Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 14 Согласовано с профсоюзным комитетом протокол № _______ от «__»_________ 2023года Председатель профкома __________О.В. Дегтярева Утверждено приказом по школе от «__» ______ 2023года № _______ Директор школы __________О.П. Ситникова Должностная инструкция педагога-библиотекаря 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 года №251н.; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017 года; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем. 1.2. Педагог-библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. 1.3. Педагог-библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию школьного педагога-библиотекаря и применять ее в работе. 1.4. Педагог-библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе, директору школы. 1.5. В своей деятельности педагог-библиотекарь руководствуется: Конституцией Российской Федерации; Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»; законодательством РФ о культуре и образовании; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; типовым положением «Об общеобразовательном учреждении»; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты; Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы); трудовым договором; Конвенцией о правах ребенка. 1.6. Педагог-библиотекарь должен знать: -законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; -руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; -приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; -Федеральный Закон №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года; -содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде школы; теорию и практику библиотечного дела; -основы библиотековедения и библиографии; -основы трудового законодательства, организации труда; -правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг; -систему классификации информации и правила составления каталогов; технологию библиотечных процессов; -методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок; -основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования; -правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара; -инструкцию по охране труда для педагога-библиотекаря школы. 2. Функции педагога-библиотекаря школы Основными направлениями деятельности педагога-библиотекаря школы являются: 2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе. 2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга. 3. Должностные обязанности педагога-библиотекаря школы Педагог-библиотекарь школы выполняет следующие должностные обязанности: 3.1. Анализирует: -библиотечный фонд; -читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы. 3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу. 3.3. Осуществляет: -текущее и перспективное планирование на своем участке работы; -выдачу и сбор учебников; -выставки литературы; -совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей; -просветительскую работу для обучающихся, родителей (законных представителей),принимает родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге; -контроль за сохранностью библиотечного фонда; -изучение с обучающимися образовательного учреждения основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения; -совместную деятельность школьной и районной библиотек. 3.4. Принимает участие в координации: -взаимодействия представителей администрации школы, служб и подразделений управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда; -работы классных руководителей по обеспечению обучающихся общеобразовательной школы необходимой учебной литературой. 3.5. Контролирует: -соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности; -соблюдение обучающимися и сотрудниками школы правил пользования библиотекой. 3.6. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда. 3.7. Принимает участие в разработке: -правил пользования библиотечным фондом; -каталогов, картотеки рекомендательных списков литературы. 3.8. Консультирует: -учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы; -родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся школы. 3.9. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами. 3.10. Обеспечивает: -разрешенной, необходимой справочной и художественной литературой обучающихся во время проведения экзаменов; -своевременное комплектование библиотечного фонда. 4. Права педагога-библиотекаря школы Педагог-библиотекарь школы имеет право в пределах своей компетенции: 4.1. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях. 4.2. Принимать участие: -в разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов; -в ведении переговоров с партнерами школы по библиотечнобиблиографической работе; -в работе педагогического совета. 4.3. Вносить предложения: -о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки; -по совершенствованию воспитательной работы. 4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства. 4.5. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры. 4.6. Повышать свою квалификацию. 5. Ответственность педагога-библиотекаря школы Педагог-библиотекарь школы несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за: 5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение. 5.2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 5.3. Нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством. 5.4. Виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством. 6. Взаимоотношения. Связи по должности Педагог-библиотекарь школы: 6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по воспитательной работе. 6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. 6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений и других мероприятиях. 6.4. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с документами. 6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу. 6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, педагогоморганизатором и заместителями директора школы.