Рабочая программа по учебному курсу Проектная и исследовательская деятельность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ-СОШ №14 МО города Армавир
от «30» августа 2024 года протокол № 1
Председатель ________ А.С. Силин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Уровень образования (класс): основное общее образование 9 класс
Количество часов: 34
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы
Осипян Кристина Вячеславовна, учитель МБОУ-СОШ № 14
Программа
разработана
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с
изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11
декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г.);
с учетом Федеральной образовательной программой основного общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18
мая 2023 г. № 370.

I.

Планируемые результаты изучения учебного курса
«Проектная и исследовательская деятельность»

Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в
части:
Патриотического воспитания и формирования российской
идентичности
- осознание российской гражданской идентичность (патриотизм,
уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной,
идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России,
осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа);
- осознание этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России);
- интериоризация гуманистических, демократических и традиционных
ценностей многонационального российского общества; проявление
интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края.
Гражданского воспитания
- готовность к освоению социальных норм, правил поведения, ролей и
форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
- формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся;
- включенность в непосредственное гражданское участие, готовность
участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами;
- идентификация себя в качестве субъекта социальных
преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской
деятельности;
- интериоризация ценностей созидательного отношения к
окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности
продуктивной
организации
совместной
деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как
равноправного
партнера,
формирование
компетенций
анализа,
проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений,

способов взаимовыгодного сотрудничества,
собственного лидерского потенциала).

способов

реализации

Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам:
• способность
к
нравственному
самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам,
взглядам людей или их отсутствию;
• знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их
основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве;
• сформированность представлений об основах светской этики,
культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;
• понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества;
• сформированность ответственного отношения к учению.
Эстетического воспитания (приобщение детей к культурному
наследию)
- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера:
• способность понимать художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции;
• сформированность основ художественной культуры обучающихся
как части их общей духовной культуры, как особого способа
познания жизни и средства организации общения;
• эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира;
• способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры;
• уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том
числе в понимании красоты человека;
• потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность
активного
отношения
к
традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и
личностно-значимой ценности.

Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного
познания)
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
- ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы
и общества; закономерностях развития языка; овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
Физического воспитания и формирования культуры здоровья
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде в процессе школьного языкового образования.
Трудового воспитания и профессионального самоопределения
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- готовность и способность осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, уважение к труду и
результатом трудовой деятельности.
Экологического воспитания
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к художественноэстетическому отражению природы), планирование поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
- умение точно и логично выражать свою точку зрения на экологические
проблемы.
Метапредметные результаты:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать
информацию,
содержащуюся
в
готовых
информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять
смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в
наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных
конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения
поставленной цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова
и соподчиненных ему слов;

 выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять
обстоятельства,
которые
предшествовали
возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять
определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять
причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в
ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить
объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя
или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия
заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный
анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек
зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или
самостоятельно полученными данными.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и

познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и
корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметные результаты
Предметные результаты изучения учебного курса «Проектная и
исследовательская деятельность» отражают:
- формирование навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
- формирование навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий
при решении различных задач, используя знания одного или нескольких
учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе
собранных данных, презентации результатов.
Выпускник научится:
 различать виды исследовательских работ;
 структурировать научно-исследовательскую работу;
 применять методы научного исследования;
 уметь работать с различными источниками информации;
 уметь обосновывать актуальность выбранной темы;
 уметь
составлять
индивидуальный
рабочий
план;
библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.
 выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской
работы.
 выступать с проектом и вести дискуссию по теме своей работы.

Выпускник получит возможность научиться:
 систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых
информационных объектах;
 выделять главную и избыточную информацию, выполнять
смысловое
свёртывание
выделенных
фактов,
мыслей;
представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) ив наглядно-символической форме (в виде
таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий —
концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
 заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Содержание учебного курса «Проектная и исследовательская
деятельность»

II.

I.

Начальный этап. Теоретические основы организации
проектной деятельности. (5ч)

Сущность и назначение проекта. Выбор предметной области. Выбор
темы, согласование ее с руководителем, обоснование ее актуальности.
Выявление интересов и знаний в области исследования, обсуждение
возникших идей, постановка проблемы, определение предмета и объекта
исследования. Структура содержания.
Введение. Определение цели и задач проекта, создание дневника
проекта. Правила оформления проектной работы.
II.

Основной этап. Подготовка текста пояснительной записки и
продукта деятельности (24ч)

Назначение пояснительной записки. Структура пояснительной
записки. Исходные данные ВПР. Введение (объект, предмет, цель, задачи,
методы, актуальность). Основная часть (теоретическая основа,
практическая часть). Виды результата (продукта) проектной деятельности.
Письменная работа. Творческая работа. Материальный объект.
Информационные материалы. Создание мультимедийной презентации.
Создание и редактирование графики и фото. Создание и редактирование
видео. Создание музыкальных и звуковых объектов.
Создание информационных публикаций. Формы и виды публикаций.
Отбор и систематизация нужной информации. Создание и редактирование
электронных таблиц. Использование программных средств для построения
диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов. Создание
веб-страниц и сайтов.
Поиск и анализ информации. Интернет-источники: электронные
библиотеки, электронные версии журналов и газет, тематические базы

данных,
энциклопедии,
справочники,
поисковые
системы.
Информационная безопасность.
Обработка и визуализация данных.Моделирование, проектирование.
Формулировка выводов по каждой поставленной задаче и общего
вывода. Обсуждение и подготовка материалов для выполнения конечного
продукта.
Заключение.
Список
используемой
литературы,
ресурсов.
Приложения.
III. Завершающий этап. Подготовка к защите. (5ч)
Оформление проектной работы. Способы представления продукта.
Стендовая защита. Подготовка тезисов доклада для презентации и защиты.
Правила создания и оформления презентации к докладу. Культура
выступления. Ведение дискуссии.
III. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Темы

Начальный
этап.
Теоретические
основы
организации
проектной
деятельности.
(5 ч.)

Сущность и
назначение
проекта. Выбор
предметной
области.
Выбор темы,
согласование ее с
руководителем,
обоснование ее
актуальности.
Выявление
интересов
и
знаний в области
исследования,
обсуждение
возникших идей,
постановка
проблемы,
определение
предмета
и
объекта
исследования.

Кол-во
часов

1

1

1

Основные виды
деятельности
обучающихся (на
уровне
универсальных
учебных действий)
Знать
и
понимать
назначение проектной
работы.
Уметь
выбирать
предметную область,
тему для создания
проекта.
Уметь
обосновывать
актуальность проекта.
Научиться определять
проблему
проекта,
предмет и объект своей
проектной работы.
Научиться
структурировать идеи и
формировать
содержание проекта.
Научиться постановке
цели и формулировке
задач проекта, знать
правила
оформления
проекта.

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Патриотическое
воспитание и
формирование
российской
идентичности,
гражданское
воспитание,
духовное и
нравственное
воспитание детей
на основе
российских
традиционных
ценностей,
эстетическое
воспитание
(приобщение
детей к
культурному
наследию),
физическое
воспитание и
формирование
культуры

Структура
содержания.

Введение.
Определение
цели и задач
проекта, создание
дневника
проекта. Правила
оформления
проектной
работы.
Назначение
Основной
пояснительной
этап.
записки.
Подготовка
Структура
текста
пояснительной пояснительной
записки.
записки и
продукта
деятельности.
Исходные данные
(24 ч.)
ВПР. Введение
(объект, предмет,
цель, задачи,
методы,
актуальность).
Основная часть
(теоретическая
основа,
практическая
часть).
Виды результата
(продукта)
проектной
деятельности.
Письменная
работа.
Творческая
работа.
Материальный
объект.
Информационные
материалы.
Создание
мультимедийной
презентации.
Создание и
редактирование
графики и фото.

здоровья,
трудовое
воспитание и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание..

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Понимать назначение
пояснительной
записки,
знать
ее
структуру.
Знать
содержание
введения,
понимать
назначение элементов
введения.
Понимать
разницу
между теоретической и
практической главами
основной части.
Знать
и
уметь
классифицировать
продукты
проектной
деятельности.
Знать
особенности
письменной работы и
классифицировать
творческие проекты.
Знать
понятие
материального объекта,
уметь
классифицировать
материальные объекты.
Знать
особенности
понятия
информационных
материалов.
Иметь навыки создания
мультимедийной
презентации,
знать
особенности
подачи
материала
в
презентации.
Научиться создавать и
редактировать объекты
графики и фото, уметь

Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности,
гражданское
воспитание,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,
эстетическое
воспитание
(приобщение
детей
к
культурному
наследию),
физическое
воспитание
и
формирование
культуры
здоровья,
трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.

Создание
и 1
редактирование
видео.
Создание
музыкальных и
звуковых
объектов.
Создание
информационных
публикаций.

1

1

Формы и виды 1
публикаций.
Отбор
и
систематизация
нужной
информации.
Создание и
редактирование
электронных
таблиц.
Использование
программных
средств для
построения
диаграмм,
графиков, блоксхем, других
графических
объектов.
Создание
вебстраниц и сайтов.

1

1

1

1

Поиск и анализ 1
информации.
Интернетисточники:
электронные
библиотеки,
электронные
версии журналов
и газет,
тематические
базы данных,
энциклопедии,
справочники,
поисковые
системы.

1

применять знания для
усовершенствования
проектной работы.
Научиться создавать и
редактировать
видео
материалы.
Уметь работать с аудио
файлами.
Знать
особенности
создания публикаций и
применять знания для
работы над проектом.
Классифицировать
формы
и
виды
публикаций.
Самостоятельно вести
отбор
и
систематизировать
информацию по теме
исследования.
Научится создавать и
редактировать
электронные таблицы,
применять на практике.
Научиться работать с
графическими
объектами,
знать
особенности каждого
графического объекта.
Уметь
создавать
самостоятельно
вебстраницы и сайты в
сети
интернет
для
качественного
выполнения проекта.
Учиться
самостоятельно
находить
и
анализировать
информацию
для
проектной работы.
Научиться
самостоятельно
работать с интернетисточниками, находить
нужную информацию
для проекта.
Уметь
различать
информацию
в
интернете,
отбирать
для работы только
проверенную
и
безопасную.

Завершающий
этап.
Подготовка к
защите ( 5 ч.)

Информационная
безопасность.

1

Обработка и
визуализация
данных.

1

Моделирование,
проектирование.

1

1
Формулировка
выводов
по
каждой
поставленной
задаче и общего
вывода.
1
Обсуждение и
подготовка
материалов для
выполнения
конечного
продукта.
1
Заключение.
Список
используемой
литературы,
ресурсов.
Приложения.
Оформление
1
проектной
работы

Способы
представления
продукта.
Стендовая
защита.
Подготовка
тезисов доклада
для презентации
и защиты.

1

1

Правила создания
1
и оформления
презентации к
докладу.

Самостоятельно
обрабатывать
имеющиеся материалы
проектной работы.
Умение
самостоятельно
смоделировать
конечный
результат
проекта.
Научиться
формулировать выводы
по
теме
проекта,
применяя
научные
термины.
Научиться планировать
общие
способы
обсуждения
и
подготовки материалов
для
выполнения
конечного продукта.
Знать и на практике
применять
знания
оформления
заключения,
списка
используемой
литературы, ресурсов,
приложений.

Знать
правила
оформления проектной
работы,
применять
знания
для
заключительного
редактирования
проекта.
Научиться построению
тезисов доклада во
время
стендовой
защиты проекта.
Научиться составлять
тезисы, опираясь на
содержание работы.
Знать и применять
правила создания и
оформления
презентации к докладу.
Знать и применять
правила
ведения

Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности,
гражданское
воспитание,
духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей,
эстетическое
воспитание
(приобщение
детей
к
культурному
наследию),

Культура
выступления.
Ведение
дискуссии.

1

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения учителей
гуманитарного цикла МБОУ-СОШ
№14 от «29» августа 2024 года №1
________________ О.К. Верлина

дискуссии на защите физическое
проекта.
воспитание
и
формирование
культуры
здоровья, трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение,
экологическое
воспитание.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
______________ К.В. Осипян
«30» августа 2024 г.


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».