Положение об организации обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в МБОУ-СОШ № 14

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ № 14
протокол № 5 от 29.12.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ № 14
от 29.12.2023 г. № 1015/ 2.4.3
_____________О.П. Ситников

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,
С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В МБОУ-СОШ № 14

Армавир, 2023

1. Общие положения
Положение об организации обучения на дому обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью является
локальным нормативным актом, разъясняет порядок обеспечения
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, прав на
образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
ОВЗ), с инвалидностью по основным общеобразовательным
программам, адаптированным основным общеобразовательным программам
(программам начального общего образования, основного общего
образования, среднего общего образования для обучающихся с ОВЗ,
адаптированным основным образовательным программам для обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
нуждающихся в длительном лечении и (или) обучении на дому по состоянию
здоровья, разрабатывается в соответствии со следующими документами:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с последними изменениями) (далее – Закон № 273
«Об образовании в Российской Федерации»);
• Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО);
• Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения РФ от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО);
• Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и
дополнениями);
• Федеральным государственным образовательным
стандартом
начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (с изменениями и дополнениями);
• Федеральным государственным образовательным стандартом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;
• Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и

среднего общего образования»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»»;
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
• Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и
науки от 7 августа 2018 г. № 05-283 «Об обучении лиц, находящемся на
домашнем обучении»;
• Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 07.06.2013г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании
детей»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
• Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025
«Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
• Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.
№ 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья"
• Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г.
№ 1025 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья”
• Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от
30 июня 2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие
которых дает право на обучение по основным общеобразовательным
программа на дому»;
• Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
• Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от
9 сентября 2019 г. № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;
• Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 13

июня 2019 г. № ТС-1391/07 «Об организации образования на дому»;
• Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2021 № ДГ-2121/07 «О направлении методических рекомендаций" об
организации обучения на
дому обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья, с инвалидностью»;
 Уставом МБОУ-СОШ № 14.
Участниками правовых отношений при организации обучения на дому
являются обучающиеся, их родители (законные представители),
педагогические работники, участвующие в обучении указанных
обучающихся.
Задачи организации обучения обучающихся на дому:
 создание специальных условий для успешного освоения
обучающимися основных общеобразовательных программ, адаптированных
для их обучения;
 создание специальных условий для успешного освоения
обучающимися
дополнительных
общеобразовательных
программам,
адаптированных для их обучения;
 создание специальных условий для реализации программ воспитания
обучающихся;
 создание специальных условий для социализации обучающихся.
2. Организация образовательного процесса
2.1.Обучающиеся принимаются на обучение на дому по основной
общеобразовательной
программе, адаптированной
основной
общеобразовательной программе только с согласия их родителя(ей)
(законного(ых) представителя(ей)), выраженного в письменном заявлении на
имя директора Школы об организации обучения их ребенка на дому по
рекомендованной психолого-медико-педагогической комиссией программе на
период, рекомендованный в заключении (медицинской справке) медицинской
организации.
2.2.Для организации обучения обучающегося на дому его родитель(и)
(законный(ые) представитель(и)) представляют в Школу следующие
документы:
 заявление об организации обучения на дому по основной
общеобразовательной
программе, адаптированной
основной
общеобразовательной программе (образец заявления представлен в
приложении 1);
 заключение медицинской организации (медицинскую справку) с
рекомендацией обучения по основным общеобразовательным программам на
дому с указанием периода такого обучения;
 заключение психолого-медико-педагогической комиссии.
2.3.На
основании
заявления
родителя(ей)
(законного(ых)
представителя(ей)) и представленного пакета документов в Школе издается

приказ об организации обучения обучающегося на дому.
2.4.Между Школой и родителем(ями) (законным(и) представителем(ями))
заключается договор об оказании образовательных услуг, в котором
указывается срок его действия (образец договора представлен в приложении 3).
2.5.Обучение на дому организуется в 3-хдневный срок с момента
представления родителем(ями) (законным(ми) представителем(ями)) пакета
документов.
2.6.Действие договора ограничивается сроками заключения медицинской
организации (медицинской справки) и не может превышать 1 учебный год.
2.7.Для пролонгации организации обучения обучающегося на дому его
родитель(и) (законный(е) представитель(и)) ежегодно на начало очередного
учебного года представляют письменные заявления и заключение медицинской
организации (медицинскую справку) с рекомендацией обучения по основным
общеобразовательным программам на дому с указанием периода такого
обучения.
Если медицинское заключение выдано менее чем на учебный год, то для его
пролонгации предоставляется новое заключение с указанием периода.
2.8.При
непредоставлении
родителем(ями)
(законным(ми)
представителем(ями))
пролонгированного
заключения
медицинской
организации (медицинской справки) обучение обучающегося Школой
организовывается в составе класса, в контингент которого он зачислен.
2.9.Досрочное прекращение обучения обучающегося на дому возможно по
инициативе родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) обучающегося на
основании заявления.
2.10. Организация обучения обучающихся на дому осуществляется
педагогическими работниками Школы или нескольких ОО посредством
сетевой формы реализации образовательных программ.
2.11. Содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся на дому определяются адаптированной основной
общеобразовательной
программой,
индивидуализируемой
в
виде
индивидуального учебного плана или специальной индивидуальной программы
развития при реализации соответствующего варианта АООП (далее - СИПР).
2.12. Для обучения обучающихся на дому Школой разрабатывается
индивидуальный учебный план/СИПР, календарный учебный график и
индивидуальное расписание занятий.
2.13. Индивидуальный учебный план/СИПР разрабатывается психологопедагогическим консилиумом Школы с учетом требований федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ/федерального государственного образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)/
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, отражает все
обязательные предметные области соответствующего уровня образования,
учебные предметы и обязательные курсы коррекционно-развивающей области
с учетом индивидуальных особенностей конкретного учащегося на дому.

2.14. Индивидуальный учебный план/СИПР обучающегося содержит
часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с
обучающимся, на обучение с использованием дистанционных и/или
электронных образовательных технологий (при организации такого формата
образования) и самоподготовку обучающихся.
В индивидуальном учебном плане/СИПР представлены: перечень учебных
предметов и/или коррекционных курсов, доступных обучающемуся для
освоения, с указанием количества часов, объема недельной образовательной
нагрузки обучающегося, часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
а также общего объема недельной нагрузки.
2.15. Индивидуальный учебный план/СИПР обучающегося на дому
согласовывается с его родителем(ями) (законным(и) представителем(ями)) и
утверждается директором Школы.
2.16. Расписание занятий составляется Организацией с учетом мнения
родителя(ей) (законного(ых) представителя(ей)) обучающегося. Расписание
занятий утверждается директором Школы.
2.17. Освоение
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы, в том числе отдельной ее части или всего объема учебного
предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается
текущей, промежуточной аттестацией, проводимой в формах, определенных
учебным планом и положением о промежуточной аттестации Школы.
2.18. Персональные данные обучающихся на дому, данные об их
успеваемости за триместр (четверть), полугодие, а также о переводе из класса в
класс и выпуске из школы вносятся в журнал (электронный журнал)
соответствующего класса Школы.
2.19. Контроль за своевременным проведением индивидуальных занятий
на дому осуществляет
классный руководитель, за реализацией
индивидуального учебного плана/СИПР - заместитель директора по УМР
Школы.
2.20. Деятельность
по
социализации
обучающегося
на
дому,
воспитательную деятельность, связь с его родителем(ями) (законным(и)
представителем(ями)) осуществляет классный руководитель класса, в
контингенте которого состоит обучающийся.
2.21. Государственная итоговая аттестация обучающихся на дому по
адаптированным образовательным программам основного общего образования
для обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с:
 приказом Министерства просвещения Российской Федерации и
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября
2018 г. № 189/1513;
 письмом Министерства образования и науки РФ от 20 апреля 2018 г. № 081051 "Об организации пункта проведения экзаменов на дому"
2.22. Итоговая аттестация обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проводится в соответствии с письмом
Министерства просвещения Российской Федерации от 19 мая 2020 г. № ДГ-

493/07 "О проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)".
Итоговая аттестация обучающихся по СИПР осуществляется на основе
анализа результатов текущих аттестаций последнего года обучения и данных
промежуточных аттестаций за последние три года обучения и представлена
развернутой
характеристикой
обучающегося,
отражающей
сформированность его жизненных компетенций.
2.23. Выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим
государственную итоговую аттестацию, Школой выдается документ
государственного образца о соответствующем уровне образования;
выпускникам, обучавшимся на дому, успешно прошедшим итоговую
аттестацию - свидетельство об обучении.
2.24. При отсутствии медицинских противопоказаний и по заявлению
родителей (законных представителей) обучающихся обучение на дому может
осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, а также с посещением обучающимся
образовательной организации. Возможны следующие формы организации
образовательного процесса:
по месту проведения  на дому, в
том
числе с использованием
дистанционных
образовательных технологий;
 в медицинских организациях;
 смешанное;
 в образовательной организации.
по количеству одновременно занимающихся детей –
 индивидуальное;
 индивидуально-групповое;
 групповое (до 4-х человек).
2.25. Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется
индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с
федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии.
2.27. В случае болезни педагогического работника заместитель
руководителя по УМР производит замещение учебных занятий с обучающимся
на дому с целью выполнения индивидуального учебного плана.
2.28. В случае болезни обучающегося на дому педагогический работник с
целью выполнения индивидуального учебного плана проводит пропущенные
учебные занятия в дополнительное время по согласованию с заявителем.
3. Взаимодействие участников образовательных отношений
3.1. Школа:
 предоставляет обучающимся на дому на время обучения бесплатно
учебники/учебные пособия, художественную, справочную и другую
литературу, имеющуюся в библиотечном фонде Школы;

 обеспечивает реализацию индивидуального учебного плана/СИПР
обучающимся на дому, в том числе с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 обеспечивает
реализацию
индивидуального
учебного
плана
обучающимся на дому в части психолого-педагогического сопровождения,
коррекции и развития/реализацию СИПР;
 создает условия обучающимся на дому для их участия в предметных
олимпиадах, смотрах и фестивалях художественного творчества, спортивных
соревнованиях и других формах организованного досуга и дополнительного
образования;
 осуществляет промежуточную аттестацию и перевод обучающихся на
дому в следующий класс;
 оказывает
консультативную
помощь
родителям
(законным
представителям) обучающихся на дому;
3.2. Родитель(и) (законный(е) представитель(и)) обучающегося:
 обеспечивают
допуск
педагогического(их)
работника(ов)
к
обучающемуся на занятие;
 создают условия для проведения учебных занятий, в том числе
организовывают рабочее место;
 обеспечивают присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в
момент проведения учебных занятий на дому;
 контролируют выполнение обучающимся домашних заданий;
 своевременно, в течение дня, информируют педагога/классного
руководителя о необходимости отмены занятий по случаю болезни
обучающегося на дому и возможности их возобновления.
3.3.Педагогические работники:
 организовывают учебный процесс в соответствии с календарным
учебным графиком (календарно-тематическим планированием при обучении
по СИПР), индивидуальным учебным планом, расписанием занятий;
 своевременно заполняют электронный журнал, отражают в нем
проведенные занятия, успеваемость;
 своевременно заполняют табель учета рабочего времени;
 вовлекают обучающегося по согласованию с его родителем(ями)
(законным(и) представителем(ями)) в воспитательные и иные мероприятия,
проводимые Школой.
4. Документы, регламентирующие обучение на дому
 заявление родителей,
 заключение медицинской организации,
 заключение психолого-медико-педагогической комиссии,
 договор об оказании образовательных услуг,
 приказ Школы,
 индивидуальный учебный план или СИПР,
 календарный учебный график,

 индивидуальное расписание занятий.
Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения.
действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).

Срок

Приложение № 1
Руководителю
МБОУ-СОШ
№
14
(наименование образовательной организации)
(ФИО руководителя организации)
от
(ФИО родителя (законного представителя)
обучающегося)
(сведения о документе, удостоверяющем личность родителя
(законного представителя) обучающегося: номер, серия паспорта,
кем выдан, дата выдачи)
Место проживания (регистрации)
Телефон
Электронная почта
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу организовать индивидуальное
образовательной организации)

обучение

на

дому

(или

на

базе

(ФИО обучающегося полностью)

обучающегося(ейся)
202 г.

класса, с «

»

202 г.

Образовательная программа:
Прошу учебные занятия проводить по адресу:

по «

»

________
_________

Заключение ПМПК, медицинской организации прилагается. (нужное подчеркнуть)

Название организации,
педагогической комиссии

дата,

реквизиты

заключения

психолого-медико-

на основании медицинского заключения реквизиты медицинского заключения,

название медицинской организации

С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным
учебном планом/СИПР, индивидуальным расписанием занятий ознакомлен(а).
«

»

202_г.
(подпись)

Приложение № 2
ДОГОВОР №
о получении образования на дому
г. Армавир

" "

20

г.
,

название организации, осуществляющей образовательную деятельность
именуемое в дальнейшем Организация, в лице директора
,
ФИО руководителя Организации
действующего на основании Устава Организации, с одной стороны, и законный
представитель (родитель, опекун, усыновитель)
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
именуемый в дальнейшем Законный представитель обучающегося,
Ф ИО обучающегося
именуемого в дальнейшем Обучающийся, с другой стороны, в интересах обучающегося в
соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации", НПА уполномоченного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации, Положением "Об организации
обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с
инвалидностью", заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Предметом настоящего Договора является осуществление образования Обучающегося
на
дому,
организация
освоения
Обучающимся
адаптированной
основной
общеобразовательной программы
в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии
дата, реквизиты заключения психолого-медико-педагогической комиссии
в период с
по
на основании медицинского
заключения
за

реквизиты медицинского заключения, название медицинской организации
класс согласно индивидуальному учебному плану (Приложение 1).
2.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Школа обязана:
 предоставлять Обучающемуся на время обучения бесплатно учебники/учебные
пособия, художественную, справочную и другую литературу, имеющуюся в
библиотечном фонде Школы;
 обеспечивать реализацию индивидуального учебного плана/СИПР Обучающегося,
в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий;
 обеспечивать реализацию индивидуального учебного плана Обучающегося в части
психолого-педагогического сопровождения, коррекции и развития/реализацию СИПР;
 создавать условия Обучающемуся для участия в предметных олимпиадах, смотрах
и фестивалях художественного творчества, спортивных соревнованиях и других формах

организованного досуга и дополнительного образования;
 осуществлять промежуточную аттестацию и перевод Обучающегося в следующий
класс;
 оказывать консультативную помощь родителям (законным представителям)
Обучающегося.
Школа имеет право:
 составлять расписание занятий с учетом индивидуального учебного плана/СИПР
Обучающегося,
 выбирать и использовать методы и средства обучения, воспитания.
1.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
Законный представитель обязан:
 обеспечивать условия для проведения учебных занятий, в том числе организовать
рабочее место Обучающегося;
 обеспечивать присутствие взрослого члена семьи (старше 18 лет) в момент
проведения учебных занятий на дому;
 обеспечивать выполнение рекомендаций педагогов, связанные с развитием,
воспитанием и обучением Обучающегося; своевременно и в полном объеме закреплять
умения и навыки, полученные Обучающимся на занятиях;
 своевременно информировать педагога/классного руководителя о любом
изменении сведений, указанных при заключении настоящего Договора, включая сведения
о состоянии его здоровья и психофизического развития, адрес проживания, контактные
телефоны.
Законный представитель имеет право:
 получать в Школе консультации по вопросам обучения и воспитания
Обучающегося.
 присутствовать вместе с Обучающимся на занятиях.
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" и иными нормативными и локальными актами, Школа и Законные
представители
несовершеннолетних
обучающихся
несут
ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
5. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА
Настоящий договор может быть расторгнут по заявлению Законного представителя
Обучающегося до истечения срока действия договора.
6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и действует на срок
выдачи медицинского заключения
на
учебный год.
7. ПОДПИСИ СТОРОН

Приложение к
Договору о получении
образования на дому
от
№
Таблица-сетка часов индивидуального учебного плана основного общего образования для
обучающегося с задержкой психического развития в рамках ФГОС ООО
(вариант ___) ____________________________, обучающегося ___ класса «__»
МБОУ-СОШ № 14 города Армавира, Краснодарского края
на 202_-202_ учебный год (5-дневная учебная неделя)
Предметные области

Учебные
предметы

Количество
часов
8 класс

Обязательная часть

Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
Внеурочная деятельность
(включая коррекционноразвивающую область)

Обязательные
индивидуальные и групповые
коррекционные занятия
Итого
С учебным планом ознакомлен(а)/согласовываю
"

"

20

г.
подпись/ФИО родителя (законного представит


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».