1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации работы классных руководителей в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы №14 (далее-МБОУ-СОШ № 14) на основе Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях. 1.2. Деятельность классного руководителя, осуществляется в соответствии с: 1. Конституция Российской Федерации, Устав субъекта Российской Федерации, устанавливающий право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией; 2. Семейный кодекс Российской Федерации; 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; 5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; 7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; 8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 10. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; 11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 1.3. Методическое обеспечение деятельности классных руководителей осуществляется Центром развития образования муниципального образования город Армавир и методическим объединением классных руководителей МБОУ-СОШ № 14. 2. Цель, задачи и порядок возложения функций классного руководителя на педагогического работника 2.1. Деятельность классного руководителя заключается в создании условий для развития личности обучающегося, его успешной социализации, а также в формировании условий для реализации систематической воспитательной работы в классе. 2.2. Задачами классного руководителя являются: защита прав и интересов обучающихся; создание условий для обеспечения нравственного и психического здоровья обучающихся, их эмоционального благополучия, формирование стремления к здоровому образу жизни; создание благоприятных условий для раскрытия способностей обучающихся, выявление и поддержка детской одарённости; мотивирование обучающихся на социально значимую, творческую деятельность; формирование и развитие класса, поддержка деятельности детских объединений, ученического самоуправления; создание и поддержание благоприятного психологического климата в классе, развитие коммуникаций обучающихся на основе взаимного уважения; реализация индивидуально-личностного подхода во взаимодействии с обучающимися, в том числе с привлечением ресурсов социальных партнеров ОО, а также педагогических работников, обеспечивающих психологопедагогическое, социально-психологическое и медико-социальное сопровождение; взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося; определение и гармонизация образовательных запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности; содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2.3. Возложение функций классного руководителя и освобождение от них осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения. Функции классного руководителя могут быть возложены только на педагогического работника МБОУ-СОШ № 14. 2.4. Основанием для приказа руководителя ОУ о возложении функций классного руководителя является заявление педагогического работника. 2.5. Прекращение выполнения функций классного руководителя осуществляется по инициативе - педагогического работника; - по решению директора МБОУ-СОШ № 14; - в связи с прекращением трудовых отношений педагогического работника с МБОУ-СОШ № 14. 3. Функции классного руководителя Функции классного руководителя включают в себя организационнокоординирующие, аналитическо-прогностические, коммуникативные и контрольные функции. 3.1. Организационно-координирующие функции: взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом; организация и стимулирование социально значимой деятельности обучающихся в классном коллективе, в том числе деятельности органов ученического самоуправления, проектной деятельности; координация взаимодействия обучающихся, их родителей и законных представителей с сотрудниками ОО; организация воспитательной работы с обучающимися с целью формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности и активной жизненной позиции обучающихся; организация и проведение классных часов и иных воспитательных событий; координация участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и в период каникул; организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении; участие в работе педагогических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях; стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; ведение документации классного руководителя. 3.2. Аналитическо-прогностические функции: построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы в целом и приоритетным воспитательным задачам, поставленных государством и обществом; изучение индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов обучающихся, выявление динамики их развития; выявление специфики и определении динамики развития класса; изучение, анализ состояния и условий воспитания каждого ребенка; изучение и анализ поведения обучающегося, профилактика асоциального поведения, в том числе суицидального риска у обучающихся во взаимодействии с педагогами-психологами, социальными педагогами, медиаторами; анализ посещаемости учебных занятий, профилактика необоснованных пропусков учебных занятий; изучение, анализ влияния малого социума на обучающихся класса (совместно педагогами-психологами, социальными педагогами); учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; прогнозирование результатов воспитательной деятельности; прогнозирование последствий межличностных отношений, складывающихся в классном коллективе; профилактика конфликтов и негативных социальных явлений в классном коллективе. 3.3. Коммуникативные функции: содействие созданию благоприятного климата в классе в целом и для каждого обучающегося; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств, установлении конструктивных отношений с социальным окружением; взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, консультирование по вопросам воспитания и обучения; организация оперативного взаимодействия педагогических работников, занятых в образовательном процессе с классом, сотрудниками образовательной организации и родителями (законными представителями) обучающихся; содействие расширению социального партнёрства в образовательной организации интересах воспитания и развития обучающихся. 3.4. Контрольные функции: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий каждого обучающегося. 4. Профессионально-педагогическая компетентность классного руководителя 4.1. Классный руководитель должен знать: Конвенцию о правах ребенка; Закон "Об образовании в Российской Федерации"; Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 года; нормативные акты Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся вопросов воспитания; психолого-педагогические основы работы с обучающимися соответствующей возрастной категории; теорию и методику воспитательной работы, в том числе современные методы, концепции и технологии воспитания; правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности. 4.2. Классный руководитель должен уметь: планировать воспитательную работу в классном коллективе; использовать в процессе воспитания индивидуальные и коллективные формы работы, различные методы и приемы педагогического взаимодействия; стимулировать активность участия родителей в жизни класса; создавать в классе благоприятную воспитывающую среду; организовывать свою деятельность с учетом современных подходов, концепций, технологий воспитания; изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты своей деятельности. 4.3. Классный руководитель должен постоянно повышать уровень своего профессионального педагогического мастерства. 5. Права и обязанности классного руководителя 5.1. Классный руководитель обязан: Осуществлять систематический анализ успеваемости и динамики общего развития своих воспитанников. Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать обучающихся в систематическую деятельность классного и общешкольного коллективов. Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую коррекцию, информировать о данных проявлениях педагогический коллектив, сотрудников и администрацию образовательной организации. Совместно с сотрудниками образовательной организации осуществлять индивидуальную работу по профилактике правонарушений и иных социально опасных явлений и действий в классном коллективе, осуществлять мониторинг надлежащего исполнения обязанностей, возложенных на родителей (законных представителей) обучающихся законодательством РФ. Оказывать помощь обучающимся в решении лично значимых проблем, участвовать в организации социальной, психологической и правовой защиты обучающихся. Содействовать вовлечению в организацию воспитательного процесса в классе педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей) обучающихся; осуществлять управление деятельностью родительского комитета (совета родителей) класса. Контролировать посещение учебных занятий обучающимися своего класса. Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные мероприятия с классом. Соблюдать требования охраны труда, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей во время проведения внеклассных, школьных мероприятий. Демонстрировать личным примером образец нравственного поведения, содействовать развитию у обучающихся устойчивых положительных представлений о культурном, историческом и духовном наследии Кубани. 5.2. Классный руководитель имеет право: Выносить на рассмотрение администрации МБОУ-СОШ № 14, педагогического совета, органов самоуправления, родительского комитета (совета родителей), социальных партнёров образовательной организации предложения, инициативы, как от имени классного коллектива (по согласованию е обучающимися), так и от своего имени. Получать своевременную методическую и организационнопедагогическую помощь от администрации МБОУ-СОШ № 14, социального педагога, педагога-психолога, органов государственно-общественного управления образовательной организации, а также органов самоуправления. самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебнометодические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности; самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и проведения классных мероприятий. участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной организации и осуществлении контроля ее качества и эффективности; - самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях; - использовать (по согласованию с администрацией МБОУ-СОШ № 14) инфраструктуру МБОУ-СОШ № 14 при проведении мероприятий с классом; Разрабатывать и реализовывать программы курсов внеурочной деятельности, авторские программы, технологии и методики воспитания обучающихся в соответствии с программой воспитательной работы. Получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления МБОУ-СОШ № 14, для реализации задач по классному руководству; Приглашать в МБОУ-СОШ № 14 родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства; Давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий; Посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса; Приглашать в МБОУ-СОШ № 14 родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя. Самостоятельно выбирать форму повышения квалификации. Участвовать в конкурсах профессионального мастерства, обобщать и распространять опыт своей профессиональной деятельности. Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным направлениям воспитательной деятельности. На защиту собственной части, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации, обучающихся, родителей (законных представителей), других педагогов; имеет право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Получать вознаграждение за исполнение функций классного руководителя. Вознаграждение устанавливается с даты издания приказа о возложении функций классного руководителя на педагогического работника МБОУ-СОШ № 14. В случае непреодолимых затруднений в выполнении функций, указанных в п.3 настоящего Положения, отказаться от деятельности в качестве классного руководителя. В целях реализации и защиты академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, предусмотренных частью 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к чести и достоинству педагогических работников, реализации возможных способов урегулирования споров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в частности: - письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г. № ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»; - письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г. «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»; - письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г. № 08415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование». 6. Оценка и критерии эффективности воспитательной деятельности педагогических работников по классному руководству 6.1.Результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией МБОУ-СОШ № 14 и другими участниками образовательного процесса. 6.2.Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе. 6.3.Эффективность работы классного руководителя оценивается на основе двух групп критериев оценки:критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности. 6.3.1.К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относятся: Комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в нормативных документах; Адресность как степень учёта в воспитательном процессе возрастных и личностных особенностей детей, характеристик класса; Инновационность, как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и т.д.; Системность, как степень вовлеченности в решение воспитательных задач разных субъектов воспитательного процесса. 6.3.2.Критерии оценки результатов (эффективности) классного руководства: –сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России; –сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России; –наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России. 6.3.3.Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя характеризуют: Уровни развития личностных качеств и индивидуальных способностей обучающихся; Успешность усвоения обучающимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости; Сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса; Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью детей в классе и результатами классного руководства; Наличие у обучающихся достижений в различных видах деятельности; Комфортность пребывания ребенка в классном сообществе. Результаты оценки эффективности деятельности по классному руководству должны стать основой для поощрения лучших практик классного руководства. 7. Документация классного руководителя. К служебной документации классного руководителя относится: 7.1. План воспитательной работы на текущий учебный (календарный) год (форма плана определяется методическим объединением классных руководителей и утверждается локальным актом МБОУ-СОШ № 14); 7.2. Аналитическая справка по реализации воспитательной работы за учебный (календарный) год (форма справки определяется методическим объединением классных руководителей и утверждается локальным актом МБОУ-СОШ № 14); 7.3. Психолого-педагогическая и социальная характеристика класса; 7.4. Протоколы заседаний родительских собраний; 7.5. Отчёты классного руководителя по итогам учебного периода (четверти; полугодия; года). 7.6. Протоколы индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями (законными представителями). Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)