МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Управление образования администрации муниципального образования город Армавир МБОУ - СОШ № 14 РАССМОТРЕНО руководитель ШМО учителей физико-математического цикла __________ Капаева Г.Н. Протокол № 1 от «29» августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УР _____________ Осипян К.В. Протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНО директор __________ Силин А.С. Приказ № 495/2.4.3 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Практикум по геометрии» для обучающихся 11 класса город Армавир, 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СОО, на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Математика» базовый уровень, с учетом федеральной программы воспитания. Рабочая программа предназначена для обучающихся 11 классов и рассчитана на 34 часа в год. Цель элективного курса: • создать условия для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии (планиметрии и стереометрии) на базовом уровне. Задачи элективного курса: • повысить мотивацию обучающихся к изучению геометрии; • создать «ситуацию успеха» у обучающихся при решении геометрические знания геометрических задач; • обобщить и систематизировать обучающихся; • совершенствовать практические навыки, математическую культуру обучающихся; • уметь применять геометрический аппарат для решения разнообразных математических задач базового и повышенного уровня сложности. 1. Планируемые результаты освоения элективного курса Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и федеральной программе воспитания. Личностные результаты: 1 ) гражданское воспитание: сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества, представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и другое); 2) патриотическое воспитание: сформированность российской гражданской идентичности, уважения к прошлому и настоящему российской математики, ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы; 3) духовно-нравственного воспитания: осознание духовных ценностей российского народа, сформированность нравственного сознания, связанного с практическим применением достижений науки и деятельностью учёного; 4) эстетического воспитания: эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач, решений, рассуждений, восприимчивость к математическим аспектам различных видов искусства; 5) физического воспитания: сформированность умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к своему здоровью; 6) трудового воспитания: готовность к труду, осознание ценности трудолюбия, интерес к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; готовность к активному участию в решении практических задач математической направленности; 7) экологического воспитания: сформированность экологической культуры, ориентация на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды; 8) ценности научного познания: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, понимание математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе. Метапредметные результаты: Познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; проводить самостоятельно доказательства математических утверждений (прямые и от противного), выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные суждения и выводы; выбирать способ решения учебной задачи. Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить самостоятельно спланированный эксперимент, исследование по установлению особенностей математического объекта, явления, процесса, выявлению зависимостей между объектами, явлениями, процессами; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять дефициты информации, данных, необходимых для ответа на вопрос и для решения задачи; выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; структурировать информацию, представлять её в различных формах. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: составлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи. Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач, принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы; участвовать в групповых формах работы. Предметные результаты: пользоваться признаками равенства треугольников, использовать признаки и свойства равнобедренных треугольников при решении задач; распознавать основные виды четырёхугольников, их элементы, пользоваться их свойствами при решении геометрических задач; знать тригонометрические функции острых углов; проводить логические рассуждения с использованием геометрических теорем. распознавать основные виды многогранников (пирамида, призма, прямоугольный параллелепипед, куб); вычислять объёмы и площади поверхностей многогранников (призма, пирамида) с применением формул, вычислять соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных многогранников; применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения; моделировать реальные ситуации на языке геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин; оперировать понятиями: цилиндр, конус, сферическая поверхность; распознавать тела вращения (цилиндр, конус, сфера и шар); классифицировать взаимное расположение сферы и плоскости; оперировать понятиями: шаровой сегмент, основание сегмента, высота сегмента, шаровой слой, основание шарового слоя, высота шарового слоя, шаровой сектор; вычислять объёмы и площади поверхностей тел вращения, геометрических тел с применением формул; оперировать понятиями: многогранник, вписанный в сферу и описанный около сферы, сфера, вписанная в многогранник или тело вращения; вычислять соотношения между площадями поверхностей и объёмами подобных тел; строить сечения тел вращения; извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о пространственных геометрических фигурах; выполнять действия сложения векторов, вычитания векторов и умножения вектора на число; находить сумму векторов и произведение вектора на число, угол между векторами, скалярное произведение, раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; задавать плоскость уравнением в декартовой системе координат; применять геометрические факты для решения стереометрических задач, предполагающих несколько шагов решения, если условия применения заданы в явной форме; решать простейшие геометрические задачи на применение векторно-координатного метода; решать задачи на доказательство математических отношений и нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам, применяя известные методы при решении стандартных математических задач; применять полученные знания на практике: анализировать реальные ситуации и применять изученные понятия в процессе поиска решения математически сформулированной ситуации на языке проблемы, моделировать реальные геометрии, исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин. 2. Содержание курса Повторение планиметрии (4 часа) Треугольники. Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках. Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30°, 45°, использованием 60°. Вычисление элементов тригонометрических треугольников соотношений. с Площадь параллелограмма. Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь квадрата. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника. Повторение курса геометрии 10 класса (4 часа) Простейшие пространственные фигуры на плоскости: тетраэдр, куб, параллелепипед, построение сечений. Призма: n-угольная призма, грани и основания призмы, прямая и наклонная призмы, боковая и полная поверхность призмы. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его свойства. Пирамида: n-угольная пирамида, грани и основание пирамиды, боковая и полная поверхность пирамиды, правильная и усечённая пирамида. Вычисление элементов многогранников: рёбра, диагонали, углы. Площадь боковой поверхности и полной поверхности прямой призмы, площадь оснований, теорема о боковой поверхности прямой призмы. Площадь боковой поверхности и поверхности правильной пирамиды, теорема о площади усечённой пирамиды. Понятие об объёме. Объём пирамиды, призмы. Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных тел. Тела вращения (20 часов). Цилиндр: основания и боковая поверхность, образующая и ось, площадь боковой и полной поверхности. Конус: основание и вершина, образующая и ось, площадь боковой и полной поверхности. Усечённый конус: образующие и высота, основания и боковая поверхность. Сфера и шар: центр, радиус, диаметр, площадь поверхности сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости, касательная плоскость к сфере, площадь сферы. Изображение тел вращения на плоскости. Развёртка цилиндра и конуса. Комбинации тел вращения и многогранников. Многогранник, описанный около сферы, сфера, вписанная в многогранник, или тело вращения. Понятие об объёме. Основные свойства объёмов тел. Теорема об объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё. Объём цилиндра, конуса. Объём шара и площадь сферы. Подобные тела в пространстве. Соотношения между площадями поверхностей, объёмами подобных тел. Сечения цилиндра (параллельно и перпендикулярно оси), сечения конуса (параллельное основанию и проходящее через вершину), сечения шара. Векторы и координаты в пространстве (6 часов). Вектор на плоскости и в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по трём некомпланарным векторам. Правило параллелепипеда. Решение задач, связанных с применением правил действий с векторами. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми и плоскостями. Координатно-векторный метод при решении геометрических задач. 3. Тематическое (календарно-тематическое) планирование элективного курса № занятия Тема занятия Колво часов 1. Повторение планиметрии. Треугольники 1 2. Повторение планиметрии. Четырехугольники 1 3. Повторение планиметрии. Площади многоугольников 1 4. Повторение планиметрии. Окружность 1 5. Повторение курса геометрии 10 класса. Куб 1 6. Повторение курса геометрии 10 класса. Параллелепипед 1 7. Повторение курса геометрии 10 класса. Призма 1 8. Повторение курса геометрии 10 класса. Пирамида 1 9. Тела вращения. Цилиндр. Виды сечений 1 10. Тела вращения. Площадь поверхности цилиндра 11. Тела вращения. Конус. 1 1 Виды сечений 12. Тела вращения. Площадь поверхности конуса 13. Тела вращения. Усеченный конус 1 1 Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) Решать простейшие задачи на нахождение длин и углов в геометрических фигурах, применять теорему Пифагора, теоремы синусов и косинусов. Находить площадь многоугольника, круга. Распознавать подобные фигуры, находить отношения длин и площадей. Использовать при решении стереометрических задач факты и методы планиметрии. Параллелепипед, прямоугольный параллелепипед и его Универсальные учебные действия (УУД), межпредметные понятия Личностные УУД Патриотическое воспитание: ценностное отношение к достижениям российских математиков и российской математической школы. Гражданское и воспитание: представление о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества. Духовно-нравственное воспитание: осознание духовных ценностей российского народа. Трудовое воспитание: готовность к труду, осознание ценности 14. Тела вращения. Сфера и шар 15. Шар, вписанный и описанный 1 16. Проверочная работа 17. Практическая работа «Сечения тел вращения» 1 18. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра 19. Площадь поверхности цилиндра. Объём цилиндра 1 20. Объемы тел. Конус 21. Объемы тел. Конус 1 22. Объемы тел. Усеченный конус 23. Объемы тел. Шар 1 24. Объемы тел. Шар 25. Комбинация тел. Цилиндр, призма 1 26. Комбинация тел. Цилиндр, шар 27. Комбинация тел. Цилиндр, конус. Конус, шар 1 28. Комбинация тел. Конус, шар 29. Векторы 1 30. Векторы и координаты 31. Скалярное произведение векторов 1 32. Угол между векторами 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 свойства. Пирамида: nугольная пирамида, грани и основание пирамиды; боковая и полная поверхность пирамиды; правильная и усечённая пирамида. Элементы призмы и пирамиды. Находить площадь полной и боковой поверхности пирамиды. Находить площадь полной или боковой поверхности призмы. Использовать формулы для вычисления площади боковой поверхности цилиндра, конуса, сферы. Изображать цилиндр и его сечения плоскостью, проходящей через его ось, параллельной или перпендикулярной оси. Находить площади этих сечений. Изображать конус и его сечения плоскостью, проходящей через ось, и плоскостью, трудолюбия, интерес к различным сферам профессиональной деятельности, связанным с математикой. Эстетическое воспитание: эстетическое отношение к миру, включая эстетику математических закономерностей, объектов, задач Ценности научного познания: понимание математической науки как сферы человеческой деятельности. Физическое воспитание: сформированность умения применять математические знания в интересах здорового и безопасного образа жизни. Экологическое воспитание: ориентация на применение математических знаний для решения задач в области окружающей среды Познавательные УУД: Базовые логические 33. Проверочная работа 34. Итоговое занятие по обобщению и систематизации знаний за курс 1 1 перпендикулярной к оси. Использовать формулы объёмов: призмы, цилиндра, пирамиды, конуса; усечённой пирамиды и усечённого конуса. Решать стереометрические задачи, связанные с вычислением объёмов. Решать стереометрические задачи, связанные с соотношением объёмов и поверхностей подобных тел в пространстве. Складывать, вычитать векторы, умножать вектор на число. Выражать скалярное произведение векторов через их координаты, вычислять угол между двумя векторами, двумя прямыми. действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, формулировать устанавливать существенный признак классификации, проводить самостоятельно доказательства математических утверждений, выстраивать аргументацию; выбирать способ решения учебной задачи. Базовые исследовательские действия: аргументировать свою позицию, мнение. Работа с информацией: выбирать информацию из источников различных типов, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, структурировать информацию, представлять её в различных формах. Коммуникативные УУД: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, ыражать свою точку зрения, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; сопоставлять свои суждения с суждениями других представлять результаты решения задачи. Регулятивные УУД Самоорганизация: оставлять план, алгоритм решения задачи, выбирать способ решения. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи: Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных задач. Межпредметные понятия: сравнение, схема, расстояние, признаки, свойства, классификация, площадь, соотношения, формула, аналогия, обобщение, систематизация, интерпретация, теорема, задача. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия, 10-11 классы/ Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 11 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2024. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса «Практикум по геометрии», 11 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2024. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://urok.apkpro.ru Российская электронная школа http://resh.edu.ru/ Открытый банк заданий ЕГЭ. Математика. Базовый уровень https://ege.fipi.ru/bank/index.php7proHE040A72A1A3DABA14C90C97E0B6EE7D C, Открытый банк заданий ЕГЭ. Математика. Профильный уровень https://ege.fipi.ru/bank/index.php7proHAC437B34557F88EA4115D2F374B0A07B Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Математика Профильный уровень. https://ege.sdamgia.ru/