Приложение № 1 к ООП ФГОС НОО-2009 Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету на уровне начального общего образования Система контроля и оценки позволяет установить степень достижения планируемых результатов начального образования – сформированность предметных и метапредметных умений младшего школьника. В начальной школе проводится текущий, тематический, итоговый контроль, промежуточная аттестация обучающихся (2-4 классы). Особое место занимает стартовая диагностика (2-4 классы), которая выполняет важную функцию при формировании портфолио выпускника. Электронное портфолио достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и играет важную роль при переходе ребенка в 5-й класс. Система оценивания обучающихся при текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Текущее оценивание (устное, письменное, комбинированное) в начальной школе проводится с целью постоянного контроля за успешностью обучения, своевременного обнаружения пробелов в знаниях отдельных учеников, устранения этих пробелов, предупреждения неуспеваемости обучающихся. Текущее оценивание в начальной школе может проводиться в форме устных опросов, чтения текста или стихотворения наизусть, беседы по содержанию прочитанного, словарного и математического диктанта, списывания, текущих, практических, проверочных, самостоятельных работ, диктантов и др. Текущий контроль знаний осуществляется в рамках урока по всем предметам инвариантной части учебного плана по 4-х балльной системе (отметки «2,3,4,5»), начиная со 2-го класса. Тематический контроль – различные виды контрольных и проверочных работ (письменных и устных), которые проводятся в учебное время и предназначены для оценивания уровня и качества освоения учеником всего комплекса учебных задач по изученному разделу или теме. Форму тематического контроля определяет учитель с учѐтом контингента обучающихся, содержания учебного материала, календарно-тематического планирования и используемых им образовательных технологий. С целью объективности оценивания работ и предупреждения завышения (занижения) отметок обучающихся, учителю рекомендовано подбирать задания, которые будут соответствовать формированию предметных результатов освоения программы по предмету («обучающийся научится»), а задания повышенной сложности - соответствовать понятию «обучающийся получит возможность научиться». При планировании проверочных и итоговых работ следует учитывать учебно-методический комплект, по которому работает школа. В один учебный день в классе проводится одна письменная контрольная работа, а в течение недели – не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Стартовая работа (диагностика) проводится в начале сентября со 2-го класса. Она позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения. Результаты стартовой работы фиксируются учителем в специальной тетради для учѐта в работе или диагностической карте, оценка результатов в классном журнале не фиксируется и не учитывается при выставлении оценки за четверть. Материалы стартовых диагностик включаются в состав портфолио обучающегося и учитываются при написании характеристики выпускника начальной школы. Оценивание в 1-м классе В 1-м классе на основании требований СанПиНа осуществляется безотметочное обучение и домашние задания не задаются. Используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям рабочих программ. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний только на уроке. В 1-м классе в течение 1-го полугодия контрольные работы не проводятся. В конце учебного года не позднее 20-25 апреля проводится комплексная работа. В течение учебного года осуществляется текущая проверка знаний, умений, навыков. В период обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объѐму предложений рукописного и печатного шрифтов. Объем диктантов и текстов для списывания за первое полугодие составляет 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов, 3-6 слов или 1-2 предложения из 2-4 слов. В конце учебного года проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта, письма под диктовку небольших по объѐму текстов. Подбираются тексты, в которых написание слова не расходится с произношением. В конце года рекомендован объем диктанта до 20 слов, списывания - до 25 слов. По математике целесообразно проведение в конце года комбинированной работы, состоящей из задачи и примеров. Русский язык Контроль за уровнем учебных достижений обучающихся по русскому языку проводится в форме различных письменных работ: диктантов, контрольных списываний, словарных диктантов, грамматических заданий, изложений, сочинений, тестовых заданий. Для проведения диктанта подбирается текст, включающий достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст диктанта включает слова на изученные правила. Если встречаются новые слова, они заранее записываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематику текста следует подбирать такую, которая была бы интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением тех синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). В приведенной таблице дается примерное количество проверочных работ. Виды работ Списывание Диктант Словарный диктант Итоговая контрольная работа Списывание Словарный диктант* Проверочная работа** (текущие контрольные работы) Развитие речи*** Всего за год 1 класс 20-25 слов 15-25 слов 5- 6 слов - - 0 Количество слов 2 класс 3 класс 40-50 слов 65-70 слов 25-40 слов 55-60 слов 8-10 слов 10-12 слов 5 3 4 5 4 класс 80-90 слов 75-80 слов 12-15 слов 4 Обучающее Обучающее изложение изложение Обучающее изложения Обучающее Обучающее сочинение сочинение 12 5 Обучающее сочинения 4 *распределение по четвертям на усмотрение педагога (УМК) **распределение по четвертям на усмотрение педагога (УМК) ***проводится в течение года по материалам учебника Формы организации проверочных работ (на усмотрение педагога): диктант; диктант с грамматическим заданием; проверочная работа; словарный диктант; тест. Проверка орфографических и пунктуационных умений (диктант) Оценка «5»– нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера). Оценка «4» – допущено 1 - 2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. Оценка «3» – допущено 3 – 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно. Оценка «2»– допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. Ошибкой в диктанте следует считать: – нарушение правил орфографии при написании слов; – пропуск и искажение букв в словах; – замену слов; – отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; – неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (изучаются в каждом классе). За ошибку не считаются: – ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались ранее; – единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; – единичный случай замены одного слова без искажения смысла; – неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило. За одну ошибку в диктанте считаются: – два исправления; – две пунктуационные ошибки; – повторение ошибок в одном и том же слове; – 2 негрубые ошибки. Негрубыми ошибками считаются следующие: – повторение одной и той же буквы в слове; – недописанное слово; – перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; – дважды записанное одно и то же слово в предложении. – Грамматическое задание Для проверки степени понимания обучающимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение грамматических заданий. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания или проводиться после диктанта (не более 4 видов грамматических разборов). В таком случае выставляются 2 отметки: за диктант и задание по отдельности. Оценка «5» - выполнено без ошибок. Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий. Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий. Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий. Словарный диктант «5» – без ошибок «4» – 1-2 ошибки «3» – 3-4 ошибки «2» – 5 ошибок Контрольное списывание Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений Оценка «4» - допущены 1-2 исправления или 1 ошибка Оценка «3» - допущены 3-5 исправлений или 2 - 3 ошибки Оценка «2» - допущено 6 и более исправлений или 4 и более ошибок. Изложение, сочинение Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста проводятся изложения и сочинения. Основными критериями оценки изложений и сочинений является полное, последовательное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, правильное употребление слов и построение предложений, орфографическая грамотность. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте. Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Контрольное изложение и контрольное сочинение оценивается двумя отметками: за содержание и грамотность (5/4). При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования. Оценка «5» ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: правильное и последовательное воспроизведение авторского текста; логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок; богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности); б) грамотность: нет орфографических и пунктуационных ошибок; допускается 1 -2 исправления. Оценка «4»ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: – достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; – имеются отдельные фактические и речевые неточности; – допускается не более 3 речевых недочетов, недочетов в содержании и построении текста. б) грамотность: – 1-2 орфографические и 1- 2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления. Оценка «3» ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: допущены некоторые отступления от авторского текста; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений; беден словарь; имеются речевые неточности; есть недочѐты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста); б) грамотность: 3 – 5орфографических ошибок и 3 пунктуационные ошибки, 1–2 исправления. Оценка «2» ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: работа не соответствует теме; – имеются значительные отступления от авторской темы; – много фактических неточностей; – нарушена последовательность изложения мыслей; – во всех частях работы отсутствует связь между ними; – словарь беден; – более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста; б) грамотность: более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3–5 исправлений. Исправление ошибок Учитель исправляет ошибки в работах обучающихся следующим образом: неправильно написанную букву или пунктуационный знак, часть слова или предложения зачеркивает; речевые и содержательные ошибки подчеркиваются волнистой линией. Вместо зачеркнутого записываются необходимые буквы, слова и предложения. Неправильно написанное в скобки не берется. Ошибки отмечаются учителем на полях условными знаками: I– орфографическая; V – пунктуационная; С – ошибка в содержании; Р – речевая ошибка. Ошибки на неизученные правила исправляются, но не отмечаются на полях. Классификация ошибок в содержании (С). Композиционные ошибки: несоответствие изложения, сочинения плану; неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений. Логические ошибки: пропуск необходимых слов, существенных фактов или признаков описываемого предмета; нарушение логической последовательности и обоснованности; употребление в одном ряду понятий разных уровней; нелепые, парадоксальные суждения. Классификация речевых ошибок (Р). Лексико-стилистические (словарные) ошибки: необоснованное повторение одних и тех же слов; употребление слова в неточном и несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков; нарушение общепринятой сочетаемости слов; потребление слов без учета их эмоционально – экспрессивной или оценочной окраски; употребление диалектных слов и просторечий. Морфолого-стилистические ошибки: ошибки в словообразовании (детское словотворчество); употребление диалектных или просторечных форм; пропуск морфем (суффиксов, постфиксов); образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе. Синтаксико-стилистические ошибки (ошибки в словосочетаниях и предложениях): нарушение управления; нарушение согласования; неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению смысла; нарушение смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или заменяют; двойное выражение подлежащего в одном предложении (именем существительным и местоимением); употребление глаголов в не соотнесенных временных и видовых формах в случаях, когда необходимо употребление одного и того же времени и вида; неумение находить границы предложений. Тесты Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях. Оценки: «5» – верно выполнено более 3/4 заданий. «4» – верно выполнено 3/4 заданий. «3» – верно выполнено 1/2 заданий. «2» – верно выполнено менее 1/2 заданий. Каждое верно выполненное задание уровня А(базовый) оценивается в 3 балла, уровня В (повышенный) – 4 балла, уровня с (высокий уровень сложности)- 5 баллов. Оценки: «5» – 97-100% от максимальной суммы баллов; «4» – 77-96%; «3» – 50-76%; «2» – менее 50%. Оценка устных ответов Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку. При оценке ответа ученика учитываются: полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, речевое оформление ответа. Ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения и правила. Оценка «5» Ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, даетправильные определения языковых понятий; обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и составленные самостоятельно; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. Оценка «4» Ответ отвечает тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки, которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения, некоторые неточности в формулировке правил. Оценка «3» Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы,но: излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения. Оценка «2» Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Положительная оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока. Литературное чтение Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по предмету. Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану, характеризовать героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с небольшими творческими сообщениями. Оценивание навыка чтения младшего школьника: способ чтения; правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Оценивание навыка чтения Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Итоговые проверки навыка чтения проводятся 2 раза в год; входной контроль, итоговый. У первоклассников проверяется: сформировался ли способ чтения по слогам; насколько происходит осознание общего смысла прочитанного текста; понимает ли ребенок, что означают отдельные слова и предложения; соблюдаются ли паузы, отделяющие предложения. На конец 2 полугодия у обучающегося должно быть сформировано осознанное, правильное чтение. Простые слова прочитываются целым словом. Допускается слоговое чтение многосложных слов. 2 класс Требования к чтению В 1 полугодии второго класса чтение осознанное, правильное, целыми словами. Допускается прочитывание по слогам слов, имеющих сложную слоговую структуру. Во 2 полугодии помимо правильного, осознанного чтения целыми словами, дети должны также соблюдать паузы, интонации, логические ударения. Слоговое чтение нежелательно. При выставлении оценок за чтение во 2 классе, необходимо придерживаться определенных критериев: чтение по слогам или слово полностью, наличие ошибок при чтении, выразительность, осознанность. 3 класс Требования к чтению На конец обучения в 3 классе у обучающихся должно быть сформировано правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, логического ударения, громкости, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого. При выставлении оценок за чтение в 3 классе, необходимо придерживаться определенных критериев: чтение по слогам или слово полностью, наличие ошибок при чтении, выразительность, осознанность. 4 класс Требования к чтению На момент завершения начального образования у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию; самостоятельно готовится к выразительному чтению, осознанно читает про себя любой по объему и жанру текст. В государственных образовательных стандартах начального общего образования указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования: способ чтения – чтение целыми словами; правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения; скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; установка на постепенное увеличение скорости чтения. О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости. В ходе фронтального опроса проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); неправильная постановка ударений (более двух); чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Недочеты: не более двух неправильных ударений; отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа. Чтение наизусть Оценка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает. Оценка «4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности. Оценка «3»– читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста. Оценка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст. Выразительное чтение стихотворения Требования к выразительному чтению: правильная постановка логического ударения; соблюдение пауз; правильный выбор темпа; соблюдение нужной интонации; безошибочное чтение. Оценка «5» – выполнены правильно все требования. Оценка «4»– не соблюдены 1–2 требования. Оценка «3»– допущены ошибки по 3 требованиям. Оценка «2»– допущены ошибки более чем по 3 требованиям. Чтение по ролям Требования к чтению по ролям: своевременно начинать читать свои слова; подбирать правильную интонацию; читать безошибочно; читать выразительно. Оценка «5»– выполнены все требования. Оценка «4»– допущены ошибки по 1 какому-то требованию. Оценка «3» – допущены ошибки по 2 требованиям. Оценка «2»– допущены ошибки по 3 требованиям. Пересказ Оценка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков. Оценка «4»– допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их. Оценка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки. Оценка «2»– не может передать содержание прочитанного. Математика Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся: полно раскрыл содержание материала в объѐме, предусмотренном программой; изложил материал грамотным языком в определѐнной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, в соответствии с ответом; показал умение применять изученные правила при выполнении практического задания; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя; допускал одну - две неточности при освещении второстепенных вопросов, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Оценка «4» ставится, если ответы в основном соответствуют требованиям на оценку «5», но при этом имеется один из недостатков: при ответе есть некоторые неточности, которые не искажают математическое содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочѐтов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя. Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся: неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала; затруднялся или допускал ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, рисунках или чертежах, но исправлял их после нескольких наводящих вопросов учителя; не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме. Оценка «2» ставится в случае, если обучающийся: не раскрыл основное содержание учебного материала; продемонстрировал незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала, не мог ответить на вопросы по изученному материалу; допустил ошибки в определении понятий при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах, которые не исправлены после наводящих вопросов учителя. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; неумение самостоятельно или полно обосновать ответ; неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение математических терминов. Оценивание письменных работ В основе оценивания лежат следующие показатели: выполнения и объем выполненного задания. правильность Ориентировочное количество проверок Формы контроля Итоговая контрольная работа (комбинированная) Проверочная работа* (текущие контрольные работы) Математический диктант** Всего за год 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 0 1 1 1 0 0 2 3 - 7 5 4 0 8 7 15 8 16 *распределение по четвертям на усмотрение педагога (УМК), **распределение по четвертям на усмотрение педагога (УМК) Формы организации проверочных работ (на усмотрение педагога): комбинированная контрольная работа; тест; математический диктант; контрольная работа (вычислительные навыки); контрольная работа (задачи). Работа, состоящая из примеров «5» – работа без ошибок; «4» –1–2 негрубые ошибки; «3» –1 грубая и 3-4 негрубые ошибки; «2» –2 и более грубых ошибок. Работа, состоящая из задач «5» – без ошибок; «4» – 1–2 негрубых ошибки; «3» – 1 грубая и 3–4 негрубые ошибки; «2» – 2 и более грубых ошибки. Математический диктант «5» – без ошибок; «4» – 1–2 ошибки; «3» – 3–5 ошибок; «2» – более 5 ошибок. Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида) Оценка «5» ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. Оценка «4» ставится: допущены 1-2вычислительные ошибки. Оценка «3» ставится: допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки. Оценка «2» ставится: при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок; допущены ошибки в ходе решения задачи и вычислительные ошибки. Комбинированная работа (2 задачи и примеры) Оценка «5» ставится: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений. Оценка «4» ставится: допущены 1-2 вычислительные ошибки. Оценка «3» ставится: допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3-4 вычислительные ошибки. Оценка «2» ставится: допущены ошибки в ходе решения 2-х задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки. Тест Оценка «5» ставится за 100% правильно выполненных заданий. Оценка «4» ставится за 80% правильно выполненных заданий. Оценка «3»ставится за 60% правильно выполненных заданий. Оценка «2» ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий. Классификация ошибок Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий; неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); не доведение до конца решения задачи или примера; невыполненное задание. Негрубые ошибки: нерациональный прием вычислений; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи, неверно оформлен ответ задачи; неправильное списывание данных (чисел, знаков); незаконченные преобразования. За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается. За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл. Окружающий мир Основная цель контроля – проверка знания по учебному материалу, умений учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта. Специфической формой контроля является проверка умения работать с приборами, моделями, лабораторным оборудованием. Основная цель таких проверочных работ – определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыты, вести самостоятельно практические работы. Для текущего и промежуточного контроля используются письменные проверочные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени и различные проверочные практические работы. Целесообразно при проведении итогового письменного контроля использовать тестовые задания. Тестовые работы должны включать задания, в которых ученик должен продемонстрировать разные виды учебных умений. Для определения фактических знаний по предмету необходимы тесты на выбор ответа, поиск ошибки, продолжение или исправление высказывания. Для проверки умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы используются графические задания: заполнение таблиц, дополнение и составление схем, рисунки. Тесты с открытым ответом позволяют проверить умения использовать приобретенные знания и оформлять письменный ответ. В письменных проверочных работах по предмету орфографические ошибки не учитываются. Ориентировочное количество проверок Формы контроля 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Итоговая контрольная работа Проверочная работа* Всего за год 0 0 0 0 0 3 3 4 4 4 4 *в конце изучаемого раздела на усмотрение педагога (УМК), Формы организации проверочных работ: на усмотрение педагога - любая форма. Оценивание устных ответов В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота. Оценка «5» -учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы и жизненного опыта. Оценка «4» - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала. Оценка «3» - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала. Оценка «2» - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала, материал не усвоен. Ошибки: неправильный ответ на поставленный вопрос; неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения. Недочеты: неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его; медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника. Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям. При тестовом контроле чаще всего используется критериальная шкала, рекомендованная разработчиками тестов. Кубановедение Специфичность содержания кубановедения оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Классификации ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки: неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной; неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления; ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам; незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение; отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом; ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату; неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических). Недочеты: преобладание при описании объекта несущественных его признаков; неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей; отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату; неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов; неточности при нахождении объекта на карте. При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи обучающихся. Целесообразнопоэтому тестовые задания типа: поиск ошибки; выбор ответа; продолжение или исправление высказывания. Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. Тест Каждое верно выполненное задание уровня А(базовый) оценивается в 1 балл, уровня В (повышенный) – 2 балла, уровня с (высокий уровень сложности)- 3 балла. Оценки: «5» – 81-100% от максимальной суммы баллов; «4» – 61 - 80%; «3» – 40 - 60%; «2» – менее 40%. Технология Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям: качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом; степень самостоятельности в выполнении работы; уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. Нормы оценок выполнения обучаемыми практических работ Характеристика цифровой оценки: «5» ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационнотрудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная); изделие изготовлено с учетом установленных требований; - полностью соблюдались правила техники безопасности. «4» ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности. «3» ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; не полностью соблюдались правила техники безопасности. «2» ставится, если имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; не соблюдались многие правила техники безопасности. Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда. Нормы оценок теоретических знаний: При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины. «5» ставится, если обучаемый: полностью усвоил учебный материал; умеет изложить его своими словами; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «4» ставится, если обучаемый: в основном усвоил учебный материал; допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. «3» ставится, если обучаемый: не усвоил существенную часть учебного материала; допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; слабо отвечает на дополнительные вопросы. «2» ставится, если обучаемый: почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя. Изобразительное искусство Оценка «5»- обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка «4»-обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаѐт в изображении наиболее характерное. Оценка «3»- обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка «2»-обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляетсяс поставленной целью урока. Музыка Функция оценки - учет знаний. Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Отметка «5» ставится, если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Отметка «4» ставится, если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Отметка «3» ставится, проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции) или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; или проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Отметка «2» ставится, нет интереса, эмоционального отклика; неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить. Физическая культура Критерии и нормы оценки знаний обучающихся: При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки: Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся: старт не из требуемого положения; отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту; бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений; несинхронность выполнения упражнения. Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения. По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками): Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно, в надлежащем темпе, легко и четко. Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений. Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению. Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный. В 1 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ: проверка нормативов проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения. 2 класс 3 класс Нормативы "5" "4" "3" "5" "4" "3" м 6,0 6,6 7,1 5,7 6,2 6,8 1 Бег 30 м (сек.) д 6,3 6,9 7,4 5,8 6,3 7,0 + + + + + + Бег 1000 м (мин,сек.) м ("+" - без учета д + + + + + + 2 времени) м Челночный бег 3х10 3 м (сек.) д 4 5 6 7 8 Прыжок в длину с места (см) Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см) Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) Отжимания (кол-во раз) Подтягивания (колво раз) 9 Метание т/м (м) Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во 10 раз/мин) Приседания (кол-во 11 раз/мин) "5" 5,4 5,5 + 4 класс "4" 6,0 6,2 + "3" 6,6 6,8 + + 9,0 + 9,6 + 10,5 9,5 10,2 10,8 м 150 д 140 м 80 130 125 75 115 110 70 160 150 85 140 130 80 125 120 75 165 155 90 155 145 85 145 135 80 д 70 м 70 65 60 60 50 75 80 70 70 65 60 80 90 75 80 70 70 д 80 м 10 д 8 70 8 6 60 6 4 90 13 10 80 10 7 70 7 5 100 16 14 90 14 11 80 12 8 м 3 м 15 д 12 2 12 10 1 10 8 4 18 15 3 15 12 2 12 10 6 21 18 4 18 15 3 15 12 д 23 21 19 25 23 21 28 25 23 м 28 м 40 д 38 26 38 36 24 36 34 30 28 42 40 40 38 26 38 36 33 44 42 30 42 40 28 40 38 При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности. Оценка ставится за технику движений и теоретические знания. По основам знаний Оценивая знания обучающихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями. Оценка «5» выставляется за ответ, в котором обучающийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта. Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки. Оценку «3» обучающийся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте. С целью проверки знаний используются различные методы. Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок. Программированный метод заключается в том, что обучающийся получают карточки с вопросами и с несколькими ответами на них. Обучающийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении. Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их обучающимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы с выполнением конкретного комплекса и т. п. Текущая отметка Текущая отметка выставляется учителем исключительно в целях оценки знаний обучающегося по различным разделам (темам, подтемам, пунктам, подпунктам и т.п.) учебной программы по предмету, входящему в учебный план общеобразовательной организации Текущую отметку выставляет учитель, ведущий учебный предмет в данном классе, либо учитель, заменяющий отсутствующего педагога по распоряжению заместителя директора по УР. Учитель имеет право выставить текущую отметку за: устный ответ обучающегося с места или у доски; выполненное и предъявленное обучающимся письменное домашнее задание; предложенное обучающемуся на уроке или на дополнительном занятии письменное задание из состава домашнего задания на данный урок, в том случае, если обучающийся отказывается на данном уроке предъявить выполненное домашнее задание; письменную классную работу, выполненную в рабочей тетради и (или) в тетради на печатной основе; самостоятельно выполненное задание (самостоятельную работу, работу по карточке и т.п.), продолжительность выполнения которого не должна превышать 25 минут и не должна быть менее 15 минут; словарный диктант, математический диктант и т. п. предметные диктанты и задания, продолжительность выполнения и оформления записи которых должна быть достаточной для каждого обучающегося; сообщение подготовленное учеником дома; домашнее сочинение; аудирование. Такая текущая отметка должна быть выставлена учителем в классный журнал и дневник обучающегося непосредственно на данном уроке, за исключением случаев, когда необходима проверка письменной работы, сообщения, домашнего сочинения. Проверка указанных письменных работ, за исключением домашнего сочинения, должна быть осуществлена учителем в течение двух дней, следующих за днем сдачи этих работ, после чего отметка должна быть выставлена учителем в классный журнал и дневник обучающегося. Учитель обязан выставить текущую отметку за предусмотренные тематическим планированием по предмету мероприятия, во время проведения которых присутствует обучающийся: контрольная работа; проверочная работа; сочинение; изложение; диктант; тест; практическая работа; контрольное чтение, говорение, аудирование; контроль смыслового чтения. Учитель обязан предоставить обучающемуся, отсутствовавшему на предыдущем(их) уроке(ах) по уважительной причине, право получить консультацию по конкретным вопросам, заданным обучающимся. Текущая отметка за работы и домашнее сочинение должна быть выставлена учителем в классный журнал и дневник обучающегося не позднее, чем через четыре дня после их проведения. Учителю категорически запрещается выставлять текущую отметку за: поведение обучающегося на уроке или на перемене; отсутствие у обучающегося необходимых учебных материалов; отсутствие у обучающегося письменного домашнего задания; работу, которую обучающийся не выполнял, в связи с отсутствием на уроке, на котором эта работа проводилась.