Муниципальное образование город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 (МБОУ-СОШ №14) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ №14 протокол от 31.08.2023 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ-СОШ №14 от 31.08.2023 г. № 611/ 2.4.3 ________________ О.П. Ситникова Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и иностранных языков в муниципальном бюджетном общеобразовательного учреждения–средней общеобразовательной школе № 14 1. Общие положение 1.1. Положение о языке образования и порядке организации изучения родных и иностранных языков в муниципальном бюджетном общеобразовательного учреждения–средней общеобразовательной школе № 14 (далее – образовательная организация), осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, регулирует использование государственного языка Российской Федерации в образовательной деятельности, права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации, а также изучение иностранного языка в целях развития языковой культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями нормативно – правовых актов: Конституции Российской Федерации; Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции); Декларации о языках народов России «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991 г. № 1807-1 с изменениями на 11 июня 2021 года; Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (в действующей редакции); Приказа Министерства просвещения РФ от 2 сентября 2020 № 458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 (с изменениями и дополнениями 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 (с изменениями и дополнениями 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г., 8 ноября 2022 г.); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287; Приказа Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»; Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372; Федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370; Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 371; Устава образовательной организации. 1.3. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. 1.4. Настоящее Положение разработано с целью соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования в части определения языка образования, а также изучение иностранного языка в целях развития языковой культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации в организации, осуществляющей образовательную деятельность. 1.5. Образовательная организация обеспечивает открытость и доступность информации о языке, на котором ведётся образование и воспитание, размещая её в нормативных локальных актах и на сайте образовательной организации в сети Интернет. 1.6. Настоящее Положение обязательно участниками образовательных отношений. для исполнения всеми 2. Язык образования (обучения) 2.1. В соответствии со ст.14 п.1 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» в школе гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. 2.2. Образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется на русском языке. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 2.3. Документооборот в образовательной организации осуществляется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Документы об образовании оформляются на государственном языке Российской Федерации – русском языке. 2.4. Государственный русский язык изучается в рамках предметов «Родной язык», ««Литературное чтение на родном языке», «Родная литература». Изучение русского языка как родного входит в предметную область «Русский язык и литература». 2.5. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют в образовательную организацию на русском языке или вместе с заверенными в установленном порядке переводом по русскому языку. 2.6. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства получают образование в образовательной организации на русском языке по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 3. Изучение иностранного языка 3.1. Обучение иностранным языкам в образовательной организации на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования проводится в рамках имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 3.2. Изучение иностранных языков направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе: формирование иноязычной коммуникативной компетенции – освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в иностранном языке; формирование социокультурной/межкультурной компетенции приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка; развитие учебно-познавательной компетенции - ознакомление с доступными обучающимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; развитие личности обучающихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка; формирование у обучающихся потребности изучения иностранных языков и овладение ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения в современном мире; формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры; лучшему осознанию своей собственной культуры; развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка. 3.3. В соответствии с реализуемыми образовательными программами в МБОУ-СОШ № 14 и учебным планом, обучающиеся изучают иностранный язык (английский язык) со 2 по 11 классы. 3.4. Обучение иностранному языку на всех уровнях образования осуществляется с учетом фактора преемственности обучения. 3.5. Школа при наличии условий и по заявлению обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося предоставляет возможность изучения второго иностранного языка на уровнях основного общего и среднего общего образования. 3.6. Перечень иностранных языков, предлагаемый для изучения в рамках реализации общеобразовательных программ определяется самостоятельно с учетом анализа выявляемых потребностей и возможностей Школы, наличия в Школе условий, практического уровня подготовки ребенка и фактора преемственности обучения. 3.7. Школа не предоставляет услуг по организации преподавания и изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов на иностранных языках (билингвальное обучение). 4. Порядок выбора родного языка 4.1. Выбор родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования (пункт 6 ст. 14 Закона). 4.2. Для определения языка изучения на будущий учебный год в апреле мае проводятся классные родительские собрания, о повестке которых родители (законные представители) уведомляются заранее. 4.3. Родители (законные представители) обучающихся в ходе классных родительских собраний информируются о праве выбора языка изучения с занесением данного вопроса в протокол родительского собрания. 4.4. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений производится в удобное им время. 4.5. Протоколы родительских собраний и заявления родителей (законных представителей) передаются на рассмотрение Совета школы, который до начала нового учебного года рассматривает поступившие материалы и определяет перечень языков народов Российской Федерации, обучение которым необходимо обучающимся в новом учебном году. Решение Совета школы передается на рассмотрение Педагогического совета школы. 4.6. Заявления родителей (законных представителей) о выборе родного языка обучения хранятся в личных делах обучающихся. Сбор заявлений и подготовка протоколов родительских собраний осуществляется классными руководителями. 4.7. Педагогический совет школы до начала нового учебного года принимает решение о внесении изменений в основные образовательные программы начального, основного и среднего образования, реализуемых образовательной организацией с целью обеспечения преподавания предметов образовательных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (ООП начального общего образования), «Родной язык и родная литература» (ООП основного общего и среднего образования) согласно заявлениям родителей, протоколам родительских собраний и Совета образовательной организации. 4.8. При поступлении ребенка в школу родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся или лица, их заменяющие в заявлении указывают желаемое для них изучение родного языка. 4.9. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 5. Заключительные положения 5.1. Положение доводится до сведения работников образовательной организации на педагогическом совете. 5.2. Изменения и дополнения, внесённые в настоящее Положение, вступают в силу в порядке, предусмотренном для Положения. Изменения и дополнения, внесённые в настоящее Положение, доводятся до сведения указанных в нм лиц не позднее двух недель с момента вступления его в силу. 5.3. Контроль за правильным и своевременным исполнением настоящего Положения возлагается на директора образовательной организации. 5.4. Настоящее Положение может изменяться, дополняться. С момента регистрации новой редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.