Муниципальное образование город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 (МБОУ-СОШ №14) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ №14 протокол № 5 от 29.12.2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ-СОШ №14 от 29.12.2023 г. № 1015/ 2.4.3 _____________О.П. Ситников ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации индивидуального учебного плана для обучающихся с ОВЗ в МБОУ-СОШ № 14 Армавир, 2023 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру, содержание, порядок разработки и утверждения индивидуального учебного плана (далее - ИУП) для обучающихся: испытывающих трудности освоения отдельных учебных предметов и/или академические задолженности по ним; с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в части освоения коррекционно-развивающей области и в случае различий учебного плана в рамках основной образовательной программы (далее - ООП) соответствующего уровня и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП), рекомендованной ПМПК; на дому по медицинским показаниям. 1.2. Обучение по ИУП - вид освоения обучающимися основных общеобразовательных программ или адаптированных основных общеобразовательных программ соответствующего уровня образования под контролем педагогов с последующей аттестацией. 1.3. Индивидуальный учебный план обеспечивает освоение ООП или АООП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. 1.4. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021 года № 287; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 «О внесении изменений в федеральным государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2017 года № 613; Федеральным государственным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями»; Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. №115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; Федеральной основной образовательной программой начального общего образования (приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 372); Федеральной основной образовательной программой основного общего образования (приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 370); Федеральной основной образовательной программой среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 18.05.2023 № 371); Федеральной адаптированной образовательной программой начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1023); Федеральной адаптированной образовательной программой основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1025); Федеральной адаптированной образовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (приказ Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026); Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2; Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 14 (МБОУ-СОШ № 14); Основными образовательными программами начального общего, основного общего, среднего общего образования МБОУ-СОШ № 14 (далее – ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО соответственно); Адаптированными основными общеобразовательными программами МБОУ-СОШ № 14 (далее – АООП). 1.5. ИУП является составной частью АООП соответствующего уровня образования и призван обеспечивать развитие потенциала обучающихся, в том числе детей с ОВЗ. 1.6. Требования, предъявляемые к ИУП следующие: 1.6.1.ИУП разрабатывается на уровень образования (перспективный ИУП), на учебный год (текущий ИУП) и должен содержать: обязательные предметные области и учебные предметы соответствующего уровня общего образования; учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), выбираемые обучающимися и (или) родителями (законными представителями); внеурочную деятельность. 1.6.2. ИУП реализуется в полном объеме в течение учебного года согласно расписанию и при необходимости с применением электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий, сетевых форм реализации образовательных программ. 1.6.3. Объем минимальной и максимальной нагрузки должен соответствовать требованиям учебного плана (перспективного и текущего), СанПиН. 1.7. ИУП должен быть разработан и утвержден не позднее 1 сентября нового учебного года. 1.8. ИУП является самостоятельным и в составе АООП соответствующего уровня образования объектом внутришкольного контроля в соответствии с планом работы образовательной организации, в иных случаях — других видов контроля (оперативного, внешнего и т.д.). 1.9. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. Цели, задачи индивидуального учебного плана 2.1. Основной целью реализации ИУП является удовлетворение образовательных потребностей обучающихся с учетом их особенностей путем выбора оптимального уровня реализуемых программ, набора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), темпов и сроков их освоения. 2.2. Достижение основной цели реализации ИУП в МБОУ-СОШ № 14 обеспечивается посредством: 2.2.1. Создания условий для реализации соответствующего уровня обучения для обучающихся: достижение совершенства в рамках спортивной, туристскокраеведческой, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической и другой направленности; предпрофильной подготовки; самоопределения обучающихся в выборе будущей профессии; профильного обучения; творческих достижений (участие в конкурсах регионального, всероссийского уровней). 2.2.2 Установления равного доступа к полноценному образованию различным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. 2.2.3.Решения основных задач ИУП: поддержка детей с ОВЗ; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; обеспечение доступа к дополнительному образованию детей, имеющих ограничения по здоровью; реализация предпрофильной подготовки обучающихся с ОВЗ; организация профильного обучения на уровне среднего общего образования; ранняя профилизация обучения. 2.2.4.Выполнения принципов: дифференциации; вариативности, диверсификации, индивидуализации. 3. Требования к индивидуальному учебному плану 3.1.Структура ИУП определяется МБОУ-СОШ № 14 самостоятельно. 3.2.Содержание ИУП соответствующего уровня образования должно: соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования; обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования основной образовательной программы образовательной программы, адаптированной основной образовательной программы (далее – АООП); соответствовать направленности (профиля) образования; содержанию АООП соответствующего уровня образования; специфике и традициям МБОУ-СОШ № 14, запросам участников образовательных отношений. 3.3.Содержание ИУП начального общего образования определяется: 3.3.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами: филология (русский язык, литературное чтение, иностранный язык); математика и информатика (математика); обществознание и естествознание (окружающий мир); основы духовно-нравственной культуры народов России (основы религиозных культур и светской этики); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура (физическая культура). 3.3.2. Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), выбираемые обучающимися и (или) родителями (законными представителями). 3.3.3. Учебный план для обучающихся с ОВЗ, в том числе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), включает в себя предметные области в зависимости от варианта АООП. Обязательным элементом учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через коррекционные курсы. 3.3. Индивидуализация содержания АООП может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности. 3.4. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2 904 часов и более 3 345 часов. 3.5. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ОВЗ может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). 3.6. Содержание ИУП основного общего образования определяется: 3.6.1. Обязательными предметными областями и учебными предметами: филология (русский язык, литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология); физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности). 3.6.2.Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемыми учащимися и (или) родителями (законными представителями). 3.6.3.Специально разработанными учебными курсами, обеспечивающими интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурными, в т.ч. реализацию адаптированных образовательных программ для детей с нарушением интеллекта. 3.7. Индивидуализация содержания АООП может быть осуществлена за счет внеурочной деятельности. 3.8. Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов. 3.9. Нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования составляет 5 лет. 3.10. Содержание ИУП среднего общего образования определяется: 3.10.1. Предметными областями и предметами; русский язык и литература (русский язык, литература); иностранные языки (иностранный язык,); общественные науки (история, география, право, обществознание); математика и информатика (математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия; информатика); естественные науки (химия, физика, биология); основы безопасности жизнедеятельности; индивидуальный проект; по выбору (элективные курсы, факультативные курсы). 3.10.2. Обязательными предметами являются: русский язык; литература; иностранный язык; математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия; история; физическая культура; основы безопасности жизнедеятельности. 3.10.3.Дополнительными учебными предметами, курсами по выбору обучающимися, предлагаемыми образовательной организацией в соответствии со спецификой и возможностями. 3.10.4. Учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями), выбираемые обучающимися и (или) родителями (законными представителями). 3.11.При формировании ИУП необходимо придерживаться следующего набора: обязательные предметы, не менее одного предмета из каждой предметной области (базовый уровень); предметы, изучаемые на углубленном уровне (не менее 3-х); индивидуальный проект; при наличии свободных часов: предметы по выбору, курсы по выбору. 3.12. Учебный план определяет количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 259 часов. 3.13. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования составляет 2 года. 4. Перевод обучающегося на индивидуальный учебный план 4.1. ИУП разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации. 4.2. При формировании ИУП может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. 4.3. ИУП может быть предоставлен с 1 класса. 4.4. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей). 4.5. Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если ИУП рассчитан более чем на один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации. 4.6. ИУП разрабатывается в соответствии со спецификой и возможностями образовательной организации. 4.7. Перевод на обучение по ИУП осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося либо по заявлению совершеннолетнего обучающегося. 4.8. Перевод на обучение по ИУП обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей). 4.9. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.). 4.10.Заявление о переводе на обучение по ИУП. 4.11. Обучение по ИУП начинается, как правило, с начала учебного года. 4.12. Перевод на обучение по ИУП оформляется приказом руководителя образовательной организации. 4.13. Лицу, обучающемуся по ИУП, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном МБОУ-СОШ № 14. 4.14. Школа с учетом запросов родителей (законных представителей) обучающихся и обучающихся определяет сроки и уровень реализации программ. Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по предметам, количество часов, формы и сроки текущего и промежуточного контроля, список учителей, ведущих обучение, оформляются приказом директора. 4.15.Обучающиеся обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия. 5. Контроль исполнения индивидуального учебного плана 5.1. МБОУ-СОШ № 14 осуществляет контроль за освоением образовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по ИУП. 5.2. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по ИУП, осуществляются в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 6. Государственная итоговая аттестация 6.1. Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) обучающихся, переведенных на обучение по ИУП, осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 6.2. К ГИА допускаются обучающиеся, переведенные на обучение по ИУП, в соответствии с Порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам. 7. Финансовое обеспечение индивидуального учебного плана 7.1. Финансовое обеспечение ИУП осуществляется за счет бюджетных средств в рамках финансового обеспечения реализации основной образовательной программы соответствующего уровня образования. 7.2. Оплата труда педагогических работников, привлекаемых для реализации ИУП, осуществляется согласно учебной нагрузке. 7.3. Образовательная организация вправе привлекать внебюджетные средства на оплату труда педагогических работников для реализации ИУП в установленном порядке и в соответствии с локальными актами школы. 8. Порядок документационного оформления реализации индивидуального учебного плана 8.1. Оформление школьной документации при реализации ИУП (электронный журнал и др.) осуществляется в порядке, установленном МБОУ-СОШ № 14.