Муниципальное образование город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 (МБОУ-СОШ №14) СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ №14 протокол от 31.08.2023 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ-СОШ №14 от 31.08.2023 г. № 611/ 2.4.3 ________________ О.П. Ситникова Положение о преподавании учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № 14 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) в 4 классе МБОУ-СОШ № 14. 1.2. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс МБОУ-СОШ № 14 комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются: - Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр2009 ВП-П44-4632); - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.12.2009 № 03-2567 «Об обеспечении апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ»; - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 87, п.1.; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.04.2014 № 08-516 «О реализации курса ОРКСЭ»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 года № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля ОРКСЭ»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.05 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; - Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 23 июля 2015 года № 47-10885/15-14"О преподавании учебного курса ОРКСЭ и предмета ОПК"; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.01.2018 года № 08-96 «О методических рекомендациях ОРКСЭ и ОДНКНР». 1.3. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на уровне начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры. 2. Основы исламской культуры. 3. Основы буддийской культуры. 4. Основы иудейской культуры. 5. Основы мировых религиозных культур. 6. Основы светской этики. 1.4. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. 2 Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. 1.5. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподают учителя, прошедшие соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации. 2. Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» 2.1. Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный предмет является светским. 2.2. Задачи: - ознакомление обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; - развитие представлений детей о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; - обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученные обучающимся в начальной школе; - формирование у детей ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. 2.3. Основополагающими принципами при изучении курса ОРКСЭ являются: - принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на развитие личности и индивидуальности ребенка. Реализация данного принципа на занятиях направлена на установление взаимосвязи между процессом овладения знаниями, способами деятельности и развитием школьника, между приобщением к ценностям социума и индивидуализацией; - принцип сознательности и активности обучающихся в обучении. Соблюдение данного принципа требует активизации познавательной деятельности детей в процессе изучения курсов, развития у них навыков самоорганизации в учебной деятельности, умений оперировать знаниями в других ситуациях; - принцип ориентации на ценности, означающий акцентуацию внимания обучающихся на социально-культурных и духовных ценностях, на значимости нравственных категорий: добро, достоинство, красота в широком понимании слова и др.; 3 - принцип связи обучения с жизнью предполагает формирование опыта нравственного поведения в различных ситуациях, опору на собственный опыт обучающихся; - принцип междисциплинарности, предполагающий привлечение учителями на занятиях знаний и опыта рассмотрения нравственно-этических вопросов, приобретенных детьми при изучении базовых предметов (литературное чтение, окружающий мир). 3. Место учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения Учебный курс ОРКСЭ вводится в содержание начального общего образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность многообразия. Изучение курса осуществляется с учетом региональных и этнокультурных особенностей. ОРКСЭ развивает и дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение систематического курса истории, закладывая общие представления о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских духовных традиций России в историческом контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего. 4. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» 4.1. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса ОРКСЭ - не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ - безотметочные, объектом оценивания является универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию. 4.2. В условиях безотметочного обучения: - не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки, улыбки и пр.), допускается лишь словесная объяснительная оценка; - оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.); - оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся; - оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и научение ребенка. 4.3. При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ используются: 4 - качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга, например, в виде создания и презентации собственных проектов; - вербальное поощрение, похвала, одобрение; - интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности; - использование технологии портфолио по желанию обучающихся и их родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика позволит обучающимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом). 4.4. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках ОРКСЭ могут быть отнесены: - работа с учебником; - взаимные вопросы и задания групп, - взаимообъяснение, - учебные и социальные проекты; - уроки-экскурсии; - различные викторины и другие конкурсные мероприятия; - творческие мастерские; - сочинения. 4.5. При изучении предмета ОРКСЭ целесообразно использовать педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, на выставки, в центры дополнительного образования детей, реализующие различные авторские образовательные программы в области культуры, этики, морали, духовно-нравственного воспитания. 4.6. Светский характер комплексного учебного предмета и в целом образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не предполагает включение в программу обучения посещение религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото-, видео-, аудио- форматах. В случае особой необходимости (например, при ознакомлении с уникальными образцами духовной культуры, традиций) такое посещение в рамках освоения учебного предмета ОРКСЭ может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций. 4.7. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, творческие проекты, сообщения (оформленные и представленные) по заданной или выбранной самостоятельно теме. 5 5. Права и обязанности родителей и законных представителей обучающихся 5.1. Родители (законные представители) и обучающийся на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей учебного предмета ОРКСЭ. 5.2. Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных вопросов при изучении учебного предмета ОРКСЭ обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме. 5.3. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для изучения обучающимися учебного предмета ОРКСЭ и самообразования ребенка. 6. Права и обязанности администрации школы 6.1. Администрация школы должна обеспечить реализацию права обучающихся и их родителей (законных представителей) на выбор одного из модулей учебного предмета ОРКСЭ. 6.2. Администрация школы обязана создать условия для изучения обучающимся 4-х классов выбранного модуля ОРКСЭ на уровне начального общего образования. 7. Документация По комплексному курсу составляется рабочая программа с календарнотематическим планированием на год, которые являются основой планирования педагогической деятельности учителя. 8. Организация управления Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО, в том числе за организацией учебного курса ОРКСЭ, осуществляется заместителем директора образовательной организации в соответствии с должностной инструкцией. 6