Муниципальное образование город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 (МБОУ-СОШ №14) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ №14 протокол от 31.08.2023 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ-СОШ №14 от 31.08.2023 г. № 611/ 2.4.3 ________________ О.П. Ситникова Положение о применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № 14 муниципального образования город Армавир 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе №14 (далее – МБОУ СОШ №14) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16); Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Методическими рекомендациями министерства просвещения Российской Федерации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (письмо министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций»). Приказом управления образования администрации муниципального образования город Армавир от 10 апреля 2020 года № 292 «Об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в период функционирования режима повышенной готовности». 1.3. В настоящем Положении используются термины: Электронное обучение (далее ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. МБОУ-СОШ №14 вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется МБОУ-СОШ №14 в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательной деятельности. 1.5. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и учителя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения. 1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение;e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. 1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательной деятельности, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: урок; лекция; консультация; семинар; практическое занятие; лабораторная работа; контрольная работа; самостоятельная внеаудиторная работа; проектная работа. 1.9. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: Тестирование on-line; Консультации on-line; Предоставление методических материалов; Сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации); 2. Цели, задачи и направления деятельности 2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. 2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач: Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; Повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; Открытому доступу к различным информационным ресурсам для образовательной деятельности в любое удобное для обучающегося время; Созданию единой образовательной среды МБОУ- СОШ №14; Повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; Повышению эффективности организации учебной деятельности. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания; Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; Принцип интерактивности, выражающийся в возможностипостоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; Принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательной деятельности работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются: Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ; Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин; Обеспечение исследовательской и проектной деятельностиобучающихся; Обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах. 3.Учебно-методическое обеспечение ЭО и ДОТ 3.1. Учебно-методическое обеспечение должно обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 3.2. В состав учебно-методического обеспечения образовательной деятельности с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий входят: рабочая программа; календарно-тематическое планирование; план обучения с указанием видов работ, сроков выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения; методические указания для обучающихся, включающие график выполнения работ и контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений; электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами общеобразовательной организации: а) текстовые – электронный вариант учебного пособия или его фрагмента, литературных произведений, научно-популярные и публицистические тексты, представленные в электронной форме, тексты электронных словарей и энциклопедий; б) аудио – аудиозапись теоретической части, практического занятия или иного вида учебного материала; в) видеозапись теоретической части, демонстрационный анимационный ролик; г) программные продукты, в том числе образовательные платформы, мобильные приложения. 4. Техническое и программное обеспечение ЭО и ДОТ 4.1. Техническое обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения; средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и информационного обеспечения, а также доступа к электронным образовательным ресурсам преподавателей и обучающихся Школы; коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к электронным образовательным ресурсам через локальные сети, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. 4.2. Программное обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронных ресурсов (образовательные платформы); электронные системы персонификации обучающихся; программное обеспечение, предоставляющее возможность организации видеосвязи; серверное программное обеспечение, поддерживающее функционирование сервера и связь с электронной информационнообразовательной средой через сеть Интернет; дополнительное программное обеспечение для разработки электронных образовательных ресурсов. 5.Участники образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ 5.1. Участниками образовательной деятельностис использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебновспомогательные работники МБОУ-СОШ №14, родители (законные представители) обучающихся. 5.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 5.3. Образовательная деятельность с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 5.4. Образовательную деятельность с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку. 5.5. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам. 5.6. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО, ООО, СОО, ФКГОС. 5.7. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.). 5.8. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. 6.Функциональные обязанности участников образовательной деятельности с использованием ЭО и ДОТ 6.1. Административная команда общеобразовательной организации: осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу непосредственно с применением дистанционных образовательных технологий; осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения учителя для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (планшет-ноутбук-компьютер, интернет, необходимые приложения); определяет набор электронных ресурсов, приложений, которые допускаются к использованию в учебном процессе; информирует всех участников образовательного процесса о возможных механизмах использования ресурсов для организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий; корректирует расписание занятий с учетом возможности проведения уроков, в целях эффективного использования учительских ресурсов при организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, а также с целью профилактики перегрузки обучающихся; утверждает расписание и график обучения с применением дистанционных образовательных технологий, включая регулярные видеочаты, (видеоуроки, вебинары и т.д.); контрольные мероприятия (тесты, зачѐтные работы), график отправки и приѐма домашних заданий, часы консультаций; контролирует качество и своевременность корректировки рабочих программ и календарно-тематического планирования; контролирует качество и своевременность заполнения электронного журнала. 6.2. Классный руководитель: осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу непосредственно с применением дистанционных образовательных технологий; осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения обучающихся для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (наличие компьютера-ноутбукапланшета-телефона с выходом в интернет; электронной почты обучающегося и родителей; адрес Скайпа либо другого ресурса для видеовзаимодействия); осуществляет контроль взаимодействия всех обучающихся класса с учителями – предметниками; не реже одного раза в два дня (а в 5 - 6 классах чаще) проводит «видео часы общения» (20 - 30 минут) с обучающимися класса. определяет (совместно с психологом) тематику внеурочных мероприятий для формирования учебной мотивации обучающихся, поддержки и формирования учебной самостоятельности. 6.3. Учитель-предметник: определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной формы обучения по учебному предмету; определяет средства коммуникации; почта, чат, электронный журнал; формат проведения видео уроков - вебинар, Skyp, Zoom и т.д.; периодичность, график проведения оценочных мероприятий и домашнего задания; перечень учебной литературы, дополнительных источников; способы организации обратной связи, рефлексии; - определяет учебный материал для своего учебного предмета (все предметы по учебному плану); определяют содержание обучения согласно рабочей программе; проводит корректировку рабочих программ, оформляет лист коррекции рабочих программ; определяет допустимый объѐм домашних заданий в дистанционной форме обучения; составляет расписание образовательных мероприятий на каждую учебную неделю согласно форме определяет формат выполнения домашних заданий в виде тестов, творческих и проектных работ, организует групповую и индивидуальную работу обучающихся класса с дистанционным взаимодействием; заполняет электронный журнал, своевременно выставляет отметки, осуществляет иные записи; обеспечивает формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучении детей с применением дистанционных образовательных технологий. 6.4. Обучающиеся: получают учебные задания от учителя-предметника на дистанционной основе; самостоятельно выполняют задания, изучают указанные учителямитемы с целью прохождения материала, в том числе с применение дистанционных технологий, используя цифровые образовательные платформы, указанные учителем; обучающиеся предоставляют выполненные во время дистанционного обучения задания в соответствии с требованиями и сроками установленными педагогом в электронном виде или в форме бесконтактной передачи информации. 6.5. Родители обучающихся (законные представители) имеют право: получать от классного руководителя информацию о дистанционном режиме обучения в школе и его сроках; получать задания и информацию об итогах учебной деятельности своих детей во время дистанционного обучения. Родители обучающихся (законные представители) обязаны: осуществлять контроль выполнения их ребёнком особого режима при дистанционном обучении; осуществлять контроль выполнения домашних заданий, в том числе сприменением дистанционных технологий. 7.Организация дистанционного и электронного обучения 7.1. МБОУ-СОШ №14 обеспечивает постоянную дистанционную связь с обучающимися, проводит мониторинг фактического взаимодействия педагогических работников и обучающихся, включая элементы текущего контроля и промежуточной аттестации. 7.2. МБОУ-СОШ №14 обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайнплатформе, используемой МБОУ-СОШ №14 в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебнометодическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно. 7.3. Для организации обучения и использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения МБОУ-СОШ №14 обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля. 7.4. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного материала; учебные занятия (лекционные и практические); консультации; текущий контроль; промежуточная аттестация. 7.5. МБОУ-СОШ №14 осуществляет корректировку рабочих программ и календарно-тематического планирования, определяет, какие содержательные элементы образовательной программы не смогут быть реализованы в текущем учебном году с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в 1-х -8-х классах, и вносит соответствующие изменения в образовательные программы и календарно-тематическое планирование, осуществляя перенос изучения определенных в общеобразовательной организации содержательных элементов образовательной программы на будущий учебный год. 7.6. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в МБОУ - СОШ №14 осуществляется по 2 моделям: Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; Модель опосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. 7.7. Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 7.8. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: Обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; Обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; Обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); Обучающиеся по очно-заочной форме обучения. 7.9. МБОУ-СОШ №14 предусматривает проведение уроков в дистанционном формате продолжительностью до 30 минут без сокращения педагогической нагрузки. 7.10. МБОУ-СОШ №14 вправе организовать проведение уроков изучения нового материала на дистанционной основе одним учителем на параллель. 7.11. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией внимания обучающегося непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна превышать: для обучающихся в I–IV классах – 15 мин; для обучающихся в V–VII классах – 20 мин; для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин. 7.12. МБОУ-СОШ №14 осуществляет контроль за продолжительностью самостоятельной работы обучающихся. Затраты на выполнение домашнего задания не превышают нормы Санитарно-эпидемиологических требований (в астрономических часах): во 2-х-3-х классах -1,5 часа, 4-х- 5-х – 2 часа, 6-х -8-х классах – 2, 5 часа, 9-х -11-х - 3,5 часа. 7.13. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется Рабочим листом (Приложение №1) либо индивидуальным учебным планом обучающегося. 4.14. В Рабочем листе определяется объем задания для самостоятельного изучения; сроки консультаций; объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию; сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации. 7.15. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяется соответствующим Положением. 7.16. При оценке результатов обучения МБОУ-СОШ №14 обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий. Оценочная деятельность в ходе электронного обучения с применением дистанционных форм осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихсяобщеобразовательной организации. В Положении МБОУ-СОШ №14 о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предусматривается соотнесение выставленных по итогам работы на образовательной платформе баллов с традиционной системой оценивания. 7.17. МБОУ-СОШ №14 обеспечивает в ходе электронного обучения с использованием дистанционных форм обучения своевременное ведение электронного журнала, выставление отметок и доведение до сведения родителей (законных представителей) результатов образовательной деятельности обучающихся по итогам текущего контроля и промежуточной аттестации. 7.18. МБОУ-СОШ №14 ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательной деятельности и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. 8. Заключительное положение 8.1. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования. Приложение №1 Рабочий лист Ф.И. обучающегося …………………………. Предмет ……………………………………… Раздел Содержание Текущий Промежуточный контроль контроль раздела (задание форма сроки форма сроки для изучения) Консультация форма сроки Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)