Положение о преподавании учебного курса Основы религиозных культур и светской этики

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ №14
протокол от 31.08.2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ №14
от 31.08.2023 г. № 611/ 2.4.3
________________ О.П. Ситникова

Положение
о преподавании учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» в
муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении - средней общеобразовательной
школе № 14

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации
преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» (далее ОРКСЭ) в 4 классе МБОУ-СОШ № 14.
1.2. Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный
процесс МБОУ-СОШ № 14 комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» являются:
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр2009 ВП-П44-4632);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
16.12.2009 № 03-2567 «Об обеспечении апробации комплексного учебного
курса ОРКСЭ»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации", ст. 87, п.1.;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 21.04.2014 № 08-516
«О реализации курса ОРКСЭ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2015 года № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля
ОРКСЭ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
25.05 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы
религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»;
- Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 23
июля 2015 года № 47-10885/15-14"О преподавании учебного курса ОРКСЭ
и предмета ОПК";
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.01.2018 года № 08-96 «О методических рекомендациях ОРКСЭ и
ОДНКНР».
1.3. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом
уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на
уровне начального общего образования. Для обязательного изучения основ
религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе
отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры.
2. Основы исламской культуры.
3. Основы буддийской культуры.
4. Основы иудейской культуры.
5. Основы мировых религиозных культур.
6. Основы светской этики.
1.4. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
2

Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей.
1.5. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподают
учителя, прошедшие соответствующую подготовку на курсах повышения
квалификации.
2. Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур
и светской этики»
2.1. Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у
обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений. Учебный предмет является светским.
2.2. Задачи:
- ознакомление обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики;
- развитие представлений детей о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученные обучающимся в начальной школе;
- формирование у детей ценностно- смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы.
2.3. Основополагающими принципами при изучении курса ОРКСЭ
являются:
- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения,
направленный на развитие личности и индивидуальности ребенка.
Реализация данного принципа на занятиях направлена на установление
взаимосвязи между процессом овладения знаниями, способами деятельности
и развитием школьника, между приобщением к ценностям социума и
индивидуализацией;
- принцип сознательности и активности обучающихся в обучении.
Соблюдение данного принципа требует активизации познавательной
деятельности детей в процессе изучения курсов, развития у них навыков
самоорганизации в учебной деятельности, умений оперировать знаниями в
других ситуациях;
- принцип ориентации на ценности, означающий акцентуацию внимания
обучающихся на социально-культурных и духовных ценностях, на
значимости нравственных категорий: добро, достоинство, красота в широком
понимании слова и др.;

3

- принцип связи обучения с жизнью предполагает формирование опыта
нравственного поведения в различных ситуациях, опору на собственный
опыт обучающихся;
- принцип междисциплинарности, предполагающий привлечение
учителями на занятиях знаний и опыта рассмотрения нравственно-этических
вопросов, приобретенных детьми при изучении базовых предметов
(литературное чтение, окружающий мир).
3. Место учебного курса «Основы религиозных культур и светской
этики» в программе обучения
Учебный курс ОРКСЭ вводится в содержание начального общего
образования в условиях поликультурного общества, признающего ценность
многообразия. Изучение курса осуществляется с учетом региональных и
этнокультурных
особенностей.
ОРКСЭ
развивает
и
дополняет
обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», который
изучается в начальной школе. С другой стороны, этот курс, в
содержательном плане связанный с историей, предваряет изучение
систематического курса истории, закладывая общие представления о
нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских духовных
традиций России в историческом контексте, отражающем глубинную связь
прошлого и настоящего.
4. Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки
обучающихся по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
4.1. Формализованные требования по оценке успеваемости по
результатам освоения курса ОРКСЭ - не предусматриваются. Уроки по курсу
ОРКСЭ - безотметочные, объектом оценивания является универсальная
способность человека понимать значение нравственных норм, правил
морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание
потребности к духовному развитию.
4.2. В условиях безотметочного обучения:
- не допускается использование любой знаковой символики,
заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки, улыбки
и пр.), допускается лишь словесная объяснительная оценка;
- оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества
школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти,
внимания, восприятия, темп деятельности и др.);
- оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения
обучающихся;
- оценивание должно быть направлено на эффективное обучение и
научение ребенка.
4.3. При оценивании текущих достижений обучающихся при изучении
курса ОРКСЭ используются:
4

- качественная взаимооценка учениками деятельности друг друга,
например, в виде создания и презентации собственных проектов;
- вербальное поощрение, похвала, одобрение;
- интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной
деятельности;
- использование технологии портфолио по желанию обучающихся и их
родителей (составление портфеля творческих работ и достижений ученика
позволит обучающимся производить самооценку своей деятельности в курсе
ОРКСЭ, самопроверку своих действий по овладению учебным материалом).
4.4. К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях
в рамках ОРКСЭ могут быть отнесены:
- работа с учебником;
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- различные викторины и другие конкурсные мероприятия;
- творческие мастерские;
- сочинения.
4.5. При изучении предмета ОРКСЭ целесообразно использовать
педагогические возможности образовательных экскурсий в музеи, на
выставки, в центры дополнительного образования детей, реализующие
различные авторские образовательные программы в области культуры,
этики, морали, духовно-нравственного воспитания.
4.6. Светский характер комплексного учебного предмета и в целом
образовательного процесса в общеобразовательном учреждении не
предполагает включение в программу обучения посещение религиозных
организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может
демонстрироваться обучающимся на уроке в фото-, видео-, аудио- форматах.
В случае особой необходимости (например, при ознакомлении с
уникальными образцами духовной культуры, традиций) такое посещение в
рамках освоения учебного предмета ОРКСЭ может быть организовано при
согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при
соответствующем
согласовании
с
представителями
религиозных
организаций.
4.7. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы
на вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов
по изученным темам, творческие проекты, сообщения (оформленные и
представленные) по заданной или выбранной самостоятельно теме.

5

5. Права и обязанности родителей и законных представителей
обучающихся
5.1. Родители (законные представители) и обучающийся на основе
образовательных, культурных и религиозных потребностей имеют право
выбрать один из модулей учебного предмета ОРКСЭ.
5.2. Родители (законные представители) имеют право при
возникновении спорных вопросов при изучении учебного предмета ОРКСЭ
обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме.
5.3. Родители (законные представители) обязаны создавать
благоприятные условия для изучения обучающимися учебного предмета
ОРКСЭ и самообразования ребенка.
6. Права и обязанности администрации школы
6.1. Администрация школы должна обеспечить реализацию права
обучающихся и их родителей (законных представителей) на выбор одного из
модулей учебного предмета ОРКСЭ.
6.2. Администрация школы обязана создать условия для изучения
обучающимся 4-х классов выбранного модуля ОРКСЭ на уровне начального
общего образования.
7. Документация
По комплексному курсу составляется рабочая программа с календарнотематическим планированием на год, которые являются основой
планирования педагогической деятельности учителя.
8. Организация управления
Контроль за реализацией образовательной программы в соответствии с
ФГОС НОО, в том числе за организацией учебного курса ОРКСЭ,
осуществляется заместителем директора образовательной организации в
соответствии с должностной инструкцией.

6


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».