РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «К ТАЙНАМ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ» (ФГОС СОО-2022 с учетом ФОП СОО)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования администрации муниципального образования
город Армавир
МБОУ - СОШ № 14

РАССМОТРЕНО
руководитель ШМО
учителей гуманитарного
цикла
____________ Верлина О.К.
Протокол № 1
от «29» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УР

директор

_____________ Осипян К.В.

__________ Силин А.С.

Протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Приказ № 495/2.4.3
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса

«К тайнам русской словесности»
для обучающихся 10-11 классов

город Армавир, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «К тайнам русской словесности » на
уровне среднего общего образования составлена на основе требований к
результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой
распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной
части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«К тайнам русской словесности»
Рабочая программа элективного курса составлена на основе
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому
языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому
языку за курс средней школы. Элективный предмет имеет практическую
направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11
классе.
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки
учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю
(34 часа в год-68 часов 10-11 класс).
Элективный курс используется в качестве обобщающего учебного курса по
русскому языку для обучающихся 10-11 класса при подготовке к единому
государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на
знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в
основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление
теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков
выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам
средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает
использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА:
- освоение обучающимися 11 класса норм русского литературного языка,
- подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы
на более высоком качественном уровне,
- формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и
коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и
письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного
предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать
умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне,
позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать
положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом
способностей и языковой подготовки обучающихся.

МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение элективного курса в 10–11 классах среднего общего
образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 класс
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому
языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной
работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки
тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм.
Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая
норма
(нормы
ударения).
Причины
нарушения
орфоэпических
иакцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного
употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические
нормы
(словообразовательная,
морфологическая,
синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное
словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и
словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных
частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки
на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний.
Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое
как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное
предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования
слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с
однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы
примыкания.
Правильное
использование
деепричастного
оборота.
Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.
Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении
орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –
Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней.
Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное
написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении
пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом
предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при
обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в
предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном
сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в
сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с
разными видами связи.
11 класс
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный
анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация
микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей
и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных
стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология,
морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста,
его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства
лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения,
проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.
Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов
предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной
работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы
формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ
предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы
комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к
формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления
авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации.
Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ

письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности
приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное
членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их
предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к
точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые
недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений.
Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты освоения обучающимися элективного курса на
уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии
с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма,
гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде. Рабочая программа сформирована с учетом рабочей
программы воспитания.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных
произведений, написанных на русском языке;

готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с
их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с
традициями народов России.
4) эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том
числе словесного, творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении
творческих работ по русскому языку.
5) физического воспитания:
 сформированность
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;


потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе
изучения русского языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том
числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность
экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального характера экологических
проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий и предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по
русскому языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися
рабочей программы элективного курса у обучающихся совершенствуется
эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения
своего состояния, видеть направление развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;


саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать,
понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при
осуществлении коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения
с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и
разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского
опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего
образования
у обучающегося будут
сформированы
познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно
формулировать
и
актуализировать
проблему,
рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и
процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка,
функционально-смысловых типов, жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении
проектов по русскому языку;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с
учётом собственного речевого и читательского опыта.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в
том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и


применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями
и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать
параметры и критерии её решения, находить аргументы для
доказательства своих утверждений;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности,
освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду;
 выдвигать
новые
идеи,
оригинальные
подходы,
предлагать
альтернативные способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической,
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
 создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации
и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
 использовать
средства информационных и коммуникационных
технологий при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности;
 владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;

владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать
своё мнение, строить высказывание.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать
осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать
ответственность за результаты выбора;
 оценивать приобретённый опыт;
 стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знания; постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их
снижению;
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать
цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по их достижению: составлять план действий,
распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты
совместной работы;





оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие
способности и воображение, быть инициативным.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС

К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы элективного курса:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях
языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения;
лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные
ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных
лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых,
этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения
отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68
Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О
внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской
Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября
1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго),
знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе;
использовать эти знания в речевой практике.
Познакомиться с особенностями ЕГЭ по русскому языку, спецификацией
экзаменационной работы, кодификатором. Изучить демонстрационную версию,
критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Знать структуру и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификацию, правила
заполнения бланков ответов. Уметь ориентироваться в тестовом задании,
заполнять бланки ответов.
Знать основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в
прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен
существительных).
Уметь ставить ударение в наиболее часто встречающихся словах, работать с
орфоэпическим словарем. Познакомиться с причинами
нарушения

орфоэпических и акцентологических норм. Уметь предупреждать ошибки на
орфоэпическом уровне.
Знать определения понятий.
Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы,
антонимы, паронимы, стилистически окрашенную лексику (разговорную,
книжную), лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы,
жаргонизмы, профессионализмы, просторечную лексику), работать с толковы
словарем, словарями синонимов, антонимов, паронимов.
Знать лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота,
метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет,
фразеологизм.
Уметь находить тропы в тексте. Уметь работать с речевыми ошибками на
лексическом уровне, предупреждать их.
Знать синтаксические средства выразительности. Уметь находить
синтаксические средства в тексте. Знать лексические и синтаксические средства
выразительности.
Уметь находить синтаксические и лексические средства в тексте
Уметь использовать языковые нормы, литературный язык, нормированность
речи, типы норм, словари русского языка, словарь трудностей русского языка.
Знать грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая,
синтаксическая
нормы),
словообразовательные
нормы.
Способы
словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при
словообразовании и словообразовательном анализе.
Знать правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Уметь
выполнять морфологический анализ слова. Уметь определять грамматические и
речевые ошибки на морфологическом уровне, предупреждать их.
Знать синтаксические нормы. Уметь использовать лексическую
сочетаемость слов в словосочетаниях.
Знать виды предложений. Уметь находить грамматические (предикативные)
основы предложений, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения,
способы их выражения. Уметь разграничивать простое и сложное предложения,
использовать интонационные нормы, нормы согласования (правила согласования
слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с
определяемым словом); нормы управления. Знать построение предложений с
однородными членами, построение сложноподчиненных предложений. Уметь
пользоваться нормами примыкания. Правильно использовать деепричастный
оборот. Уметь использовать синтаксическую синонимию. Знать правила
преобразования прямой речи в косвенную, типичные ошибки при нарушении
синтаксических норм, их предупреждение.
Знать нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Уметь использовать алгоритмы при освоении орфографических правил.
Знать трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в
суффиксах различных частей речи; правописание корней; правописание
приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
настоящего времени;правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-

/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание
омонимичных слов и сочетаний слов).
Уметь использовать алгоритмы при освоении пунктуационных норм. Знать
трудные случаи пунктуации.
11 класс
Знать структуру и языковое оформление текста. Уметь анализировать
смысловую и композиционную целостность текста, последовательность
предложений в тексте. Уметь выполнять разноаспектный анализ текста. Уметь
использовать средства связи предложений в тексте, выделять основную и
дополнительную информацию микротекста. Уметь выполнять информационную
обработку письменных текстов различных стилей и жанров.
Знать функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Уметь предупреждать ошибки при определении типов речи.
Знать функциональные стили, их характеристику, специфику отдельных
стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология,
морфология, синтаксис). Уметь предупреждать ошибки при определении стиля
текста, его фрагментов.
Знать изобразительно-выразительные средства языка, выразительные
средства лексики и фразеологии; тропы, их характеристику; стилистические
фигуры.
Уметь работать с проблемой исходного текста. Уметь комментировать
авторскую позицию. Уметь аргументировать собственное мнение по проблеме.
Уметь сохранять смысловую цельность, речевую связность и
последовательность изложения. Знать логические ошибки, их характеристику и
уметь их предупреждать. Уметь соблюдать абзацное членение, знать типичные
ошибки в абзацном членении письменной работы, их уметь предупреждать.
Уметь использовать точность и выразительность речи, пользоваться речевой
культурой. Знать требования к точности и выразительности речи,
грамматический строй речи.
Уметь делать фоновое оформление работы. Исправлять фактические
ошибки, предупреждать их.
Знать этические нормы.
Уметь анализировать и редактировать образцы ученических сочинений,
редактировать собственные тексты.

№

1
2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС
Тема занятия
Кол-во
часов

Введение. Цели и задачи
Знакомство с демоверсией.

курса.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad004

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/fb
aacd7a

3

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aacef6

4
5
6
7
8
9
10
11
12
133
14
15

16

17

18

19

20

Лексика. Лексические нормы. Слова –
паронимы

1

Лексика. Лексические нормы. Слова –
паронимы.

1

Лексические выразительные
средства. Тропы.

1

Лексические выразительные
средства. Тропы.

1

Синтаксические средства
выразительности.

1

Синтаксические средства
выразительности.

1

Лексические средства, синтаксические
средства выразительности

1

Лексические средства, синтаксические
средства выразительности

1

Морфология.
Самостоятельные
служебные части речи.

и

1

Морфология.
Самостоятельные
служебные части речи.

и

Морфология.
Самостоятельные
служебные части речи.

и

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad004

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aacd7a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aacef6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aae0ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad220

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
e0ee

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad112

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad220

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aae0ee

Морфологические
нормы.
Грамматические ошибки, связанные с
их нарушением.
Морфологические
нормы.
Грамматические ошибки, связанные с
их нарушением.
Морфологические
нормы.
Грамматические ошибки, связанные с
их нарушением.
Синтаксические
нормы.
Грамматические ошибки, связанные с
их нарушением.
Орфографическая грамотность.
Использование алгоритмов при
освоении орфографических правил.
Трудные случаи русской орфографии
Орфографическая грамотность.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad464

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad6a8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad57c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad464

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbaa
d6a8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
aad57c

1

Библиотека ЦОК

21

22

23
24

25
26

27

28
29
30
31
32
33

34

Использование алгоритмов при
освоении орфографических правил.
Трудные случаи русской орфографии
Орфографическая грамотность.
Использование алгоритмов при
освоении орфографических правил.
Трудные случаи русской орфографии
Орфографическая грамотность.
Использование алгоритмов при
освоении орфографических правил.
Трудные случаи русской орфографии
Синтаксис. Предложение. Простое,
осложненное, сложное предложение.
Синтаксис. Предложение. Простое,
осложненное, сложное предложение.
Синонимия
синтаксических
конструкций.
Синтаксические
выразительные
средства. Стилистические фигуры.

https://m.edsoo.ru/fbaa
e53a

1

1

https://m.edsoo.ru/fb
aae65c

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
04e8

1

Пунктуация. Знаки препинания
сложноподчиненном предложении.

1

Пунктуация. Знаки препинания в
предложениях с разными видами
связи.
Пунктуация. Знаки препинания в
предложениях с разными видами
связи. Тестирование.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
04e8

Пунктуация. Знаки препинания в
простом предложении, осложненном
однородными
членами,
обособленными
определениями,
обстоятельствами, вводными словами.
Пунктуация. Знаки препинания в
простом предложении, осложненном
однородными
членами,
обособленными
определениями,
обстоятельствами, вводными словами.
Пунктуация. Знаки препинания в
сложносочиненном предложении.
Пунктуация. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении.
Пунктуация. Знаки препинания в
бессоюзном сложном предложении.
Пунктуация. Знаки препинания в
сложноподчиненном предложении.
в

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
04e8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
04e8

1

http://
www.gramma.ru

1

http://
www.gramma.ru

1

http://
www.gramma.ru

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
04e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
04e8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
04e8

1

11 класс
№

1

Тема занятия

Кол-во
часов

Текст. Стили и типы речи.

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
ab2982

Текст. Стили и типы речи.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
ab2af4

2
3

Композиция сочинения.
оценивания задания 27

Критерии

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
ab2982

Функционально-смысловые типы речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
ab2af4

4

Функционально-смысловые типы речи

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
ab2c48

5
6
7
8
9
10
11
12

13

14
15
16
17
18
19
20

Функциональные
характеристика

стили,

Функциональные
характеристика

стили,

их

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
ab2ea0

их

Изобразительно-выразительные
средства языка
Изобразительно-выразительные
средства языка
Виды проблем.
Виды проблем.
Позиция автора.
Отражение авторской позиции в
тексте. Требования к формулировке
позиции автора в письменной работе.
Отражение авторской позиции в
тексте. Требования к формулировке
позиции автора в письменной работе.
Способы
оформления
авторской
позиции в сочинении.
Способы
оформления
авторской
позиции в сочинении.
Комментарий авторской позиции.
Комментарий авторской позиции.
Способы
комментария
авторской
позиции.
Способы
комментария
авторской
позиции.
Аргументация собственного мнения по

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fb
ab3026

1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
318e

1

1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК

проблеме.
21
22
23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

https://m.edsoo.ru/fbab
318e

Аргументация собственного мнения по
проблеме.

1

Способы аргументации собственного
мнения.

1

Способы аргументации собственного
мнения.

1

Типы аргументов.
Типы аргументов.
Создание банка данных аргументов
Создание банка данных аргументов
Виды заключений к сочинению
Виды заключений к сочинению
Написание сочинения-рассуждения
Написание сочинения-рассуждения
Написание сочинения-рассуждения
Анализ
(самоанализ)
сочинениярассуждения
Анализ
(самоанализ)
сочинениярассуждения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
318e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
318e

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/fbab
318e

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Львова С. И. Русская орфография: самоучитель. — М.: Мнемозина
2. Школьные словари
3. Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. 5—11
классы. — М.: Мнемозина
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Опыт внедрения учебно-методического комплекта по русскому языку под
редакцией С. И. Львовой: сборник статей по итогам научно- практической
конференции/
под
ред.
С.
И.
Львовой.
—
М.:
Мнемозина.
2. Черепанова Л. В. Новые технологии в обучении русскому языку:
Языковой портфель школьника: методическое пособие для учителя. — М.:
Мнемозина.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка –
информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в
электронной форме

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для
учителей «Я иду на урок русского языка»
http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ
http://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной
форме
http://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования»


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».