РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ(ФГОС СОО-2022 с учетом ФОП СОО).

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования администрации муниципального образования
город Армавир
МБОУ - СОШ № 14

РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО
учителей гуманитарного
цикла
____________ Верлина О.К.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УР

директор

_____________ Осипян К.В.

__________ Силин А.С.

Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Приказ № 495/2.4.3
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов

город Армавир, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного
стандарта
среднего
общего
образования, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания.
Ориентирована
на
обеспечение
индивидуальных
потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов
освоения программы среднего общего образования с учетом выбора
участниками образовательных отношений.
Важность реализации программы обусловлена особенностью
проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе развития
современного мира, является залогом общественного прогресса и важным
условием индивидуального развития человека.

1)

2)







ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Помощь обучающемуся в освоении основ организации и
осуществления
собственной
проектно-исследовательской
деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для
работы над индивидуальным исследованием или проектом;
Помощь обучающемуся более глубоко изучить интересующую его
область гуманитарных и естественных наук, а также приобрести
важные социальные навыки, необходимые для продуктивной
социализации и гармоничного вхождения в современный мир:
навык самостоятельного осмысления актуальных исследовательских
или практических задач, включающий умение видеть и анализировать
проблемы, которые необходимо решить, умение детально
прорабатывать и реализовывать способы работы с ними, умение
планировать собственную работу и самостоятельно контролировать
продвижение к желаемому результату;
навык генерирования и оформления собственных идей, облечения их
в удобную для распространения форму, востребованный в настоящее
время людьми многих творческих профессий;
навык уважительного отношения к чужим взглядам и идеям,
оформленным в работах других людей, других авторов — владельцев
интеллектуальной собственности;
2

 навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования
и отстаивания собственной точки зрения, ответов на вопросы
сверстников и взрослых, убеждения других в своей правоте,
продвижения своих идей; навык работы со специализированными
компьютерными программами, техническими приспособлениями,
библиотечными фондами и иными ресурсами, с которыми может быть
связана проектно-исследовательская деятельность школьника.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА
«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом курс «Индивидуальный проект»
изучается в 10 классе. Общее количество времени на год обучения
составляет 68 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 2 часа.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1. Введение в проектную деятельность (2ч)
Понятие проектно-исследовательской деятельности.
Овладение способами проектной деятельности – жизненная необходимость
для каждого современного человека. Проект - особый способ постановки и
решения проблем. Содержание проектной и исследовательской
деятельности. Технические, социальные, экологические, исследовательские,
познавательные, деловые проекты. Компоненты проекта. Жизненный цикл
практического и исследовательского проекта. Ресурсы: человеческие,
материальные, технические, информационные, финансовые.
2. Разработка и реализация практических проектов (11 ч).
Анализ и планирование ресурсов. Анализ ресурсов.
Понятие ограниченности ресурсов. Виды ресурсов. Организация
информации в каталоге. Виды каталогов. Поиск информации в каталоге по
заданному параметру. Поиск информации в карточном и электронном
каталоге. Знакомство с видами справочной литературы и со способами
размещения информации в справочной литературе. Поиск информационных
лакун. Поиск и отбор информации, необходимой для заполнения
информационных лакун. Оформление ссылок. Индивидуальный алгоритм
работы со справочной литературой. Чтение текста с маркированием (прием
«инсерт»). Работа с терминами и понятиями (прием «Лестница сужения и
расширения понятий»). Организация информации с помощью денотатного
графа. Коллажирование как способ обработки первичной информации.
Начало проектирования – выбор темы и постановка проблемы.
Преобразования реальности в желаемое (идеальное) состояние. Осознание
нужд, потребностей, желаний, проблем. Проблема как противоречие между
желаемым будущим и реальной ситуацией. Постановка проблемы.
Обоснование актуальности, требований к качествам, конкретное
(операциональное) определение того, «что требуется» – важные требования
к результату постановки проблемы. Перечень требований, предъявляемых к
совершенствуемому или создаваемому объекту.
Разработка способа решения проблемы.
Понятие способа решения проблем. Разные варианты решения проблемы,
их отличие по возможным результатам, срокам выполнения и требуемым
ресурсам. Результативность и эффективность решения проблемы.
Методы поиска решения проблем.
4

Создание специальных условий побуждающих творческую активность
членов группы. «Мозговой штурм» - метод групповой генерации идей.
Процедура «мозгового штурма». Принцип решения сложных проблем.
Метод «морфологического ящика» Цвикки. Сравнение альтернативных
способов решения проблемы. Алгоритм оценки способов решений проблем.
Определение цели проекта и планирование ее достижения.
Цель как прогноз возможного результата. Формулировка цели проекта.
Планирование как залог успешности реализации замыслов. Модель
деятельности, определяющая совокупность действий. Назначение плана.
Определение состава работ. Оценка продолжительности работ. Разработка
плана-графика проекта. Разработка бюджета проекта. Оценка качества
плана.
Описание и оформление практического проекта.
Основные части (разделы) проекта. Основное содержание разделов:
введение, проблема, замысел решения проблемы, цель (цели) проекта и план
его реализации, бюджет проекта. Оформление титульного листа и
оглавления. Текст «введения» и разделов проекта. Таблицы и рисунки.
Приложения. Список литературы.
3. Разработка и реализация исследовательских проектов (9 ч).
Определение предмета и проблемы исследования.
Способы познания мира. Древнегреческие мыслители - основоположники
рационального типа познающего мышления. Научный способ познания
мира. Разработка исследовательской программы. Выбор предметной
области исследования. Объект и предмет исследования. Формулировка
выбранной темы исследования. Обоснование наличия потребности в новом
знании. Анализ литературы - необходимый шаг к конкретизации проблемы.
Постановка исследовательской (познавательной) проблемы. Выбор темы
исследования, обоснование ее актуальности, определение типа
исследовательской задачи по типу вопроса, на который необходимо
ответить в ходе исследования.
От проблемы к гипотезе.
Зачем нужна гипотеза? Описательные и объяснительные гипотезы.
Основные требования к гипотезе. Степень обоснованности гипотезы.
Проверка гипотезы. Содержание гипотезы. Алгоритм определения
гипотезы. Сопоставление содержащихся в гипотезе предположений с
опытными (эмпирическими) данными. Способы сопоставления гипотезы.
5

Статистические способы проверки гипотез. Генеральная совокупность.
Выборка. Статистический критерий. Критическое значение критерия.
Основные типы шкал. Критерии (коэффициенты корреляции) Пирсона и
Спирмена. Разнообразие методов, применяемых в различных исследованиях
для сбора исходных данных. Инструментальный метод. Наблюдение.
Анализ документов. Экспертные оценки. Эксперимент.
Проектирование и планирование проверки гипотезы.
Алгоритм проверки гипотезы. Примеры проверки гипотезы с помощью
различных методов.
Описание исследовательского проекта.
Основные части (разделы) исследовательского проекта. Основное
содержание разделов: введение, проблема, гипотеза, методика проверки
гипотезы, ожидаемые результаты, план выполнения исследования.
Титульный лист, тексты введения и разделов проекта, таблицы, рисунки,
формулы, уравнения, приложения, список литературы.
4. Основы риторики и публичное выступление (8ч)
Как сделать публичное выступление успешным (подготовительный
этап).
Публичное выступление в рамках проектной деятельности. Характеристики
успешного выступления.
Планирование публичного выступления.
План и текст публичного выступления. Специфика устной публичной речи.
Подготовленность и подготовка оратора к выступлению. Этапы речи и их
задачи. Методика разработки темы как реальное воплощение схемы
«проблема – тема – цель – план – композиция»: соотношение основных
понятий ряда. Общая цель речи и конкретная целевая установка; способы ее
формулирования. Подбор и обработка материала для речи в соответствии с
поставленной целью и типом аудитории. Общие принципы построения
публичной речи. Соотношение понятий «вступление» и «начало речи»,
«заключение» и «конец речи». Конструктивные приемы подготовки
вступления и заключения.
«…Как слово наше отзовется».
Взаимодействие с аудиторией. Учёт особенностей аудитории при подготовке
речи. Характеристика типа аудитории по определенным параметрам.
Средства установления и поддержания контакта с аудиторией. Языковые
средства контакта: местоимения вопросно-ответные единства, риторические
6

вопросы. Особенности дискуссии как текста-полилога. Дискуссионное
рассуждение - основа дискуссионного монолога. Моделирование
дискуссионного рассуждения на заданную тему и оценка подобранной
аргументации с позиции силы убеждающего воздействия.
5. Презентация продукта (4 ч).
Презентация как вид деловой коммуникации.
Виды презентаций и возможности их использования. Отличие презентации
от презентационных материалов. Основные принципы подготовки
презентаций. Структура презентации. Планирование и проведение
презентации. Требования к содержанию выступления. Использование
различных коммуникативных приемов в процессе презентации. Анализ
различных типов аудитории. Планирование основных шагов для организации
публичной презентации продукта. Прогнозирование возможных реакций
аудитории на представляемый продукт и способ их преподнесения.
Использование наглядных материалов во время проведения презентации.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания предмета в средней школе.
Рабочая программа сформирована с учетом рабочей программы
воспитания.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии
собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки
на решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России,
регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России;
ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам
природного и культурного наследия человечества, традициям разных
народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России,
своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской
идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и
долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей
устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
8

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на
основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в
российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания
последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям
своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций;
ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой
родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской
культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на
осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение
правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
9

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического
воспитания:
ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
10

осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее – оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в
отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении предмета «Индивидуальный
проект»:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
11

предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
12

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

13

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
14

выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно,
под руководством учителя (тьютора), по выбранной теме в рамках одного
или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной
области
деятельности
(познавательной,
практической,
учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
В результате выполнения индивидуального проекта получит
возможность:
 формировать навыки
коммуникативной, учебноисследовательскойдеятельности, критического мышления;
 формировать
навыки
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельного применения приобретённых знаний и способов
действий при решении различных задач, в том числе внеучебных,
используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
 развивать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
 развивать способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой
информации,
структурирования
аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов, использования правильной терминологии, аналитической
и оценочной деятельности.
По учебному курсу «Индивидуальный проект» требования к
предметным результатам освоения курса отражают умение:
− обозначать проблему исследования;
− формулировать цель на основании проблемы;
15

− формировать план деятельности;
− описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
− определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
− формулировать проблему;
− формулировать цель на основании проблемы;
− обосновывать достижимость цели;
− ставить задачи, адекватные цели;
− объяснять, чем критерий отличается от показателя, параметра;
− осуществлять оценку альтернатив методом попарного сравнения;
− обосновывать актуальность проекта;
− понимать основные недостатки, которые могут возникнуть при постановке
проблем и их последствия;
− оценивать качество постановки проблемы;
− выстраивать в хронологической последовательности шаги/действия;
− рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
− находить информацию в справочной литературе;
− сопоставлять информацию из разных источников.
− различать разные виды вопросов;
− выбирать необходимые виды вопросов в зависимости от цели сбора
информации;
− выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации;
− готовить план и текст публичного выступления;
− пользоваться паузами и интонированием для выделения смысловых частей
во время выступления, а также задавать вопросы к выступлениям других;
− готовить наглядные материалы к выступлению;
− использовать невербальных средств коммуникации.
− использовать в речи риторические приемы;
− задавать вопросы к речи;
− задавать вопросы разных видов;
− планировать основные шаги для организации публичной презентации
продукта;
− прогнозировать возможную реакцию аудитории на представляемый
продукт и способ его преподнесения;
− использовать наглядные материалы во время проведения презентации;
− определять из чего складывается бюджет проекта;
− объяснить, что значит проверить гипотезу;
− знать, какие существуют методы статистической проверки гипотез;
16

− объяснять, что такое генеральная совокупность, выборка, статистический
критерий проверки гипотез;
− знать, какие методы, для проверки каких гипотез могут применяться, и
какие для этого должны выполняться условия;
− знать типы измерительных шкал, их особенности и назначение;
− проектировать проверку гипотез разных типов;
− оформлять исследовательскую работу.
Воспитательный потенциал учебного курса «Индивидуальный проект»
реализуется через:
 максимальное использование воспитательных возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
 установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и
самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
 инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Введение в проектную деятельность.
1.1
Понятие проектно-исследовательской деятельности
Итого по разделу
Раздел 2. Разработка и реализация практических проектов.
2.1
Анализ и планирование ресурсов.
Начало проектирования – выбор темы и постановка
2.2
проблемы.
2.3
Разработка способа решения проблемы.
2.4
Методы поиска решения проблем.
Определение цели проекта и планирование ее
2.5
достижения
2.6
Описание и оформление практического проекта.
Итого по разделу
Раздел 3. Разработка и реализация исследовательских проектов.

3.1

Определение предмета и проблемы исследования.

Всего

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

4

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

www. researcher. ru
0

4

0

8

http://temagenerator. ru/

6

http://temagenerator. ru/

2
2

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

2

http://www. researcher. ru/

2
22

http://www. researcher. ru/
0

0

6

kspu. ptz.
ru/structur/kafedry/kafbotaniki/
metod_mat/mod2.htm

3.2

От проблемы к гипотезе.

4

kspu. ptz.
ru/structur/kafedry/kafbotaniki/
metod_mat/mod2.htm

3.3

Проектирование и планирование проверки гипотезы.

4

kspu. ptz.
18

ru/structur/kafedry/kafbotaniki/
metod_mat/mod2.htm

3.4

Описание исследовательского проекта.

Итого по разделу

kspu. ptz.
ru/structur/kafedry/kafbotaniki/
metod_mat/mod2.htm

4
0

18

0

Раздел 4. Основы риторики и публичное выступление
4.1

Как сделать публичное выступление успешным
(подготовительный этап).

4

http://www. researcher. ru/

4.2

Планирование публичного выступления.

6

http://www. researcher. ru/

4.3

«…Как слово наше отзовется». Взаимодействие с
аудиторией.

6

http://www. researcher. ru/

Итого по разделу

0

16

0

Раздел 5. Презентация продукта
5.1

Презентация как вид деловой коммуникации.

3

www. abitu.
ru/portfolio.1september. ru

5.2

Планирование и проведение презентации.

3

www. abitu.
ru/portfolio.1september. ru

Итого по разделу

6

Защита проектов, итоговое повторение

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

0

19

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

Понятие проекта. Виды проектов и
их особенности.

1

http://www. researcher. ru/

2

Понятие проекта. Виды проектов и
их особенности.

1

http://www. researcher. ru/

3

Этапы разработки и реализации проекта,
исследования, их составляющие.

1

http://www. researcher. ru/

4

Этапы разработки и реализации проекта,
исследования, их составляющие.

1

http://www. researcher. ru/

5

Определение и анализ признаков
ситуации в рамках текущего проекта.

1

http://www. researcher. ru/

6

Определение и анализ признаков
ситуации в рамках текущего проекта.

1

http://www. researcher. ru/

7

Понятие проблемы и требования к
Результату постановки проблемы.

1

http://www. researcher. ru/

8

Понятие проблемы и требования к
Результату постановки проблемы.

1

http://www. researcher. ru/

9

Выбор и постановка проблемы.

1

http://www. researcher. ru/

10

Выбор и постановка проблемы.

1

http://www. researcher. ru/

11

Выбор темы исследовательского проекта.

1

http://www. researcher. ru/

12

Выбор темы исследовательского проекта.

1

http://www. researcher. ru/
20

13

Определение предмета, объекта и гипотезы
исследования.

1

14

Определение предмета, объекта и гипотезы
исследования.

1

15

Понятие и характеристики способа решение
проблемы.

1

http://www. researcher. ru/

16

Понятие и характеристики способа решение
проблемы.

1

http://www. researcher. ru/

17

Методы, оценка и выбор способа
решения проблемы.

1

http://www. researcher. ru/

18

Методы, оценка и выбор способа
решения проблемы.

1

http://www. researcher. ru/

19

Понятие и определение цели проекта,
исследования.

1

20

Понятие и определение цели проекта,
исследования.

1

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

21

Понятие плана действий.

22

Понятие плана

23

Разработка бюджета проекта.

1

http://www. researcher. ru/

24

Разработка бюджета проекта.

1

http://www. researcher. ru/

25

Статистические методы проверки
гипотез и их выбор.

1

26

Статистические методы проверки
гипотез и их выбор.

1

http://www. researcher. ru/

1

http://www. researcher. ru/

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

21

27

Статистические методы проверки
гипотез и их выбор.

1

28

Статистические методы проверки
гипотез и их выбор.

1

29

Инструментальный метод.

1

http://www. researcher. ru/

30

Инструментальный метод

1

http://www. researcher. ru/

31

Анкетирование, интервьюирование.

1

http://www. researcher. ru/

32

Анкетирование, интервьюирование.

1

http://www. researcher. ru/

33

Эксперимент.

1

http://www. researcher. ru/

34

Эксперимент.

1

http://www. researcher. ru/

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

35

Организация работы с научной
Литературой.

1

36

Организация работы с научной
Литературой.

1

37

Знакомство с видами справочной
литературы, способы первичной обработки
информации.

38

Знакомство с видами справочной
литературы, способы первичной обработки
информации.

1

39

Правила работы с источниками информации.

1

http://www. researcher. ru/

40

Правила работы с источниками информации.

1

http://www. researcher. ru/

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

1
http://www. researcher. ru/

22

41

Понятие. Суждение. Умозаключение

1

http://www. researcher. ru/

42

Понятие. Суждение. Умозаключение

1

http://www. researcher. ru/

43

Доказательство. Опровержение.

1

http://www. researcher. ru/

44

Доказательство. Опровержение.

1

http://www. researcher. ru/

45

Язык, структура и стиль научноисследовательской работы.

1

46

Язык, структура и стиль научноисследовательской работы.

1

47

Титульный лист, оглавление и введение.

1

http://www. researcher. ru/

48

Титульный лист, оглавление и введение.

1

http://www. researcher. ru/

49

Требования к написанию основной части.
Таблицы и рисунки.

1

50

Требования к написанию основной части.
Таблицы и рисунки.

1

51

Требования к написанию.Заключения.

1

http://www. researcher. ru/

52

Требования к написанию.Заключения.

1

http://www. researcher. ru/

53

Список литературы, приложения.

1

http://www. researcher. ru/

54

Список литературы, приложения.

1

http://www. researcher. ru/

55

Работа с различными программами.

1

http://www. researcher. ru/

56

Работа с различными программами.

1

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

23

57

Критерии эффективного публичного
выступления. Этапы речи и их задачи. План
выступления.

58

Критерии эффективного публичного
выступления. Этапы речи и их задачи. План
выступления.

1

59

Заключительная часть выступления. Вопросы.
Аргументация. Дискуссия

1

60

Заключительная часть выступления. Вопросы.
Аргументация. Дискуссия

1

61

Невербальные средства. Наглядные материалы.

1

http://www. researcher. ru/

62

Невербальные средства. Наглядные материалы.

1

http://www. researcher. ru/

63

Типы, виды и формы презентации. Подготовка
и проведение презентации.

1

64

Типы, виды и формы презентации. Подготовка
и проведение презентации.

1

65

Типы, виды и формы презентации. Подготовка
и проведение презентации.

1

66

Оценка по эталону. Критерии и способы
оценки.

1

67

Оценка по эталону. Критерии и способы
оценки.

1

68

Защита индивидуального проекта.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

http://www. researcher. ru/
1
http://www. researcher. ru/

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/
http://www. researcher. ru/

0

24

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебное пособие для учащихся 7-11 классов «Проектная деятельность в
школе», автор-составитель: В.С. Лазарев. - Сургут,РИО СурГПУ, 2014;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМП и методические рекомендации ГБОУ ИРО Краснодарского края
«Индивидуальный образовательный проект», автор-разработчик Кулишов
В. В., к.п.н., доцент кафедры управления образовательными системами
ГБОУ ИРО Краснодарского края, ИРО, Краснодар, 2017 г.;
Учебный проект как средство формирования универсальных учебных
действий обучающихся: учебно-методическое пособие по организации
проектной и исследовательской деятельности обучающихся / авторсоставитель Е. Г. Мкртычян. – Армавир: РИО АГПУ, 2021. – 52 с.
Методическое пособие по преподаванию курса «Основы проектной
деятельности», авторы-составители: Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В.
Чуракова / под ред. проф. Е.Я. Когана – Самара: Издательство
«Учебная
литература», издательский дом «Федоров», 2020 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://obuchonok.ru/nachalnaya-shkola Обучонок/Обучающие
программы исследовательские работы учащихся (obuchonok.ru)
vernadsky.info —
сайт
Всероссийского
Конкурса
юношеских
исследовательских работ им. В. И. Вернадского
http://temagenerator. ru/ - Онлайн-конструктор генерирует темы
исследовательских работ для школьников
www. researcher. ru — Портал исследовательской деятельности
учащихся
www. issl. dnttm. ru — сайт журнала «Исследовательская работа
школьника»
www. konkurs. dnttm. ru обзор исследовательских и научно-практических
юношеских конференций, семинаров конкурсов.
www. abitu. ru/portfolio.1september. ru – фестиваль исследовательских и
творческих работ учащихся.
http://www. researcher. ru/ - Информационный Интернет-портал для
обеспечения исследовательской деятельности учащихся разработан.
25


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».