Положение о школьной библиотеке МБОУ-СОШ №14

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ №14
(протокол от 31.08.2023 г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ №14
от 31.08.2023 г. № 611/ 2.4.3
________________ О.П. Ситникова

Положение
о школьной библиотеке
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения - средней общеобразовательной школы № 14
муниципального образования город Армавир

1. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьной библиотеке образовательной
организации разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25
июля 2022 года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в
редакции от 11 июня 2021 года, с учетом Федерального закона от 25 июля
2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с
изменениями на 14 июля 2022 года, а также Устава общеобразовательной
организации и других нормативных правовых актов Российской Федерации,
регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает
основные принципы, задачи и функции библиотеки в образовательном
учреждении, определяет организацию деятельности, управление, порядок
пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и работников библиотеки общеобразовательной
организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки общеобразовательной организации, которая способствует
формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и
определяет уровень требований к библиотеке как к структурному
подразделению общеобразовательной организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением
образовательной организации, участвующим в учебно-воспитательной
деятельности в целях обеспечения права участников образовательной
деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями,
а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
2

справочными
документами
образовательной организации.

учитывается

при

лицензировании

1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об
образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и
бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников
общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы родителей
на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся
возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9.Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о
школьной библиотеке, федеральными законами, указами и распоряжениями
Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности
2.2.В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от
25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями на 14 июля 2022 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том
числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии
3

Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4 Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального
закона № 114- ФЗ относятся: официальные материалы запрещенных
экстремистских организаций; материалы, авторами которых являются лица,
осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за
преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список
экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность
и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной
безопасности, санитарногигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования
учащихся и педагогов общеобразовательной организации.
3.2.
Обеспечение участникам образовательной деятельности
—
обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся
— доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических

4

изданий); цифровом (DVD -диски); коммуникативном (компьютерные сети)
и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационной деятельности, формирование комфортной
библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
4.1.Для реализации основных задач школьная библиотека: осуществляет
основные функции библиотеки – образовательная, информационная,
культурная.
4.2.
Формирует
фонд
библиотечно-информационных
ресурсов
общеобразовательной организации: комплектует универсальный фонд
учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и
научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации, проводит сверку, имеющихся в фонде библиотеки
ресурсов с Федеральным списком экстремистской литературы ежемесячно , а
так же сверку вновь поступивших ресурсов в фонд библиотеки раз в три
месяца , запрещенных к распространению на территории Российской
Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций; осуществляет
размещение, организацию и сохранность документов, а так же проводится
проверка контент-фильтра на компьютерах, предназначенных для работы
читателей, на наличие сайтов , электронных ресурсов, включенных в список
экстремистских материалов ежемесячно.
5

4.3. Создает информационную продукцию : организует и ведет справочнобиблиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический),
картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной
организации; разрабатывает рекомендательные библиографические пособия
(списки, обзоры, указатели и т.п.);
обеспечивает информирование
пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся : обслуживание читателей на абонементе, в
читальном зале; предоставляет информационные ресурсы на различных
носителях на основе изучения их интересов и информационных
потребностей; создает условия для реализации самостоятельности в
обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на
коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения (участие в
сетевых олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе
дистанционного обучения); организует обучение навыкам независимого
библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует
интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией ; оказывает информационную поддержку в решении задач,
возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности; организует массовые мероприятия, ориентированные на
развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию
критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников: выявляет информационные
потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием
и здоровьем детей; создает банк педагогической информации как основы
единой информационной службы общеобразовательной организации,
осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам; способствует проведению занятий по формированию
информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях
в библиотеку; консультирует по вопросам учебных изданий учащихся
школы.
6

4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных
вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения)
с
целью
формирования
оптимального
состава
библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в
работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности
библиотечного
фонда,
согласно
которому
хранение
учебников
осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда
общеобразовательной
организации.
5.
Организация
деятельности
библиотеки.
5. Библиотечно-информационное обслуживание
5.1 Осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в
соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами,
проектами и планом работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств
на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из
бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру
расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки,
подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
7

5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с новым ФГОС учебников и учебно-методических изданий, а
так же учебников и учебно- методических изданий в соответствии с новыми
ФООП начального общего, основного общего, и среднего общего
образования,
одобренными
Федеральным
учебно-методическим
объединением
по
общему
образованию
(протокол
№
9/22
от14.11.22,протокол № 10/22 от 21.11.22); создание необходимых условий
для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с
Уставом общеобразовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной
организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение: двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение
внутрибиблиотечной работы; одного раза в месяц — санитарного дня, в
который обслуживание пользователей не производится; не менее одного раза
в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и
технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор
несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание
комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(педагог – библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности
библиотеки
в
соответствии
с
функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и Уставом общеобразовательной организации.

8

6.3. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) назначается директором
общеобразовательной организации, является членом педагогического
коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь (библиотекарь) отвечает за организацию работы
библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет
о работе, которые обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются
директором. Годовой план работы библиотеки является частью общего
годового плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие
необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего
дня выделяется на выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в
месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки
к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности
работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной
организации регулируются трудовым договором, условия которого не
должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
6.9. Педагог – библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с
порядком, установленным Правительством Российской Федерации, должен
удовлетворять
требованиям
соответствующих
квалификационных
характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее
Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в
помещении библиотеки и в общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Педагог – библиотекарь имеет право: давать обязательные инструкции
обучающимся и работникам образовательной организации, по вопросам ,
9

касающихся соблюдения правил пользования библиотечными фондами;
принимать участия в разработке воспитательной политики и стратегии
школы, в создании соответствующих документов; в ведении переговоров с
партнерами школы по библиотечно- библиографической работе; в работе
педагогического совета с правом совещательного
голоса; вносить
предложения о начале, прекращении или приостановлении конкретных
проектов по работе библиотеки; по совершенствованию воспитательной
работы;
выбирать
формы,
средства
и
методы
библиотечноинформационного обслуживания образовательного
и воспитательного
процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе
общеобразовательного
учреждения и Положения о библиотеке
образовательного учреждения ; определять источники комплектования
информационных ресурсов; на защиту профессиональной чести и
достоинства; на представление к различным формам поощрений, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и
культуры; повышать свою квалификацию.
. 7.2.
Педагог -библиотекарь обязан:
осуществлять формирование
библиотечного фонда, справочного аппарата, формировать развивающее и
комфортное книжное пространство в библиотеке образовательной
организации,
организовывать электронные каталоги,
осуществлять
справочно-библиографическое обслуживание обучающихся, работников
образовательной
организации,
осуществлять
информационнобиблиографическую деятельность, реализовывать меры по обеспечению
доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным
информационным
ресурсам,
обеспечивать
доступ
работников
образовательной организации к ресурсам библиотеки,
формировать
библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами
образовательной организации, осуществлять комплектование фонда научнопознавательной, художественной, справочной литературы, осуществлять
учет поступления новых документов в библиотечный фонд, их подсчет и
регистрацию,
организовывать
пополнение
библиотечного
фонда
аудиовизуальными и электронными документами, обеспечивать связь с
библиотеками,
межбиблиотечный
обмен,
работать
в
цифровой
образовательной среде.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность: за соблюдение трудовых
отношений, регламентируемых законодательством о труде, Правилами
внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором. за
выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением. за
10

сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право: получать полную
информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой школы услугах; пользоваться справочнобиблиографическим аппаратом библиотеки; получать консультационную
помощь в поиске и выборе источников информации; получать во временное
пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации; продлевать
срок пользования документами и литературой; участвовать в мероприятиях,
проводимых школьной библиотекой; обращаться для разрешения
конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: соблюдать правила
пользования библиотекой; бережно относиться к произведениям печати (не
вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок),
иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы; убедиться при получении книг в отсутствии
дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника
библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах
несет последний пользователь; расписываться в читательском формуляре за
каждую полученную книгу (исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
возвращать книги в библиотеку в установленные сроки; заменять документы
библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования
библиотекой; полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока
обучения или работы в общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой,
является читательский формуляр.
11

9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в
библиотеке производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь
может обращаться к педагогу – библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим
оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской
литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки
производится
согласно
утвержденным
санитарно-гигиеническим
требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.

12


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».