ИНСТРУКЦИЯ Оказание необходимой помощи детям – инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ-СОШ № 14

Приложение № 3
к приказу МБОУ-СОШ № 14
от 27 апреля 2024 г. № 317/2.4.3

ИНСТРУКЦИЯ
«Оказание необходимой помощи детям – инвалидам и лицам с
ограниченными возможностями здоровья в МБОУ-СОШ № 14»
1.
Общие положения
1.1.
Настоящая инструкция разработана для муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы № 14
(далее – образовательная организация) в целях реализации ст.5, ст.79
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
года, приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», приказов
Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования», от 24.11.2022 № 1023
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья», письма Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
1.2.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким
расстройством
функций
организма,
обусловленное
заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению
жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной
защиты.
Маломобильные граждане (МГ) - это люди испытывающие затруднения при
самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации
пили при ориентировании в пространстве (люди с временным нарушением
здоровья, беременные женщины, люди старшего возраста, люди с детскими
колясками и т.п.).
1.3.
Настоящая Инструкция разработана в целях:
1.3.1. Недопустимость дискриминации в образовательной организации по
признаку инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или
отрицание признания. Реализации или осуществления наравне с другими всех
гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в
политической, экономической, социальной, гражданской или любой иной
области.
1.3.2. Реализация прав воспитанника с ограниченными возможностями
здоровья на получение образования и воспитания и социальной адаптации в
условиях образовательной организации.
1.4.
Настоящая Инструкция обязательна для исполнения всеми
сотрудниками МБОУ-СОШ № 14.

1.5. В соответствии с настоящей Инструкцией сотрудники проходят
инструктаж и обучение по вопросам, связанных с обеспечением доступности для
инвалидов и лиц с ОВЗ объектов и услуг.
2.
Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Для обеспечения доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к услугам
образовательной организации и объектам, на которых они предоставляются,
сотрудникам необходимо соблюдать следующие общие правила этикета при
общении с указанными категориями лиц в зависимости от конкретной ситуации:
2.1.1.При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ обращаться следует
непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при
разговоре. При знакомстве с инвалидом или лицом с ОВЗ рекомендуется пожать
ему руку, расположить к себе.
2.1.2. При встрече со слепым или слабовидящим лицом, необходимо назвать
себя и других присутствующих людей. При проведении общей беседы следует
пояснять, к кому в данный момент обращен разговор, и называть себя.
2.1.3. Если инвалиду или лицу с ОВЗ предлагается помощь, рекомендуется
подождать, пока указанное лицо ее примет или откажется от помощи, а в случае
положительного ответа спросить, что и как делать для оказания помощи.
2.1.4. Обращаться к инвалиду или лицу с ОВЗ рекомендуется: к ребенку по
имени, взрослому человеку: по имени-отчеству и на «Вы».
2.1.5. При разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ, испытывающим
трудности в общении, необходимо внимательно слушать его, быть терпеливым и
ждать, когда указанное лицо самостоятельно закончит фразу.
2.1.6. При общении с лицом с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, пользующимся инвалидной коляской или костылями, располагаться
следует на одном зрительном уровне или сразу в начале разговора сесть прямо
перед ним.
2.1.7. Сотрудники не должны при разговоре с инвалидом или лицом с ОВЗ с
гиперкинезами (патологические внезапно возникающие непроизвольные
движения в различных группах мышц) реагировать на непроизвольные движения
указанного лица.
2.1.8. При общении с лицом, имеющим нарушение слуха, необходимо
привлечь внимание указанного лица движением руки. В процессе диалога с
указанным лицом рекомендуется смотреть прямо в глаза, говорить максимально
четко, внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения.
3.

Особенности
инвалидов и

взаимодействия с
различными
группами
лиц с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Лица, испытывающие трудности при передвижении.
Сотрудники обязаны встретить, вежливо объяснить где находиться нужный
объект инвалиду, убедиться в доступности прохода куда следует передвигаться.
Запрещается прикасаться к инвалидной коляске и менять ее местоположение без
согласия инвалида или лица с ОВЗ. При открытии тяжелых дверей, при
передвижении рекомендуется предложить помощь инвалиду или лицу с ОВЗ,
пользующемуся инвалидной коляской или костылями. Сотрудники должны
помнить, что инвалидные коляски быстро набирают скорость, и неожиданные

резкие повороты и толчки могут привести к потере равновесия и опрокидыванию
инвалидной коляски.
3.2. Лица, испытывающие затруднения в речи.
Сотрудники должны говорить с данной группой лиц спокойно, терпеливо,
дружелюбно и не поддаваться на возможные речевые провокации. Запрещается
перебивать, поправлять данное лицо и (или) договаривать фразу за ним. Говорить
следует только тогда, когда собеседник закончил формулировать свою мысль.
При разговоре рекомендуется смотреть в лицо собеседнику, поддерживать
визуальный контакт. В беседе стараться задавать вопросы, которые требуют
коротких ответов или кивка головы, подтверждающих, что информация
воспринята и осмысленна. В случае, если фраза не понятна, рекомендуется
попросить собеседника повторить ее. Сотрудники обязаны помнить, что нельзя
пытаться ускорять разговор, так как лицу с нарушениями речи требуется большее
количество времени для формирования высказывания. Следует быть готовым к
тому, что разговор с указанным лицом займет больше времени. При
возникновении проблем в устном общении необходимо предложить использовать
другой способ общения: взрослому, посетившему образовательную организацию написать, напечатать; ребенку - показать жестами.
3.3. Лица с задержкой в развитии и проблемами общения.
В разговоре с данной группой лиц необходимо использовать доступный
язык, выражаться точно и в рамках темы разговора. Избегать словесных штампов
и образных выражений, если только нет точной уверенности в том, что
собеседник с ними знаком. Следует исходить из того, что лицо с задержкой в
развитии имеет жизненный опыт, как и любой другой взрослый человек.
Необходимо помнить, что лица с задержкой в развитии дееспособны и могут
подписывать документы, давать согласие на медицинскую помощь и т.д.
3.4. Лица, имеющие нарушение зрения.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что нарушение зрения
имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные
имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания
предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других слабое прямое при
хорошем периферическом. Данные критерии в обязательном порядке надо
выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при
общении. При встрече с лицом, имеющим нарушение зрения, сотрудник должен
поприветствовать его первым, назвав себя, а также всех присутствующих лиц. В
первую очередь рекомендуется спросить лицо с нарушением зрения, куда он
следует, нужна ли ему помощь, в какой мере, а в случае положительного ответа
помочь ему. Предлагая помощь, следует направлять лицо с нарушением зрения
осторожно, не сдавливая его руку. Сопровождая лицо с нарушениями зрения,
сотрудник должен передвигаться на объекте образовательной организации без
резких движений, не делать рывков. Если лицо с нарушением зрения отказалось
от помощи в сопровождении по объекту образовательной организации, при этом
сотрудник заметил, что указанное лицо сбилось с маршрута, сотрудник обязан
подойти и помочь лицу выбраться на нужный путь.
Для ориентации лица с нарушением зрения на объекте образовательной
организации необходимо кратко описать местонахождение, характеризовать
расстояние до определенных предметов; своевременно предупредить о
препятствиях: ступенях, низких притолоках, трубах и т.п.
Запрещается давать команды собакам-поводырям, трогать, играть с ними.
Следует помнить, что собака-поводырь выполняет служебную функцию при лице

с нарушением зрения. Если сотрудник предлагает лицу с нарушением зрения
присесть, следует направить руку данного лица на спинку стула или подлокотник.
При необходимости зачитывания лицу с нарушением зрения какой - либо
информации сначала следует предупредить данное лицо об этом. Читать
необходимо все, воздержавшись от комментариев: название, даты, текст
документа - от заголовка до конца, не пропускать редко употребляемые или
международные слова. При чтении какого-либо документа лицу с нарушением
зрения рекомендуется для убедительности дать ему документ в руки. Если лицо с
нарушением зрения должен подписать документ, следует в обязательном порядке
прочитать документ вслух данному лицу, при необходимости для полного
восприятия текста повторить его. Инвалидность не освобождает лицо с
нарушением зрения от ответственности, обусловленной документом.
3.5. Лица, имеющие нарушение слуха.
При общении с данной группой лиц следует помнить, что существует
несколько типов и степеней глухоты, что влечет за собой несколько способов
общения с лицами с нарушением слуха. Данные критерии в обязательном порядке
надо выяснить у собеседника или сопровождающего его лица и учитывать при
общении. В процессе диалога с лицом с нарушением слуха следует смотреть
прямо на него. Не затемнять лицо, не загораживать его руками, волосами или
какими-то предметами.
Лицо с нарушением слуха должно иметь возможность следить за
выражением лица собеседника.
Для привлечения внимания лица с нарушением слуха следует назвать его по
имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
При общении говорить следует максимально четко, артикулируя и замедляя свой
темп речи, внятно произносить окончания слов, предлоги и местоимения, так как
данная группа лиц испытывает значительные затруднения в восприятии
отдельных звуков. В диалоге использовать простые фразы и избегать
несущественных слов, при необходимости перефразировать сообщение с
использованием более простых синонимов, если собеседник не понял
информацию. Если сотрудник сообщает информацию, которая включает в себя
сложный термин, рекомендуется для восприятия лицом с нарушением слуха
написать ее, или донести любым другим способом, но так, чтобы она была точно
понята. При работе с данной группой лиц возможно использовать язык жестов,
выражение лица и телодвижения для пояснения смысла сказанного. Если общение
происходит через сурдопереводчика, необходимо помнить, что обращаться надо
непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.
4.
Правила (алгоритм) действий персонала при появлении в
образовательной организации гражданина с инвалидностью.
4.1.
Ответственный за обеспечение сопровождения инвалидов и оказания
им помощи, уточняет цель посещения, сопровождает до нужного кабинета,
оказывая помощь при передвижении. При длительном пребывании в помещении
образовательной организации, ответственный по обеспечению сопровождения
инвалидов предлагает снять верхнюю одежду, при необходимости,
воспользоваться туалетной комнатой.
4.2.
После окончания приема сопровождает обратно, помогает надеть
верхнюю одежду, и сопровождает до выхода из здания, при необходимости
доводит до автомобиля, помогая сесть в автомашину.

4.3.
Информацию о порядке предоставления услуги в сфере образования
для граждан, ограниченных в передвижении с целью поддержания и сохранения
их здоровья можно получить:
-на сайте образовательной организации;
-с использованием телефонной связи;
-через информационные материалы (памятки, буклеты и т.д.).
4.4. Консультирование по вопросам предоставления услуги осуществляется
как в письменной, так и в устной форме.
4.5.
Письменное обращение родителей (или законных представителей)
рассматривается, образовательной организацией в течение 30 дней со дня
регистрации письменного обращения.
4.6.
При ответе на телефонные звонки и устные обращения граждан
педагогические работники подробно в вежливой, корректной форме
информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на
телефонный звонок должен начинаться с информации о наименовании
образовательной организации, в который позвонил гражданин, фамилии, имени,
отчестве и должности педагогического работника, принявшего телефонный
звонок.
4.7.
При невозможности педагогического работника, принявшего звонок,
самостоятельно ответить на поставленные вопросы, телефонный звонок должен
быть переадресован (переведен) на другого сотрудника или гражданину должен
быть сообщен телефонный номер, по которому можно получить необходимую
информацию, или предложено изложить суть обращения в письменной форме.

Приложение № 4
к приказу МБОУ-СОШ № 14
от 27 апреля 2024 г. № 317/2.4.3
Журнал регистрации инструктажа
обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов
установленной формы
№ п/п

Тема
ФИО лица,
Должность
Дата
Подпись
Подпись
инструктажа проходившего
проведения
лица,
лица,
инструктаж
инструктажа проходившего проводившего
инструктаж
инструктаж

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».