Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 14 Согласовано педагогическим советом МБОУ-СОШ № 14 протокол от «2» февраля 2023 №____10_____ Утверждено приказом директора МБОУ-СОШ № 14 от «13» февраля2023 № _152_/_2.4.3___ __________О.П. Ситникова Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № 14 1.1 1. Общие положения о порядке организации Положение и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении - средней общеобразовательной школе № 14 (далее – Положение; Школа) разработано в соответствии Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629, уставом МБОУ-СОШ № 14. 1.2 Настоящее Положение определяет порядок предоставления дополнительных общеобразовательных программ в Школе и регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов (далее вместе - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья). 1.3 Дополнительное образование является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования и создается в целях формирования единого образовательного пространства в Школе для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Оно предназначено для педагогически целесообразной занятости обучающихся в их свободное (внеурочное) время. 1.4 Организация и руководство дополнительным образованием в Школе осуществляется заместителем директора по воспитательной работе. 1.5 Объединения дополнительного образования реорганизуются и ликвидируются приказом директора Школы. создаются, 1.6 Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной Школой. 1.7 Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной школой, в соответствии с федеральными государственными требованиями. 1.8 Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки. 2. Задачи дополнительного образования Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в школе направлена на: - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся; - формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; - адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - профессиональную ориентацию обучающихся; - выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам 3.1 Работа объединений дополнительного образования осуществляется на основе программ, принятых на педагогическом совете и утвержденных директором Школы. 3.2 Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время, согласно учебному плану и календарному учебному графику. 3.3 При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации 3.4 Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, в Школе не допускается. 3.5 Школа может организовывать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее - Объединения), а также индивидуально. 3.6 Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, общеобразовательной в пределах программы осваиваемой осуществляется в дополнительной соответствии с положением о порядке обучения по индивидуальному учебному плану Школы. 3.7 Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристскокраеведческой, социально-гуманитарной). 3.8 Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения. 3.9 Расписание занятий объединения составляется Школой для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся. 3.10 Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются Школой самостоятельно. 3.11 Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. 3.12 Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются Школой самостоятельно. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 3.13 Школа обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 3.14 При реализации дополнительных общеобразовательных программ Школа может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. 3.15 Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых школой) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 3.16 Школа вправе в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. 3.17 в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся. 3.18 При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться (самостоятельные) занятия, как аудиторные, которые так и внеаудиторные проводятся по группам или индивидуально. 3.19 Школа самостоятельно определяет формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся. 4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 4.1 Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, Школа организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 4.2 В Школе создаются специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенкаинвалида, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 4.3 Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп и быть направлена на решение следующих задач: - оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации); - предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи; - обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе: - с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации; - воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности; - формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. 4.4 Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 4.5 Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями программам здоровья может по дополнительным осуществляться на общеобразовательным основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 4.6 Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану. 4.7 Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 4.8 Педагог, реализующий дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы, самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм возможностями здоровья. аттестации обучающихся с ограниченными 5. Организация образовательного процесса 5.1 Обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам бесплатное, проводится на базе школы. 5.2 Продолжительность занятий составляет 40 минут, для обучающихся 1- х классов в I полугодии учебного года – 35 минут. 5.3 В объединения дополнительного образования принимаются обучающиеся в возрасте от 6½ до 18 лет. 5.4 Занятия по программам дополнительного образования планируются на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом дополнительных занятий и последним уроком должен быть перерыв не менее 20 минут. Занятия по дополнительным образовательным программам заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся 16-18 лет допускается окончание занятий в 21.00 час. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания производится только с согласия администрации. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. 5.5 Группы комплектуются педагогами объединений на основании заявлений о приеме обучающихся. 6. Порядок зачисления и отчисления обучающихся в объединения для обучения по дополнительным образовательным общеразвивающим программам 6.1 Прием обучающихся осуществляется на добровольной основе по заявлению родителей (законных представителей) либо на основе свободного выбора образовательной области и образовательных программ на основании подачи заявления от родителей (либо обучающихся старше 14 лет) через «Навигатор дополнительного образования Краснодарского края» перед началом учебного года, либо в течение всего учебного года, в том случае, если объединение не укомплектовано в полном объеме или при открытии нового объединения. 6.2 Зачисление обучающегося в объединение дополнительного образования оформляется приказом директора школы. 6.3 Прием обучающихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта осуществляется при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта. 6.4 Допускается прием обучающихся в объединения в течение учебного года при наличии свободных мест. Порядок зачисления обучающегося при этом не изменяется. За обучающимися сохраняется место в объединении в случае болезни, либо прохождения санаторно-курортного лечения. 6.5 При желания обучающегося посещать более одного объединения, родитель (законный представитель) оформляет заявление на прием в каждое объединение. По желанию в течение учебного года учащийся имеет право менять объединения. Перевод из одного объединения в другое осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) и оформляется приказом директора Школы. 6.6 Школа вправе отказать в приеме в объединения дополнительного образования в следующих случаях: -по медицинским показаниям в соответствии с медицинским заключением; -по причине отсутствия свободных мест в объединении, на зачисление в которое претендует учащийся. В этом случае предоставляется информация о наличии свободных мест в иных объединениях. 6.7 Школа вправе отчислить обучающихся из объединений дополнительного образования при грубом нарушении ими Устава школы. 7. Текущая и промежуточная аттестация 7.1 Виды аттестации: - текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в период обучения до промежуточной аттестации; - промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания курса и (или) курсов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 7.2 Сроки проведения промежуточной аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам – май. Педагог дополнительного образования информирует учащихся о графике проведения промежуточной аттестации. 7.3 Формы текущей и промежуточной аттестации: тест, опрос, зачет, собеседование, олимпиада, смотр, конкурс, выставка, викторина, соревнование, концерт, публикация, творческий отчет, итоговое занятие, защита творческих работ и проектов, сдача контрольных нормативов т.д. 7.4 Результаты промежуточной аттестации учащихся оцениваются с целью: - выявления уровня достижения планируемых результатов программы каждым учащимся; - полноты выполнения программы; - выявление проблем с целью корректировки программы. 7.5 Учащиеся, успешно освоившие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы соответствующего года обучения, переводятся на следующий год обучения. Решение о переводе на следующий год обучения принимается решением Педагогического совета школы. Списочный состав учащихся, переведенных на следующий год обучения по итогам проведения промежуточной аттестации, утверждается приказом директора школы. 7.6 Учащиеся отчисляются из объединений дополнительного образования в связи с: - завершением обучения по соответствующей дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе; - достижением предельно допустимого возраста (18 лет) для обучения в школе; - прекращением занятий по собственной инициативе по заявлению родителей (законных представителей); - при наличии медицинского заключения о состояния здоровья обучающегося, препятствующего дальнейшему обучению; - при грубом нарушении обучающимися Устава школы. 8. Документация и отчетность В течение учебного года педагог дополнительного образования ведет журнал посещаемости группы через «Навигатор дополнительного образования Краснодарского края», являющийся учетным документом, систематически проводит с обучающимися инструктажи по технике безопасности с отметкой в журнале.