МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования администрации муниципального образования
город Армавир
МБОУ - СОШ № 14
РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО учителей
физико-математического цикла
__________ Капаева Г.Н.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
_____________ Осипян К.В.
Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор
__________ Силин А.С.
Приказ № 495/2.4.3
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум по геометрии»
для обучающихся 11 класса
город Армавир, 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии»
разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО, на основе
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика»
базовый уровень, с учетом федеральной программы воспитания.
Рабочая программа предназначена для обучающихся 11 классов и
рассчитана на 34 часа в год.
Цель элективного курса:
•
создать условия для формирования устойчивых знаний обучающихся
по геометрии (планиметрии и стереометрии) на базовом уровне.
Задачи элективного курса:
•
повысить мотивацию обучающихся к изучению геометрии;
•
создать
«ситуацию
успеха»
у
обучающихся
при
решении
геометрические
знания
геометрических задач;
•
обобщить
и
систематизировать
обучающихся;
•
совершенствовать практические навыки, математическую культуру
обучающихся;
•
уметь
применять
геометрический
аппарат
для
решения
разнообразных математических задач базового и повышенного уровня
сложности.
1.
Планируемые результаты освоения элективного курса
Изучение
геометрии
по
данной
программе
способствует
формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных
результатов
обучения,
соответствующих
требованиям
федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
и федеральной программе воспитания.
Личностные результаты:
1 ) гражданское воспитание: сформированность гражданской позиции
обучающегося как активного и ответственного члена российского общества,
представление о математических основах функционирования различных
структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и
другое);
2) патриотическое
воспитание:
сформированность
российской
гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской
математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков
и российской математической школы;
3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей
российского народа, сформированность нравственного сознания, связанного
с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного;
4) эстетического
воспитания:
эстетическое отношение к
миру,
включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач,
решений, рассуждений, восприимчивость к математическим аспектам
различных видов искусства;
5) физического воспитания: сформированность умения применять
математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни,
ответственное отношение к своему здоровью;
6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности
трудолюбия, интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
связанным с математикой, умение совершать осознанный выбор будущей
профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность к
активному участию в решении практических задач математической
направленности;
7) экологического
воспитания:
сформированность
экологической
культуры, ориентация на применение математических знаний для решения
задач в области окружающей среды;
8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, понимание математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации,
овладение языком математики и математической культурой как средством
познания мира, готовность осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые
логические
действия:
выявлять
и
характеризовать
существенные признаки математических объектов, понятий, отношений
между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа; проводить самостоятельно
доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
выстраивать
аргументацию,
приводить
примеры
и
контрпримеры,
обосновывать собственные суждения и выводы; выбирать способ решения
учебной задачи.
Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как
исследовательский
инструмент
познания,
формулировать
вопросы,
фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить
самостоятельно
спланированный
эксперимент,
исследование
по
установлению особенностей математического объекта, явления, процесса,
выявлению
зависимостей
между
объектами,
явлениями,
процессами;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого
наблюдения,
исследования,
оценивать
достоверность
полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное
развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых
условиях.
Работа с информацией: выявлять дефициты информации, данных,
необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи; выбирать
информацию
из
источников
различных
типов,
анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; структурировать информацию, представлять её в
различных формах. Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями
и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи,
комментировать полученный результат;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать
различие
и
сходство
позиций,
в
корректной
форме
формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты
решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории. Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
составлять
план,
алгоритм
решения
задачи,
выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть навыками
познавательной
рефлексии
как
осознания
совершаемых
действий
и
мыслительных процессов, их результатов, владеть способами самопроверки,
самоконтроля процесса и результата решения математической задачи.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении учебных задач,
принимать цель совместной
деятельности, планировать организацию
совместной работы; участвовать в групповых формах работы.
Предметные результаты:
пользоваться признаками равенства треугольников, использовать
признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач;
распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться
их
свойствами
при
решении
геометрических
задач;
знать
тригонометрические функции острых углов;
проводить логические рассуждения с использованием геометрических
теорем. распознавать основные виды многогранников (пирамида, призма,
прямоугольный параллелепипед, куб);
вычислять объёмы и площади поверхностей многогранников (призма,
пирамида)
с
применением
формул,
вычислять
соотношения
между
площадями поверхностей, объёмами подобных многогранников;
применять геометрические факты для решения стереометрических
задач, предполагающих несколько шагов решения;
моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать
построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем,
аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением
геометрических величин;
оперировать понятиями: цилиндр, конус, сферическая поверхность;
распознавать тела вращения
(цилиндр, конус, сфера и
шар);
классифицировать взаимное расположение сферы и плоскости;
оперировать понятиями: шаровой сегмент, основание сегмента, высота
сегмента, шаровой слой, основание шарового слоя, высота шарового слоя,
шаровой сектор; вычислять объёмы и площади поверхностей тел вращения,
геометрических тел с применением формул;
оперировать
понятиями:
многогранник,
вписанный
в
сферу
и
описанный около сферы, сфера, вписанная в многогранник или тело
вращения; вычислять соотношения между площадями поверхностей и
объёмами подобных тел; строить сечения тел вращения;
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о
пространственных геометрических фигурах;
выполнять действия сложения векторов, вычитания векторов и
умножения вектора на число;
находить сумму векторов и произведение вектора на число, угол между
векторами,
скалярное
произведение,
раскладывать
вектор
по
двум
неколлинеарным векторам; задавать плоскость уравнением в декартовой
системе координат;
применять геометрические факты для решения стереометрических
задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения
заданы в
явной
форме;
решать
простейшие
геометрические
задачи
на
применение векторно-координатного метода;
решать задачи на доказательство математических отношений и
нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя
известные методы при решении стандартных математических задач;
применять полученные знания на практике: анализировать реальные
ситуации и применять изученные понятия в процессе поиска решения
математически
сформулированной
ситуации на языке
проблемы,
моделировать
реальные
геометрии, исследовать построенные модели
с
использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать
практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин.
2.
Содержание курса
Повторение планиметрии (4 часа)
Треугольники. Виды треугольников. Сумма углов треугольника.
Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном, равностороннем
треугольниках. Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба,
квадрата, трапеции. Вписанные и описанные окружности для треугольников,
четырехугольников, правильных многоугольников. Тригонометрические
функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора.
Теорема, обратная теореме Пифагора. Значения синуса, косинуса, тангенса
для
углов
30°,
45°,
использованием
60°.
Вычисление
элементов
тригонометрических
треугольников
соотношений.
с
Площадь
параллелограмма. Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь
квадрата.
Площадь
трапеции.
Площадь
треугольника.
Площадь
многоугольника.
Повторение курса геометрии 10 класса (4 часа)
Простейшие пространственные фигуры на плоскости: тетраэдр, куб,
параллелепипед, построение сечений. Призма: n-угольная призма, грани и
основания призмы, прямая и наклонная призмы, боковая и полная
поверхность призмы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его
свойства. Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды,
боковая и полная поверхность пирамиды, правильная и усечённая пирамида.
Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы. Площадь
боковой поверхности и полной поверхности прямой призмы, площадь
оснований, теорема о боковой поверхности прямой призмы. Площадь
боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о
площади усечённой пирамиды. Понятие об объёме. Объём пирамиды,
призмы. Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями
поверхностей, объёмами подобных тел.
Тела вращения (20 часов).
Цилиндр: основания и боковая поверхность, образующая и ось,
площадь боковой и полной поверхности. Конус: основание и вершина,
образующая и ось, площадь боковой и полной поверхности. Усечённый
конус: образующие и высота, основания и боковая поверхность. Сфера и
шар: центр, радиус, диаметр, площадь поверхности сферы. Взаимное
расположение сферы и плоскости, касательная плоскость к сфере, площадь
сферы. Изображение тел вращения на плоскости. Развёртка цилиндра и
конуса. Комбинации тел вращения и многогранников. Многогранник,
описанный около сферы, сфера, вписанная в многогранник, или тело
вращения. Понятие об объёме. Основные свойства объёмов тел. Теорема об
объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё. Объём
цилиндра, конуса. Объём шара и площадь сферы. Подобные тела в
пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами
подобных тел. Сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси),
сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину),
сечения шара.
Векторы и координаты в пространстве (6 часов).
Вектор на плоскости и в пространстве. Сложение и вычитание
векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по трём
некомпланарным векторам. Правило параллелепипеда. Решение задач,
связанных с применением правил действий с векторами. Прямоугольная
система координат в пространстве. Координаты вектора. Простейшие задачи
в координатах. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.
Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Координатно-векторный
метод при решении геометрических задач.
3.
Тематическое (календарно-тематическое) планирование элективного курса
№ занятия
Тема занятия
Колво
часов
1.
Повторение планиметрии. Треугольники
1
2.
Повторение планиметрии. Четырехугольники
1
3.
Повторение планиметрии. Площади многоугольников
1
4.
Повторение планиметрии. Окружность
1
5.
Повторение курса геометрии 10 класса. Куб
1
6.
Повторение курса геометрии 10 класса. Параллелепипед
1
7.
Повторение курса геометрии 10 класса. Призма
1
8.
Повторение курса геометрии 10 класса. Пирамида
1
9.
Тела вращения. Цилиндр. Виды сечений
1
10. Тела вращения. Площадь поверхности цилиндра
11. Тела вращения. Конус.
1
1
Виды сечений
12. Тела вращения. Площадь поверхности конуса
13. Тела вращения. Усеченный конус
1
1
Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне учебных
действий)
Решать простейшие
задачи на нахождение
длин и углов в
геометрических фигурах,
применять теорему
Пифагора, теоремы
синусов и косинусов.
Находить площадь
многоугольника, круга.
Распознавать подобные
фигуры, находить
отношения длин и
площадей. Использовать
при решении
стереометрических задач
факты и методы
планиметрии.
Параллелепипед,
прямоугольный
параллелепипед и его
Универсальные
учебные
действия
(УУД),
межпредметные
понятия
Личностные УУД
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к
достижениям российских
математиков и российской
математической школы.
Гражданское и воспитание:
представление о
математических основах
функционирования
различных структур,
явлений, процедур
гражданского общества.
Духовно-нравственное
воспитание: осознание
духовных ценностей
российского народа.
Трудовое воспитание:
готовность к труду,
осознание ценности
14. Тела вращения. Сфера и шар
15. Шар, вписанный и описанный
1
16. Проверочная работа
17. Практическая работа «Сечения тел вращения»
1
18. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра
19. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра
1
20. Объемы тел. Конус
21. Объемы тел. Конус
1
22. Объемы тел. Усеченный конус
23. Объемы тел. Шар
1
24. Объемы тел. Шар
25. Комбинация тел. Цилиндр, призма
1
26. Комбинация тел. Цилиндр, шар
27. Комбинация тел. Цилиндр, конус. Конус, шар
1
28. Комбинация тел. Конус, шар
29. Векторы
1
30. Векторы и координаты
31. Скалярное произведение векторов
1
32. Угол между векторами
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
свойства. Пирамида: nугольная пирамида,
грани и основание
пирамиды; боковая и
полная поверхность
пирамиды; правильная и
усечённая пирамида.
Элементы призмы и
пирамиды. Находить
площадь полной и
боковой поверхности
пирамиды. Находить
площадь полной или
боковой поверхности
призмы.
Использовать формулы
для вычисления площади
боковой поверхности
цилиндра, конуса, сферы.
Изображать цилиндр и
его сечения плоскостью,
проходящей через его
ось, параллельной или
перпендикулярной оси.
Находить площади этих
сечений. Изображать
конус и его сечения
плоскостью, проходящей
через ось, и плоскостью,
трудолюбия, интерес к
различным сферам
профессиональной
деятельности, связанным с
математикой.
Эстетическое воспитание:
эстетическое отношение к
миру, включая эстетику
математических
закономерностей, объектов,
задач
Ценности научного
познания: понимание
математической науки как
сферы человеческой
деятельности.
Физическое воспитание:
сформированность умения
применять математические
знания в интересах
здорового и безопасного
образа жизни.
Экологическое воспитание:
ориентация на применение
математических знаний для
решения задач в области
окружающей среды
Познавательные УУД:
Базовые логические
33. Проверочная работа
34. Итоговое занятие по обобщению и систематизации
знаний за курс
1
1
перпендикулярной к оси.
Использовать формулы
объёмов: призмы,
цилиндра, пирамиды,
конуса; усечённой
пирамиды и усечённого
конуса. Решать
стереометрические
задачи, связанные с
вычислением объёмов.
Решать
стереометрические
задачи, связанные с
соотношением объёмов и
поверхностей
подобных тел в
пространстве.
Складывать, вычитать
векторы, умножать
вектор на число.
Выражать скалярное
произведение векторов
через их координаты,
вычислять угол между
двумя векторами, двумя
прямыми.
действия: выявлять и
характеризовать
существенные признаки
математических объектов,
понятий, формулировать
устанавливать существенный
признак классификации,
проводить самостоятельно
доказательства
математических
утверждений, выстраивать
аргументацию; выбирать
способ решения учебной
задачи.
Базовые исследовательские
действия: аргументировать
свою позицию, мнение.
Работа с информацией:
выбирать
информацию из источников
различных типов,
анализировать,
систематизировать и
интерпретировать
информацию,
структурировать
информацию, представлять
её в различных формах.
Коммуникативные УУД:
воспринимать и
формулировать суждения в
соответствии с условиями и
целями общения, ясно,
ыражать свою точку зрения,
давать пояснения по ходу
решения задачи,
комментировать полученный
результат;
сопоставлять свои суждения
с суждениями других
представлять результаты
решения задачи.
Регулятивные УУД
Самоорганизация: оставлять
план, алгоритм решения
задачи, выбирать способ
решения.
Самоконтроль,
эмоциональный интеллект:
владеть способами
самопроверки, самоконтроля
процесса и результата
решения математической
задачи:
Совместная деятельность:
понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы при
решении учебных задач.
Межпредметные понятия:
сравнение, схема,
расстояние, признаки,
свойства, классификация,
площадь, соотношения,
формула, аналогия,
обобщение, систематизация,
интерпретация, теорема,
задача.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия,
10-11 классы/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 11 класс», ГБОУ
ИРО Краснодарского края, 2024.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса
«Практикум по геометрии», 11 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2024.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru
Российская электронная школа http://resh.edu.ru/
Открытый
банк
заданий
ЕГЭ.
Математика.
Базовый
уровень
https://ege.fipi.ru/bank/index.php7proHE040A72A1A3DABA14C90C97E0B6EE7D
C,
Открытый
банк
заданий
ЕГЭ.
Математика.
Профильный
уровень
https://ege.fipi.ru/bank/index.php7proHAC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B
Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Математика Профильный
уровень. https://ege.sdamgia.ru/