Рабочая программа по ОРКСЭ 1-4 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ-СОШ№14 МО города Армавир
от «30» августа 2022 года протокол №1
Председатель _______ О.П. Ситникова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ
Уровень образования (класс) начальное общее образование 4 класс
Количество часов: 34
Учитель или группа учителей, разработчиков рабочей программы
Караулова Анна Николаевна, учитель МБОУ-СОШ №14
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06
октября 2009г. № 373, в редакции приказа Миробрнауки России от
11.12.2020 г. №712
с учетом примерной основной образовательной программы начального
общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1/15).
с учетом УМК Основы религиозных культур и светской этики. Сборник
рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / [А. Я. Данилюк, Т.В.Емельянова, О.Н.Марченко и др.]. – М.:
Просвещение, 2014.

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики»
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в
части:
Гражданского воспитания
формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности;
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Патриотического воспитания и формирования российской идентичности
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину.
Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание
ценности человеческой жизни; развитие навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Приобщения детей к культурному наследию (Эстетического воспитания)
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории
и культуре всех народов; развитие этических чувств как регуляторов
морального поведения.
Популяризации научных знаний среди детей (Ценности научного
познания)
развивать первоначальные представления о традиционных религиях народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре,
истории и современности, становлении российской государственности,
российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных
обязанностях, правах и свободах человека и гражданина в Российской
Федерации.
Физического воспитания и формирования культуры здоровья
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и
рефлексии.
2

Трудового воспитания и профессионального самоопределения
развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности.
Экологического воспитания
формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, а также находить средства её осуществления;
-формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
-определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
- готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание
их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- первоначальные представления об исторической роли традиционных религий
в становлении российской государственности;
3

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Планируемые результаты по учебным модулям.
Основы православной культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской
культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и
места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и
праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство,
отношение к труду и др.);
–ориентироваться в истории возникновения православной христианской
религиозной традиции, истории ее формирования в России;
–на примере православной религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
–излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
–соотносить нравственные формы поведения с нормами православной
христианской религиозной морали;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на
последующих уровнях общего образования.
Основы исламской культуры
Выпускник научится:
–раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники,
4

нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к
труду и др.);
–ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции,
истории ее формирования в России;
–на примере исламской религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
–излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
–соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской
религиозной морали;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей;
–устанавливать взаимосвязь между содержанием исламской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
–выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
–акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на
последующих уровнях общего образования.
Основы буддийской культуры
Выпускник научится:
–раскрывать содержание основных составляющих буддийской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники,
нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к
труду и др.);
–ориентироваться в истории возникновения буддийской религиозной традиции,
истории ее формирования в России;
–на примере буддийской религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
–излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
–соотносить нравственные формы поведения с нормами буддийской
религиозной морали;

5

–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей;
–устанавливать взаимосвязь между содержанием буддийской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
–выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
–акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на
последующих уровнях общего образования.
Основы иудейской культуры
Выпускник научится:
– раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры,
духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места,
сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники,
нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к
труду и др.);
–ориентироваться в истории возникновения иудейской религиозной традиции,
истории ее формирования в России;
– на примере иудейской религиозной традиции понимать значение
традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов,
российского общества, в истории России;
– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
–соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской
религиозной морали;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
–развивать
нравственную
рефлексию,
совершенствовать
моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей;
–устанавливать взаимосвязь между содержанием иудейской культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
–выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
6

–акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на
последующих уровнях общего образования.
Основы мировых религиозных культур
Выпускник научится:
–раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных
культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения,
ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы
отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к
труду и др.);
–ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций
православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;
–понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни
людей, семей, народов, российского общества, в истории России;
–излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в
жизни людей и общества;
–соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
традиционных для российского общества, народов России духовнонравственных ценностей;
–устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и
поведением людей, общественными явлениями;
–выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
–акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах
человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на
последующих уровнях общего образования.
Основы светской этики
Выпускник научится:
–раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к
природе, историческому и культурному наследию народов России, государству,
отношения детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая
мораль, этикет и др.);
–на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
–излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;
7

–соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
–устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики и
поведением людей, общественными явлениями;
–выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных
интересов сограждан;
–акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
2. Содержание учебного предмета
светской этики»

«Основы религиозных культур и

Учебный модуль «Основы православной культуры» 34 часа.
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного
христианства. Во что верят православные христиане. Добро и зло в
православной традиции. Культура и религия. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие
и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры» 34 часа.
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк
Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской
традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для
чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и
календарь. Ислам В России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама.
Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы буддийской культуры» 34 часа.
Россия — наша Родина.
8

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его
учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её
ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские
символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные
сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры» 34 часа.
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора —
главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского
народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев.
Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским
календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и
традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы религиозных культур народов России» 34 часа.
Россия — наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели.
Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек
в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные
заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.
Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность,
учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные
проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы светской этики» 34 часа.
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна
из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных
народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в
культуре
Отечества.
Трудовая
мораль.
Нравственные
традиции
предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие
нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
9

Характеристика основных содержательных линий
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в
многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную,
социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и
современного мира. Общая духовная основа многонационального народа
России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
-общая историческая судьба народов России;
-единое пространство современной общественной жизни, включающее
развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог
культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его
модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,
требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение
которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс,
осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом
образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур
народов России», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему
системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное
представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
-ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую
педагогическую
цель
—
воспитание
нравственного,
творческого,
ответственного гражданина России;
-педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе
содержания всех модулей учебного курса;
-системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также
между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский
язык, литература, история и др.);
-ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами,
обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной
ценностно-смысловой сферы младших подростков;
-единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса
и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно
раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной
культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а
также своей сопричастности к ним. Курс, раскрывающий основы религиозных
культур и светской этики, предлагался для изучения на переходной стадии от
10

начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в
учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между
двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной
стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты
предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной
школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе
изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными
идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России
происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и
настоящего.
Перечень творческих работ
Сочинение сказки «Зачем творить добро».
Сообщение на тему: «Пословицы о культуре поведения».
Сообщение по теме: «Русские святые-воины» (на примере Александра
Невского, Дмитрия Донского, Феодора Ушакова, Александра Суворова и др.)
Рисование открытки к празднику «Пасха».
Порядок изучения разделов и тем предмета «Основы религиозных культур и
светской этики» проводится с учетом используемого УМК.
3. Тематическое планирование предмета «Основы православной
культуры» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
Раздел

Колво
часов

Основы
34
православно
й культуры

Темы

Россия – наша
Родина.

Кол-во Основные виды деятельности
часов
обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
1
Знакомятся
с
историей
возникновения
и
распространения
православной
культуры.
Заочная
экскурсия
«Моя
Россия».

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности

Введение в
православную
духовную
традицию.

1

Изучают основы духовной Духовное
и
традиции православия.
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей

Особенности
восточного
христианства.

1

Дают определения основных Популяризация
понятий
православной научных знаний
культуры.
среди детей

11

Культура и
религия.

1

Во что верят
православные
христиане.

2

Учатся
устанавливать
взаимосвязь
между
религиозной (православной)
культурой
и
поведением
людей. Творческая работа.

Добро и зло в
православной
традиции.

2

Учатся
анализировать,
жизненные
ситуации,
выбирать
нравственные
формы
поведения,
сопоставлять их с нормами
религиозной культуры.

Золотое правило
нравственности

1

Знакомятся
с
описанием
основных
содержательных
составляющих
священных
книг, описанием священных
сооружений,
религиозных
праздников
и
святынь
православной культуры.

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)
Приобщение
детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

Любовь к
ближнему.

2

Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать
нравственные
формы
поведения,
сопоставлять их с нормами
религиозной
культуры
(православной и др.).

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание
Экологическое
воспитание

12

(Ценности
научного
познания)
Приобщение
детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей

Отношение к
труду.

2

Учатся приводить примеры
явлений
православной
традиции и светской культуры
и сравнивать их.

Долг и
ответственность.

2

Осуществлять
поиск
необходимой
информации
для выполнения заданий.

Милосердие и
сострадание.

1

Знакомятся
с
описанием
основных
содержательных
составляющих
священных
книг.

Православие в
России.

2

Знакомятся
с
развитием Популяризация
православной культуры в научных знаний
истории России.
среди детей
(Ценности
научного
познания)

Православный
храм.

1

Православные
святыни.

1

Учатся
толерантному
отношению к представителям
разных
мировоззрений
и
культурных традиций.

13

Трудовое
воспитание
и
профессионально
е
самоопределение
Физическое
воспитание
и
формирование
культуры
здоровья
Гражданское
воспитание
Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)
Гражданское
воспитание
Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание

Символический 4
язык
православной
культуры:
христианское
искусство (иконы,
фрески,
церковное пение,
прикладное
искусство).
Православный
1
календарь.

Учатся
описывать
религиозные
явления
православной
духовной
традиции и культуры.

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)

Учатся
устанавливать
взаимосвязь
между
религиозной (православной)
культурой
и
поведением
людей.

Популяризация
научных знаний
среди детей
(Ценности
научного
познания)
Приобщение
детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Экологическое
воспитание
физическое
воспитание
и
формирование
культуры
здоровья
Приобщение
детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
Патриотическое
ценностей
воспитание
и

Праздники.

2

Христианская
семья и её
ценности.

2

Учатся приводить примеры
явлений
православной
традиции и светской культуры
и сравнивать их.

Любовь и
уважение к
Отечеству.

1

Осуществляют
поиск
необходимой информации для
выполнения
задания. формирование
Творческая работа.
российской
идентичности

14

Патриотизм
4
многонациональн
ого и
многоконфессион
ального народа
России.
Итого:

Участвуют в диспутах: учатся
слушать
собеседника
и
излагать своё мнение.
Готовят
сообщения
по
выбранным темам.

Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности
Гражданское
воспитание

34

Таблица тематического распределения количества часов по модулю
«Основы исламской культуры»

Раздел

Кол-во
часов

Основы 34
исламской
культуры

Темы

Россия – наша
Родина.

Кол- Основные виды деятельности Основные
во обучающихся
(на
уровне направления
часов универсальных
учебных воспитательной
действий)
деятельности
1

Знакомится
с
возникновения
распространения
культуры.

1

Изучает основы
традиции ислама.

Введение в
исламскую
духовную
традицию.
Культура и
религия.

2

Пророк
Мухаммед –
образец
человека и
учитель
нравственности
Столпы
ислама
в исламской
и
исламской
традиции.
этики.

2

2

историей Патриотическое
и воспитание
исламской формирование
российской
идентичности

и

и
духовной Духовное
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Осуществляет
поиск Популяризация
знаний
необходимой информации для научных
среди
детей
выполнения задания.
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
культурному
Дают определения основных кПопуляризация
наследию знаний
понятий исламской культуры. научных
среди детей
Учатся
устанавливать (Эстетическое
воспитание)
(Ценности
взаимосвязь
между
религиозной
(исламской)
культурой и поведением людей.
и
Знакомятся
с
описанием Духовное
нравственное
основных
содержательны
составляющих
священных воспитание детей

15

книг, описанием священных
сооружений,
религиозных
праздников
и
святынь
исламской культуры.

2

Знакомится
с
описанием Популяризация
священных
сооружений, научных
знаний
святынь исламской культуры. среди детей
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

3

Знакомится
с
описанием
основных
содержательных
составляющих
священных
книг.

2

Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать
нравственные
нормы
поведения,
сопоставления их с нормами
религиозной
культуры
(исламской).

2

Учатся
толерантному
отношению к представителям
разных
мировоззрений
и
культурных традиций

Обязанности
мусульман.

Для чего
построена и как
устроена мечеть.

Мусульманское
летоисчисление
и календарь.

Ислам в России.

Семья в исламе.

на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей

1

16

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
Трудовое
воспитание
и
Экологическое
профессиональное
воспитание
самоопределение
Физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья
Гражданское
воспитание
Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)

3
Нравственные
ценности
ислама.
Праздники
исламских
народов России:
их
Праздники
происхождение.
исламских
народов России:
особенности их
проведения.

2

Искусство
ислама.

2

2

1
Любовь и
уважение к
Отечеству.
Патриотизм
многонациональ
ного и
многоконфессио
нального народа
России.

Итого: 34

4

Учатся описывать различные
явления исламской духовной
традиции и культуры. Излагают
своё мнение по поводу
значения исламской культуры в
жизни людей, общества.
Учатся
устанавливать
взаимосвязь
между
религиозной
(исламской)
культурой
и
поведением
людей.

Гражданское
воспитание
Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Популяризация
Духовное
и
научных
нравственноезнаний
среди
детей детей
воспитание
(Ценности
на
основе
научного
познания)
российских
Духовное
и
традиционных
нравственное
ценностей
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
Духовное
и
ценностей
нравственное
Гражданское
воспитание детей
воспитание
на
основе
российских
традиционных

Знакомятся
с
развитием
исламской культуры в истории
России.
Учатся приводить
примеры явлений исламской
(или
другой
религиозной)
традиции и светской культуры
и сравнивать их.
Участвует в диспутах: учится Популяризация
знаний
слушать
собеседника
и научных
среди детей
излагать своё мнение.
(Ценности
научного познания)

Учатся готовить сообщения по Популяризация
выбранным темам.
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Экологическое
воспитание
физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья

17

Таблица тематического распределения количества часов по модулю
«Основы буддийской культуры»

Раздел

Кол-во
часов

Основы 34
буддийской
культуры

Темы

Россия – наша
Родина.

Кол- Основные
виды
во деятельности
часов обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
1 Знакомятся с развитием
буддийской культуры в
истории России.

Введение в
буддийскую
духовную
традицию.
Культура и
религия.

1

Будда и его учение.

1

Буддийские святые.
Будды.
Семья в буд-

1

дийской культуре и
её ценности.
Буддизм в России.

2

2

1
2

Человек в
буддийской
картине мира.

Буддийские
символы. риБуддийские
туалы.
Буддийские
святыни.

Знакомятся с историей
возникновения
и
распространения
буддийской культуры.
Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать
нравственные
формы
поведения,
сопоставляя их с нормами
религиозной
культуры
Изучают
основы
духовной
(буддийской и др.).
традиции буддизма.
Дают
определения
основных
понятий
буддийской культуры.
Учатся
устанавливать
взаимосвязь
между
религиозной (буддийской)
культурой и поведением
людей.

2
2
2

18

Знакомятся с описанием
основных содержательных
составляющих священных
книг,
описанием

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности
Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
Популяризация
ценностей
научных
знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)
Приобщение детей к
культурному
Популяризация
наследию
научных
(Эстетическое знаний
среди
детей
воспитание)
Духовное
и
(Ценности
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
Популяризация
ценностей
научных
знаний
Гражданское
Духовное
и
среди
детей
воспитание
нравственное
(Ценности научного
Духовное
и
воспитание детей на
познания)
нравственное
основе
российских
Приобщение
детей к
воспитание
детей на
традиционных
культурному
основе
российских
ценностей
наследию
традиционных
Гражданское
(Эстетическое
ценностей
воспитание
воспитание)
Экологическое
воспитание
Трудовое
воспитание
и
Гражданское
профессиональное
воспитание
самоопределение
Гражданское
Популяризация
Физическое
воспитание
научных
знаний
воспитание
и
Популяризация
среди детей
формирование
научных
знаний
(Ценности научного
культуры
здоровья
среди
детей
познания)
(Ценности научного
познания)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе российских

Буддийские
священные
сооружения.

2

2
Буддийский храм.

2
Буддийский
календарь.

священных
сооружений,
религиозных праздников и
святынь
буддийской
культуры.
Учатся приводить примеры
явлений буддийской (или
другой
религиозной)
традиции
и
светской
культуры и сравнивать их.

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
Духовное
и
Осуществляют
поиск ценностей
Гражданское
необходимой информации нравственное
воспитание
для выполнения заданий. воспитание детей на
основе российских
традиционных
Учатся
описывать Популяризация
знаний
различные
явления научных
среди
детей
буддийской
духовной
(Ценности научного
традиции и культуры.
познания)

Праздники в
буддийской
культуре.

2

Искусство в
буддийской
культуре.

1

Излагают своё мнение по
поводу
значения
буддийской культуры в
жизни людей, общества.

2

Учатся
толерантному
отношению
к
представителям
разных
мировоззрений
и
культурных традиций.
Участвуют в диспутах:
учатся
слушать
собеседника и излагать
своё
мнение.
Готовят
сообщения по выбранным
темам (теме).

Любовь и уважение
к Отечеству.
Патриотизм
многонациональног
ои
многоконфессиона
льного народа
России.

4

19

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)
Приобщение детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Экологическое
воспитание
физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья
Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности
Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе российских
традиционных
ценностей

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности научного
познания)
Приобщение детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Итого:

34

Таблица тематического распределения количества часов по модулю
«Основы иудейской культуры»

Раздел
Основы
иудейской
культуры

Колво
часов

34

Темы

Россия – наша
Родина.

Кол- Основные
виды
во деятельности
часов обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)
1 Знакомятся с развитием
иудейской культуры в
истории России.

1
Введение в
иудейскую
духовную
традицию.
Культура и религия.

2

20

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности
Знакомятся с историей Духовное
и
возникновения
и нравственное
распространения
воспитание детей
иудейской культуры.
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Изучают основы духовной
традиции иудаизма. Дают
определения
основных
понятий
иудейской
культуры.

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)

Тора — главная
книга иудаизма.

1

Классические
тексты иудаизма.

1

Патриархи
еврейского народа.

2
1

Пророки и
праведники в
иудейской
культуре.

2

Храм в жизни
иудеев.

21

Знакомятся с описанием Популяризация
основных содержательных научных
знаний
составляющих священных среди детей
книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных праздников и
святынь
иудейской
культуры.
Духовное и
нравственное
воспитание детей
на основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Учатся
устанавливать
взаимосвязь
между
религиозной (иудейской)
культурой и поведением Популяризация
научных
знаний
людей.
среди детей
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Учатся
анализировать Духовное
и
жизненные
ситуации, нравственное
выбирать
нравственные воспитание детей
формы
поведения, на
основе
сопоставляя их с нормами российских
религиозной
культуры традиционных
(иудейской и др.).
ценностей
Гражданское
воспитание
Экологическое
воспитание

Назначение
синагоги и её
устройство.

2

Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение
Физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья

2

Гражданское
воспитание
Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)

Суббота (Шабат) в
иудейской
традиции.

Иудаизм в России.

2

Учатся
описывать
различные
явления
иудейской
духовной
традиции и культуры.

2

среди детей
(Ценности
научного познания)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание

Традиции иудаизма
в повседневной
жизни евреев.

Ответственное
принятие
заповедей.

Гражданское
воспитание
Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
Популяризация
ценностей
научных
знаний

2

22

Осуществляют
поиск
необходимой информации
для выполнения заданий.

Еврейский дом.
Знакомство с
еврейским
календарём: его
устройство и
особенности.

2

Учатся
приводить
примеры
явлений
иудейской (или другой
религиозной) традиции и
светской
культуры
и
сравнивать их.

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных

Еврейские
праздники: их
история и
традиции.

2

Излагают своё мнение по
поводу значения иудейской
культуры в жизни людей,
общества.

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)

Ценности семейной
жизни в иудейской
традиции.

1

2
Любовь и уважение
к Отечеству.
Патриотизм
многонационального и
многоконфессиона
льного народа
России.

4

Итого: 34

23

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Экологическое
воспитание
физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья
Учатся
толерантному
отношению
к
представителям
разных
мировоззрений
и
культурных традиций.
Участвуют в диспутах:
учатся
слушать
собеседника и излагать
своё мнение. Готовят
сообщения по выбранным
темам (теме)

Патриотическое
воспитание
и
формирование
российской
идентичности
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей

Таблица тематического распределения количества часов по модулю
«Основы религиозных культур народов России»
Кол-во
часов

Темы

Раздел

34
Основы
мировых
религиозных
культур

Россия – наша
Родина.

Кол- Основные
виды
во
деятельности
часов обучающихся (на уровне
универсальных учебных
действий)

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1

Знакомятся с развитием Патриотическое
различных
религиозных воспитание
культур в истории России. формирование
российской
идентичности

1

Знакомятся с историей
возникновения
и
особенностями
религиозных культур.

Древнейшие
верования.

2

Изучают основы разных
религиозных традиций.

Религии мира и
их основатели.

1

Священные книги
религий мира.

1

Дают
определения
основных
понятий
религиозной культуры.
Знакомятся с описанием
основных содержательных
составляющих священных
книг,
описанием
священных
сооружений,
религиозных праздников и
святынь.

Культура и
религия

1
Хранители предания в религиях
мира.

24

и

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей

2

Человек в
религиозных
традициях мира.

Священные
сооружения.

Учатся
устанавливать
взаимосвязь
между
религиозной культурой и
поведением людей.

1

Трудовое
воспитание
и
профессиональное
самоопределение
Физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья

2
Искусство в
религиозной
культуре.

Религии России.

2

2

Религия и мораль.

25

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание
Экологическое
воспитание

Учатся
анализировать
жизненные
ситуации,
выбирать
нравственные
формы
поведения,
сопоставляя их с нормами
религиозной
культуры
разных традиций.

Гражданское
воспитание
Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Гражданское
воспитание
Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей

1

Нравственные
заповеди в
религиях мира.

. Излагают своё мнение по
поводу
значения
религиозных традиций в
жизни людей, общества.

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание

Учатся
сравнивать
различные
религиозные
традиции,
явления
духовной культуры.

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных

2
Религиозные
ритуалы.
Обычаи и обряды.

2

Религиозные
ритуалы в
искусстве.

1

1

Учатся
приводить
примеры явлений разных
религиозных традиций и
светской
культуры
и
сравнивать.

2

Осуществляют
поиск Патриотическое
необходимой информации воспитание
для выполнения заданий. формирование
российской
идентичности

Календари
религий мира.

Праздники в религиях мира.

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)

26

Популяризация
научных
знаний
среди детей
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Экологическое
воспитание
физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья
и

Семья, семейные
ценности.

1

Долг, свобода,
ответственность,
учение и труд.

1

Милосердие,
забота о слабых,
взаимопомощь,
социальные
проблемы
общества и
отношение к ним
разных религий.

2

Любовь и
уважение к
Отечеству.

1

Учатся
толерантному
отношению
к
представителям
разных
мировоззрений
и
культурных традиций.

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание
Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
ценностей

Патриотизм
многонационального и
многоконфессион
ального народа
России.

4

Участвуют в диспутах:
учатся
слушать
собеседника и излагать
своё мнение. Готовят
сообщения по выбранным
темам (теме).

Патриотическое
воспитание
формирование
российской
идентичности

Итого:

34

27

Учатся
толерантному
отношению
к
представителям
разных
мировоззрений
и
культурных традиций.

Духовное
и
нравственное
воспитание детей
на
основе
российских
традиционных
Популяризация
ценностей
научных
знаний

среди детей
(Ценности
научного познания)
Приобщение детей
к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Осуществляют
поиск Популяризация
необходимой информации научных
знаний
для выполнения заданий. среди детей

и

Таблица тематического распределения количества часов по модулю
«Основы светской этики».

Раздел
Основы
светской
этики

Кол-во
часов

34

Кол- Основные
виды
во
деятельности
часов обучающихся
(на
уровне
универсальных
учебных действий)
Россия — наша 1 Учатся
толерантному
Родина.
отношению
к
представителям
разных мировоззрений
и
культурных
традиций.
Темы

Культура и
мораль.

2

Этика и её
значение в жизни
человека.

2

Праздники как
одна из форм
исторической
памяти.

2

Образцы
нравственности в
культурах разных
народов.

2

Государство и мораль гражданина.

1
28

Основные
направления
воспитательной
деятельности
Патриотическое
воспитание
формирование
российской
идентичности

и

Знакомятся
общественными
нормами
нравственности
морали.

с Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
и основе
российских
традиционных
ценностей
Знакомятся
с Популяризация
основными
научных знаний среди
определениями
детей
понятий
этики, (Ценности научного
культуры, морали.
познания)
Приобщение детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Осуществляют поиск Популяризация
необходимой
научных знаний среди
информации
для детей
выполнения заданий.
Знакомятся с историей
развития
представлений
человечества о морали
и нравственности.

Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание
Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей

Образцы
нравственности в
культуре
Отечества.

2

Трудовая мораль

1

Знакомятся
со
взаимосвязями между
культурой,
моральными
традициями
и
поведением людей.

Популяризация
научных знаний среди
детей
(Ценности научного
познания)
Приобщение
детей ик
Духовное
культурному
нравственное
наследию детей на
воспитание
(Эстетическое
основе
российских
воспитание)
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание
Экологическое
воспитание
Трудовое воспитание
и профессиональное
самоопределение
Физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья

Анализируют
моральные и этические
требования,
предъявляемые
к
человеку в светской
культуре и различных
культурных, в том
числе
религиозных
традициях.

Гражданское
воспитание
Популяризация
научных знаний среди
детей
(Ценности научного
познания)

2
Нравственные
традиции
предприниматель
ства.
Что значит быть
нравственным в
наше время?

2

2

Высшие
нравственные
ценности, идеалы,
принципы
морали.

29

Гражданское
воспитание
Популяризация
научных знаний среди
детей
(Ценности научного
познания)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей

2

Анализируют
важность соблюдения
человеком
нравственных
и
моральных норм.

Нормы морали.

2

Учатся
сравнивать
явления
светской
культуры, искусства и
различные
религиозные традиции.

Этикет.

2

Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных

Образование как
нравственная
норма.

2

Излагают своё мнение
по поводу значения
этических норм, норм
морали
и
нравственности
в
жизни
людей,
общества.

Методы
нравственного
самосовершенствования.

1

Знакомятся
с
примерами проявления
высокой
нравственности
в
повседневной жизни, в
истории,
в
произведениях
литературы
и
искусства.

Популяризация
научных знаний среди
детей
(Ценности научного
познания)
Приобщение детей к
культурному
наследию
(Эстетическое
воспитание)
Экологическое
воспитание
физическое
воспитание
и
формирование
культуры здоровья

Методика
создания морального кодекса
в школе.

30

Популяризация
научных знаний среди
детей
(Ценности научного
познания)
Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей
Гражданское
воспитание

Популяризация
научных знаний среди
детей
(Ценности научного
познания)

Любовь и
уважение к
Отечеству.

2

Учатся анализировать
жизненные ситуации,
выбирать
нравственные формы
поведения,
сопоставляя
их
с
нормами
разных
культурных традиций.

Патриотическое
воспитание
формирование
российской
идентичности

Патриотизм
многонационального и
многоконфессион
ального народа
России.

4

Участвуют в диспутах:
учатся
слушать
собеседника и излагать
своё мнение. Готовят
сообщения
по
выбранным
темам
(теме)

Духовное
и
нравственное
воспитание детей на
основе
российских
традиционных
ценностей

Итого:

34

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического
объединения учителей начальных
классов МБОУ-СОШ №14
от «26 » августа 2022 года №1
___________Т.В. Чернышова

Заместитель директора по УР
___________ К.В.Осипян
«26 » августа 2022 года

31

и

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».