Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов в МБОУ-СОШ № 14

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ №14
протокол № 5 от 29.12.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ №14
от 29.12.2023 г. № 1015/ 2.4.3
_____________О.П. Ситников

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей – инвалидов в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении - средней
общеобразовательной школе № 14

Армавир, 2023

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение об инклюзивном обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – Положение)
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 14 (МБОУ-СОШ № 14) разработано в
соответствии с нормативными документами:
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации";
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
19.12.2014 г. №1598 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 286 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.);
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.);
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.);
 Федеральной адаптированной образовательной программой начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023;
 Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего
образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025;
 Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992;
 Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993;
 Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014;
 Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской федерации

от 22.03.2021 № 115 (с изменениями и дополнениями от 07.12. 2022);
 Основной образовательной программой начального общего образования
МБОУ-СОШ № 14;
 Основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ-СОШ № 14;
 Адаптированной основной общеобразовательной программой начального
общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья МБОУ-СОШ № 14
 Адаптированной основной общеобразовательной программой начального
общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья МБОУ-СОШ № 14;
 Уставом МБОУ-СОШ № 14
1.2.Настоящее Положение
определяет
порядок
организации
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей- инвалидов.
1.3 Настоящее Положение обеспечивает реализацию прав обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение
образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию в условиях
МБОУ-СОШ № 14 .
В Положении используются следующие понятия:
 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального
закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»);
 адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную
адаптацию
указанных
лиц
(п. 28 ст. 2 Законаот 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основной целью инклюзивного образования является реализация права на
получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами, преодоление социальных, физиологических и
психологических барьеров на пути приобщения
ребенка
к
образованию,
создание специальных образовательных условий для коррекции нарушений в их
развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса на
основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения.














Задачи инклюзивного обучения:
создание условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями
здоровья
и
детьми-инвалидами
с
учетом
их
психофизических особенностей;
создание
адаптивной
образовательной
среды,
обеспечивающей
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида;
создание эффективной системы индивидуально-ориентированного психологопедагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов с
целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
обеспечение возможностей освоения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
основной образовательной программы через постепенное повышение их
мотивации и создание ситуаций успеха как на уроке, так и во внеурочной
деятельности, в процессе воспитательной работы;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и
детей-инвалидов, включение родителей
(законных
представителей)
обучающихся в процесс обучения и воспитания ребѐнка, формирование у них
адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных
подходов к проблемам семейного воспитания;
организация системной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогов, занимающихся решением вопросов образования
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
формирование у всех участников образовательного процесса толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ и детей-инвалидов, предотвращение
дискриминации в отношении данной категории детей.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

3.1. Обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды могут получить образование в
МБОУ-СОШ № 14, вне МБОУ-СОШ № 14 в форме семейного образования и
самообразования.
3.2. Семейное образование и самообразование осуществляется в заочной
форме обучения, с правом последующего прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации в МБОУ-СОШ № 14 .
3.3 Возможно сочетание форм образования.
3.4.В МБОУ-СОШ № 14 возможна реализация следующих форм обучения:
очная, очно-заочная, заочная.
3.5.Образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ-СОШ № 14
организуется совместно с другими обучающимися по адаптированным основным
общеобразовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.
3.6. По уровню включения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида
в образовательный процесс МБОУ-СОШ № 14 возможны следующие модели
инклюзии:

полная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды, посещают классноурочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими
особенностей
развития,
обучаются
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе (АООП) в соответствии с учебным планом
класса, в том числе планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная
помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и
групповых занятий на основе заключения ПМПК о создании специальных условий
обучения; программы коррекционной работы АООП, а также на основе
дифференцированного подхода при организации образовательного процесса.
частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
основной общеобразовательной программе по индивидуальным учебным планам,
совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам
организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми
занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального
учебного плана (нелинейное расписание). Коррекционная помощь оказывается
посредством организации групповых и индивидуальных коррекционноразвивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК, программой
коррекционной работы АООП. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и
мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурнодосуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в
развитии, если это не препятствует совместному образовательному и
воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психологопедагогического консилиума МБОУ-СОШ № 14 ;
эпизодическая инклюзия (социальная инклюзия) — учащийся с ОВЗ
обучается по индивидуальному учебному плану (ИУП), преимущественно в
индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих
особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях
(праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в
соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума МБОУСОШ № 14.
3.7. Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в процессе
организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением
психолого-педагогического консилиума МБОУ-СОШ № 14 совместно с
родителями/законными представителями и зависит от степени выраженности
особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности
ребенка с ОВЗ к включению в среду типично развивающихся сверстников и
фиксируется в индивидуальном учебном плане обучающегося с ОВЗ.
3.8. Специальными условиями организации инклюзивного образования в
МБОУ-СОШ № 14 являются: специальные образовательные программы и методы
развития и обучения, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные
материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения и
доступность среды обучения/воспитания, а также психолого-педагогические и иные
услуги, необходимые детям с ограниченными возможностями здоровья и детяминвалидам для получения образования в соответствии с их способностями и
психофизическими возможностями.
3.9. Прием обучающихся с ОВЗ в МБОУ-СОШ № 14 для обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)

осуществляется с согласия родителей/законных представителей и на основании
заключения ПМПК.
3.10. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов организуется
приказом директора МБОУ-СОШ № 14 на основании медицинских заключений,
рекомендаций ПМПК и заявления родителей (законных представителей).
3.11.Этапы реализации инклюзивного образования в МБОУ-СОШ № 14 .
Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов;
 предварительное определение для учащегося модели инклюзивного
образования, в которой учитываются особые образовательные потребности
учащегося с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс;
 определение класса, в который зачисляется обучающийся с ОВЗ или ребенокинвалид;
 разработка адаптированной основной образовательной программы (далее –
АООП);
 определение специалистов для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия) с целью создания специальных образовательных условий в
соответствии с заключением ПМПК;
Диагностический этап устанавливается на первый месяц с момента начала
обучения в инклюзивной форме и включает в себя:
 организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП;
 по
истечении
диагностического
периода
разработку
психологопедагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для
ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о
рекомендованной форме родителей/законных представителей обучающегося
с ОВЗ.
Основной этап:
 разработка
индивидуального
учебного
плана/индивидуального
образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ или ребенка-инвалида;
 корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода;
 реализация адаптированной основной образовательной программы;
 мониторинг реализации адаптированной образовательной программы;
 вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с
ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ПМПК.
3.12. С момента принятия решения о включении обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивное
общеобразовательное пространство МБОУ-СОШ № 14 администрация организует
сопровождение для проведения коррекционно-развивающих занятий с целью
преодоления трудностей в обучении, успешной социализации личности ребенка,
сохранения и укрепления здоровья, защиты его прав.

3.13. Коррекционно-развивающие занятия включаются в общую сетку занятий
и проводятся специалистами МБОУ-СОШ № 14 в соответствии с видом нарушений
в развитии ребенка ( педагогом-психологом, социальным педагогом).
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
4.1.Образовательный процесс при инклюзивном обучении осуществляется в
соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего
образования. I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения
4 года); II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5
лет).
4.2. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в
условиях инклюзии, а также численность обучающихся в малокомплектном классе
для обучающихся с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в
соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении предельной
наполняемости классов.
4.3. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной
программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
4.4. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с
учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных
учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
4.5. Адаптированная образовательная программа реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
4.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы
является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в
МБОУ-СОШ № 14 проводится как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности.
4.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной
образовательной деятельности), которое составляется МБОУ-СОШ № 14 в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется
МБОУ-СОШ № 14 самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
4.9. Разработанные рабочие программы рассматриваются на заседании
методических объединений (далее - МО) учителей-предметников, согласовываются
с заместителем директора по УМР, после чего утверждаются директором МБОУСОШ № 14 .
4.10. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на основе
УМК, утвержденного и рекомендованного к использованию в образовательном
процессе Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.11.Для
обеспечения
успешного
освоения
АООП,
возможности
самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей- инвалидов в МБОУ-СОШ № 14 организуются дополнительные занятия

предметной направленности (кружки, курсы по выбору и т.д.). Количество часов,
отводимых для проведения таких занятий, и их продолжительность определяются
соответствующей программой и учебным планом в соответствии с правилами и
нормативами СанПиН.
4.12. Адаптированные основные общеобразовательные программы могут
реализовываться МБОУ-СОШ № 14 как самостоятельно, так и посредством сетевой
формы их реализации.
4.13. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
осуществляется психолого-педагогическим консилиумом МБОУ-СОШ № 14.
4.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
4.15. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется по учебникам,
включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим
программам обучения.
4.16. Перевод обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов в следующий класс, оставление их на повторное обучение
решается в порядке, установленном Законом «Об образовании в Российской
Федерации».
4.17. Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и
периодичности промежуточной аттестации, обучающихся на инклюзивном
обучении, не вступая в противоречие с нормативными актами.
4.18.Проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, освоивших
образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего
образования, и выдача им документов об образовании регламентируются Законом
«Об образовании в Российской Федерации».
4.19. Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными
возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние
негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих
психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
4.20. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие
образование в форме интегрированного обучения и успешно освоившие АООП
получают документ об образовании соответствующего образца.
4.21. В качестве эффективного средства организации образования детей
с ограниченными возможностями
здоровья
и
детей
инвалидов, имеющих трудности
в
передвижении
и
посещении
МБОУ-СОШ № 14,
является дистанционная
форма
обучения
с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ
5.1. Оценка знаний учащихся с ОВЗ в классах инклюзивного обучения
осуществляется в соответствии с принятым в образовательной организации
порядком промежуточной и итоговой аттестации детей с ОВЗ, участвующих в

программе инклюзивного обучения и с учетом особенностей развития ребенка с
ОВЗ. Решение о промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ принимает
педагогический совет совместно с ПМПк школы. В зависимости от результатов
усвоения индивидуального учебного плана, на основании выводов ПМПк школы и
(или) медицинских показаний, а также по заявлению родителей (законных
представителей) аттестация учащихся с ОВЗ может проводиться в общей аудитории
со всеми выпускниками, либо с обеспечением специальных условий,
соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья детей
с ОВЗ (отдельная аудитория, присутствие помощника, использование специальных
технических средств, возможность приема пищи и (или) лекарств, увеличение
длительности прохождения аттестации).
5.2. Государственная (итоговая) аттестация детей с ОВЗ, обучавшихся в
условиях инклюзивного обучения, по программам основного общего и среднего
общего образования проводится в соответствии с нормативными документами
федерального, регионального и муниципального уровня.
5.3. Дети с ОВЗ, освоившие основные общеобразовательные программы
основного общего и среднего общего образования, допускаются к государственной
(итоговой) аттестации.
5.4. Выбранные выпускником форма государственной (итоговой) аттестации и
общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены,
указываются им в заявлении.
5.5. Государственный выпускной экзамен для выпускников с ОВЗ
организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей выпускников и состояния их здоровья с обеспечением специальных
условий, гарантированных в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Детям с ОВЗ, успешно освоившим программу основного общего или
среднего общего образования, подтвержденные результатами государственной
итоговой аттестации, выдается документ государственного образца о получении
основного общего или среднего общего образован
6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕСУРСАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Для целей инклюзивного обучения в образовательной организации
должна быть создана адаптивная среда, обеспечивающая полноценную интеграцию
и личностную самореализацию детей с ОВЗ, что предполагает наличие
нормативных, материальных, кадровых, технических и других ресурсов.
6.2. При организации инклюзивного обучения образовательная организация
обязана:
 обеспечить нормативную базу для осуществления инклюзивного обучения,
то есть разработать локальные акты, регламентирующие деятельность по
организации инклюзивного обучения;
 разработать документацию, позволяющую отследить прохождение
образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную
подготовку;
 разработать индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с
ОВЗ, включенного в программу интегрированного (инклюзивного) обучения;
 обеспечить кадровый ресурс, то есть организацию специального
квалифицированного педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включенных в
программу инклюзивного обучения. Специалисты должны знать основы

специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной
учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации
дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов,
развивающего, наглядного и практического характера обучения;
 обеспечить материальную базу, соответствующую адаптированным
программам обучения;
 обеспечить материально- технические условия, обеспечивающие
возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения
школы и организации их пребывания и обучения.
7. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И СРОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Данное Положение рассматривается на педагогическом совете и
утверждается приказом директора МБОУ-СОШ № 14 .
7.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в
силу с момента его утверждения.
7.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с
вновь изданными нормативными актами региональных, федеральных органов
управления образованием.
7.3. Изменения и дополнения к Положению рассматриваются на
педагогическом совете МБОУ-СОШ № 14 в составе новой редакции Положения
которое утверждается приказом директора. После принятия новой редакции
Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».