Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ в МБОУ-СОШ № 14

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ № 14
протокол № 5 от 29.12.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ № 14
от 29.12.2023 г. № 1015/ 2.4.3
_____________О.П. Ситников

ПОЛОЖЕНИЕ
о разработке и реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы для обучающихся
с ОВЗ в МБОУ-СОШ № 14

Армавир, 2023

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы соответствующего уровня
образования для обучающихся с ОВЗ (далее – АООП), реализующей
Федеральный государственный образовательный стандарт, (далее –
Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012
г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в посл.ред.);
1.2. Положение регламентирует структуру, порядок разработки,
утверждения, реализации АООП, а также порядок внесения изменений в
АООП;
1.3. Положение разработано в соответствии
со следующими
нормативными и распорядительными документами:
 Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (далее – Закон);
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – ФГОС
ООО- 2010);
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС ООО-2021);
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (далее – ФГОС
НОО-2021);
 Федеральная образовательная программа основного общего
образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 370 (далее – ФОП ООО);
 Федеральная адаптированная образовательная программа основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями,
утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. № 1025;
 Федеральная
адаптированная
образовательная
программа
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями, утвержденная приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023;
 Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования;
 Универсальные кодификаторы распределѐнных по классам

проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы по уровням общего образования и элементов содержания по
учебным предметам для использования в федеральных и региональных
процедурах оценки качества образования, одобренные решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(далее – ФУМО) (протокол от 12.04.2021г. №1/21), подготовленные
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
"Федеральный институт педагогических измерений", размещены на сайте
https://fipi.ru/Универсальный кодификатор;
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.364820);
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685- 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
(далее – СанПиН 1.2.3685- 21);
 Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об
утверждении
федерального
перечня
учебников,
допущенных
к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников" (далее – Федеральный перечень учебников);
 Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 "Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования";
 Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 года № 1025 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
 Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)» от 19.12.2014 г. № 1599 (далее – ФГОС О у/о);
 Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики
Краснодарского
края
«О
формировании
учебных
планов
для
общеобразовательных организаций» от 14.07.2023 г. № 47-01-13- 13168/23;
 Устав МБОУ-СОШ № 14.
1.4.
Положение является локальным актом, регулирующим

организацию образовательной деятельности в МБОУ «Горячеключевская
СОШ» и обеспечивающим реализацию целей общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
1.5.
В Положение могут быть внесены изменения и дополнения
после обсуждения изменений и дополнений на педагогическом совете, при
большом объеме изменений и дополнений Положение может быть принято в
новой редакции;
1.6.
Положение принимается на неопределенный срок;
1.7.
Под адаптированной общеобразовательной программой в
настоящем Положении понимается программа, адаптированная для обучения
лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом
особенностей
их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей и обеспечивающая достижение обучающимися с ОВЗ
спланированных результатов.
2.
Порядок разработки АООП
2.1.
Основаниями для разработки и реализации АООП являются:
 рекомендации
психолого-медико-педагогической
комиссии
с
соответствующими рекомендациями, выданные в установленном порядке;
 коллегиальное решение ППк МБОУ-СОШ № 14;
 письменное заявление родителей (законных представителей)
обучающегося с ОВЗ об обучении ребенка по адаптированной основной
общеобразовательной программе соответствующего уровня образования;
2.2.
АООП оформляется и разрабатывается в соответствии с
настоящимПоложением;
2.3.
АООП разрабатывается для обучающихся (групп обучающихся)
с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико- педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий;
2.4.
Категории обучающихся с ОВЗ определены в Федеральном
законе «Об образовании
в
Российской Федерации»:
глухие,
слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с
тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с
расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие;
2.5.
Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатывается
соответствующая АООП. Решением ППк (и в соответствии с Федеральными
нормативно-правовыми документами) определяются учащиеся, для которых
разрабатывается индивидуальная АООП;
2.6.
АООП разрабатывается,
утверждается
и
реализуется

МБОУ-СОШ № 14 самостоятельно;
2.7.
АООП разрабатывается с учетом федеральной адаптированной
основнойобразовательной программы;
2.8.
Реализация АООП осуществляется с учетом рекомендаций
ПМПК, диагностических материалов по предмету, диагностических
материалов психолога и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания; использование разных форм, методов и
приемов организации учебной деятельности;
2.9.
АООП разрабатывается в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья, ФГОС НОО и ФГОС ООО и в
соответствии
с психофизическими
особенностями
и
особыми
образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится
обучающийся. При этом адаптации и модификации подлежат программы
учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и
формы организации обучения; формы организации учебного процесса;
способы учебной работы с обучающимися, имеющими особые
образовательные потребности (способы организации коллективной учебной
деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения
заданий, способы работы с текстовыми материалами и др.);
2.10. Порядок разработки АООП, состав участников разработки
АООП, их полномочиями ответственность определяется приказом директора
МБОУ-СОШ № 14».
2.11. В рабочую группу входят:
2.11.1. Заместитель директора по УМР, заместитель директора по
воспитательной работе (по согласованию), педагог-психолог, социальный
педагог, учителя-предметники, классный руководитель;
2.11.2. В зону ответственности рабочей группы входит разработка
учебного плана, плана внеурочной деятельности, а также всех разделов
АООП, предусмотренных ФГОС.
2.11.3. В зону ответственности педагогических работников входит
разработка рабочих программ учебных предметов, рабочих образовательных
программ внеурочной деятельности, программы коррекционной работы
АООП;
2.12. При разработке АООП рекомендуется соблюдать следующий
порядок:
 разработка учебного плана (учебных планов), плана (планов)
внеурочной деятельности АООП;
 разработка проектов рабочих программ учебных предметов, курсов,

дисциплин (модулей) и иных компонентов;
 подготовка проекта АООП в соответствии с требованиями ФГОС к ее
структуре (пояснительная записка, целевой раздел, содержательный
раздел, организационный раздел);
 обсуждение проекта АООП на Методическом совете МБОУ-СОШ № 14
и его доработка по результатам обсуждения;
 обсуждение и согласование АООП на Педагогическом совете МБОУСОШ № 14;
 утверждение АООП руководителем МБОУ-СОШ № 14;
 подготовка аннотации и описания АООП для размещения на сайте
МБОУ-СОШ № 14.
2.13. В конце учебного года по итогам реализации АООП в рамках
заседания ППк проводится анализ итоговой диагностики различных
сфер развития обучающегося с ОВЗ, обосновываются внесение
корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения
преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с
ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его
воспитания и обучения. А также проводится итоговая встреча с родителями
(законными представителями) для определения дальнейших форм работы с
ребенком.
3. Структура и содержание структурных единиц АООП
3.1.
Структура
АООП
в
соответствии
с
Федеральным
государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный;
3.2.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АООП/АОП, а также способы
определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел
включает:
 пояснительную записку;
 планируемые результаты освоения обучающимися АООП;
 систему оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП;
3.3.
Содержательный раздел определяет общее содержание АООП
и включает следующие программы, ориентированные на достижение
личностных, предметных и метапредметных результатов:
 федеральные рабочие программы учебных предметов;
 программу формирования универсальных учебных действий у
обучающихся;

 программу коррекционной работы;
 федеральную рабочую программу воспитания.
3.4.
Организационный раздел включает:
 федеральный учебный план;
 федеральный план внеурочной деятельности;
 федеральный календарный учебный график;
 федеральный календарный план воспитательной работы, содержащий
перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые
организуются и проводятся образовательной организацией или в которых
образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде
обучения.
3.5. Учебный план выступает основным организационным механизмом
реализации АООП. Учебный план разрабатывается на нормативный срок
освоения АООП и определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей и предметов по классам (годам обучения);
3.6. Предельная допустимая нагрузка обучающихся с ОВЗ
определяется действующими нормами санитарно-эпидемиологических
требований к условиям и организации обучения и воспитания в
общеобразовательных учреждениях.
4. Порядок внесения изменений в АООП
4.1. Инициировать изменения/дополнения в АООП может любой
участник образовательных отношений, о чем сообщает в служебной
записке/заявлении на имя руководителя МБОУ-СОШ № 14 и/ или его
заместителя, осуществляющего контроль за содержанием реализуемых
образовательных программ.
4.2. При целесообразности внесения изменений/дополнений в АООП
руководитель МБОУ-СОШ № 14 издает соответствующий приказ об
ответственном за формирование нового содержания и внесение
изменений/дополнений в соответствующие программы.
4.3. Изменения и дополнения вносятся в АООП по согласованию с
педагогическим советом, регистрируются в контрольном листе изменений к
настоящему Положению и являются неотъемлемой частью АООП. Вносить
изменения в ООП/АООП в части любых его компонентов (рабочих
программ, планов и др.) в ином порядке не допускается.
4.4. Не позднее 10 дней со дня внесения изменений/дополнений в АООП
информация размещается на официальном сайте МБОУ-СОШ № 14.
5. Механизм реализации АООП
5.1. МБОУ-СОШ № 14 обеспечивает реализацию в полном объеме
АООП, соответствие качества подготовки обучающихся установленным

требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения
и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам и потребностям учащихся.
5.2. АООП могут реализовываться МБОУ-СОШ № 14, как
самостоятельно, так и посредством сетевых форм. Сетевая форма
обеспечивает возможность освоения АООП с использованием ресурсов
нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы
могут участвовать научные организации,
медицинские организации,
организации культуры, физкультурноспортивные и иные организации,
обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения,
проведения учебной и производственной практики и осуществления иных
видов учебной деятельности, предусмотренной соответствующей
образовательной программой.
5.3.
При
реализации
АООП
используются
различные
образовательные технологии, в том числе электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
5.4. При реализации АООП может применяться форма организации
образовательной деятельности, основанная на модульном принципе
представления содержания образовательной программы и построения
учебных планов, использовании соответствующих образовательных
технологий.
5.5. Для реализации АООП педагогическими работниками
самостоятельно разрабатываются рабочие программы, календарнотематическое планирование, осуществляется выбор учебно-методической
литературы (учебно-методических комплектов (УМК)) из Федерального
перечня, рекомендованного Министерством просвещения Российской
Федерации с соблюдением преемственности в рамках каждого уровня
образования.
5.6. Перечень учебников и учебных пособий, необходимых для
реализации АООП согласовывается педагогическим советом МБОУ-СОШ
№ 14 до начала нового учебного года.
6. Заключительные положения
6.1. Данное Положение рассматривается и принимается на
педагогическом совете МБОУ-СОШ № 14 и утверждается приказом
руководителя образовательной организации.
6.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и
вступает в силу с момента его утверждения.
6.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в

соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального,
регионального, федерального органов управления образованием только
решением педагогического совета.
6.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на
педагогическом совете образовательной организации в составе новой
редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя
МБОУ-СОШ № 14. После принятия новой редакции Положения
предыдущая редакция утрачивает силу.
6.5. Положение вывешивается на информационном стенде и
официальном сайте МБОУ-СОШ № 14 в сети интернет в течение 10-ти
дней с момента его принятия.
6.6. Все заинтересованные лица должны быть ознакомлены с данным
положением после его принятия под роспись.


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».