Муниципальное образование город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 (МБОУ-СОШ №14) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ №14 протокол № 5 от 29.12.2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ-СОШ №14 от 29.12.2023 г. № 1015/ 2.4.3 _____________О.П. Ситников ПОЛОЖЕНИЕ об организации инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № 14 Армавир, 2023 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Настоящее Положение об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 14 (МБОУ-СОШ № 14) разработано в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.); Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023; Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025; Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992; Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993; Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014; Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской федерации от 22.03.2021 № 115 (с изменениями и дополнениями от 07.12. 2022); Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ-СОШ № 14; Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ-СОШ № 14; Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ-СОШ № 14 Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ-СОШ № 14; Уставом МБОУ-СОШ № 14 1.2.Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов. 1.3 Настоящее Положение обеспечивает реализацию прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию в условиях МБОУ-СОШ № 14 . В Положении используются следующие понятия: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»); адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Законаот 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основной целью инклюзивного образования является реализация права на получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, преодоление социальных, физиологических и психологических барьеров на пути приобщения ребенка к образованию, создание специальных образовательных условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса на основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения. Задачи инклюзивного обучения: создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами с учетом их психофизических особенностей; создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида; создание эффективной системы индивидуально-ориентированного психологопедагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития; обеспечение возможностей освоения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами основной образовательной программы через постепенное повышение их мотивации и создание ситуаций успеха как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в процессе воспитательной работы; оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и детей-инвалидов, включение родителей (законных представителей) обучающихся в процесс обучения и воспитания ребѐнка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания; организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ и детей-инвалидов, предотвращение дискриминации в отношении данной категории детей. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 3.1. Обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды могут получить образование в МБОУ-СОШ № 14, вне МБОУ-СОШ № 14 в форме семейного образования и самообразования. 3.2. Семейное образование и самообразование осуществляется в заочной форме обучения, с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в МБОУ-СОШ № 14 . 3.3 Возможно сочетание форм образования. 3.4.В МБОУ-СОШ № 14 возможна реализация следующих форм обучения: очная, очно-заочная, заочная. 3.5.Образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ-СОШ № 14 организуется совместно с другими обучающимися по адаптированным основным общеобразовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида. 3.6. По уровню включения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида в образовательный процесс МБОУ-СОШ № 14 возможны следующие модели инклюзии: полная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды, посещают классноурочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими особенностей развития, обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) в соответствии с учебным планом класса, в том числе планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий на основе заключения ПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной работы АООП, а также на основе дифференцированного подхода при организации образовательного процесса. частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального учебного плана (нелинейное расписание). Коррекционная помощь оказывается посредством организации групповых и индивидуальных коррекционноразвивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы АООП. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурнодосуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психологопедагогического консилиума МБОУ-СОШ № 14 ; эпизодическая инклюзия (социальная инклюзия) — учащийся с ОВЗ обучается по индивидуальному учебному плану (ИУП), преимущественно в индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях (праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума МБОУСОШ № 14. 3.7. Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением психолого-педагогического консилиума МБОУ-СОШ № 14 совместно с родителями/законными представителями и зависит от степени выраженности особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности ребенка с ОВЗ к включению в среду типично развивающихся сверстников и фиксируется в индивидуальном учебном плане обучающегося с ОВЗ. 3.8. Специальными условиями организации инклюзивного образования в МБОУ-СОШ № 14 являются: специальные образовательные программы и методы развития и обучения, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения и доступность среды обучения/воспитания, а также психолого-педагогические и иные услуги, необходимые детям с ограниченными возможностями здоровья и детяминвалидам для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями. 3.9. Прием обучающихся с ОВЗ в МБОУ-СОШ № 14 для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) осуществляется с согласия родителей/законных представителей и на основании заключения ПМПК. 3.10. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов организуется приказом директора МБОУ-СОШ № 14 на основании медицинских заключений, рекомендаций ПМПК и заявления родителей (законных представителей). 3.11.Этапы реализации инклюзивного образования в МБОУ-СОШ № 14 . Предварительный этап: предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе предоставленных документов; предварительное определение для учащегося модели инклюзивного образования, в которой учитываются особые образовательные потребности учащегося с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс; определение класса, в который зачисляется обучающийся с ОВЗ или ребенокинвалид; разработка адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП); определение специалистов для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого взаимодействия) с целью создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК; Диагностический этап устанавливается на первый месяц с момента начала обучения в инклюзивной форме и включает в себя: организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП; по истечении диагностического периода разработку психологопедагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о рекомендованной форме родителей/законных представителей обучающегося с ОВЗ. Основной этап: разработка индивидуального учебного плана/индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ или ребенка-инвалида; корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода; реализация адаптированной основной образовательной программы; мониторинг реализации адаптированной образовательной программы; вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ПМПК. 3.12. С момента принятия решения о включении обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивное общеобразовательное пространство МБОУ-СОШ № 14 администрация организует сопровождение для проведения коррекционно-развивающих занятий с целью преодоления трудностей в обучении, успешной социализации личности ребенка, сохранения и укрепления здоровья, защиты его прав. 3.13. Коррекционно-развивающие занятия включаются в общую сетку занятий и проводятся специалистами МБОУ-СОШ № 14 в соответствии с видом нарушений в развитии ребенка ( педагогом-психологом, социальным педагогом). 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 4.1.Образовательный процесс при инклюзивном обучении осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года); II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет). 4.2. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии, а также численность обучающихся в малокомплектном классе для обучающихся с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении предельной наполняемости классов. 4.3. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). 4.4. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 4.5. Адаптированная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. 4.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в МБОУ-СОШ № 14 проводится как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. 4.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности), которое составляется МБОУ-СОШ № 14 в соответствии с установленными требованиями СанПиН. 4.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется МБОУ-СОШ № 14 самостоятельно с соблюдением норм СанПиН. 4.9. Разработанные рабочие программы рассматриваются на заседании методических объединений (далее - МО) учителей-предметников, согласовываются с заместителем директора по УМР, после чего утверждаются директором МБОУСОШ № 14 . 4.10. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на основе УМК, утвержденного и рекомендованного к использованию в образовательном процессе Министерством образования и науки Российской Федерации. 4.11.Для обеспечения успешного освоения АООП, возможности самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов в МБОУ-СОШ № 14 организуются дополнительные занятия предметной направленности (кружки, курсы по выбору и т.д.). Количество часов, отводимых для проведения таких занятий, и их продолжительность определяются соответствующей программой и учебным планом в соответствии с правилами и нормативами СанПиН. 4.12. Адаптированные основные общеобразовательные программы могут реализовываться МБОУ-СОШ № 14 как самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации. 4.13. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психолого-педагогическим консилиумом МБОУ-СОШ № 14. 4.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий. 4.15. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения. 4.16. Перевод обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в следующий класс, оставление их на повторное обучение решается в порядке, установленном Законом «Об образовании в Российской Федерации». 4.17. Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации, обучающихся на инклюзивном обучении, не вступая в противоречие с нормативными актами. 4.18.Проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и выдача им документов об образовании регламентируются Законом «Об образовании в Российской Федерации». 4.19. Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4.20. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие образование в форме интегрированного обучения и успешно освоившие АООП получают документ об образовании соответствующего образца. 4.21. В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, имеющих трудности в передвижении и посещении МБОУ-СОШ № 14, является дистанционная форма обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 5.1. Оценка знаний учащихся с ОВЗ в классах инклюзивного обучения осуществляется в соответствии с принятым в образовательной организации порядком промежуточной и итоговой аттестации детей с ОВЗ, участвующих в программе инклюзивного обучения и с учетом особенностей развития ребенка с ОВЗ. Решение о промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ принимает педагогический совет совместно с ПМПк школы. В зависимости от результатов усвоения индивидуального учебного плана, на основании выводов ПМПк школы и (или) медицинских показаний, а также по заявлению родителей (законных представителей) аттестация учащихся с ОВЗ может проводиться в общей аудитории со всеми выпускниками, либо с обеспечением специальных условий, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья детей с ОВЗ (отдельная аудитория, присутствие помощника, использование специальных технических средств, возможность приема пищи и (или) лекарств, увеличение длительности прохождения аттестации). 5.2. Государственная (итоговая) аттестация детей с ОВЗ, обучавшихся в условиях инклюзивного обучения, по программам основного общего и среднего общего образования проводится в соответствии с нормативными документами федерального, регионального и муниципального уровня. 5.3. Дети с ОВЗ, освоившие основные общеобразовательные программы основного общего и среднего общего образования, допускаются к государственной (итоговой) аттестации. 5.4. Выбранные выпускником форма государственной (итоговой) аттестации и общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены, указываются им в заявлении. 5.5. Государственный выпускной экзамен для выпускников с ОВЗ организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей выпускников и состояния их здоровья с обеспечением специальных условий, гарантированных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Детям с ОВЗ, успешно освоившим программу основного общего или среднего общего образования, подтвержденные результатами государственной итоговой аттестации, выдается документ государственного образца о получении основного общего или среднего общего образован 6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕСУРСАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6.1. Для целей инклюзивного обучения в образовательной организации должна быть создана адаптивная среда, обеспечивающая полноценную интеграцию и личностную самореализацию детей с ОВЗ, что предполагает наличие нормативных, материальных, кадровых, технических и других ресурсов. 6.2. При организации инклюзивного обучения образовательная организация обязана: обеспечить нормативную базу для осуществления инклюзивного обучения, то есть разработать локальные акты, регламентирующие деятельность по организации инклюзивного обучения; разработать документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку; разработать индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с ОВЗ, включенного в программу интегрированного (инклюзивного) обучения; обеспечить кадровый ресурс, то есть организацию специального квалифицированного педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включенных в программу инклюзивного обучения. Специалисты должны знать основы специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов, развивающего, наглядного и практического характера обучения; обеспечить материальную базу, соответствующую адаптированным программам обучения; обеспечить материально- технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения школы и организации их пребывания и обучения. 7. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И СРОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖЕНИЯ 7.1. Данное Положение рассматривается на педагогическом совете и утверждается приказом директора МБОУ-СОШ № 14 . 7.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 7.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами региональных, федеральных органов управления образованием. 7.3. Изменения и дополнения к Положению рассматриваются на педагогическом совете МБОУ-СОШ № 14 в составе новой редакции Положения которое утверждается приказом директора. После принятия новой редакции Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.