Муниципальное образование город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 (МБОУ-СОШ №14) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ № 14 протокол от 30.08.2024 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ-СОШ №14 от 30.08.2024 г. № 484/ 2.4.3 ________________ А.С. Силин Положение по написанию, оформлению и защите итоговых индивидуальных проектов выпускниками основного общего образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении– средней общеобразовательной школе № 14 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы является защита итогового индивидуального проекта. Итоговый индивидуальный проект – это специально организованная деятельность обучающихся в рамках одного или нескольких учебных предметов, областей с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть: а) письменная работа (эссе, рассказ, сказка, стихотворение, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, буклет, словарь, пакет рекомендаций, справочник, заочная экскурсия, аннотация, рецензия, литературный календарь); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации, газета, журнал, коллекция, модель, путеводитель); в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, веб-сайт, блог, виртуальная экскурсия, видеоролик; г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. Продукт проекта может быть как материальным (отчуждаемый от проекта), так и нематериальным (представлен в письменном виде). В ходе реализации индивидуального проекта обучающиеся создают проектную работу (продукт и пояснительную записку), готовят её презентацию и защиту. Итоговый индивидуальный проект может основываться на обобщении выполненных ранее исследовательских работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период обучения на уровне основного общего образования. Процесс написания итогового индивидуального проекта включает в себя ряд этапов: СЕНТЯБРЬ выбор предмета или предметной области; назначение научного руководителя; выбор темы, согласование ее с руководителем, обоснование ее актуальности; ОКТЯБРЬ формирование плана-задания работы; сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме; составление библиографии, ознакомление с законодательными актами, нормативными документами и другими источниками, относящимися к теме ра- боты; НОЯБРЬ написание введения; формулирование основных теоретических положений; составление плана изготовления продукта; ДЕКАБРЬ создание продукта или написание письменной работы; предварительная защита (3-5 мин); ЯНВАРЬ написание заключения; оформление приложений; предоставление руководителю готовой работы; ФЕВРАЛЬ корректировка содержания и оформления пояснительной записки, продукта по замечаниям руководителя; составление отзыва руководителем на работу; МАРТ представление завершенного итогового индивидуального проекта (пояснительная записка, продукта, отзыва руководителя) в методическое объединение; техническая экспертиза и получение допуска к защите; подготовка тезисов доклада для презентации и защиты; АПРЕЛЬ защита итогового индивидуального проекта на заседании экспертной комиссии (5-7 мин). Обучающийся несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов проведенного исследования. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Проверку созданного продукта на уникальность осуществляет научный руководитель. Доля авторского текста в письменных работах не должна быть менее 30 %. 2. ВЫБОР ТЕМЫ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Обучающемуся предоставляется право выбора предмета (предметной области) и темы итогового индивидуального проекта. При выборе темы обучающийся руководствуется примерным перечнем тем итоговых индивидуальных проектов, утвержденным на школьном методическом объединении. Тема работы должна быть сформулирована стилистически грамотно, определять чёткие рамки рассматриваемого вопроса. Обучающийся может предложить свою итогового индивидуального проекта работы по соответствующему предмету. Для организации работы обучающегося над итоговым индивидуальным проектом назначается научный руководитель из числа высококвалифицированных педагогов в области, касающейся тематики проекта. По согласованию могут быть привлечены другие педагоги в качестве консультантов по разработке отдельных вопросов работы. Научный руководитель: выдает обучающемуся план-задание на итоговый индивидуальный проект; разрабатывает вместе с обучающимся календарный график выполнения итогового индивидуального проекта; рекомендует выпускнику литературу, справочные и архивные материалы, другие материалы по теме итогового индивидуального проекта; проводит консультации по расписанию, в рамках учебного предмета «Проектная и исследовательская деятельность» и (или) в рамках курса внеурочной деятельности; осуществляет техническую экспертизу текста, на плагиат; проверяет выполнение работы (по частям и в целом), при необходимости вносит коррективы, указывает на теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки, помогает их исправить. Следует иметь в виду, что научный руководитель не является соавтором итогового индивидуального проекта. На различных стадиях подготовки и выполнения итогового индивидуального проекта задачи научного руководителя изменяются: - на первом этапе подготовки научный руководитель консультирует в выборе темы, составляет план-задание работы и дает рекомендации по списку литературы; - в ходе выполнения работы научный руководитель является оппонентом, указывая выпускнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.д. и рекомендует, как их лучше устранить; - при подготовке к предварительной защите и итоговой защите научный руководитель представляет отзыв о работе, консультирует в подготовке выступления, презентаций, демонстраций и пр. Выбранные темы и закреплённые за обучающимися научные руководители утверждаются приказом руководителя образовательной организации. Итоговый индивидуальный проект не может выполняться несколькими обучающимися. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Итоговый индивидуальный проект вне зависимости от цели и подхода при проектировании имеет следующую структуру: ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ПЛАН-ЗАДАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОДУКТ ПРИЛОЖЕНИЯ ЛИСТ ДОПУСКА К ЗАЩИТЕ ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ Указанные элементы (кроме приложений) являются обязательными для всех работ и сшиваются в один документ. Титульный лист итогового индивидуального проекта оформляется по образцу (Приложение 1). После титульного листа вшивается план-задание (Приложение 2). Пояснительная записка имеет строгую структуру и оформляется по образцу (Приложение 3). Излагать материал в итоговом индивидуальном проекте следует четко, ясно, применяя научную терминологию, избегая общеизвестных положений, имеющихся в учебниках и учебных пособиях. Пояснять надо только малоизвестные или разноречивые понятия, делая ссылку на авторов, высказывающих разные мнения по одному и тому же вопросу. Стиль речи определяется выбранным жанром работы. Местоимение «я» в научных работах не употребляется. При изложении собственных взглядов автора следует использовать такие выражения, как «по мнению автора», «по нашему мнению», «автор считает» и т.д. Объем итогового индивидуального проекта, как правило, составляет 20-30 страниц компьютерного текста через 1,5 интервал. Объем приложений не ограничивается. ВВЕДЕНИЕ (общим объемом не более 2 стр.) должно содержать общие сведения о проекте, его краткую характеристику. В нем необходимо отразить актуальность выбранной темы, которая может рассматриваться в связи с недостаточной научной разработанностью проблемы, её объективной сложностью для изучения и информационной ценностью материала, а также показать, почему заявленная тема представляет научный интерес и/или практическое значение. Во введении указывается гипотеза (при наличии), цель и задачи, решаемые в работе для её достижения, используемые методы исследования, а также описывается структура работы. Цель формулируется, исходя из выбранной темы, определяет то, ради чего создаётся работа (например, изучение особенностей …, интерпретация дискурса …, анализ и описание …). К числу задач, решаемых в работе можно, например, отнести: изучить (рассмотреть, описать) предметную область (предмет, объект исследования, литературу по исследуемой теме); обработать информацию, определяющую необходимость разработки данного проекта (провести анализ, определить признаки, раскрыть сущность, описать, охарактеризовать, определить особенности, рассмотреть аспекты, определить роль); провести исследование (разработать стратегию, показать новые способы, сопоставить, подтвердить, предложить, раскрыть сущность, подобрать материал, создать модель, собственный подход, приём и т.п.); сформулировать вывод; обосновать выбор проектных решений (обосновать эффективность, целесообразность, актуальность предложенных решений); и т.п. Затем во введении указывается объект и предмет исследования, методы, используемые для решения поставленных задач (анализ, синтез, аналогия, дедукция, индукция, обобщение, классификация, моделирование, практические (эмпирические), наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.). Описывается структура работы. Тема итогового индивидуального проекта раскрывается в ОСНОВНОЙ ЧАСТИ. В основной части рекомендуется рассмотреть: - теоретические основы проблемы; - процесс решения проблемы (анализ существующих решений); - направления повышения эффективности деятельности в соответствующей области; - прикладные аспекты решения исследуемой темы; - собственное мнение автора по заявленной проблеме. Формулировки глав итогового индивидуального проекта должны быть краткими и, как правило, состоять из одного предложения. Количество глав строго не регламентируется. Основная часть итогового индивидуального проекта по тематике, связанной с научно-обоснованным решением практической задачи, может содержать 2 главы: теоретическую часть и опытно-экспериментальную (практическую) часть. Теоретическая глава должна включать характеристику и анализ предметной области, актуальность и место решаемой задачи. Должна быть проанализирована литература и информация, полученная с помощью глобальных сетей, и сделан вывод о необходимости исследования. Теоретическая часть итогового индивидуального проекта должна завершаться постановкой задачи или комплекса задач. Задачи определяют и конкретно описывают выбранные объемы, методы и средства по достижению цели на модели или конкретном материале. В опытно-экспериментальной (практической) главе анализируются используемые средства разработки проекта (проектирование базы данных и оболочки). Могут быть представлены практические результаты, полученные в результате экспериментов, опросов … Должна быть разработана структура, система, модель, алгоритм функционирования, описание процесса, сформулирован и проиллюстрирован собственный вывод. Практическая часть работы может быть представлена в качестве творческой работы или материального объекта. Каждая глава заканчивается выводами, обобщающими все рассматриваемые теоретические положения и результаты проводимых экспериментов. В ЗАКЛЮЧЕНИИ синтезируется суть работы по главам, подводятся итоги решения поставленных в ней задач, обобщаются полученные результаты, формулируются самостоятельные выводы, опирающиеся на приведённые в основной части факты. Автор сообщает о достижении поставленной цели, оценивается полнота решения поставленных задач. Обозначаются границы применения результатов, намечаются направления развития темы и пути продолжения исследования. Заключение должно содержать все новое и существенное, что составляет итог исследования и выносится на защиту. Примерный объем заключения 2-3 страницы. В заключении, так же, как и во введении, не допускается наличие таблиц, графиков, ссылок на литературу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ должен содержать расположенный по алфавиту перечень использованных в процессе работы над итоговым индивидуальным проектом различных библиографических и информационных источников количеством не менее 10 позиций. Должно быть уделено внимание использованию современных информационных источников. Не менее 20% источников должны иметь срок издания не позднее 5 лет от года защиты работы. Оформление организуется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.11-2011. ПРИЛОЖЕНИЕ – это часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимым для более полного освещения темы. Приложения нумеруют в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа, в правом верхнем углу которого пишется слово «Приложение» с указанием порядкового номера и тематический заголовок с новой строки посередине страницы. В приложение могут выноситься: схемы; примеры, иллюстрации; формы первичных и результатных документов; и др. После приложений помещается лист допуска к защите (Приложение 4), отзыв руководителя (Приложение 5), лист оценивания итогового индивидуального проекта (Приложение 6), лист экспертизы (Приложение 7). Лист оценивания итогового индивидуального проекта и лист экспертизы заполняется членами комиссии после итоговой защиты работы. 4. ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Все части итогового индивидуального проекта после согласования окончательного варианта с научным руководителем сшиваются в папку в вышеперечисленной последовательности. Оформление текста. Продукт в форме письменной работы, информационных материалов оформляются на стандартных страницах белой бумаги формата А4 на одной стороне листа. Шрифт – TimesNewRoman, размер – 14 пт. Поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Красная строка – 1,25 см. Межстрочный интервал – полуторный, выставлены переносы, выравнивание по ширине листа. Для акцентирования внимания на определённых терминах, важных моментах возможно использование полужирного шрифта, полужирного курсива, курсива, р а з р я д к и, подчёркивания, не меняя при этом размера шрифта. Допускается использование общепринятых сокращений (т.е., и т.п., и т.д., и др., и пр.). Нумерация страниц производится снизу по центру. В работе последовательно нумеруются все листы, включая план - задание на итоговый индивидуальный проект, пояснительную записку, продукт, приложения, лист допуска, отзыв научного руководителя и лист экспертизы. Номер титульного листа не проставляется, но включается в общую нумерацию работы. Оформление глав и параграфов. Каждая глава работы начинается с новой страницы. Расстояние между параграфами одной главы должно быть равно 2 интервалам. Глава не может иметь один параграф. Все структурные элементы работы заголовки 1 уровня: ВВЕДЕНИЕ, гла- вы ОСНОВНОЙ ЧАСТИ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЯ должны начинаться с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом. Заголовки структурных элементов итогового индивидуального проекта, а также названия глав и параграфов основной части работы следует выравнивать по левому краю без красной строки и без точки в конце, заглавными буквами, размером 14, полужирным начертанием, не подчеркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются. При необходимости внутри параграфов выделяются без нумерации пункты жирным шрифтом без пробелов. Для придания наглядности материалу в работах обычно используется большое количество иллюстраций (рисунки, графики). Содержание иллюстраций должно быть понятно читателю без обращения к тексту работы. Правила цитирования. Научная добросовестность автора состоит в точности цитирования и приводимых ссылок на источники. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Общий подход к цитированию состоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования. На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник. Текст работы должен содержать ссылки на используемую литературу. Оформляются ссылки следующим образом – в тексте указывается номер позиции в списке литературы, заключенный в квадратные скобки. Например[2]. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике. При сокращении цитаты вместо сокращенной части ставится многоточие. Ссылка дается в квадратных скобках в конце цитаты с указанием страницы ([45, C.23]). Ссылки в тексте на всех авторов из списка используемой литературы обязательны. Оформление табличного материала. Количественные данные, сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. После таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод о том, что...», «из таблицы видно, что...», «таблица позволяет заключить, что...» и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определённые закономерности. В неаналитических таблицах помещают, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации. Эти таблицы рекомендуется включать в приложения. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией в пределах главы, включая в номер таблицы номер главы (Таблица 1.1., Таблица 1.2., ...) Номер следует размещать в правом верхнем углу над заго- ловком таблицы после слова «Таблица». Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается после слова «Таблица», точка в конце заголовка не ставится. Размер шрифта для текста в таблице может быть меньше, чем у основного текста. Выше и ниже каждой таблицы можно оставить по одной свободной строке. Ссылка на таблицу в тексте обязательна. При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы. Разрывать таблицу и переносить часть ее на другую страницу целесообразно в том случае, если она целиком не умещается на одной странице. Ссылка на таблицу производится до неё. Если таблица заимствована или рассчитана по данным другого источника, то делается ссылка на первоисточник (по правилам цитирования). Таким образом, имеющиеся в тексте статистические таблицы и рисунки должны быть правильно оформлены. Общее требование таково: если таблицу, диаграмму или график изъять из текста, то их смысл и источник данных должны быть совершенно понятны. Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, эскизы, чертежи и т.д.) располагаются в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Если иллюстрация в работе единственная, то ее можно не нумеровать. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в работе. Аналогично оформляются и другие виды иллюстративного материала, такие как диаграмма, схема, график, фотография и т.д. Для небольших рисунков должна использоваться функция «обтекание вокруг рамки». Схемы, рисунки диаграммы, графики и подписи должны быть сгруппированы. Ссылки на них в тексте обязательны. До рисунка и после него целесообразно оставлять интервал. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова «Рис.». После номера может располагаться название иллюстрации. Размер шрифта для подписи рисунка может быть меньше, чем у основного текста. Рисунки следует нумеровать арабскими цифрами сквозной порядковой нумерацией в пределах главы, включая в номер рисунка номер главы (Рис. 1.1., Рис. 1.2., ...). Оформление формул и уравнений. Формулы обычно располагают отдельными строками посередине листа или внутри текстовых строк. В тексте рекомендуется помещать формулы короткие, простые, не имеющие самостоятельного значения, на которые не ссылаются, и не пронумерованные. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста, можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте, а также формулы, которые выделены отдельными строками. При этом используют сквозную порядковую нумерацию в пределах главы. Номера формул, записанные арабскими цифрами, помещают в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Если формула не умещается в одну строку, она должна быть перенесена после знака равенства (=), или после знака плюс (+), или после других математических знаков с их обязательным повторением в новой строке. Пояснение значений, символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, как и в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Оформление списка используемых источников. Сначала должны быть указаны источники на русском языке, включая ЭОР и Интернет- ресурсы, затем на иностранном языке в алфавитном порядке. Также список литературы может компоноваться по разделам: нормативно-правовые акты, монографии и книги, учебники и учебные пособия, периодические издания и интернет-ресурсы и т.п. При оформлении названия источника необходимо использовать выходные данные издания. Видео материалы создаются в форматах avi, mpeg4 длительностью 3-7 минут в любой технике. Материальные объекты, творческие работы различных видов снабжаются этикеткой или информационной заставкой, содержащей стандартный заголовок. В папку итогового индивидуального проекта вшивается фотография материального объекта, диск с записью или сама творческая работа на бумажном носителе, если её формат не превышает стандартную страницу. 4. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА В декабре проводится предварительная защита. На выступление каждому выпускнику отводится 3-5 минут. Выпускник представляет объём выполненной работы согласно плану-заданию без представления текста работы, следует сказать о том, что является предметом и целью исследования, какие задачи решены, что сделано лично выпускником, чем он руководствовался при исследовании темы, какие новые результаты планируется достигнуть в ходе исследования, какие будут сделаны основные выводы. Для сокращения времени возможно представление информации на стенде или планшете. Предзащита проходит на открытом заседании методического объединения в присутствии заместителя директора. Все желающие могут задавать вопросы и обсуждать работу. В марте готовые тексты итоговых индивидуальных проектов сдаются руководителю методического объединения в бумажном и электронном виде для проведения технической экспертизы. После ознакомления с итоговым индивидуальным проектом методическое объединение принимает решение о возможности ее защиты. В случае соблюдения всех требований руководитель оформляет лист допуска к защите (Приложение 3), который подписывает курирующий методическое объединение заместитель директора. В случае нарушений выше указанных требований к структуре или оформлению работа возвращается автору, и даётся 7 дней на доработку. В апреле проходит защита итогового индивидуального проекта в процессе специально организованной деятельности экспертной комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Выпускник, имеющий положительный отзыв об итоговом индивидуальном проекте от научного руководителя, разрешение о допуске к защите по итогам технической экспертизы, должен подготовить презентацию работы, в которой четко и кратко излагаются основные положения итогового индивидуального проекта, демонстрируется продукт. Для большей наглядности целесообразно подготовить электронную презентацию, в которой представить методологический аппарат работы и необходимый материал (таблицы, графики), согласованный с руководителем. Можно также подготовить раздаточный материал для членов комиссии. Краткий доклад может быть подготовлен письменно, но выступать на защите следует свободно, не зачитывая текст. Задачей выпускника при защите является не пересказ того, как написано в литературе, а что сделано им самим при изучении проблемы. На выступление отводится 5-7 минут, на ответы на вопросы 2 минуты. При защите выпускнику разрешается пользоваться своей работой. При оценке результатов защиты итогового индивидуального проекта принимаются во внимание оригинальность и научно - практическое значение темы, качество выполнения и оформления работы, а также содержательность доклада и ответов на вопросы. Итоговый индивидуальный проект оформляется в папке-скоросшивателе с прозрачными файлами и после защиты хранится в школе в течение 3 лет. Автор имеет право снять с неё копию. Отметка за защиту итогового индивидуального проекта выставляется по пятибалльной шкале. Данная отметка складывается из оценки содержания работы, её оформления и процедуры защиты. Решение об отметке принимается на закрытом заседании экспертной комиссии открытым голосованием её членов простым большинством голосов. Решение комиссии оформляется протоколом (Приложение 8). Результаты объявляются выпускниками в тот же день после оформления протокола заседания. Текущий контроль по курсу «Проектная и исследовательская деятельность» проводится в виде отметок по пятибалльной шкале по четвертям и отражается в электронном классном журнале. Годовая отметка отражается в личном деле выпускника. Курс «Проектная и исследовательская деятельность» из учебного плана вписывается в аттестат об основном общем образовании в раздел «Дополнительные сведения» без отметки. Курс внеурочной деятельности «Проектная и исследовательская деятельность» вписывается в аттестат об основном общем образовании в раздел «Дополнительные сведения» без отметки. Тема проекта и результаты его защиты в виде справки образовательной организации помещаются в портфолио выпускника основной школы. Результаты выполнения итогового индивидуального проекта 9-классников в ходе итогового образовательного события за уровень основного общего образования могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника на избранное им направление профильного образования. 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА Защита итогового индивидуального проекта - основная процедура оценки сформированности метапредметных результатов. Итоговый индивидуальный проект оценивается по следующим критериям: Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. Сформированность познавательных УУД в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано ответить на вопросы. При оценке итогового индивидуального проекта 9-классников в ходе итогового образовательного события за уровень основного общего образования используется аналитический подход. По каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели от 1 до 3 баллов. Максимальная оценка по каждому критерию не более 3 баллов. Уровень Отметка Первичные баллы Базовый 3 (удовлетворительно) 4-6 Повышенный 4 (хорошо) 7—9 5 (отлично) 10—12 Отметкой «неудовлетворительно» оцениваются работы, в которых: содержание не раскрывает утвержденную тему, выпускник не проявил навыков самостоятельной работы, выявлен плагиат (уникальность текста менее 30%), работа не соответствует требованиям к оформлению, в процессе защиты работы выпускник показывает слабые знания по исследуемой теме, нe отвечает на поставленные вопросы. 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ПО УР, КУРИРУЮЩЕГО ОРГАНИЗАЦИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 7.1. Формирует единый список тем итоговых индивидуальных проектов для выбора обучающимися. 7.2. Оказывает методическую и консультационную помощь педагогическим работникам школы, осуществляющим проектную деятельность. 7.3. Контролирует деятельность научных руководителей итоговых индивидуальных проектов. 8. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ИТОГОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ 8.1. Организует и контролирует начальный период проектной деятельности (осуществляет контроль 100% охвата детей проектной деятельностью, составляет список обучающихся с выбором темы итогового индивидуального проекта и научного руководителя и передает его заместителю директора). № Ф.И.О. обучающегося Тема проекта Ф.И.О. научного руководителя 8.2. Информирует обучающихся и родителей (законных представителей) о требованиях, предъявляемых к выполнению итоговых индивидуальных проектов, порядке и сроках работы над проектами. 8.3. Координирует взаимодействие родителей (законных представителей), научных руководителей проектов и обучающихся с целью успешного выполнения последними итоговых индивидуальных проектов. Приложение 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ ВЫПОЛНИЛ: ученик 9 «а» класса Фамилия Имя Отчество НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель Фамилия Имя Отчество 202_-202_ учебный год Приложение 2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей _______________ МБОУ- СОШ № 14 от __ октября 202_ года № 2 __________/______________/ ПЛАН-ЗАДАНИЕ на итоговый индивидуальный проект ученика(цы) 9 « » класса 1.Тема итогового индивидуального проекта 2. Исходные данные к итоговому индивидуальному проекту: Предмет/предметная область __________________________________________ Объект исследования _________________________________________________ Предмет исследования ________________________________________________ Цель ________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Задачи _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Приложение 3 Пояснительная записка Исходные данные итогового индивидуального проекта Образовательная организация МБОУ- СОШ № 14 Класс, учебный год 9 «а» класс, 2024-2025 учебный год Руководитель проекта, консульУмнова А.П., учитель математики танты (если есть) Автор проекта Предмет, предметная область Математика, информатика Суть рассуждения или изложения, содержательное поле Тема проекта деятельности, ракурс, в котором рассматривается проблема Исследовательский, учебный, поисковый, информационный, Вид проекта (по доминирующей творческий, художественный, прикладной, графический, деятельности) конструкторский, социальный, комплексный Партнеры по проекту МУЗ «Детская городская больница» 1. Введение (краткая характеристика) Явление, сфера знаний, процесс, которые становятся полем Объект научной или практической деятельности Предмет – более детализированное и узкое, чем объект понятие, которое должно быть обязательно частью объекта Предмет и не может выходить за его рамки, определённая характеристика объекта, конкретная проблема в выбранном поле деятельности. Почему следует заниматься изучением темы или создавать Анализ ситуации (актуальность, именно этот продукт? значимость на уровне школы, Объективная сложность изучения, недостаточная разрасоциума) ботанность в школьном курсе, информационная ценность материала, научный интерес, практическая значимость. Создание продукта (интеллектуального, материального, социального и др.), позволяющего решить проблему. Ёмко, лаконично, отражает тему, то, для чего создаётся проект Цель проекта (например, изучение особенностей…, исследование…, анализ и описание…, интерпретация дискурса…, доказательство…, получение…, разработка…, апробация…, создание…, издание...) Шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цели, создать продукт: - изучить (рассмотреть, описать, выяснить) предметную область (предмет, объект исследования, источники информации по теме исследования); - обработать информацию, определяющую необходимость разработки данного проекта (провести анализ, определить Задачи, подлежащие решению в признаки, раскрыть сущность, описать, составить, охапроцессе создания проекта рактеризовать, определить особенности, определить роль, рассмотреть аспекты); - провести исследование (разработать стратегию, установить порядок, рассчитать, доказать, показать новые способы,сопоставить, подтвердить, предложить, раскрыть сущность, подобрать материал, создать модель, собственный подход, приём и т.п.); - сделать, создать, привлечь, сконструировать, распределить…; - сформулировать вывод, установить, осуществить, составить…; - обосновать выбор проектных решений (эффективность, целесообразность, рациональность); - и т.п. Теоретические (изучение и обобщение, абстрагирование, идеализация, формализация, анализ, синтез,дедукция и инКакие методы и приемы работы дукция, аксиоматика), эмпирические (наблюдение, интербудут освоены в работе над про- вью, анкетирование, опрос, тестирование, фотографироваектом ние, счёт, измерение, сравнение), экспериментальные (эксперимент, лабораторный опыт, аналогия, анализ, обобщение, классификация, моделирование)и др. 2. Основная часть (научно-обоснованное решение практической задачи) 2.1. Теоретическая основа Определения основных теорети- Возможно привести различные трактовки из разных исческих понятий точников (обязательны ссылки на источники) Теоретические основы, концепции и принципы, которые, по мнению автора, позволят решить поставленные задачи. На Место решаемой задачи в предоснове сравнения и сопоставления различных точек зрения метной области, существующие необходимо обосновать свой собственный подход к решению подходы, решения, обзор источрассматриваемой проблемы. Желательно провести анализ ников существующих теоретических положений, обосновать и аргументировано выбрать наиболее подходящие концепции и теории (обязательны ссылки на источники) Постановка проблемы, вывод о необходимости исследоваВыводы по 1 части ния, создания, собственное мнение автора по заявленной теме 1.2. Практическая часть - Письменная работа (статья, реферат, доклад, эссе, отчёт об исследовании, эксперименте); - творческая работа (литературная, изобразительная, музыкальная, художественная, анимация -фильм, серия реПродукт(указать конкретную портажей, альбом, буклет, журнал, газета); форму и название, прилагается - материальный объект (макет, модель, чертёж, расчет, отдельно) конструкторское изделие), компьютерная программа; - информационные материалы(словарь, справочник, каталог, карта маршрута), бизнес-проект; - и др. На основе поставленных задач. Включить анализ полученЭтапы и мероприятия (действия) ных в ходе собственного эксперимента данных, проведение по реализации проекта опытов, экспериментов, опросов. Выводы – это ответы на вопросы, которые автор работы поставил в цели и задачах. Выводы по 2 части/результат Разработанная структура, система, модель, алгоритм, описание процесса. Возможно использование таблиц, схем, диаграмм, графиков. 3. Заключение (все новое и существенное, что составляет итог исследования и выносится на защиту) Суть работы по главам. Оценивается полнота решения поИтоги выполнения проекта ставленных задач. Обобщаются полученные результаты (образовательные и Результаты, выводы личностные эффекты), формулируются самостоятельные Практическая значимость проекта 4. Список используемой литературы, ресурсов 5. Приложения(иллюстрации) выводы. Автор сообщает о достижении поставленной цели, эффективности способа её достижения. Обозначаются границы применения результатов, намечаются направления развития темы и пути продолжения исследования. Не менее 10 позиций. Каждая книга должна быть описана: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название книги (с подзаголовками, которые могут идти после запятой, через точки, после двоеточия, в скобках и т. п.); после косой черты - данные о переводчике (если это перевод) или о редакторе (если книга написана группой авторов), данные о числе томов (отдельно опубликованных частей, если таковые имеются); после тире — название города, в котором издана книга; после двоеточия — название издательства, которое ее выпустило; и наконец, после запятой — год издания. Например: Шы-цзин. Книга песен и гимнов / Пер. Л. Штукина. - М.: Художественная литература, 1987. Оформление интернет - источников: фамилия и инициалы автора (если таковой имеется), полное название статьи, после косой черты – электронный адрес источник. Указать названия приложений (если есть). Приложение 4 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей _________________ МБОУ- СОШ № 14 от « » марта 202_ года № 3 __________/______________/ ЛИСТ ДОПУСКА К ЗАЩИТЕ НА ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТЕМА» ВЫПОЛНИЛ: ученик 9 «а» класса Фамилия Имя Отчество Части итогового проекта: 1) титульный лист Наличие: 2) план-задание 3) исходные данные 4) теоретическая основа 5) практическая часть 6) заключение 7) список используемой литературы 8) приложения (при наличии) 9) отзыв руководителя 10) лист экспертизы Уникальность текста Научный руководитель: Заместитель директора: % Оформление: Приложение 5 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ОТЗЫВ НА ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТЕМА» ВЫПОЛНИЛ: ученик 9 «а» класса Фамилия Имя Отчество 1. Актуальность, теоретическая и практическая значимость темы исследования. 2. Достигнуты ли цель и задачи исследования 3. Основные достоинства и недостатки итогового индивидуального проекта (степень новизны, самостоятельности исследования). 4. Степень самостоятельности и способности выпускника к исследовательской работе (умение и навыки искать, обобщать, анализировать материал и делать и аргументировать выводы). 5. Доля авторского текста (в письменных работах не менее 30 %). 6. Оценка деятельности обучающегося в период выполнения итогового индивидуального проекта (степень добросовестности, работоспособности, ответственности, аккуратности ит.д.) 7. Достоинства и недостатки оформления текстовой части, графического, демонстрационного, иллюстративного, компьютерного и информационного материала (логика, язык и стиль изложения материала, соответствие структуры и оформления установленным требованиям). 8. Возможность использования результатов исследования 9. Общее заключение и предполагаемая оценка итогового индивидуального проекта: Итоговый индивидуальный проект соответствует установленным требованиям, заслуживает оценки удовлетворительно/ хорошо/ отлично. Научный руководитель: « » марта 202__ г. Приложение 6 Лист оценивания итогового индивидуального проекта Ф.И.О.__________________________________________________________класс___________ КоличестУровни сформированности навыков проектной деятельности во баллов Критерий Повышенный Базовый (1 балл) (2-3 балла) Сформированность познавательных УУД. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Сформированность предметных знаний и способов действий Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовка простой презентации. Автор отвечает на вопросы. Сформированность коммуникативных действий Сформированность регулятивных действий Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося. Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы. Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют. Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы. Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно. Итого «_____»________________ 20___г. (дата) __________________/___________________/ (подпись члена комиссии) (расшифровка подписи) Приложение 7 Утверждено приказом МБОУ- СОШ № 14 ________________________________ Директор ___________А.С. Силин ЛИСТ ЭКСПЕРТИЗЫ ИТОГОВОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ФИО обучающегося Класс Тема итогового индивидуального проекта Продукт Научный руководитель Первичный балл Уровень Отметка Дата защиты _________________ Председатель экспертной группы __________________ /____________________/ Члены экспертной группы __________________ /____________________/ __________________ /____________________/ Приложение 8 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ПРОТОКОЛ защиты итоговых индивидуальных проектов обучающихся 9 « » класса Ф.И.О. председателя комиссии: ____________________________________________________ Ф.И.О. членов комиссии: ____________________________________________________ ____________________________________________________ На защиту явились допущенные к нему ______________ человек. Не явились __________ человек. Ф.И.О. неявившихся: _____________________________________________________________ Защита началась в _____________ час ________мин Защита закончилась в __________ час ________мин № ФИО обучающегося Тема проекта Уровень Отметка 1 2 Особые мнения членов экспертной комиссии об оценке ответов отдельных обучающихся: _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Запись о случаях нарушений установленного порядка защиты в комиссии: _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ Дата проведения защиты: «_____»________________ 202__ г. Дата внесения в протокол оценок:«_____»________________ 202__ г. Председатель комиссии: ____________________/________________________ Члены комиссии: ____________________/________________________ (подпись) (подпись) (расшифровка) (расшифровка) ____________________/________________________ (подпись) (расшифровка)