4.2.

Достопримечательности.

1

0

0

http://www.slavakubani.ru

4.3.

Мой адрес. Улица, на которой я
живу.

1

0

0

www.mprkk.ru

4.4.
4.5.

Правила поведения в
общественных местах, на улице,
в транспорте.
Экскурсия №2 «Правила
поведения на улице»

2

0

1

http://www.patriotkuban.ru

4.6.
4.7.

Труд жителей моего населенного
пункта. Труд моих родных.

2

0

0

https://felicina.ru

4.8.

Исследовательский проект
«Какой я житель».

1

0

1

https://litmuzkuban.ru

2

0

1

http://www.slavakubani.ru

Раздел 5. Я и природа вокруг меня (7 ч)
5.1.
5.2.

Растения и животные вокруг
меня. Что где растет. Кто где
живет.

Экскурсия №3 «Растения и
животные вокруг меня»
5.3.

Забота о комнатных растениях и
домашних животных.

1

0

0

www.mitropoliakubani.ru

5.4.
5.5.

Красота природы моей
местности. Поэты, прозаики,
художники о красоте родного
края.

2

0

0

http://kovalenkomuseum.ru

5.6.
5.7.

Творческая мастерская «Милый
сердцу уголок»

2

0

1

https://felicina.ru

Раздел 6. Духовные истоки Кубани (4 ч)
6.1.

Семья. Родители.
Родительская любовь и
благословение.

1

0

0

http://kkx.ru/about

6.2.

Традиции казачьей семьи

1

0

0

https://litmuzkuban.ru

6.3.

Наша школа. Воскресная
школа. Светские и
православные традиции
школы.

1

0

0

www.mitropoliakubani.ru

6.4.

Достопримечательности.
Духовные святыни моей
малой Родины.

1

0

0

https://felicina.ru

33

0

7

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
ПРОЕКТОВ

4

ЭКСКУРСИЙ

3

2 класс
№
п\п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Введение.
Символика города, в котором я
живу. Экскурсия № 1.
«Символика города, в котором я
живу.»
Раздел 2.Природа моей местности
1.1

2.1

2.2

2.3

2.4
2.5
2.6

2.7

Времена года на Кубани.
Годовой исследовательский
проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью
дышало».
Формы земной поверхности моей
местности. Экскурсия № 2.
Формы земной поверхности моей
местности.
Водоёмы моей местности и их
обитатели. Правила поведения у
водоёмов
Растительный мир моей
местности.
Лекарственные растения.
Правила сбора и использование
лекарственных растений.
Ядовитые растения. Первая
помощь при отравлении
ядовитыми растениями.
Животный мир моей местности.

2.8
2.9
2.10 Красная книга Краснодарского
края.

всего

Количество часов
контрольные Проекты,
работы
экскурсии

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1
0

1

1

0

1

1

0

1

1

0

0

https://felicina.ru

2

0

0

www.mitropoliakubani.ru

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

https://felicina.ru

2

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

http://www.patriotkuban.ru

12

2.11 Правила защитников природы.

1

0

0

2.12 Исследовательский проект
«Растения и животные в природе
и жизни людей».
Раздел 3. Населённые пункты

1

0

1

1

0

1

1

0

0

http://kovalenkomuseum.ru

1

0

0

http://kkx.ru/about

2

0

0

http://www.slavakubani.ru

1

0

1

3.1

3.2
3.3
3.4
3.5

Годовой исследовательский
проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима
снежная была».
История образования города
Глава города .
Улицы моего населённого
пункта.
Населенные пункты
Краснодарского края

Исследовательский проект «Где я
могу проводить свободное
время»
Раздел 4. Труд и быт моих земляков
3.6

https://felicina.ru

6

11
1

0

0

www.mprkk.ru

4.2

Казачья станица. Религиозные
традиции моих земляков.
Особенности казачьего быта.

1

0

0

http://kkx.ru/about

4.3

Уклад кубанской семьи.

1

0

0

http://kkx.ru/about

4.4

Ремесла на Кубани.

1

0

0

https://felicina.ru

4.5

Труженики родной земли.

1

0

0

www.mitropoliakubani.ru

4.6

Годовой исследовательский
проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в
сени к нам летит».

1

0

1

4.1

Профессии и место работы
членов моей семьи.
Экскурсия № 3. Предприятия
моего города.
4.8 Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны.
4.9 Семья и семейные традиции.
4.10 Творческий проект «Труд в моей
семье».
4.11 Годовой исследовательский
проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй лето!»
Экскурсия № 4. Здравствуй,
лето!
Раздел 5. Духовные истоки Кубани
4.7

5.1
5.2

5.3

Родная земля. Родина.
Поклонные кресты.
Духовные родники жизни.
Религиозные традиции моих
земляков.
Красный угол. Икона.

« Нет больше той любви, чем
жизнь отдать за други своя»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПРОЕКТОВ
ЭКСКУРСИЙ
5.4

1

0

1

1

0

0

http://kkx.ru/about

1
1

0
0

0
1

http://kkx.ru/about
http://kkx.ru/about

1

0

2

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

https://felicina.ru

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

www.mitropoliakubani.ru

34

0

11

4

7
4

3 класс
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

всего

Раздел 1. Введение. Изучаем родной
край.
1.1 Изучаем родной край.

1

Раздел 2. Нет в мире краше Родины
нашей
2.1 Рельеф Краснодарского края.

10

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

0

0

http://www.patriotkuban.ru

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

http://kkx.ru/about

2.3

Природные явления и стихийные
бедствия. Правила безопасного
поведения.
Водоёмы Краснодарского края.

1

0

0

https://felicina.ru
www.mitropoliakubani.ru

2.4

Водоёмы Краснодарского края.

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

https://felicina.ru
www.mitropoliakubani.ru

1

0

1

9

.

2.2

Растительный и животный мир
Кубани.
2.6 Растительный и животный мир
Кубани.
2.7 Кубань - территория здоровья.
Курорты Краснодарского края.
Спорт, туризм.
2.8 Красота окружающего мира:
талантливые люди о нашем крае.
2.9 Красота окружающего мира:
талантливые люди о нашем крае.
2.10 Творческий проект «Нет в мире
краше Родины нашей»
Раздел 3. Без прошлого нет настоящего
2.5

1

Количество часов
контрольные Проекты,
работы
экскурсии

http://kkx.ru/about
https://felicina.ru

3.1

Прошлое и настоящее. «Лента
времени».

1

0

0

https://felicina.ru

3.2

Древние города.

1

0

0

http://kovalenkomuseum.ru

3.3

История на карте. Переселение
казаков на Кубань.
История на карте. Переселение
казаков на Кубань.
С верою в сердце.

1

0

0

http://kkx.ru/about
http://www.slavakubani.ru

1

0

0

1

0

0

https://felicina.ru

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

www.mprkk.ru

1

0

0

http://kkx.ru/about
http://kkx.ru/about

1

0

1

10
1

0

0

www.mitropoliakubani.ru

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

https://felicina.ru

1
1
1
1

0
0
0
0

0
0
0
0

http://kkx.ru/about
http://kkx.ru/about
http://kkx.ru/about
https://felicina.ru

3.4
3.5

Символика Краснодарского края
история и современность.
3.7 Добрые соседи. Майкоп - столица
Республики Адыгея.
3.8 Добрые соседи. Майкоп - столица
Республики Адыгея.
3.9 Исследовательский проект «Без
прошлого нет настоящего»
Раздел 4. Казачьему роду нет переводу
4.1 Твоя родословная. История твоей
семьи.
4.2 Ты и твоё имя, имена в твоей
семье.
4.3 Из истории кубанских фамилий.
3.6

4.4
4.5
4.6
4.7

Семейные ценности. Мама.
Твои земляки-труженики.
Кубанские умельцы.
Народные обычаи и традиции.

4.8

Казачий фольклор.

Казачий фольклор.
Проектная работа «Казачьему
роду нет переводу»
Раздел 5. Духовные истоки Кубани
4.9
4.10

1

0

0

http://kkx.ru/about

1
1

0
0

0
1

http://kkx.ru/about

4

5.1

Святые источники Кубани.

1

0

0

www.mitropoliakubani.ru

5.2

1

0

0

http://kkx.ru/about

5.3

Храмы. Внутреннее и внешнее
устройство.
Именины.

1

0

0

https://felicina.ru

5.4

Подвиг материнства.

1

0

0

http://kkx.ru/about

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПРОЕКТОВ
ЭКСКУРСИЙ

34
3
0

4 класс
№
п\п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
всего

Раздел 1. Введение.
1.1

2.1
2.3
2.4

2.5
2.6
2.7
2.8

2.9

Проекты,
экскурсии

1

Мой край на карте России.
Раздел 2. Береги землю
родимую, как мать любимую.
Природные зоны
Краснодарского края.
Заповедники. Заказники.
Школьные лесничества.
Роль водоемов в природе и
жизни человека. Использование
и охрана водоемов.

1
9

0

0

http://www.patriotkuban.ru

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

https://felicina.ru
www.mitropoliakubani.ru

Типы почв. Защита и охрана
почв.
Полезные ископаемые края, их
использование.

1

0

0

2

0

0

http://kkx.ru/about
https://felicina.ru

Значение природных богатств
Краснодарского края для
жителей России.
Проектная работа «Береги землю
родимую, как мать любимую».

2

0

0

https://felicina.ru

1

0

1

0

0

Раздел 3. Земля отцов - моя земля.
3.1

контрольные
работы

Как изучают историю Кубани:
исторические источники.

12
1

https://felicina.ru
www.mitropoliakubani.ru

1

0

0

1

0

0

https://felicina.ru

2

0

0

http://kovalenkomuseum.ru

1

0

0

http://kkx.ru/about
http://www.slavakubani.ru

1

0

0

3.9

История Кубани в архитектуре.
Жилища людей разных эпох.
Екатеринодар - Краснодар.
Современный облик
административного центра.
Вещи рассказывают о прошлом.
Предметы быта различных эпох.
Народные ремесла и промыслы
на Кубани.
Письменные исторические
источники. История Кубани в
документах, литературных,
научных источниках.
Символика Краснодарского края:
гербы городов и районов.
Устная история родного края.

3.10
3.11

Обычаи и традиции народов,
живущих на Кубани.

3.2
3.3

3.4
3.5
3.6
3.7

3.8

Проектная работа «Земля отцов моя земля».
Раздел 4. Жизнь дана на добрые дела.
4.1
Просветители земли кубанской.
4.2
Защитники Отечества.
3.12

https://felicina.ru

1

0

0

1

0

0

http://kkx.ru/about

2

0

0

www.mprkk.ru

1

0

1

8
1
1

0
0

0
0

www.mitropoliakubani.ru

4.3
4.4
4.5

Труженики полей.

2

0

0

http://kkx.ru/about

Радетели земли кубанской. Наши
земляки - гордость страны.

1

0

0

http://kkx.ru/about

4.6
4.7
4.8

Ты - наследник земли отцов.

2

0

0

http://kkx.ru/about

Проектная работа «Жизнь дана
на добрые дела».

1

0

1

4
1

0

0

Раздел 5. Духовные истоки Кубани.
5.1
Библия. Библиотеки.

http://kkx.ru/about

5.2

Культурное наследие Кубани.

Музеи – хранители материальной
и духовной культуры.
5.4
Проектная работа «Я хранитель
духовного наследия Кубани»
10 заповедей.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПРОЕКТОВ
ЭКСКУРСИЙ
5.3

1

0

0

http://kkx.ru/about

1

0

0

http://kkx.ru/about
http://kkx.ru/about

1

0

1

34
4
0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные
работы

Виды, формы контроля

проекты,
экскурсии

1.

Мой родной край.

1

0

0

Устный опрос

2.

Будем знакомы! Кто я? Какой я?

1

0

0

Устный опрос

3.

Любимые занятия.

1

0

0

Устный опрос

4.

Любимые занятия.

1

0

0

Устный опрос

5.

Моя семья.

1

0

0

Устный опрос

6.

Обязанности и увлечения в нашей семье. 1

0

0

Устный опрос

7.

Семейные традиции. Праздники,
которые мы отмечаем вместе.

1

0

0

Устный опрос

8.

Творческий проект «Будем жить одной
семьёй».

1

0

1

Практическая работа

9.

Наша школа. Правила поведения в
школе.

1

0

0

Устный опрос

10. Знакомство со школой. Традиции нашей
школы.
Экскурсия№1 «Знакомство со школой»

1

0

1

Практическая работа

11. Школьные поручения и обязанности.
Мой режим дня.

1

0

0

Устный опрос

12. Мои одноклассники. Правила школьной
дружбы.

1

0

0

Устный опрос

13. Мои одноклассники. Правила школьной
дружбы.

1

0

0

Устный опрос

14. Творческий проект «Мы такие разные,
но так похожи».

1

0

1

Практическая работа

15. Главный город Краснодарского края.

1

0

0

Устный опрос

16. Достопримечательности.

1

0

0

Устный опрос

17. Мой адрес. Улица, на которой я живу.

1

0

0

Устный опрос

18. Правила поведения в общественных
местах, на улице, в транспорте.

1

0

0

Устный опрос

19. Правила поведения в общественных
местах, на улице, в транспорте.
Экскурсия№2 «Правила поведения на
улице»

1

0

1

Практическая работа

20. Труд жителей моего населенного
пункта.

1

0

0

Устный опрос

21. Труд моих родных.

1

0

0

Устный опрос

22. Исследовательский проект «Какой я
житель».

1

0

1

Практическая работа

23. Растения и животные вокруг меня.

1

0

0

Устный опрос

24. Что где растёт, кто где живёт.
Экскурсия№3 «Растения и животные
вокруг меня»

1

0

1

Практическая работа

25. Забота о комнатных растениях и о
домашних животных.

1

0

0

Устный опрос

26. Красота природы моей местности.
Поэты, прозаики, художники о красоте
родного края.

1

0

0

Устный опрос

27. Красота природы моей местности.
Поэты, прозаики, художники о красоте
родного края.

1

0

0

Устный опрос

28. Творческая мастерская «Милый сердцу
уголок».

1

0

0

Практическая работа

29. Творческая мастерская «Милый сердцу
уголок».

1

0

1

Практическая работа

30. Семья. Родители. Родительская любовь
и благословение.

1

0

0

Устный опрос

31. Традиции казачьей семьи

1

0

0

Устный опрос

32. Наша школа. Воскресная школа.
Светские и православные традиции
школы.

1

0

0

33. Достопримечательности. Духовные
святыни моей малой Родины.

1

0

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

7

Устный опрос

ПРОЕКТЫ

4

ЭКСКУРСИИ

3

Устный опрос

2 класс
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего контрольные
работы

Виды, формы контроля

проекты,
экскурсии

1.

Символика города, в котором я
живу. Экскурсия № 1. «Символика
города, в котором я живу.»

1

0

1

Практическая работа

2.

Времена года на Кубани. Годовой
исследовательский проект сезонных
изменений часть 1: «Уж небо осенью
дышало».

1

0

1

Практическая работа

3.

1
Формы земной поверхности моей
местности. Экскурсия № 2. Формы
земной поверхности моей местности.

0

1

Практическая работа

4.

Водоёмы моей местности и их
обитатели. Правила поведения у
водоёмов.

1

0

0

Устный опрос

5.

Растительный мир моей местности.

1

0

0

Устный опрос

6.

Растительный мир моей местности.

1

0

0

Устный опрос

7.

Лекарственные растения. Правила
сбора и использование
лекарственных растений.

1

0

0

Устный опрос

8.

Ядовитые растения. Первая помощь
при отравлении ядовитыми
растениями.

1

0

0

Устный опрос

9.

Животный мир моей местности.

1

0

0

Устный опрос

10. Животный мир моей местности.

1

0

0

Устный опрос

11. Красная книга Краснодарского края.

1

0

0

Устный опрос

12. Правила защитников природы.

1

0

0

Устный опрос

13. Исследовательский проект «Растения 1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

0

0

Устный опрос

и животные в природе и жизни
людей».
14. Годовой исследовательский проект

сезонных изменений часть 2:
«Зимушка-зима, зима снежная была».
15. История образования города. Глава

города .

16. Улицы моего населённого пункта.

1

0

0

Устный опрос

17. Населенные пункты Краснодарского

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

Практическая работа

1

0

0

Устный опрос

21. Особенности казачьего быта.

1

0

0

Устный опрос

22. Уклад кубанской семьи.

1

0

0

Устный опрос

23. Ремесла на Кубани.

1

0

0

Устный опрос

24. Труженики родной земли.

1

0

0

Устный опрос

25. Годовой исследовательский проект

1

0

1

Практическая работа

1

0

1

Практическая работа

1

0

0

Устный опрос

28. Семья и семейные традиции.

1

0

0

Устный опрос

29. Творческий проект «Труд в моей

1

0

1

Практическая работа

1

0

2

Практическая работа

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

края
18. Населенные пункты Краснодарского

края
19. Исследовательский проект «Где я

могу проводить свободное время».
20. Казачья станица. Религиозные

традиции моих земляков.

сезонных изменений часть 3:
«Ласточка с весною в сени к нам
летит».
26. Профессии и место работы членов

моей семьи. Экскурсия № 3.
Предприятия моего города.
27. Мои земляки в годы Великой

Отечественной войны.

семье».
30. Годовой исследовательский проект

сезонных изменений часть 4:
«Здравствуй лето!» Экскурсия № 4.
Здравствуй, лето!
31. Родная земля. Родина. Поклонные

кресты.
32. Духовные родники жизни.

Устный опрос

Религиозные традиции моих
земляков.
33. Красный угол. Икона.

1

0

0

Устный опрос

34. « Нет больше той любви, чем жизнь

1

0

34

0

0

отдать за други своя»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПРОЕКТЫ

7

ЭКСКУРСИИ

4

Устный опрос

3 класс
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

контрольные
работы

Виды, формы контроля

проекты,
экскурсии

1.

Изучаем родной край.

1

0

0

Устный опрос

2.

Рельеф Краснодарского края.

1

0

0

Устный опрос

3.

Природные явления и стихийные
бедствия. Правила безопасного
поведения.

1

0

0

Устный опрос

4.

Водоёмы Краснодарского края.

1

0

0

Устный опрос

5.

Водоёмы Краснодарского края.

1

0

0

Устный опрос

6.

Растительный и животный мир
Кубани.

1

0

0

Устный опрос

7.

Растительный и животный мир
Кубани.

1

0

0

Устный опрос

8.

Кубань - территория здоровья.
Курорты Краснодарского края.
Спорт, туризм.

1

0

0

Устный опрос

9.

Красота окружающего мира:
талантливые люди о нашем крае.

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

Практическая работа

1

0

0

Устный опрос

13. Древние города.

1

0

0

Устный опрос

14. История на карте. Переселение

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

16. С верою в сердце.

1

0

0

Устный опрос

17. Символика Краснодарского края

1

0

0

Устный опрос

10. Красота окружающего мира:

талантливые люди о нашем крае.
11. Творческий проект «Нет в мире

краше Родины нашей»
12. Прошлое и настоящее. «Лента

времени».

казаков на Кубань.
15. История на карте. Переселение

казаков на Кубань.

история и современность.

18. Добрые соседи. Майкоп - столица

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

Практическая работа

1

0

0

Устный опрос

22. Ты и твоё имя, имена в твоей семье.

1

0

0

Устный опрос

23. Из истории кубанских фамилий.

1

0

0

Устный опрос

24. Семейные ценности. Мама.

1

0

0

Устный опрос

25. Твои земляки-труженики.

1

0

0

Устный опрос

26. Кубанские умельцы.

1

0

0

Устный опрос

27. Народные обычаи и традиции.

1

0

0

Устный опрос

28. Казачий фольклор.

1

0

0

Устный опрос

29. Казачий фольклор.

1

0

0

Устный опрос

30. Проектная работа «Казачьему роду

1

0

1

Практическая работа

31. Святые источники Кубани.

1

0

0

Устный опрос

32. Храмы. Внутреннее и внешнее

1

0

0

Республики Адыгея.
19. Добрые соседи. Майкоп - столица

Республики Адыгея.
20. Исследовательский проект «Без

прошлого нет настоящего»
21. Твоя родословная. История твоей

семьи.

нет переводу»

Устный опрос

устройство.
33. Именины.

1

0

0

Устный опрос

34. Подвиг материнства.

1

0

0

Устный опрос

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

ПРОЕКТЫ

3

ЭКСКУРСИИ

0

4 класс
№
п/п

Тема урока

Количество часов
всего

контрольные
работы

Виды, формы контроля

проекты,
экскурсии

1.

Мой край на карте России.

1

0

0

Устный опрос

2.

Природные зоны Краснодарского
края.

1

0

0

Устный опрос

3.

Заповедники. Заказники. Школьные
лесничества.

1

0

0

Устный опрос

4.

Роль водоемов в природе и жизни
человека. Использование и охрана
водоемов.

1

0

0

Устный опрос

5.

Типы почв. Защита и охрана почв.

1

0

0

Устный опрос

6.

Полезные ископаемые края, их
использование.

1

0

0

Устный опрос

7.

Полезные ископаемые края, их
использование.

1

0

0

Устный опрос

8.

Значение природных богатств
Краснодарского края для жителей
России.

1

0

0

Устный опрос

9.

Значение природных богатств
Краснодарского края для жителей
России.

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

Практическая работа

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

10. Проектная работа «Береги землю

родимую, как мать любимую».
11. Как изучают историю Кубани:

исторические источники.
12. История Кубани в архитектуре.

Жилища людей разных эпох.
13. Екатеринодар - Краснодар.

Современный облик
административного центра.
14. Вещи рассказывают о прошлом.

Предметы быта различных эпох.
15. Вещи рассказывают о прошлом.

Предметы быта различных эпох.

16. Народные ремесла и промыслы на

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

19. Устная история родного края.

1

0

0

Устный опрос

20. Обычаи и традиции народов,

1

0

0

Устный опрос

1

0

0

Устный опрос

22. Проектная работа «Земля отцов - моя 1

0

1

Практическая работа

Кубани.
17. Письменные исторические

источники. История Кубани в
документах, литературных, научных
источниках.
18. Символика Краснодарского края:

гербы городов и районов.

живущих на Кубани.
21. Обычаи и традиции народов,

живущих на Кубани.
земля».
23. Просветители земли кубанской.

1

0

0

Устный опрос

24. Защитники Отечества.

1

0

0

Устный опрос

25. Труженики полей.

1

0

0

Устный опрос

26. Труженики полей.

1

0

0

Устный опрос

земли кубанской. Наши 1
земляки - гордость страны.

0

0

Устный опрос

27. Радетели

28. Ты - наследник земли отцов.

1

0

0

Устный опрос

29. Ты - наследник земли отцов.

1

0

0

Устный опрос

30. Проектная работа «Жизнь дана на

1

0

1

Практическая работа

31. Библия. Библиотеки.

1

0

0

Устный опрос

32. Культурное наследие Кубани.

1

0

0

Устный опрос

33. Музеи – хранители материальной и

1

0

0

Устный опрос

1

0

1

Практическая работа

34

0

добрые дела».

духовной культуры.
34. Проектная работа «Я хранитель

духовного наследия Кубани»
10 заповедей.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ПРОЕКТЫ

4

ЭКСКУРСИИ

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- Ерёменко Е. Н. и др. Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1-4 классов.
Краснодар, 2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Еременко Е. Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 1-4 класс: методическое пособие для
учителя. Краснодар, 2020.
- Карта Краснодарского края и РА, административная. (120х120 М 1:400 000), 2008.
- Карта Краснодарского края и РА, физическая. (120х120, М 1:400 000), 2008
- Комплект учебно-наглядных пособий по курсу «Кубановедение» для начальной школы (5
шт., 60х90), 2008.
- Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению (4
л., А-3), 2008.
- Животный мир Кубани: Комплект учебно-наглядных пособий. (5 табл. 60х90), 2008.
- Кубань в древности: Комплект учебно-наглядных пособий по курсу «Кубановедение»
(60х90), 2008.
- Выдающиеся деятели Кубани: Портреты (10 шт. А-3, картон)
- Ерёменко Е.Н., Матвеева Ю. А. Кубановедение. 1 класс: электронное приложение к
учебному пособию. ОИПЦ «Перспективы образования», 2021.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Екатеринодарская и Кубанская епархия РПЦ МП: www.mitropoliakubani.ru
2. Кубанское казачье войско: http://www.slavakubani.ru
3. Интерактивная карта памятников Краснодарского края: http://www.patriotkuban.ru
4. Краснодарский государственный историко-археологический музейзаповедник им. Е.Д.
Фелицына (в том числе Анапский, Таманский, Темрюкский, Тимашевский филиалы):
https://felicina.ru
5. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко:
http://kovalenkomuseum.ru
6. Литературный музей Кубани: https://litmuzkuban.ru
7. Государственный академический орденов Дружбы народов и святого благоверного
великого князя Димитрия Донского I степени Кубанский казачий хор: http://kkx.ru/about
8. Министерство природных ресурсов Краснодарского края. Красная книга Краснодарского
края: www.mprkk.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы к основным разделам материала, содержащегося в программе.
Наборы сюжетных (предметных) картинок, карт, таблиц в соответствии с тематикой.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
1.Классная магнитная доска
2.Настенная доска с приспособлением для крепления картинок
3.Колонки
4.Компьютер
5.Интерактивная доска с короткофокусным проектором


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».