Муниципальное образование город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 (МБОУ-СОШ №14) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ № 14 протокол № 5 от 29.12.2023 г. УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ-СОШ № 14 от 29.12.2023 г. № 1015/ 2.4.3 _____________О.П. Ситников ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ОВЗ в МБОУ-СОШ № 14 Армавир, 2023 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы соответствующего уровня образования для обучающихся с ОВЗ (далее – АООП), реализующей Федеральный государственный образовательный стандарт, (далее – Положение) разработано на основании Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в посл.ред.); 1.2. Положение регламентирует структуру, порядок разработки, утверждения, реализации АООП, а также порядок внесения изменений в АООП; 1.3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (далее – ФГОС ООО- 2010); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС ООО-2021); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (далее – ФГОС НОО-2021); Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 (далее – ФОП ООО); Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025; Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023; Приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; Универсальные кодификаторы распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по уровням общего образования и элементов содержания по учебным предметам для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, одобренные решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (далее – ФУМО) (протокол от 12.04.2021г. №1/21), подготовленные Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений", размещены на сайте https://fipi.ru/Универсальный кодификатор; Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.364820); Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (далее – СанПиН 1.2.3685- 21); Приказ Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников" (далее – Федеральный перечень учебников); Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 года № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014 г. № 1599 (далее – ФГОС О у/о); Письмо Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края «О формировании учебных планов для общеобразовательных организаций» от 14.07.2023 г. № 47-01-13- 13168/23; Устав МБОУ-СОШ № 14. 1.4. Положение является локальным актом, регулирующим организацию образовательной деятельности в МБОУ «Горячеключевская СОШ» и обеспечивающим реализацию целей общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 1.5. В Положение могут быть внесены изменения и дополнения после обсуждения изменений и дополнений на педагогическом совете, при большом объеме изменений и дополнений Положение может быть принято в новой редакции; 1.6. Положение принимается на неопределенный срок; 1.7. Под адаптированной общеобразовательной программой в настоящем Положении понимается программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая достижение обучающимися с ОВЗ спланированных результатов. 2. Порядок разработки АООП 2.1. Основаниями для разработки и реализации АООП являются: рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии с соответствующими рекомендациями, выданные в установленном порядке; коллегиальное решение ППк МБОУ-СОШ № 14; письменное заявление родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ об обучении ребенка по адаптированной основной общеобразовательной программе соответствующего уровня образования; 2.2. АООП оформляется и разрабатывается в соответствии с настоящимПоложением; 2.3. АООП разрабатывается для обучающихся (групп обучающихся) с ОВЗ. Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психологомедико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 2.4. Категории обучающихся с ОВЗ определены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и другие; 2.5. Для каждой категории обучающихся с ОВЗ разрабатывается соответствующая АООП. Решением ППк (и в соответствии с Федеральными нормативно-правовыми документами) определяются учащиеся, для которых разрабатывается индивидуальная АООП; 2.6. АООП разрабатывается, утверждается и реализуется МБОУ-СОШ № 14 самостоятельно; 2.7. АООП разрабатывается с учетом федеральной адаптированной основнойобразовательной программы; 2.8. Реализация АООП осуществляется с учетом рекомендаций ПМПК, диагностических материалов по предмету, диагностических материалов психолога и включает следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности; 2.9. АООП разрабатывается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС НОО и ФГОС ООО и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится обучающийся. При этом адаптации и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами и др.); 2.10. Порядок разработки АООП, состав участников разработки АООП, их полномочиями ответственность определяется приказом директора МБОУ-СОШ № 14». 2.11. В рабочую группу входят: 2.11.1. Заместитель директора по УМР, заместитель директора по воспитательной работе (по согласованию), педагог-психолог, социальный педагог, учителя-предметники, классный руководитель; 2.11.2. В зону ответственности рабочей группы входит разработка учебного плана, плана внеурочной деятельности, а также всех разделов АООП, предусмотренных ФГОС. 2.11.3. В зону ответственности педагогических работников входит разработка рабочих программ учебных предметов, рабочих образовательных программ внеурочной деятельности, программы коррекционной работы АООП; 2.12. При разработке АООП рекомендуется соблюдать следующий порядок: разработка учебного плана (учебных планов), плана (планов) внеурочной деятельности АООП; разработка проектов рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и иных компонентов; подготовка проекта АООП в соответствии с требованиями ФГОС к ее структуре (пояснительная записка, целевой раздел, содержательный раздел, организационный раздел); обсуждение проекта АООП на Методическом совете МБОУ-СОШ № 14 и его доработка по результатам обсуждения; обсуждение и согласование АООП на Педагогическом совете МБОУСОШ № 14; утверждение АООП руководителем МБОУ-СОШ № 14; подготовка аннотации и описания АООП для размещения на сайте МБОУ-СОШ № 14. 2.13. В конце учебного года по итогам реализации АООП в рамках заседания ППк проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития обучающегося с ОВЗ, обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с ребенком. 3. Структура и содержание структурных единиц АООП 3.1. Структура АООП в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный; 3.2. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП/АОП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися АООП; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП; 3.3. Содержательный раздел определяет общее содержание АООП и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: федеральные рабочие программы учебных предметов; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программу коррекционной работы; федеральную рабочую программу воспитания. 3.4. Организационный раздел включает: федеральный учебный план; федеральный план внеурочной деятельности; федеральный календарный учебный график; федеральный календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения. 3.5. Учебный план выступает основным организационным механизмом реализации АООП. Учебный план разрабатывается на нормативный срок освоения АООП и определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и предметов по классам (годам обучения); 3.6. Предельная допустимая нагрузка обучающихся с ОВЗ определяется действующими нормами санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях. 4. Порядок внесения изменений в АООП 4.1. Инициировать изменения/дополнения в АООП может любой участник образовательных отношений, о чем сообщает в служебной записке/заявлении на имя руководителя МБОУ-СОШ № 14 и/ или его заместителя, осуществляющего контроль за содержанием реализуемых образовательных программ. 4.2. При целесообразности внесения изменений/дополнений в АООП руководитель МБОУ-СОШ № 14 издает соответствующий приказ об ответственном за формирование нового содержания и внесение изменений/дополнений в соответствующие программы. 4.3. Изменения и дополнения вносятся в АООП по согласованию с педагогическим советом, регистрируются в контрольном листе изменений к настоящему Положению и являются неотъемлемой частью АООП. Вносить изменения в ООП/АООП в части любых его компонентов (рабочих программ, планов и др.) в ином порядке не допускается. 4.4. Не позднее 10 дней со дня внесения изменений/дополнений в АООП информация размещается на официальном сайте МБОУ-СОШ № 14. 5. Механизм реализации АООП 5.1. МБОУ-СОШ № 14 обеспечивает реализацию в полном объеме АООП, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся. 5.2. АООП могут реализовываться МБОУ-СОШ № 14, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. Сетевая форма обеспечивает возможность освоения АООП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурноспортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренной соответствующей образовательной программой. 5.3. При реализации АООП используются различные образовательные технологии, в том числе электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. 5.4. При реализации АООП может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий. 5.5. Для реализации АООП педагогическими работниками самостоятельно разрабатываются рабочие программы, календарнотематическое планирование, осуществляется выбор учебно-методической литературы (учебно-методических комплектов (УМК)) из Федерального перечня, рекомендованного Министерством просвещения Российской Федерации с соблюдением преемственности в рамках каждого уровня образования. 5.6. Перечень учебников и учебных пособий, необходимых для реализации АООП согласовывается педагогическим советом МБОУ-СОШ № 14 до начала нового учебного года. 6. Заключительные положения 6.1. Данное Положение рассматривается и принимается на педагогическом совете МБОУ-СОШ № 14 и утверждается приказом руководителя образовательной организации. 6.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения. 6.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами муниципального, регионального, федерального органов управления образованием только решением педагогического совета. 6.4. Изменения и дополнения к Положению принимаются на педагогическом совете образовательной организации в составе новой редакции Положения, которое утверждается приказом руководителя МБОУ-СОШ № 14. После принятия новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу. 6.5. Положение вывешивается на информационном стенде и официальном сайте МБОУ-СОШ № 14 в сети интернет в течение 10-ти дней с момента его принятия. 6.6. Все заинтересованные лица должны быть ознакомлены с данным положением после его принятия под роспись.