Положение о школьной библиотеке в МБОУ-СОШ №14

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
(МБОУ-СОШ №14)

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ-СОШ №14
протокол от 31.08.2021 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ-СОШ №1
от 31.08.2021 г. № 409/ 2.4.3
________________ О.П. Ситникова

Положение
о школьной библиотеке
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения - средней общеобразовательной
школе № 14
муниципального образования город Армавир

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Данное положение разработано в соответствии с Федеральным Законом №
273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 02.07.2021) ст. 35 п. 3; Федеральным Законом Российской Федерации
«О библиотечном деле» № 78-ФЗ от 29.12.1994 года (ред. 22.12.2020); с требованиями ФГОС и ГОСС 2004; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СП
2.4.3648-20); Федеральным законом № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г.с изменениями и дополнениями; с Федеральным законом от 29.11.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с изменениями и дополнениями; Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ с изменениями и дополнениями; с Уставом
МБОУ-СОШ № 14 библиотека МБОУ-СОШ № 14 участвует в учебновоспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.2. Деятельность библиотеки МБОУ-СОШ № 14 (далее – школьная библиотека)
отражается в Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании образовательного учреждения.
1.3. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы:
 формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
 их адаптация к жизни в обществе;
 создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
 содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и
нравственному развитию учащихся;
 содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми и народами
независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности;
 воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
 способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека.
формирование и развитие в соответствие с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
 формирование здорового образа жизни.
1.4. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации, инструкциями Министер-

ства иностранных дел Российской Федерации, уставом школы, положением о
библиотеке, утвержденным директором школы.
1.5. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. МБОУ-СОШ № 14 несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания
библиотеки.
1.6. В соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской
деятельности» № 114-ФЗ от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено
распространение, производство, хранение и использование литературы экстремистской направленности.
1.7. Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародования документы, либо информация на иных носителях, призывающие к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды
руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской
партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное
и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной
группы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего,
«массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям.
1.8. В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2010 № 436 «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом от 29.07.2013 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания обучающихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 18+.
1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными,
санитарно- гигиеническими требованиями.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
2.1. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся,
педагогическим работникам, родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее — пользователям) — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным
ценностям
посредством
использования
библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный
фонд, фонд периодических изданий), цифровом (CD- диски), коммуникативном
(компьютерные сети) и иных носителях;
2.2. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения
прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремистской деятельности, в пределах

своей компетентности, осуществляет профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания
школьников. с этой целью наложен запрет на распространения литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.
2.3. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
2.4. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение
поиску, отбору и критической оценке информации;
2.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечноинформационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды;
2.6. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
3.1. Для реализации основных задач библиотека:
 формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:
 учебниками и учебными пособиями в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами образовательного учреждения;
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, аккумулирует фонд документов, создаваемых в общеобразовательном учреждении
(публикаций и работ педагогов, рефератов обучающихся и др.)
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов;
 обеспечивает защиту детей вредной для их здоровья и развития информации.
3.2. Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов ( нам любых
носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского
содержания не реже 1 раза в квартал. При обнаружении запрещенных материалов
экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания
их в фонд открытого доступа.
3.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: алфавитный каталог, картотеки, электронный каталог;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
3.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности;

 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и
читательской культуры личности, оказывает содействие в организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС НОО и
ООО, содействует развитию критического мышления;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
 содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуговой деятельности
обучающихся;
 не допускает обучающихся к Интернет-ресурсам, электронным документам
экстремистского характера.
3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области
педагогических инноваций и новых технологий;
 содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,
проведению аттестации;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
 организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;
 осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций), информирование руководства общеобразовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
 поддерживает деятельность педагогических работников в области создания
информационных продуктов (документов, баз данных);
 способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры;
3.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку в том числе способствующих реализации ФГОС НОО и
ООО;
 консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
 консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ
4.1. Структура школьной библиотеки: абонемент, читальный зал, отдел учебников и учебных пособий.

4.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным
планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки.
4.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации
образования, перехода на новые ФГОС и в пределах выделяемых средств, МБОУ
СОШ № 14 обеспечивает библиотеку:
 гарантированным
финансированием
комплектования
библиотечноинформационных ресурсов (учебников, учебных пособий, документов на
традиционных электронных носителях);
 необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности
эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности
помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;
 современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной и копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;
 ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
 библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного
фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии
с Уставом школы.
4.6. Происходит систематическое информирование читателей о деятельности
библиотеки, в том числе через школьный сайт.
4.7. Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов размещена на
школьном сайте в разделе Библиотека ( Сайт Министерства юстиции РФ)
https://minjust.ru/ru/extremist-materials
4.8. Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного
фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.9. Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.
4.10. Режим работы школьной библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
4.11. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека школы взаимодействует с библиотеками других
общеобразовательных учреждений района.
5. УПРАВЛЕНИЕ. ШТАТЫ
5.1. Управление школьной библиотекой осуществляется в соответствии с Законодательством Российской Федерации и Уставом школы.

5.2. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.
5.3. Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который
несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом школы.
5.4. Библиотекарь назначается директором школы.
5.5. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие документы:
 положение о библиотеке;
 правила пользования библиотекой;
 планово-отчетную документацию;
 технологическую документацию.
5.6. Порядок комплектования штата школьной библиотеки регламентируется
уставом школы.
5.7. Библиотекарь должна располагать сведениями о запрещенных книгах и иной
печатной продукции, т.е. иметь государственный перечень (список) экстремистской литературы.
5.8. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки
могут вводиться должности: библиотекарь.
5.9. Трудовые отношения библиотекаря регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить Законодательству Российской Федерации о труде.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
6.1. Работник школьной библиотеки имеет право:
 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе школы и
Положении о школьной библиотеке;
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
 рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
 определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
 иметь ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным Договором между работниками и руководством
образовательного учреждения и другими локальными нормативными актами;
 быть представленными к различным формам поощрения;

 участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
6.2. Библиотекарь обязан:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами школьной библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых школьной библиотекой услуг;
 обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиями ФГОС, образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных выше категорий пользователей;
 совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
 библиотекарь ежемесячно проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с обновлениями Федерального списка экстремистских материалов. При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа.
 обеспечивать режим работы школьной библиотеки в соответствии с потребностями пользователей и работой образовательного учреждения;
 отчитываться в установленном порядке перед руководством общеобразовательного учреждения не реже 1 раза в год;
 повышать квалификацию.
7. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ БИБЛИОТЕКИ
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
 получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
 пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
 получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания и другие источники информации;
 продлевать срок пользования документами;
 получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
 участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
 получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при использовании электронным и иным оборудованием;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к администрации школы.
7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:

 соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
 поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках;
 пользоваться ценными и справочными документами только в помещении
библиотеки;
 убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний
пользователь;
 возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
 заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи
им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования школьной библиотекой;
 полностью рассчитаться с школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в школе.
7.3. Порядок пользования школьной библиотекой:
 запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному
составу класса, педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных представителей) обучающихся
— по паспорту;
 перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
 документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр;
 читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
7.4. Порядок пользования абонементом:
 пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более трех документов одновременно;
 максимальные сроки пользования документами:
— учебники, учебные пособия — учебный год;
— научно-популярная, познавательная, художественная литература — 10 дней;
— периодические издания, издания повышенного спроса — 7 дней;
 пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них
отсутствует спрос со стороны других пользователей.
7.5. Порядок пользования читальным залом:
 документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
 энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном
экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.


Наверх

https://армавир14.школакубани.рф

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».