Положение о непрерывном профессиональном развитии руководящих и педагогмческих работников МБОУ-СОШ № 14

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ №14
протокол от 31.08.2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ №14
от 31.08.2023 г. № 611/ 2.4.3
________________ О.П. Ситникова

Положение
о непрерывном профессиональном развитии
руководящих и педагогических работников
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения - средней
общеобразовательной школы № 14

I.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение о непрерывном профессиональном развитии
руководящих и педагогических работников муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы
№ 14 (далее – Положение) разработано в соответствии с:
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ;
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в
редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. № 712;
Федеральным
государственным
образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» в редакции приказа Минобрнауки
России от 11.12.2020 г. № 712 (далее – ФГОС основного общего
образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования», в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 г. №
712;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО-2021);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от
31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС ООО-2021);
Приказом Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413» (далее – ФГОС СОО-2022);
Федеральной образовательной программой начального общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 372;
Федеральной образовательной программой основного общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 370;

Федеральной образовательной программой среднего общего
образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая
2023 г. № 371;
Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность
в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель), утвержденный приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.
2013 г. № 544н (с изменениями от 25.12.2014 № 1115н и от 05.08.2016 №
422н);
Моделью Национальной системы учительского роста (НСУР) (приказ
Министерства образования и науки РФ от 26 июля 2017 г. №703 «Об
утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства
образования и науки Российской Федерации по формированию и введению
национальной системы учительского роста»);
Уставом образовательной организации.
1.2.
Непрерывное
профессиональное
развитие
педагогических
работников – важнейший фактор обеспечения высокого качества
образования.
1.3. Непрерывный характер профессионального развития может быть
достигнут при условии непрерывного профессионального сопровождения,
которое предусматривает:
− объективную оценку уровня профессиональной компетентности
педагогов;
− своевременное выявление профессиональных дефицитов педагогов,
содействие
их
осознанию
и
формированию
соответствующих
образовательных запросов;
− использование форм повышения квалификации, ориентированных на
устранение профессиональных дефицитов, в том числе посредством
разработки индивидуальных образовательных маршрутов и реализации
индивидуальных образовательных программ профессионального развития;
−
вовлечение
педагогов
в
инновационную
деятельность,
способствующую формированию новых компетенций, готовности к
деятельности в условиях изменений;
− поддержку деятельности педагогических сообществ, объединений,
проектных групп, творческих групп учителей, обеспечивающих условия для
«горизонтального»
обучения,
открывающих
возможности
для
самореализации в профессии, построения вертикальной либо горизонтальной
карьеры.
1.4. Настоящее Положение определяет цель, задачи, принципы,
направления и формы организации непрерывного профессионального
развития руководящих и педагогических работников муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы № 14.

1.5.При разработке Положения были применены следующие принципы:
1) системность – создание устойчивых связей между всеми
компонентами системы управления поддержки и профессиональной помощи
педагогам;
2) объективность – своевременная корректировка актуальных задач и
механизмов профессиональной помощи и поддержки педагогов на основе
сформированных механизмов обеспечения объективности внутри школьных
и федеральных оценочных процедур;
3) открытость – информирование профессионального сообщества о
состоянии и задачах профессионального развития педагогов через ежегодные
открытые доклады, средства массовой информации;
4) непрерывность – обеспечение возможности формального,
неформального и информального педагогического образования;
5) вариативность – организация разнообразных механизмов управления
профессиональным развитием педагогов;
6)
ориентация
на
результат
–
согласованность
действий
административной команды школы
и педагогов по развитию
профессиональных компетенций, актуальных для повышения качества
образования.
2. Основные понятия
Образование - целенаправленный процесс профессионального развития
человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Непрерывное профессиональное развитие – интеграция формального,
неформального и информального образования.
Формальное образование – образование, которое имеет обязательный
характер и осуществляется в специальных учебных заведениях.
Неформальное образование – образование, которое имеет своей целью
компенсировать недостатки и противоречия формального образования,
удовлетворять насущные образовательные, методические потребности и
интересы.
Информальное образование – образование, в котором ведущая роль
принадлежит педагогам и руководящим работникам, проявляющим,
собственную активность.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
(ИОМ)
–
структурированная
программа
действий
педагога
на
некотором
фиксированном этапе работы; это замыслы педагога относительно его
собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные
им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической
деятельности. Это личный, отличающийся характерными признаками путь
следования, который представляет собой целенаправленно проектируемую
дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую
педагогу разработку и реализацию личной программы профессионального
развития при осуществлении методического сопровождения.

Индивидуальная
образовательная
траектория
путь
профессионального
развития,
который
предусматривает
наличие
индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент),
а также разработанный способ его реализации (технологии организации
процесса профессионального развития).
Механизм
управления
–
совокупность
процедур
принятия
управленческих решений.
Национальная система профессионального роста педагогических
работников - система государственных и общественных институтов,
обеспечивающих непрерывное образование педагогических работников с
учётом анализа их потребностей в развитии профессиональных компетенций.
Непрерывное образование педагогических работников - повышение
уровня профессионального мастерства в процессе освоения программ
среднего
профессионального,
высшего
и
дополнительного
профессионального образования и программ краткосрочных обучающих
мероприятий
(семинаров,
вебинаров,
мастер-классов,
активностей
профессиональных ассоциаций, обмена опытом и лучшими практиками и
т.п.), в том числе с использованием дистанционных образовательных
технологий в течение всей жизни.
Повышение уровня профессионального мастерства - процесс
освоения педагогическими работниками новых знаний, навыков и развития
компетенций.
Профессиональная
ассоциация
добровольное
объединение
педагогических
работников
с
целью
создания
условий
для
профессионального общения в процессе обсуждения актуальных
профессиональных проблем.
Профессиональные дефициты - отсутствие или недостаточное развитие
профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее
типичные затруднения в реализации определённых направлений
педагогической деятельности.
Профессиональное развитие - под профессиональным развитием
учителя понимается достижение более высокого уровня его готовности к
успешному
решению
новых,
относительно
более
сложных
профессиональных задач, обусловленных комплексом нововведений в сфере
общего, профессионального и дополнительного образования, а также
изменениями в организации педагогической деятельности в соответствии с
нормами профессионального стандарта педагога.
Профессиональный стандарт учителя - набор характеристик
квалификации,
необходимой
для
осуществления
педагогической
деятельности в сфере начального, основного, среднего общего образования и
выполнения соответствующих трудовых функций;
Профессиональное сообщество - группа педагогических работников,
объединённая определёнными нормами мышления, поведения и
взаимодействия, формирующая профессиональную среду.
Стажировка - форма дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации или профессиональной переподготовки),

предполагающая обучение педагогических работников в процессе трудовой
деятельности.
3. Цель, задачи, ожидаемые результаты
3.1. Цели организации непрерывного профессионального развития
педагогических работников:
− обеспечение роста профессиональных компетентностей, соответствующих
современным требованиям Профстандарта;
− координация процессов непрерывного профессионального развития
педагогов;
−
обеспечение
постоянного
методического
сопровождения,
ориентированного на оказание своевременной практической помощи
педагогам при реализации индивидуальной образовательной траектории.
3.2. Задачи:
− формирование позитивного отношения педагогов к непрерывному
профессиональному развитию;
− обеспечение адресной поддержки педагогических кадров;
− развитие профессионального потенциала на основе сопровождения
конкурсной деятельности;
− содействие включению педагогов в инновационную деятельность.
3.3. Принципы непрерывного образования:
− системность – создание устойчивых связей между компонентами
системы управления непрерывным профессиональным развитием педагогов;
− непрерывность – обеспечение интеграции формального,
неформального и информального образования;
− открытость – информирование о состоянии и задачах непрерывного
профессионального развития педагогов;
− диверсификация - вариативность предоставляемых образовательных
услуг с учетом запросов педагогов;
− личностная детерминация.
3.4. Ожидаемые результаты:
− сформировано позитивное отношение педагогов к непрерывному
профессиональному развитию;
− обеспечено принятие педагогами системы ценностей современного
образования: идеологии ФГОС, НСУР, Профессионального стандарта;
− сформирована готовность педагогов к профессиональной
деятельности в условиях изменений;
− обеспечена индивидуализация и адресность методической
поддержки в соответствии с выявленными профессиональными дефицитами
и образовательными потребностями педагогов и руководящих работников;
− достигнуты показатели повышения качества образования.
3.5. Непрерывное профессиональное развитие педагогических
работников школы осуществляется на основе интеграции формального,

неформального и информального
профессионального взаимодействия.

образования

на

всех

уровнях

4. Организация формального образования
4.1. Дополнительное профессиональное образование по профилю
педагогической деятельности педагогические работники имеют право
получать не реже чем один раз в три года (ФЗ-273, ст.57 ч.5 п.2).
4.2. Непрерывность профессионального развития педагогических
работников школы, осуществляющей образовательную деятельность по
основным образовательным программам начального, основного и среднего
общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической
деятельности не реже чем один раз в три года.
4.3. Обучение по дополнительным профессиональным программам по
профилю педагогической деятельности может проходить также в иных
организациях, осуществляющих данную деятельность.
5. Организация неформального образования
5.1. Неформальное образование организовано на основе системнодеятельностного подхода в рамках структурно – функциональной модели
организации методической работы, охватывает основные направления
методической работы, включает индивидуальные, групповые и коллективные
формы организации деятельности:
- ассоциации учителей-предметников, школьных библиотекарей,
социальных педагогов, заместителей директора по УР, УМР, ВР;
- стажерские площадки, консультационные центры, творческие
лаборатории, семинары, практикумы, проблемно-творческие группы,
педагогические мастерские, консультации, мастер-классы, индивидуальные и
групповые стажировки у носителей лучших практик и т.д.;
- сетевое взаимодействие с использованием дистанционных форм
(вебинары, ВКС, ресурсы образовательных порталов и др.)
5.2. В соответствии с профессиональными потребностями руководящих
и педагогических работников могут быть реализованы индивидуальные
программы поддержки с использованием технологий тьюторства и др.
5.3.
Для
осуществления
сопровождения
профессиональной
деятельности руководящих и педагогических работников могут быть
привлечены педагоги, демонстрирующие лучшие образовательные практики,
в том числе руководители ассоциаций, победители профессиональных
конкурсов, «потенциальные» старшие и ведущие учителя и др.
6. Организация информального образования
6.1. Информальное образование включает:
- сопровождение разработки и реализации индивидуальных программ
профессионального развития педагогов;
- оnline обучение;

- обучение под руководством наставников;
- сопровождение конкурсной деятельности;
- описание лучших практик педагогов.
7.Механизмы
управления
реализацией
программой профессионального развития педагогов

индивидуальной

7.1. Механизмы управления реализацией индивидуальной программой
профессионального развития педагогов на уровне образовательной
организации:
-разработка Положения о непрерывном профессиональном развитии
педагогов, внесение мониторинга разработки и реализации индивидуальных
программ профессионального развития педагогов во ВСОКО;
-внесение изменений в должностные инструкции руководящих и
педагогических работников по вопросам непрерывного профессионального
развития;
-изменение механизмов планирования работы с педагогическим
коллективом с учетом идеи непрерывности профессионального развития
(Приложение 1);
-разработка планов индивидуального профессионального развития с
учетом потребностей, запросов и выявленных дефицитов на основе
оценочных процедур;
-обеспечение объективности различных оценочных процедур;
-формирование
позитивного
отношения
к
непрерывному
профессиональному развитию средствами конкурсов профессионального
мастерства, методических инициатив на уровне образовательной
организации;
-организация собеседования по корректировке индивидуальных
программ профессионального развития педагогов после прохождения курсов
повышения квалификации или разработка индивидуальных программ
профессионального развития педагогов после прохождения курсов
повышения квалификации в иных образовательных учреждениях
(Примерные вопросы для собеседования – Приложение 2);
-учет внутренних и внешних диагностических процедур для
организации продвижения педагога по индивидуальному образовательному
маршруту;
-мониторинг выполнения рекомендаций ассоциаций учителейпредметников с учетом выявленных профессиональных затруднений.
7.2. Механизмы управления реализацией индивидуальной программой
профессионального развития педагогов на уровне педагогических
работников:
-осуществляют самоанализ и самооценку имеющегося уровня
профессиональной компетентности на основе требований к трудовым
функциям, трудовым действиям, умениям, знаниям профессионального
стандарта «Педагог»;

-выявляют потребности и профессиональные дефициты на основе
самоанализа и самооценки с учетом независимых (внешних) оценочных
процедур на основе результатов обучающихся;
-для обеспечения согласованности направлений профессионального
развития и корректировки индивидуальной программы профессионального
развития по итогам освоения дополнительных профессиональных программ
повышения квалификации, педагог на уровне образовательной организации
проходит собеседование с руководителем. В случае освоения
дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в
других учреждениях дополнительного профессионального образования
педагогу необходимо разработать и представить индивидуальную программу
профессионального развития руководителю образовательной организации;
-участвуют в оценочных процедурах, в том числе в разработке
критериев
эффективности
реализации
индивидуальных
программ
профессионального развития педагогов;
- разрабатывают свою индивидуальную профессиональную траекторию
использованием ресурсов образовательной организации, муниципального,
регионального и уровня Российской Федерации, в том числе с
использованием онлайн-курсов и веб-ресурсов;
-представляют результаты реализации индивидуальной программы
профессионального развития педагогов педагогическому сообществу.
8.Порядок внесения изменений в Положение
8.1.Изменения в данное Положение вносятся в связи с поступлением
новых нормативных документов.
8.2.Изменения рассматриваются на заседании Педагогического совета,
утверждаются приказом директора школы.

Приложение 1
План организации непрерывного профессионального развития
педагогических работников
Составляющие

Весь

Профессиональные

Отдельные

педагогический

объединения

педагоги

коллектив

(группы)

Формальное образование
Цель
Содержание
Формы
Неформальное образование
Цель
Содержание
Формы

Информальное образование
Цель
Содержание
Формы

Приложение 2
Собеседование с педагогом по результатам обучения на курсах
повышения квалификации
Этапы
Установочный

Рефлексивный

Мотивационный

Проектировочный

Прогностический

Обсуждаемые вопросы
Основные проблемы, дефициты педагога (предметные,
методические, психолого - педагогические, коммуникативные)
в соответствии с заявкой на КПК
Тема КПК, её актуальность для педагога, степень соответствия
темы КПК образовательным запросам педагога
Образовательные задачи педагога в соответствии с
имеющимися дефицитами:
-Знать:
-Понимать:
-Применять:
Рефлексия
содержания
основных
вопросов
КПК
(Теоретический, практические блоки):
-мои представления до КПК
-мои представления после КПК
Что изменилось?
В чём приращение?
Какова ценность приобретённых знаний?
Побуждение к деятельности: как будете применять
приобретённые знания на практике?
-Что готовы изменить в первую очередь в своей повседневной
практике для активного применения полученных знаний?
Какие задачи планируете решать в течение ближайших трёх
лет?
Уровни освоения: осмысленное воспроизведение →применение
по образцу→ творческая деятельность→ трансляция.
На каком уровне находитесь сейчас?
Какого уровня планируете достичь?
Как, какими средствами?
Где это сможете показать?
Обсуждение и корректировка плана профессионального
развития в межкурсовой период (ведущие задачи развития
профессиональной компетентности по годам): предметные,
методические, психолого-педагогические, коммуникативные
Какие позитивные изменения в вашей образовательной
практике могут произойти при реализации плана?
Каким может быть эффект с точки зрения динамики
образовательных результатов обучающихся?
Какие проблемы могут возникнуть?
Способы решения возможных проблем?


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».