Российская Федерация Краснодарский край город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 352913, Краснодарский край, горд Армавир, ул. Черноморская, 8 тел.2-72-57 СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ-СОШ №14 протокол от 09.11.2021 г. № 7 УТВЕРЖДАЮ приказом директора МБОУ-СОШ №14 От 09.11.2021 г. № 676/ 2.4.3 _______________О.П. Ситникова Положение о дополнительном образовании в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе № 14 1. Общие положения 1.1. Положение о дополнительном образовании в МБОУ-СОШ № 14 разработано на основании федеральных документов и локальных актов школы: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75), - Приказ министерство просвещения Российской Федерации № 196 от 9.11.2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (с изменениями на 30 сентября 2020 года), - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), - Устав МБОУ-СОШ № 14. 1.2. Положение определяет порядок реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней образовательной школы № 14 (далее – МБОУ-СОШ №14). 1.3. Дополнительное образование (далее - ДО) создается в целях формирования единого образовательного пространства в МБОУ-СОШ № 14 для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. 1.4. ДО является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. 1.5. Дополнительное образование предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 7 до 18 лет в их свободное (внеурочное) время. 1.6. Объединения ДО создаются, реорганизуются и ликвидируются приказом директора школы. 1.7. Руководителем ДО является заместитель директора по воспитательной работе, который организует работу ДО и несет ответственность за результаты его деятельности. 1.8. Содержание дополнительного образования детей определяется образовательными программами – примерными (рекомендованными Министерством образования РФ), модифицированными (адаптированными), авторскими. При необходимости возможна постановка эксперимента и разработка соответствующих экспериментальных программ, открытие на базе Школы экспериментальной площадки. 1.9. Структура ДО определяется целями и задачами школы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных общеобразовательных программ и может включать следующие компоненты: кружки, клубы по интересам, музей, спортивные секции. 1.10. Штатное расписание ДО формируется в соответствии с его структурой и может меняться в связи с производственной необходимостью и развитием дополнительного образования. Деятельность сотрудников дополнительного образования определяется соответствующими должностными инструкциями. 1.11. Изменения и дополнения в настоящее положение могут вноситься в соответствии с принятыми изменениями и дополнениями в законодательных документах федерального, регионального и муниципального уровней, регулирующих данное направление образовательной деятельности. 2. Задачи дополнительного образования - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; - формирование укрепление здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военнопатриотического, трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, - профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся; - создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 3. Содержание образовательного процесса в объединениях дополнительного образования 3.1.Работа объединений ДО осуществляется на основе программ принятых на педагогическом совете и утвержденных директором школы. 3.2.В объединениях ДО реализуются дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей различного уровня обучения и направленностей (физкультурно-спортивной, художественной, научно-технической, туристско – краеведческой, естественнонаучной, социально - гуманитарной) 3.3. Занятия в объединениях ДО могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным (интегрированным) программам. 3.4.Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно, исходя из образовательных и воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в пояснительной записке к программе. 3.5. Педагоги ДО могут пользоваться примерными (рекомендованными Министерством образования РФ) программами, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других учреждений дополнительного образования детей. 4. Организация образовательного процесс 4.1. Наполняемость детских объединений дополнительного образования составляет: интеллектуально-познавательная направленность - до 15 человек; художественно-эстетическая направленность – до 15 человек (хор до 30 человек); туристско - краеведческая направленность - до 15 человек; спортивная направленность - до 15 человек; экологическая направленность - до 15 человек; техническая направленность – до 10 человек. 4.2. Программы дополнительного образования ориентированы на 1-6 академических часов в неделю. Программы первого года обучения ориентированы на 1 - 2 часа в неделю; второго года обучения — на 2 - 4 часа; третьего и последующего годов — на 4 - 9 часов. На продолжительность и частоту занятий оказывают влияние возрастной состав детского объединения, а также форма организации учебного процесса. Рекомендуются следующая продолжительность учебного занятия: для младших школьников — от 1 часа до 2 часов; для средних и старших школьников — от 1 часа до 3 часов. (В процессе занятий предусматриваются перерывы.) Занятия могут проводиться в любой день недели, включая каникулярные и выходные дни. В праздничные дни занятия не предусмотрены. 4.3. Педагог самостоятелен в выборе системы оценок, периодичности и форм аттестации обучающихся. Могут быть использованы следующие формы контроля: тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, выступления на олимпиадах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях, концертах, публикации и другие. 4.4. Занятия проводятся в очной форме, а также с применением дистанционных образовательных технологий в соответствии с утвержденной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой. 4.5. Учебный год в объединениях ДО начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Во время летних каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами). 4.6. Расписание занятий в объединениях ДО составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в школе. Расписание составляется в начале учебного года заместителем директора по воспитательной работе на основании предложений педагогов ДО с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание утверждается директором школы. Перенос занятий или изменение расписания осуществляется на основании приказа директора. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. 4.9. Деятельность детей осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. 4.10. Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направления обучения. 4.11. В соответствии с программой в образовательном процессе педагог может использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, мастер-классы, практикумы, экскурсии, концерты и выставки. 5. Порядок зачисления и отчисления обучающихся в объединения для обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам 5.1. Прием обучающихся в объединения ДО осуществляется на основе свободного выбора образовательной области и образовательных программ на основании подачи заявления от родителей (или самих обучающихся старше 14 лет) через «Навигатор дополнительного образования Краснодарского края» либо при личном обращении в школу перед началом учебного года, а также в течение всего учебного года, в том случае, если объединение не укомплектовано в полном объёме или при открытии нового объединения. 5.2. Отчисление обучающихся производится при грубом нарушении ими Устава школы и правил поведения обучающихся Школы. За обучающимися сохраняется место в детском объединении в случае болезни или прохождения санаторно-курортного лечения. 6. Документация и отчетность 6.1. В течение учебного года педагог дополнительного образования ведет журнал посещаемости группы через «Навигатор дополнительного образования Краснодарского края», являющейся учетным документом, систематически проводит с обучающимися инструктажи по технике безопасности с отметкой в журнале.