Положение об организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей - инвалидов в МБОУ-СОШ № 14

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ №14
протокол № 5 от 29.12.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ №14
от 29.12.2023 г. № 1015/ 2.4.3
_____________О.П. Ситников

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации инклюзивного обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей – инвалидов в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении - средней
общеобразовательной школе № 14

Армавир, 2023

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение об инклюзивном обучении детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – Положение)
в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 14 (МБОУ-СОШ № 14) разработано в
соответствии с нормативными документами:
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации";
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от
19.12.2014 г. №1598 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 286 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.);
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.);
 Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от
17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022 г.);
 Федеральной адаптированной образовательной программой начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023;
 Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего
образования для обучающихся с ОВЗ, утвержденной приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1025;
 Федеральной образовательной программой начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992;
 Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993;
 Федеральной образовательной программой среднего общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014;
 Санитарными правилами СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей
и
молодежи»,
утвержденными
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №
28;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской федерации

от 22.03.2021 № 115 (с изменениями и дополнениями от 07.12. 2022);
 Основной образовательной программой начального общего образования
МБОУ-СОШ № 14;
 Основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ-СОШ № 14;
 Адаптированной основной общеобразовательной программой начального
общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья МБОУ-СОШ № 14
 Адаптированной основной общеобразовательной программой начального
общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья МБОУ-СОШ № 14;
 Уставом МБОУ-СОШ № 14
1.2.Настоящее Положение
определяет
порядок
организации
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей- инвалидов.
1.3 Настоящее Положение обеспечивает реализацию прав обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение
образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию в условиях
МБОУ-СОШ № 14 .
В Положении используются следующие понятия:
 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ)
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом
развитии,
подтвержденные
психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без
создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
 инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для
всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального
закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»);
 адаптированная основная образовательная программа (далее – АООП) образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную
адаптацию
указанных
лиц
(п. 28 ст. 2 Законаот 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основной целью инклюзивного образования является реализация права на
получение общего образования в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья и детьми-инвалидами, преодоление социальных, физиологических и
психологических барьеров на пути приобщения
ребенка
к
образованию,
создание специальных образовательных условий для коррекции нарушений в их
развитии и социальной адаптации, индивидуализация образовательного процесса на
основе специальных педагогических подходов, форм и методов обучения.














Задачи инклюзивного обучения:
создание условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями
здоровья
и
детьми-инвалидами
с
учетом
их
психофизических особенностей;
создание
адаптивной
образовательной
среды,
обеспечивающей
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей
ребенка с ограниченными возможностями здоровья и ребенка-инвалида;
создание эффективной системы индивидуально-ориентированного психологопедагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов с
целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития;
обеспечение возможностей освоения детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
основной образовательной программы через постепенное повышение их
мотивации и создание ситуаций успеха как на уроке, так и во внеурочной
деятельности, в процессе воспитательной работы;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и
детей-инвалидов, включение родителей
(законных
представителей)
обучающихся в процесс обучения и воспитания ребѐнка, формирование у них
адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных
подходов к проблемам семейного воспитания;
организация системной подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогов, занимающихся решением вопросов образования
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
формирование у всех участников образовательного процесса толерантного
отношения к проблемам детей с ОВЗ и детей-инвалидов, предотвращение
дискриминации в отношении данной категории детей.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

3.1. Обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды могут получить образование в
МБОУ-СОШ № 14, вне МБОУ-СОШ № 14 в форме семейного образования и
самообразования.
3.2. Семейное образование и самообразование осуществляется в заочной
форме обучения, с правом последующего прохождения промежуточной и
государственной итоговой аттестации в МБОУ-СОШ № 14 .
3.3 Возможно сочетание форм образования.
3.4.В МБОУ-СОШ № 14 возможна реализация следующих форм обучения:
очная, очно-заочная, заочная.
3.5.Образование обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в МБОУ-СОШ № 14
организуется совместно с другими обучающимися по адаптированным основным
общеобразовательным программам, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации (абилитации) ребенка-инвалида.
3.6. По уровню включения ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида
в образовательный процесс МБОУ-СОШ № 14 возможны следующие модели
инклюзии:

полная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды, посещают классноурочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, не имеющими
особенностей
развития,
обучаются
по
адаптированной
основной
общеобразовательной программе (АООП) в соответствии с учебным планом
класса, в том числе планом внеурочной деятельности. В этом случае коррекционная
помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и
групповых занятий на основе заключения ПМПК о создании специальных условий
обучения; программы коррекционной работы АООП, а также на основе
дифференцированного подхода при организации образовательного процесса.
частичная инклюзия - обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной
основной общеобразовательной программе по индивидуальным учебным планам,
совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам
организованной образовательной деятельности) с индивидуальными/групповыми
занятиями по другим предметам образовательных областей индивидуального
учебного плана (нелинейное расписание). Коррекционная помощь оказывается
посредством организации групповых и индивидуальных коррекционноразвивающих занятий в соответствии с заключением ПМПК, программой
коррекционной работы АООП. Обучающиеся с ОВЗ участвуют в занятиях и
мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурнодосуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в
развитии, если это не препятствует совместному образовательному и
воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психологопедагогического консилиума МБОУ-СОШ № 14 ;
эпизодическая инклюзия (социальная инклюзия) — учащийся с ОВЗ
обучается по индивидуальному учебному плану (ИУП), преимущественно в
индивидуальной форме, и включается в коллектив сверстников, не имеющих
особенностей развития, на внеурочных культурно-досуговых мероприятиях
(праздниках, экскурсиях, и т.д.), на некоторых занятиях внеурочной деятельности в
соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума МБОУСОШ № 14.
3.7. Выбор формы совместной урочной и внеурочной деятельности в процессе
организации инклюзивного образования детей с ОВЗ осуществляется решением
психолого-педагогического консилиума МБОУ-СОШ № 14 совместно с
родителями/законными представителями и зависит от степени выраженности
особенностей физического и (или) психического развития, этапа готовности
ребенка с ОВЗ к включению в среду типично развивающихся сверстников и
фиксируется в индивидуальном учебном плане обучающегося с ОВЗ.
3.8. Специальными условиями организации инклюзивного образования в
МБОУ-СОШ № 14 являются: специальные образовательные программы и методы
развития и обучения, учебники, учебные пособия и дидактические и наглядные
материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения и
доступность среды обучения/воспитания, а также психолого-педагогические и иные
услуги, необходимые детям с ограниченными возможностями здоровья и детяминвалидам для получения образования в соответствии с их способностями и
психофизическими возможностями.
3.9. Прием обучающихся с ОВЗ в МБОУ-СОШ № 14 для обучения по
адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП)

осуществляется с согласия родителей/законных представителей и на основании
заключения ПМПК.
3.10. Инклюзивное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов организуется
приказом директора МБОУ-СОШ № 14 на основании медицинских заключений,
рекомендаций ПМПК и заявления родителей (законных представителей).
3.11.Этапы реализации инклюзивного образования в МБОУ-СОШ № 14 .
Предварительный этап:
 предварительная оценка образовательных потребностей ребенка на основе
предоставленных документов;
 предварительное определение для учащегося модели инклюзивного
образования, в которой учитываются особые образовательные потребности
учащегося с ОВЗ и этап включения в образовательный процесс;
 определение класса, в который зачисляется обучающийся с ОВЗ или ребенокинвалид;
 разработка адаптированной основной образовательной программы (далее –
АООП);
 определение специалистов для осуществления психолого-педагогического
сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых
специалистов - привлечение дополнительных ресурсов в рамках сетевого
взаимодействия) с целью создания специальных образовательных условий в
соответствии с заключением ПМПК;
Диагностический этап устанавливается на первый месяц с момента начала
обучения в инклюзивной форме и включает в себя:
 организацию диагностической работы учителя и специалистов психологопедагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение
возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ при реализации АООП;
 по
истечении
диагностического
периода
разработку
психологопедагогическим консилиумом рекомендации о наиболее оптимальной для
ребенка форме инклюзивного образования и ознакомление с заключением о
рекомендованной форме родителей/законных представителей обучающегося
с ОВЗ.
Основной этап:
 разработка
индивидуального
учебного
плана/индивидуального
образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ или ребенка-инвалида;
 корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с
выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам
диагностического периода;
 реализация адаптированной основной образовательной программы;
 мониторинг реализации адаптированной образовательной программы;
 вопрос об уточнении, изменении образовательного маршрута для ребенка с
ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании ПМПК.
3.12. С момента принятия решения о включении обучающегося с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивное
общеобразовательное пространство МБОУ-СОШ № 14 администрация организует
сопровождение для проведения коррекционно-развивающих занятий с целью
преодоления трудностей в обучении, успешной социализации личности ребенка,
сохранения и укрепления здоровья, защиты его прав.

3.13. Коррекционно-развивающие занятия включаются в общую сетку занятий
и проводятся специалистами МБОУ-СОШ № 14 в соответствии с видом нарушений
в развитии ребенка ( педагогом-психологом, социальным педагогом).
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
4.1.Образовательный процесс при инклюзивном обучении осуществляется в
соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего
образования. I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения
4 года); II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5
лет).
4.2. Общая наполняемость класса и количество обучающихся с ОВЗ в
условиях инклюзии, а также численность обучающихся в малокомплектном классе
для обучающихся с ОВЗ определяются исходя из категории обучающихся с ОВЗ в
соответствии с установленными требованиями СанПиН в отношении предельной
наполняемости классов.
4.3. Содержание общего образования и условия организации обучения
обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной основной общеобразовательной
программой (АООП), а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА).
4.4. Адаптированная основная общеобразовательная программа реализуется с
учетом образовательных потребностей групп и отдельных обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья на основе специально разработанных
учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
4.5. Адаптированная образовательная программа реализуется через
организацию урочной и внеурочной деятельности.
4.6. Обязательным разделом адаптированной образовательной программы
является программа коррекционной работы. Коррекционно-развивающая работа в
МБОУ-СОШ № 14 проводится как в рамках урочной, так и внеурочной
деятельности.
4.7. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием
учебных занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной
образовательной деятельности), которое составляется МБОУ-СОШ № 14 в
соответствии с установленными требованиями СанПиН.
4.8. Режим работы при организации инклюзивного образования определяется
МБОУ-СОШ № 14 самостоятельно с соблюдением норм СанПиН.
4.9. Разработанные рабочие программы рассматриваются на заседании
методических объединений (далее - МО) учителей-предметников, согласовываются
с заместителем директора по УМР, после чего утверждаются директором МБОУСОШ № 14 .
4.10. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется на основе
УМК, утвержденного и рекомендованного к использованию в образовательном
процессе Министерством образования и науки Российской Федерации.
4.11.Для
обеспечения
успешного
освоения
АООП,
возможности
самореализации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей- инвалидов в МБОУ-СОШ № 14 организуются дополнительные занятия

предметной направленности (кружки, курсы по выбору и т.д.). Количество часов,
отводимых для проведения таких занятий, и их продолжительность определяются
соответствующей программой и учебным планом в соответствии с правилами и
нормативами СанПиН.
4.12. Адаптированные основные общеобразовательные программы могут
реализовываться МБОУ-СОШ № 14 как самостоятельно, так и посредством сетевой
формы их реализации.
4.13. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое
наблюдение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
осуществляется психолого-педагогическим консилиумом МБОУ-СОШ № 14.
4.14. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от
степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных,
культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных и иных мероприятий.
4.15. Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов осуществляется по учебникам,
включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим
программам обучения.
4.16. Перевод обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов в следующий класс, оставление их на повторное обучение
решается в порядке, установленном Законом «Об образовании в Российской
Федерации».
4.17. Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и
периодичности промежуточной аттестации, обучающихся на инклюзивном
обучении, не вступая в противоречие с нормативными актами.
4.18.Проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, освоивших
образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего
образования, и выдача им документов об образовании регламентируются Законом
«Об образовании в Российской Федерации».
4.19. Государственная (итоговая) аттестация детей с ограниченными
возможностями здоровья проводится в обстановке, исключающей влияние
негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих
психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
4.20. Дети с ограниченными возможностями здоровья, получившие
образование в форме интегрированного обучения и успешно освоившие АООП
получают документ об образовании соответствующего образца.
4.21. В качестве эффективного средства организации образования детей
с ограниченными возможностями
здоровья
и
детей
инвалидов, имеющих трудности
в
передвижении
и
посещении
МБОУ-СОШ № 14,
является дистанционная
форма
обучения
с
использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ
АТТЕСТАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ
5.1. Оценка знаний учащихся с ОВЗ в классах инклюзивного обучения
осуществляется в соответствии с принятым в образовательной организации
порядком промежуточной и итоговой аттестации детей с ОВЗ, участвующих в

программе инклюзивного обучения и с учетом особенностей развития ребенка с
ОВЗ. Решение о промежуточной аттестации обучающихся с ОВЗ принимает
педагогический совет совместно с ПМПк школы. В зависимости от результатов
усвоения индивидуального учебного плана, на основании выводов ПМПк школы и
(или) медицинских показаний, а также по заявлению родителей (законных
представителей) аттестация учащихся с ОВЗ может проводиться в общей аудитории
со всеми выпускниками, либо с обеспечением специальных условий,
соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья детей
с ОВЗ (отдельная аудитория, присутствие помощника, использование специальных
технических средств, возможность приема пищи и (или) лекарств, увеличение
длительности прохождения аттестации).
5.2. Государственная (итоговая) аттестация детей с ОВЗ, обучавшихся в
условиях инклюзивного обучения, по программам основного общего и среднего
общего образования проводится в соответствии с нормативными документами
федерального, регионального и муниципального уровня.
5.3. Дети с ОВЗ, освоившие основные общеобразовательные программы
основного общего и среднего общего образования, допускаются к государственной
(итоговой) аттестации.
5.4. Выбранные выпускником форма государственной (итоговой) аттестации и
общеобразовательные предметы, по которым он планирует сдавать экзамены,
указываются им в заявлении.
5.5. Государственный выпускной экзамен для выпускников с ОВЗ
организуется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей выпускников и состояния их здоровья с обеспечением специальных
условий, гарантированных в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Детям с ОВЗ, успешно освоившим программу основного общего или
среднего общего образования, подтвержденные результатами государственной
итоговой аттестации, выдается документ государственного образца о получении
основного общего или среднего общего образован
6. ТРЕБОВАНИЯ К РЕСУРСАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
6.1. Для целей инклюзивного обучения в образовательной организации
должна быть создана адаптивная среда, обеспечивающая полноценную интеграцию
и личностную самореализацию детей с ОВЗ, что предполагает наличие
нормативных, материальных, кадровых, технических и других ресурсов.
6.2. При организации инклюзивного обучения образовательная организация
обязана:
 обеспечить нормативную базу для осуществления инклюзивного обучения,
то есть разработать локальные акты, регламентирующие деятельность по
организации инклюзивного обучения;
 разработать документацию, позволяющую отследить прохождение
образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную
подготовку;
 разработать индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с
ОВЗ, включенного в программу интегрированного (инклюзивного) обучения;
 обеспечить кадровый ресурс, то есть организацию специального
квалифицированного педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включенных в
программу инклюзивного обучения. Специалисты должны знать основы

специальной психологии и коррекционной педагогики, приемы коррекционной
учебно-воспитательной работы, требующей в обязательном порядке реализации
дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов,
развивающего, наглядного и практического характера обучения;
 обеспечить материальную базу, соответствующую адаптированным
программам обучения;
 обеспечить материально- технические условия, обеспечивающие
возможность для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в здания и помещения
школы и организации их пребывания и обучения.
7. ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И СРОК ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Данное Положение рассматривается на педагогическом совете и
утверждается приказом директора МБОУ-СОШ № 14 .
7.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в
силу с момента его утверждения.
7.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с
вновь изданными нормативными актами региональных, федеральных органов
управления образованием.
7.3. Изменения и дополнения к Положению рассматриваются на
педагогическом совете МБОУ-СОШ № 14 в составе новой редакции Положения
которое утверждается приказом директора. После принятия новой редакции
Положения, предыдущая редакция утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

https://армавир14.школакубани.рф

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».